Строительные машины и оборудование, справочник






Ремонт механических коробок передач автобусов Икарус


Категория:
   Эксплуатация и ремонт автобусов


Ремонт механических коробок передач автобусов Икарус

Перед снятием неисправной коробки передач слить масло, удалить болты крепления карданных валов и рычагов привода коробки, а также элементы подвески. Лебедкой опустить агрегат на пол.

Последовательность ремонта: разборка на узлы; разборка узлов; ремонт деталей; предварительная сборка узлов; сборка коробки передач.

Разборка на узлы



После вывертывания болтов крепления снять с картера крышку в сборе.

Для снятия первичного вала, рас-шплинтовав и вывернув коронную гайку, стянуть с конца вала фланец привода.

На освободившийся конец вала вставить (до упора в крышку) приспособления для его выпрессовки. Вывернув застопоренные проволокой болты Ml0, прижимающие крышку первичного вала, ввернуть в специальные отверстия на краю крышки винты, вращая которые, выпрессовать первичный вал вместе с крышкой.

Для снятия вторичного вала, расшплинтовав и вывернув коронную гайку, стянуть с конца вала фланец. Затем снять крышку механизма привода спидометра и с помощью кулачкового приспособления выпрессовать подшипник из картера со вторичного вала. Вместе с подшипником с вала сойдет и червячная шестерня привода спидометра. После этого освободившийся вторичный вал, повернув, можно извлечь из картера.

Снятие первичного вала целесообразно выполнять после удаления подшипника, поскольку при этом другой конец вторичного вала при снятии подшипника будет опираться о первичный вал.

Вал передачи заднего хода может быть выпрессован с помощью специального приспособления после снятия задней крышки ведущего вала путем ввертывания винтов в отверстия Ml0, после чего из картера извлекают двойную шестерню.

Для снятия промежуточного вала необходимо удалить препятствующий этому всасывающий трубопровод, вывернув предварительно замковые болты. После этого удалить диск обоймы подшипника на заднем конце ведущего вала.

Следующим шагом выпрессовать с промежуточного вала и из картера задний подшипник и, повернув вал, извлечь его из картера.

Прочие механизмы и узлы, крепящиеся на картере, и, в частности, масляный насос; другие крышки, запорные болты (винты), элементы подвески снимают путем ослабления прижимных винтов.

Разборка основных узлов

Отдельные основные узлы следует разбирать только в том случае, если предшествующая этому проверка установила наличие неисправностей.

Разборка крышки коробки передач. Снять все запирающие элементы, находящиеся на внешней поверхности крышки коробки передач (запорную пластину, крышку смотрового лючка, пробки, пружины и шарики фиксаторов). Затем вывернуть винты крепления кулаков и вилок из трех ползунов и из крышки — рычаги переключения передач (I — II, II — III, IV — V). Удалить шарики, стопорящие в боковом направлении, и палец, а затем вместе с пальцем и рычаг переключения передач I — II, крепящийся на стенке коробки. После этого, ослабив через смотровой лючок болт рычага переключений с пятой, извлекают шток дистанционного переключения и уплотнительные элементы этого штока. В конце, если представляется необходимой замена этих деталей, выпрессовать со штока дистанционного переключения его направляющие втулки.

При разборке первичного вала, удалив пружинное стопорное кольцо, которое поджимает подшипник, с помощью трубы с внутренним диаметром 138 мм выпрессовать вал из подшипника.

При необходимости выпрессовать постукиванием синхронизатор; предварительно нагрев его.

Разборка вторичного вала. С шли-цевой части вала снять подвижную шестерню I передачи, а затем механизм синхронизации переключения IV — V передач.

Удалив пружинное стопорное кольцо, снять с оси шестерню вместе со шлице-вым опорным кольцом, два ряда роликов и распорное кольцо, а затем универсальным съемником выпрессовать шестерню III передачи. Одновременно с этим снимаются также внутренние и наружные обоймы игольчатых подшипников.

Освободившийся в результате этого двухрядный игольчатый подшипник вместе с распорным кольцом снимают с вала. Сняв механизм синхронизации переключения II и III передач, с помощью съемника удалить шестерни этих передач вместе с внутренней муфтой синхронизатора, внутренней обоймой игольчатых подшипников. Затем следует демонтаж игольчатых подшипников шестерни II передачи и опорного кольца.

При снятии внутренних обойм игольчатых подшипников необходимо следить за запрессованными изнутри направляющими штифтами, а также за тем, чтобы не перемешивались иголки различной длины.

Разборка промежуточного вала. Сняв с вала пружинное стопорное кольцо, универсальным съемником по порядку выпрессовать все шестерни и распорные втулки, извлечь сегментные шпонки.

Ремонт деталей

Первичный вал. Перед началом ремонта тщательно продуть сверления масляных каналов сжатым воздухом. При значительном износе зубьев и посадочных мест подшипников (если коробка работает шумно) первичный вал следует заменить. Небольшие выбоины, а также прилегающую поверхность уплотнительного кольца с буртиком отшлифовать и отполировать до исчезновения царапин. Если патрубок для масла в ступице шестерни имеет повреждения, канал следует проточить в центрах, патрубок заменить новым и запрессовать на место. Заменять синхронизатор не рекомендуется.

Вторичный вал. Перед началом ремонта тщательно промыть, сверления масляных каналов продуть сжатым воздухом. При значительном износе шлицев и посадочных мест подшипников (часто «выскакивают» IV и V передачи) вал следует заменить. В целях предотвращения указанного явления у выступов, выполненных на боковых поверхностях шлицев, если они имеют значительный износ, путем расточки восстановить остроту граней.

Промежуточный вал. Перед началом ремонта тщательно промыть. При обнаружении износа или повреждений зубьев шестерен или посадочных мест подшипников отшлифовать поверхности до исчезновения царапин. В случае незначительного повреждения (выкрашивания, выбоин) шпоночных канавок следует выполнить их правку и использовать новые шпонки соответствующих размеров. При значительных повреждениях вал необходимо заменить.

Шестерни. На всех шестернях (включая первичный вал, промежуточный вал, муфты синхронизаторов и зубчатые механизмы включения) необходимо проверить состояние зубьев. Если обнаружены значительный износ боковых поверхностей зубьев, признаки заеданий, трещины или выкрашивания, зубчатые детали следует заменить. При незначительных дефектах поврежденные поверхности зубьев и скольжения необходимо править шлифованием.

Механизм синхронизации. При относительно небольших неисправностях (износ конических поверхностей, шлицев, выбоин пазов и буртиков фиксаторов, пазов под шпонки и буртиков, ослабление заклепок) ослабленные соединения укрепить, неисправную поверхность восстановить шлифованием. В случае более сильных повреждений, поскольку механизм синхронизации разборке не подлежит и для его ремонта не всегда имеются в наличии необходимые технические возможности, рекомендуется заменять весь механизм в сборе. Степень износа конуса синхронизатора может быть определена путем совмещения со взаимодействующим конусом шестерни. Механизм должен быть заменен, если конус изношен настолько, что входит в зацепление с сопрягаемой шестерней до того, как боковые поверхности доходят до упора. Механизм синхронизации подлежит замене и в том случае, если после совмещения конусов (если подвинуть внешнее шлицевое кольцо в направлении включения) зубчатые венцы включаются раньше, чем выступы шлицевой ступицы дойдут до упора в буртик шлицев внешней муфты.

Прочие детали, устанавливаемые на валах. Прежде всего необходимо проверять состояние находящихся на вторичном валу упорных колец, обойм, игольчатых подшипников и распорных колец внутренней втулки переключения синхронизатора II — III передач. В случае износа и повреждения скользящих поверхностей их следует отполировать. Восстановить канавки под шпонки. В случае их повреждения (выкрашивания) подобрать для них шпонки соответствующих размеров. При значительных износе и повреждениях детали необходимо заменить.

Выкрашивания, вмятины на распорных втулках промежуточного вала могут быть исправлены путем шлифования.

В случае неисправности элементов фиксации подшипников на первичном валу они должны быть заменены. Повреждения рабочей поверхности, выбоины, выкрашивания распорной втулки следует исправлять путем шлифования, а при значительных повреждениях вал необходимо заменить.

Подавляющее большинство деталей на валах закалены, толщина закаленного слоя примерно 0,5 мм.

Подшипники и игольчатые ролики. Подшипники следует проверять после очистки, наблюдая прежде всего за их вращением, которое должно происходить без заеданий и бесшумно. Неисправные подшипники необходимо заменить, исправные же смазать пластичной смазкой и направить в место хранения или вновь установить на агрегат. На валы подшипники сажают с натягом. В случае недостаточно плотной посадки деталь необходимо заменить. Снимать с подшипника и заменять пружинное стопорное кольцо следует только при неисправности последнего. Необходимо также проверять количество, состояние и степень износа игольчатых роликов, укладываемых по отдельности и находящихся в сепараторах. Зазор между рабочими поверхностями в собранном узле у игольчатых подшипников может быть 0,05™0,1 мм. У игольчатых подшипников свободно вращающихся на валу шестерен допустимый зазор 0,04 — 0,08 мм.

Выпускаются две группы размеров игольчатых роликов. Для подшипника какой-то одной шестерни допускается использовать ролики только одной группы.

Сальники. Сальники и уплотнительные кольца следует проверять уже в процессе эксплуатации. При разборке уплотняющие элементы легко повредить, в связи с чем, если имеется необходимость в их снятии, при сборке рекомендуется во всех случаях устанавливать новые детали, поскольку ремонт уплотнительных элементов нерентабелен. После сборки следует проверять качество уплотнения.

Картер коробки передач. Перед ремонтом следует промыть и просушить сжатым воздухом прежде всего каналы смазывания. При засорении каналов их прочистка облегчится, если вывернуть пробки, в прочих случаях вывертывать пробки смазочных каналов не рекомендуется. Поврежденные поверхности восстановить. Обнаруженные трещины заварить и отремонтировать. Как правило, у этой детали не бывает таких неисправностей, которые требовали бы ее замены, однако чрезмерное выкрашивание отверстий под подшипники может вызвать необходимость восстановления их сваркой или замены всего картера.

После ремонта внутреннюю поверхность картера окрасить термо- и масло-стойкой краской.

Масляный насос. В разобранном состоянии корпус насоса и его каналы для смазывания необходимо промыть и продуть сжатым воздухом. Проверить пружину регулятора избыточного давления (длина пружины без нагрузки 42 мм, диаметр шарика клапана 10 мм), при необходимости заменить. Заменить изношенные втулки и подшипники или исправить.

Зазор между втулкой и пальцем должен быть 0,0164-0,052 мм, расстояние между осями — 37,5 мм.

Масляный насос работает исправно, если боковые поверхности зубьев шестерен, их кожух сопрягаются с картером без зазора, а коническая винтовая пробка обеспечивает полную герметичность.

Крышка привода спидометра. После очистки снять и проверить состояние направляющих втулок червячного вала. Если степень износа превышает 0,1 мм, деталь подлежит замене. Восстановить отверстие и боковые поверхности запрессованной втулки с таким расчетом, чтобы при ввертывании нарезной втулки до упора осевой зазор червячного вала составлял 0,1 т 0,3 мм, а посадочный зазор между пальцем и втулками — 0,01-^-0,04 мм. Проверить состояние зубьев и рабочей поверхности червячного вала и контргайки и в случае обнаружения повреждений заменить их. Точно так же подлежит замене поврежденное уплотнительное кольцо, устанавливаемое в крышку. При выкрашивании обработанных сопрягаемых поверхностей крышки отремонтировать их полировкой, крышку, имеющую обломы или трещины, заменить.

Крышка картера коробки передач и механизма переключения. Еще до снятия проверить работу узла. Заводской зазор для рычагов переключения составляет 0,06 — 0,14 мм, допускаемый зазор, возникающий в результате износа,— 0,35 мм. Если фактический зазор превышает эту величину, деталь необходимо заменить. Это относится и к оси рычага переключения, а также к его втулкам.

Проверить состояние шпоночных канавок рычагов, которые в случае износа ремонтируют шлифованием. Расстояние между шпоночными канавками у рычага переключения передач I — Н 30 и 34 мм, что указывает на длину хода подвижной шестерни.

Это расстояние между вилками синхронизированных передач равно 16 мм, что указывает на длину хода синхронизаторов.

Проверке и замене при износе и вмятинах подлежат далее шариковые фиксаторы и пружины (длина не сжатой пружины — 26 мм).

Проверить крепление рычага переключения передач I — Н, монтируемого на стенку крышки. Поперечный люфт рычага недопустим, при износе крепежного пальца или отверстия неисправную деталь необходимо заменить. Проверить, свободно ли и беспрепятственно ли перемещаются рычаги переключения и их вилки. Если обнаружены заедание или люфт, являющиеся следствием износа, неисправную деталь заменить.

Плоскость закаленных щечек вилок переключения передач должна быть перпендикулярна оси отверстия ступицы.

Трещины, обломы литой крышки надлежит ремонтировать сваркой, а прилегающие поверхности — шлифованием.

Прочие неисправные детали крышки должны быть заменены.

Сборка основных узлов

Основные узлы собирают в последовательности, обратной разборке.

Сборка крышки коробки передач.

Втулки штока дистанционного переключения запрессовать так, чтобы конец каждой находился примерно на одном уровне с внутренней поверхностью крышки. Установить уплотнения штока дистанционного управления и, вставив его и установив сегментную шпонку в ее канавку, подсоединить рычаг переключения с пятой. Рычаг закрепить болтами с пружинными прокладками. Затем установить рычаг переключения передач I — Н.

Рычаг переключения и его прокладку — в сборе с соответствующим пальцем — вставлять в отверстие крышки следует изнутри. Снаружи он закрепляется гайкой с пружинной шайбой. Убедиться в правильном функционировании собранных деталей.

После этого приступить к установке ползунов переключения вместе с установленными на них вилками. Сначала следует вставить по два предварительно смазанных консистентной смазкой шариковых фиксатора, стопорящих боковое перемещение, что осуществляется через внутреннее отверстие ползуна переключения, находящееся с внутренней стороны картера. Проверить положение шарика пальцем.

Очередность установки ползунов переключения: I — Н, II — III, IV — V. При сборке ползунов следует по одному устанавливать шариковые фиксаторы, шпоночные пружины и относящиеся к ним винты, контргайки.

Точно так же, по одному, следует проверять движение ползунов и закреплять надетые вилки. После окончательной регулировки и проверки ее правильности установить и закрепить остальные крепежные элементы крышки вместе с их уплотнениями.

Сборка первичного вала. Нагреть шарикоподшипник до 80-f-100 °С и напрессовать его до упора на первичный вал, зафиксировав пружинным кольцом.

Сборка вторичного вала. Перед установкой шестерни II передачи надеть на вал относящееся к ней опорное кольцо и поместить располагающиеся в два ряда игольчатые ролики вместе с находящейся между ними распорной втулкой. После установки шестерни II передачи и помещения в канавки вала двух сегментных шпонок с помощью соответствующего инструмента запрессовать муфту механизма синхронизации II и III передач, нагретую до 200 °С.

Этим же приспособлением следует запрессовывать внутреннее рабочее кольцо шестерни III передачи. После этого один за другим установить механизмы синхронизации II — III передач, игольчатые ролики, шестерню III передачи и очередное опорное кольцо.

Затем соответствующим приспособлением запрессовать внутреннюю обойму игольчатых роликов очередной шестерни.

На втулку, покрытую пластичной смазкой, уложить два ряда игольчатых роликов и поместить между рядами разделительное кольцо, а затем последнюю шестерню с косыми зубьями. Проверить осевой зазор между шестернями, который может быть равен 0,0^-0,2 мм. Остающийся до паза на валу промежуток . заполняет опорное кольцо с зубьями и всю конструкцию замыкает пружинное стопорное кольцо. Чтобы выбрать люфт, возникающий в результате заводских допусков, опорные кольца изготавливают в интервале 4,0-М,5 мм различной толщиной, которая повышается на 0,1 мм у каждого следующего размера.

Подобранное опорное кольцо следует устанавливать на вал между внутренними зубьями последней шестерни. В конце надвинуть на шлицы вала механизм синхронизации IV — V передач и подвижную шестерню I передачи. Посадка ступиц на шлицы должна быть без натяга, свободной (заводской зазор — 0,15 мм).

Сборка промежуточного вала. Шестерни надевать на вал в установленном порядке вместе с сегментными шпонками и распорными муфтами.

Шестерни напрессовать с нагревом до 200 °С, после чего должно быть установлено пружинное стопорное кольцо.

Сборка коробки передач

Работа начинается запрессовкой переднего роликового подшипника промежуточного вала в картер коробки передач. Вал вставить в картер, повернуть и через отверстие для заднего подшипника протолкнуть его между роликами переднего подшипника, после чего на задний конец, а также в картер коробки запрессовать задний под шипник промежуточного вала. Задний подшипник зафиксировать диском и двумя винтами.

Поместить распорное кольцо в сдвоенную шестерню заднего хода и по обеим сторонам кольца — смоченные в масле игольчатые подшипники. Через установленную сдвоенную шестерню и картер протолкнуть вал заднего хода вместе с резиновым сальником так, чтобы выполненная на конце вала лыска была обращена к промежуточному валу, а большая шестерня заднего хода находилась в зацеплении с шестерней промежуточного вала. Установить заднюю крышку промежуточного вала, которая одновременно фиксирует и вал заднего хода.

После этого, вращая вал, проверить правильность установки промежуточного вала и вала заднего хода.

Установить элементы системы смазывания: масляный насос с относящимися к нему деталями, масляный фильтр, запорную крышку, подающий маслопровод, крепежные винты. Следует обращать внимание на герметичность системы смазывания.

Проверку системы смазывания выполнять путем наполнения маслом картера коробки передач и вращения рукой промежуточного вала. При этом необходимо следить за вытеканием масла по каналу, выполненному в передней стенке картера, который (канал) соединен с нагнетательным трубопроводом масляного насоса.

После этого следует установка вторичного вала. Установив, запрессовать его задний подшипник с использованием соответствующих оправок. Затем установить в первичный вал игольчатый подшипник и специальным приспособлением запрессовать в стенку картера первичный вал в сборе, следя за тем, чтобы шестерни «входили» одна в другую.

Провернув рукой собранный узел, проверить, свободно ли он вращается и правильно ли соединен.

После установки подшипника и сальника закрепить на месте крышку первичного вала. При сборке следить за тем, чтобы фланцевое уплотнительное кольцо не было повреждено. Для этого острые края имеющегося на валу выступа при установке крышки временно покрыть тонкой пластиной. После затяжки и стопорения прижимных винтов крышки на нее следует установить остальные детали.

Затем напрессовать на задний конец вторичного вала шестерню привода спидометра, следя за правильным зацеплением зубьев, установить и закрепить крышку механизма привода.

Выполнив эти действия, установить на концы валов фланцы, шайбы, коронные гайки и шплинты.

В конце установить на картер элементы подвески, остальные крышки и завернуть пробки.

Временно закрепив, установить крышку механизма переключения коробки и, вращая валы и попеременно включая все передачи, проверить бесперебойность работы механизмов, уверенность включения передач. Если в ходе проверки неисправностей не обнаружено, крышку установить окончательно, все болты затянуть.

Система смазывания коробки передач

Система предусматривает смазывание разбрызгиванием и под давлением.

Смазочное масло находится в специально предусмотренной донной части

картера коробки передач. Смазывание разбрызгиванием производится масляным шестеренным насосом, погруженным в масло. Возникающие масляные пары удовлетворительно смазывают все части конструкции. Чрезмерному повышению давления препятствует клапан, помещенный на крышке. Масляный насос засасывает масло через фильтр, снабженный магнитной вставкой, и подает его под давлением к игольчатым подшипникам шестерен.

При засорении трубопровода установленный в насосе предохранительный клапан предупреждает возможные поломки деталей. Винты, запирающие « концы трубопроводов, обеспечивают хорошее уплотнение, вывертывать их разрешается только в случае засо-ров.

Масляный насос обычно работает надежно, перебоев, как правило, не бывает.

В верхней части коробки передач сзади имеется наливное отверстие, пробка которого выполнена как одно целое с маслоизмерительным стержнем для проверки уровня масла. Сливное отверстие расположено снизу посередине коробки передач.

На запорной крышке отверстия смонтированы магнитный элемент и масляный фильтр.

Проверка давления масла. Проверку давления масла выполняют при включенной нейтральной передаче, при отпущенных болтах крепления крышки первичного вала. При вращении рукой ведущего вала из щели между крышкой и картером коробки передач в том месте, где имеется нагнетательный трубопровод, должно потечь масло.

Более простой способ проверки давления масла — при сборке посмотреть, получают ли смазку игольчатые подшипники.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт автобусов


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины