Строительные машины и оборудование, справочник







Ремонт специального оборудования машин

Категория:
   Эксплуатация специальных автомобилей


Ремонт специального оборудования машин

Ремонт представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникших в результате износа и повреждения деталей, узлов и агрегатов. Он включает в себя контрольно-диагностические, сборочно-разборочные, регулировочные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, электротехнические, шиноремонтные и другие работы. В соответствии с назначением и характером выполняемых работ установлены две группы ремонтов: текущий и капитальный.

Текущий ремонт. Он предусматривает замену или ремонт неисправных узлов, деталей и агрегатов. Потребность в нем выявляется в результате проведения контрольно-диагностических работ, технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и СО) и наблюдения за работой машины на линии.

Текущий ремонт машины проводят на универсальных тупиковых постах, которые располагают в специальных помещениях, отдельно от постов технического обслуживания. В автохозяйствах, где имеется несколько постов текущего ремонта, целесообразно специализировать универсальные посты по маркам машин. Посты оборудуют осмотровой канавой или подъемником и они должны иметь хорошее естественное или электрическое освещение. Рядом с постом устанавливают слесарный верстак и стеллаж-вертушку. Этот вид ремонта специальных машин рекомендуется проводить в две смены (в каждой смене работают бригады из трех—пяти слесарей-ремонтников, которые выполняют демон-тажно-монтажные и регулировочные операции). Производственные участки по мере необходимости выделяют бригаде текущего ремонта своих рабочих для выполнения специализированных работ. Ремонт, выполняемый в рабочее время, производится, как правило, с участием шофера. Все специальные машины, возвратившиеся в гараж с неисправностями, должны быть отремонтированы к началу их выпуска на линию.

Ставит машину на пост текущего ремонта в межсменное время шофер-перегонщик по распоряжению начальника производства или механика, который регулирует поступление машин в зону ремонта с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременный выход их на линию.

Примерное распределение трудоемкости при планировании текущего ремонта специальных машин в условиях спецавтохозяйетва приведено в табл. 5.5.

Для текущего ремонта узлов и агрегатов в специализированных автохозяйствах организуют производственные участки, на которых можно осуществлять и капитальный ремонт некоторых узлов и агрегатов. Число производственных участков зависит от размера спецавтохозяйства.

В специальных автохозяйствах менее чем с 300 машинами число производственных участков может быть уменьшено в соответствии с объемом работ и качественным составом парка машин. Перечень агрегатов, узлов, механизмов и деталей, обслуживаемых производственными участками, можно скорректировать с учетом конкретных условий и конструкций специальных автомобилей, имеющихся в автохозяйстве.

Как правило, мастер руководит несколькими производственными участками; а непосредственное руководство каждым производственным участком возлагается на бригадира.

Текущим ремонтом обеспечивают безотказную работу отремонтированных узлов и агрегатов на пробеге до очередного технического обслуживания. Для сокращения простоя машин текущий ремонт производится преимущественно агрегатным методом, при котором заменяют неисправные или требующие капитального ремонта агрегаты и узлы на исправные, взятые из оборотного фонда.

Специализированные автохозяйства корректируют число оборотных агрегатов с учетом расстояния до ремонтного предприятия, межремонтного пробега узлов и агрегатов и условий эксплуатации машины в пределах установленных норм. Если в спецавтохозяйстве машин одной марки меньше 100, оборотный фонд агрегатов и оборудования уменьшают в соответствии с числом машин: 60 и больше — пропорционально числу машин в спецавтохозяйстве; 30—60 — на 50; до 30— на 70 %, но не менее одной единицы. Оборотный фонд создают и пополняют за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов и приборов, в том числе и оприходованных со списанных машин. На все агрегаты и узлы, нуждающиеся в ремонте, выписывается карточка (форму см. в приложении 2).

Капитальный ремонт. Он предназначен для восстановления работоспособности машин и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80 % нормы для новых машин и агрегатов. Капитальный ремонт агрегата предусматривает его полную разборку, дефектацию, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание. Этот вид ремонта необходим, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если работоспособность агрегата не может быть восстановлена после проведения текущего ремонта.

Капитальный ремонт специального оборудования в основном производится в спецавтохозяйствах (спецавтобазах). Нормы времени на его проведение в условиях спецавтохозяйств (в человеко-часах) :

Капитальный ремонт шасси выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (за срок службы 1 раз, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов).

При определении нормы пробега машин и их агрегатов до первого капитального ремонта необходимо учитывать, что для мусоровозов, контейнерных и ассенизационных машин (как указывалось ранее) 10 маш.-ч работы в стационарном режиме, для подметально-уборочных машин 8 маш.-ч работы на линии приравниваются 100 км пробега. Агрегаты и узлы машин, сдаваемые в капитальный ремонт и возвращаемые после него авторемонтным предприятием, должны соответствовать по типу и конструкции’ модели завода-изготовителя (на сдаваемых и возвращаемых из ремонта шасси допускается наличие деталей, узлов, механизмов и агрегатов различной конструкции только в пределах конструктивных изменений, произведенных заводом-изготовителем за период выпуска данной модели). На сдачу в капитальный ремонт шасси автомобиля, агрегатов и узлов оформляется приемо-сдаточный акт.

Сдаваемые в капитальный ремонт шасси принимаются авторемонтными предприя-гиями при наличии:
1) справки заказчика о состоянии машины, сдаваемой в ремонт с подтверждением о состоянии агрегатов и узлов, т. е. о полной укомплектованности и отсутствии деталей, замененных перед отправкой в ремонт непригодными;
2) технического паспорта машины. Агрегаты, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть без жидкой смазки.

При Транспортировании их необходимо предохранять от повреждений; отверстия во внутренней полости должны быть закрыты крышками или пробками, а наружные неокрашенные поверхности покрыты нейтральной смазкой.

Авторемонтные предприятия принимают в капитальный ремонт и выдают из ремонта машины, агрегаты и узлы I и II степени комплектности. Специальные автомобили I степени комплектности представляют собой полнокомплектные автомобили с кузовами, арматурой и деталями, предусмотренными заводами-изготовителями (без шоферского инструмента и запасного колеса). Грузовые и специальные автомобили II степени комплектности аналогичны автомобилям I степени комплектности только без платформ, металлических кузо-bob, фургонов, специального оборудования и деталей, прикрепляющих платформу, фургон, металлический кузов или специальное оборудование к шасси. Двигатель I степени комплектности поставляют в сборке со всеми узлами и приборами, устанавливаемыми на них, включая сцепление, системы питания (топливную аппаратуру дизельных двигателей), охлаждения и смазки, электрооборудование. Двигатель II степени комплектности поставляют только в сборе со сцеплением, без вентилятора, водяного насоса, компрессора, воздухоочистителей, масляных фильтров, водяных патрубков, генератора, стартера, датчиков контрольных приборов, системы вентиляции картера, карбюратора, топливного насоса, топливопроводов, прерывателя-распределителя, свечей и проводов высокого напряжения.

Агрегаты сдают в капитальный ремонт в следующем виде: 1) коробку передач — в сборе с рычагом переключения, фланцем вторичного вала, центральным ручным тормозом в сборе (в случае крепления его на картер коробки передач), педалями сцепления и тормоза (при установке на картере коробки передач); 2) раздаточную коробку—в сборе с центральным ручным тормозом, фланцами карданных валов, тягами и рычагами управления коробкой (в случае установки их на картере раздаточной коробки); 3) карданную передачу — с комплектом карданных валов в сборе, шарнирами и промежуточными опорами с подшипниками, скользящими валиками; 4) коробку отбора мощности — в сборе с гидронасосом гидроподъемника (если они расположены в одном блоке) и с рычагами управления; 5) гидравлический механизм подъема платформы — в сборе с гидронасосом, краном распределения (если они расположены в одном блоке), кронштейнами и деталями крепления; 6) рулевое управление — в сборе с сошкой вала рулевого управления; 7) переднюю ось — в сборе со всей расположенной на ней арматурой механических, гидравлических или пневматических тормозов, тормозными барабанами, дисками крепления тормозных колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, с поперечной и продольной рулевыми тягами в сборе; 8) ведущий задний или передний мост — в сборе со всей расположенной на нем арматурой механических, гидравлических или пневматических тормозов, тормозными барабанами, дисками крепления тормозных колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, распорными и реактивными штангами (тягами), фланцем ведущей шестерни; передний ведущий мост, кроме того, должен иметь продольную и поперечную рулевые тяги без рулевой сошки; 9) раму — в сборе без бампера, брызговиков двигателя, кронштейнов крыльев, подножек и запасного колеса (если обеспечена возможность снятия кронштейна), без опоры промежуточного подшипника карданной передачи, электропроводки, арматуры тормозной системы, деталей ее крепления и пальцев рессор; 10) кабину грузовых автомобилей — в сборе со всеми узлами, приборами и деталями, крепящимися на ней; 11) платформу или металлический кузов машин — в сборе; 12) компрессор пневматического привода—в сборе со шкивом, воздушным фильтром.

В случае отсутствия полного комплекта деталей в агрегатах и узлах, а также замены деталей негодными в ремонт не принимают автомобили, агрегаты и узлы.

Допускается отсутствие у сдаваемых в ремонт автомобилей отдельных нормализованных (болтов, гаек, шпилек), а также мелких деталей (стекол подфарников, стекол заднего фонаря, пробок радиатора и бензобака, застежек капота, розеток, ручек стеклоподъемников, заводских эмблем), но не более 20 % предусмотренных конструкцией. На сдаваемых в капитальный ремонт автомобилях и агрегатах не должно быть деталей, отремонтированных способами, исключающими возможность их последующего использования или ремонта. Все механизмы, узлы, приборы и детали необходимо закрепить на автомобиле или на агрегатах, как это предусмотрено конструкцией. Неисправности автомобилей и агрегатов, сдаваемых в капитальный ремонт, должны быть следствием нормальной эксплуатации и естественного износа деталей.

Авторемонтные предприятия обязаны принимать в ремонт автомобили, имеющие аварийные повреждения, которые могут быть устранены предприятиями; при этом стоимость ремонта аварийных машин оплачивается заказчиком по калькуляции авторемонтного предприятия, согласованной с заказчиком.

Машины, сдаваемые в капитальный ремонт, должны передвигаться своим ходом; у них должны быть все колеса (кроме запасного) с накачанными шинами (исправными или пригодными к ремонту) и аккумуляторные батареи.‘Машины не принимают в капитальный ремонт, если базовые детали трех и более агрегатов из числа приведенных в табл. 5.8 имеют указанные дефекты, выявленные наружным осмотром при приеме автомобилей в ремонт.

Машины, агрегаты и узлы, сдаваемые в капитальный ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи и вымыты. В ремонт не принимают грузовые и специальные автомобили, если кабина и рама должны выбраковываться, а также агрегаты и узлы машины, сдаваемые отдельно, если при приемке обнаружено, что их базовые детали должны выбраковываться (карты смазки специального оборудования машин даны в приложении 5).

Возвращаемые автомобили, их агрегаты и узлы должны быть отремонтированы и испытаны в соответствии с требованиями технических условий на капитальный ремонт автомобилей. Выдача их оформляется соответствующим приемо-сдаточным актом, отремонтированные агрегаты, узлы и приборы должны иметь клеймо ОТК авторемонтного предприятия. На каждой отремонтированной машине ставится трафарет (марка) с указанием авторемонтного предприятия, порядкового номера автомобиля и даты приемки ОТК- Из капитального ремонта машины возвращаются на всех колесах (кроме запасного) с накачанными шинами, допускающими испытательный пробег, и с отремонтированными или новыми аккумуляторными батареями. На машине должен быть спидометр, установленный на отметке «нуль» (до испытательного пробега) и опломбированный. Для ограничения нагрузочного режима в течение обкаточного периода (первых 1000 км пробега) на бензиновые двигатели ставят запломбированную ограничительную шайбу, которую удаляют в строгом соответствии с правилами, установленными для новых автомобилей. Возвращаемые из капитального ремонта автомобили, агрегаты и узлы представляют для осмотра и проверки (без вскрытия или разборки агрегатов, узлов и механизмов) представителю заказчика. Автомобили сдают заказчику, проводя ходовые контрольные испытания до 10 км.

По требованию представителя заказчика ремонтное предприятие обязано предоставить для ознакомления журнал (акт) испытания автомобилей и агрегатов, а также технические условия на капитальный ремонт автомобилей соответствующей марки. В случае обнаружения заказчиком каких-либо неисправностей авторемонтное предприятие обязано немедленно устранить их или выдать другой автомобиль (агрегат, узел).

Шасси специальных автомобилей с отремонтированными продольными балками и поперечинами рамы заказчику не предъявляются.

Авторемонтные предприятия гарантируют исправную работу отремонтированных грузовых автомобилей и агрегатов в течение 7 мес. (при пробеге до 16 тыс. км) при условии эксплуатации их в соответст-нии с Положением о техническом обслуживании и ремонте под-вижного состава автомобильного транспорта и инструкциями заводов-изготовителей по уходу и эксплуатации автомобиля соответствующей марки. В течение гарантийного срока обнаруженные заказчиком неисправности на специальном автомобиле, агрегате и узле, происшедшие по вине авторемонтного предприятия, устраняются последним безвозмездно не позднее 3 сут с момента предъявления рекламации. Стоимость устранения дефектов, а также расходы по отправке продукции относятся на счет авторемонтного предприятия.

Авторемонтные предприятия не удовлетворяют рекламации заказчика при:
1) неисправностях, вызванных нарушением правил технической эксплуатации машин;
2) нарушении заказчиком правил снятия ограничительной шайбы двигателя;
3) пломбировке спидометра без соответствующего акта, подписанного комиссией, состоящей из механика гаража, главного инженера автоэксплуатационного предприятия и представителя госавтоинспекции, с указанием причины нарушения пломбировки;
4) отсутствии паспортов установленной формы, выдаваемых авторемонтными предприятиями на отремонтированные автомобили и двигатели;
5) отсутствии клейма ОТК авторемонтного предприятия на агрегате или узле, предъявленном для устранения дефектов по рекламации;
6) дефектах аварийного характера, происшедших не по вине авторемонтных предприятий.

По шинам, предъявленным к списанию (с пробегом меньше эксплуатационной нормы), комиссия должна установить причину недопробега. Если преждевременный износ покрышки произошел по вине эксплуатационников, необходимо установить и привлечь виновных к ответственности по существующему законоположению. На шины, которые списывают ранее гарантийной нормы пробега, необходимо составить акт для предъявления рекламации заводам-изготовителям. Шины, бывшие в эксплуатации с пробегом до 10 тыс. км, при наличии производственных дефектов должны обмениваться заводом изготовителем безвозмездно, а при пробеге более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы (при выходе из строя из-за производственных дефектов) завод-изготовитель оплачивает стоимость недопробега шин до гарантийной нормы.

Отремонтированные покрышки и камеры в случае выхода их из строя из-за плохого качества ремонта раньше гарантийного пробега подлежат рекламации шиноремонтному заводу.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация специальных автомобилей





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины