Строительные машины и оборудование, справочник






Резьбовые соединения деталей путевых машин


Категория:
   Путевые и дорожные машины


Резьбовые соединения деталей путевых машин

Резьбовые соединения относятся к наиболее распространенному виду разъемного соединения. Для резьбовых соединений служат болты, винты и шпильки (рис. 5). Болтовой комплект (рис. 5,а) состоит из болта, гайки и шайбы. Болт, в свою очередь, имеет стержень с нарезкой и головку. Болты применяют в тех случаях, когда в соединяемых деталях по условиям прочности нельзя нарезать резьбу, а винты и шпильки — когда постановка болта нерациональна. ШайЬа может быть простой и пружинной. Простая шайба уменьшает смятие материала под гайкой, а пружинная— предохраняет соединение от самоотвинчивания. Стопорение гайки может быть также осуществлено постановкой контргайки, шплинта или специальной шайбы, жестко соединяющей гайку с деталью. Головка болта и гайки имеют форму шести- и четырехгранной призмы. Головки винтов могут быть и цилиндрической формы со шлицем (прорезью под отвертку).. Болт, ввернутый в деталь, носит название винта (рис. 5, б).

Цилиндрический стержень, имеющий нарезку с обеих концов, называется шпилькой. Шпильку ввертывают в одну из соединяемых деталей, на другой конец шпильки навинчивают гайку (рис. 5, б). В процессе соединения двух деталей болт удерживают от вращения гаечным ключом, надетым на головку. При вращении гайки другим ключом соединяемые детали сжимаются между гайкой и головкой болта. Усилие сжатия вызывает силу трения между соединяемыми деталями, которая должна быть больше внешней сдвигающей нагрузки.

Основой резьбового соединения является резьба. Резьба бывает прямоугольная (рис. 6, а), треугольная (рис. 6,6), трапецеидальная (рис. 6, в) и упорная (рис. 6,г).



Прямоугольная резьба не нормируется. Каждый виток прямоугольной резьбы в поперечном сечении имеет форму квадрата со стороной, равной S/2, где 5 — шаг резьбы.

Треугольную резьбу (метрическую) изготовляют по ГОСТ 9000—73. Профиль метрической резьбы — равно-сторонний треугольник с углом при вершине 2р, равным

Вершины ниток резьбы для облегчения навинчивания гайки притупляют на 1/8 высоты у винта и на ‘Д высоты у гайки. В трапецеидальной резьбе каждый виток имеет форму симметричной трапеции с углами при вершине 15°. Упорная от трапецеидальной резьбы отличается разными углами при вершине нитки резьбы. Другой треугольной резьбой является дюймовая с углом при вершине 2(5, равным 55°, и размерами, выраженными в дюймах (ОСТ НКТП 1260). Резьба образуется нанесением на цилиндрическом стержне винтовых канавок, форма которых соответствует профилю резьбы. Один оборот на теле резьбы называется витком или ниткой. Если с торца стержня резьба начинается двумя или тремя нитками, то она называется двухза-ходной (рис. 7,а), трехзаходной или вообще многозаходной.

Рис. 5. Болтовые соединения
а — получистый болт; б — винт; в — шпилька

Рис. 6. Типы резьб
а — прямоугольная; б — треугольная; в — трапецеидальная; г — упорная

Рис. 7. Элементы резьбы
а — двухзаходная правая; б — однозаходная левая; S — шаг винта; 1 — шаг резьбы; а — угол подъема винтовой линии; Р—сила, перемещающая груз по резьбе винта; Q — масса груза

Кроме того, резьба бывает правая (рис. 7, а), когда винтовая линия идет слева вверх направо, и левая, когда винтовая линия идет справа вверх налево (рис. 7, б). Расстояние, измеренное по образующей цилиндра, между двумя соседними точками одной и той же винтовой линии называется шагом винта и обозначается буквой S. В многозаходной резьбе расстояние между соседними витками называется шагом резьбы и обозначается буквой t. В однозаходной резьбе шаг винта равен шагу резьбы.

Крепежные изделия изготовляют только с треугольной резьбой, так как трение в резьбе пары винт — гайка больше по сравнению с резьбами других типов. Это создает хорошие условия для торможения гайки против самоотвинчивания. Остальные резьбы применяют в грузовых и ходовых винтах, таких, как ходовой винт то-карно-винторезного станка, винтовых домкратах, прессах, передающих большие нагрузки. В последнем случае очень важно, чтобы поднимаемый домкратом груз при остановке действия окружной силы самопроизвольно не опускался, т. е. чтобы винтовая пара обладала свойством самоторможения.

Болтовые соединения по характеру нагружения могут передавать осевые усилия, направленные- вдоль болта, и сдвигающие, лежащие в плоскости стыка (рис. 8). На осевые нагрузки, как правило, рассчитывают хвостовики крюков грузоподъемных машин, а также различного рода растяжки (рис. 8, а). Расчёт таких болтов сводится к определению диаметра нарезанной части. При этом принимают, что нагрузка действует строго по оси винта и равномерно по всему сечению, концентрацию напряжений не учитывают.

Рис. 8. Резьбовые (болтовые) соединения

В соединениях, нагруженных сдвигающей силой, болт может быть установлен в отверстие с зазором (рис. 8,6) или без зазора (рис. 8,в). В последнем случае отверстие в деталях калибруется разверткой, а стержень болта обрабатывается так, чтобы он входил в отверстие с некоторым напряжением.

Читать далее:

Категория: - Путевые и дорожные машины


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины