Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили БелАЗ

Публикация:
   Рулевое управление автомобилей-тягачей автомобиля БелАЗ

Читать далее:




Рулевое управление автомобилей-тягачей автомобиля БелАЗ

Рулевое управление автомобиля-тягача — гидравлическое, перемещение золотника распределителя осуществляется вращением рулевого колеса.

Рулевое управление состоит из следующих узлов: рулевой колонки с редуктором, рулевого механизма с распределителем, насосов, силовых цилиндров, следящей системы и масляного бака.

Рулевая колонка (рис. 119) конструктивно объединена в один узел с редуктором. Редуктор —- коническая пара с передаточным отношением 1 : 1. Крутящий момент от рулевого колеса к червяку рулевого механизма передается через конический редуктор и карданный вал.

Рулевой механизм и распределитель (рис. 120) конструктивно представляют один узел: золотник распределителя посажен на вал-червяк, а корпус распределителя прикреплен к картеру механизма.

Рулевой механизм — червячный редуктор; червяк и сектор установлены в картере на игольчатых подшипниках.

Золотник распределителя закреплен на валу гайкой между упорными шариковыми подшипниками и упорными шайбами и вместе с червяком может перемещаться в осевом н-аправлении в обе стороны на величину зазора. Центрирующие пружины и ползуны удерживают золотник в нейтральном положении и создают сопротивление перемещению золотника при вращении рулевого колеса — имитируют сопротивление повороту колес: чем больше угол поворота рулевого колеса, тем большее усилие нужно к нему приложить.

Рис. 119. Рулевая колонка с коническим редуктором:
1 — рулевое колесо; 2 — переключатель указателей поворотов; 3 — труба; 4 — верхняя крышка; 5 и 14 — регулировочные прокладки; 6 и 10 — шариковые подшипники; 7 — упорное кольцо; 8 — распорная втулка: 9 — вал; 11 — картер; 12 — пробка заливного (контрольного) отверстия; 13 — шестерня; 15 — шайба; 16 — уплотнительные кольца; 17 — пульт управления гидромеханической передачей

Рис. 120. Рулевой механизм с распределителем:
1 — крышка; 2 — упорный шариковый подшипник; 3 — упорная шайба; 4 — ползун; 5 — центрирующая пружина; 6 — золотник; 7 — корпус распределителя; 8 — уплотнительная прокладка; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — игольчатый подшипник; 11 — сектор; 12 — червяк; 13 — картер; 14 — пробка заливного отверстия; 15 — колпак предохранительного клапана; 16 — уплотнительная прокладка-шайба; 11 — контргайка; 18 — регулировочный винт; 19 – клапан; 20 — гнездо; 21 — технологическая заглушка; 22 — заглушка; 23 — опорные шайбы; 24 — рулевая сошка;

/ и V — полости, через которые полости II, III и IV сообщаются со сливной магистралью в зависимости от положения золотника; II — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью при повороте агрегата влево (при повороте агрегата вправо сообщается со сливной магистралью через полость I); III — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса; IV — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью при повороте агрегата вправо (при повороте агрегата влево сообщается со сливной магистралью через полость V); VI — сливной канал

Предохранительный клапан распределителя отрегулирован на максимальное давление в нагнетательной магистрали 100 кГ/см2. На валу сектора закреплена сошка следящей системы.

Следящая система рулевого управления — система рычагов и тяг, соединяющая рулевую сошку с осью опорно-сцепного и поворотного устройства — обеспечивает согласованность угла поворота автомобиля-тягача относительно прицепного агрегата с углом поворота рулевого колеса. При прекращении вращения рулевого колеса система слежения возвращает золотник распределителя в нейтральное положение, т. е. фиксирует любой угол поворота автомобиля-тягача относительно прицепного агрегата и исключает возможность самопроизвольного изменения его.

Конечные звенья системы — сошка, жестко закрепленная на секторе, и эксцентрик, закрепленный на оси поворотного устройства, соединены между собой промежуточными звеньями с шарнирными элементами.

Механизм поворота — трехзвенный, представляет собой двустороннюю рычажную систему с двумя гидравлическими цилиндрами.

Сопряжение поршня с цилиндром уплотнено резиновыми кольцами 6 и защитными шайбами. Аналогично уплотнение и сопряжение штока с крышкой, только защитные шайбы обоих колец установлены с внешней стороны и дополнительно имеются скребок и грязесъемник.

Блок-плита монтируется на автомобилях-тягачах БелАЗ-531Г для отбора рабочей жидкости на привод агрегатов грейдер-элеватора.

Крышка блок-плиты технологическая: на ее место завод-изго-товитель грейдер-элеватора устанавливает золотниковый распределительный кран.

Предохранительный клапан в блок-плите отрегулирован на максимальное давление в магистралях грейдер-элеватора 70 кГ/см2.

Масляный бак гидравлической системы рулевого управления автомобилей-тягачей по конструкции аналогичен масляному баку автомобилей-самосвалов.

Рис. 121. Цилиндр механизма поворота:
1 — задняя крышка; 2 — гайка; 3 — вкладыш; 4 — стопорный болт; 5 — защитная шайба; f> — уплотнительное кольцо; 7 — установочное полукольцо; 8 — шток; 9 — труба; 10 — передняя крышка; 11 — грязесъемник; 12 — скребок; 13 – стопорное кольцо; 14 — вкладыш

Рис. 122. Блок-плита:
1 — опорная пластина-кронштейн; 2 —- крышка; 3 — подкрановая плита; 4 — колпак; 5 — уплотннтельная шайба; 6 — контргайка; 7 — регулировочный винт; 8 — клапан;
/ — канал отбора масла для управления агрегатами грейдер-элеватора; II — канал отбора масла для рулевого управления; III — сливной канал; IV и V — каналы подвода масла от насосов рулевого управления; VI — канал подвода масла от насоса управления агрегатами грейдер-элеватора

Работа рулевого управления. Схема гидравлической системы рулевого управления автомобиля-тягача БелАЭ-531 показана на рис. 123.

Гидравлическая система автомобиля-тягача БелАЗ-5Э1Г отличается тем, что в нее входит блок-плита.

При движении автомобиля-тягача по прямой золотник распределителя находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость — масло — насосами подается в нагнетательную полость распределителя и через специально выполненные зазоры-щели в золотниковой паре корпус —- золотник поступает в полости, сообщенные со сливной магистралью, и по маслопроводу — в бак.

При вращении рулевого колеса вправо червяк вращается вправо (по часовой стрелке, если смотреть со стороны конического редуктора). Поскольку до поворота автомобиля-тягача рычаги и тяги следящей системы неподвижны и перемещаться относительно друг друга не могут, не может перемещаться (вращаться) и сектор, поэтому червяк, вращаясь, смещается вправо (по рисунку). Вместе с червяком смещается золотник распределителя, разобщает нагнетательную полость со сливными полостями и полостью левого поворота и масло от насосов по маслопроводам поступает только в полости цилиндров, соответствующие повороту агрегата вправо. Одновременно полость распределителя, соответствующая левому повороту агрегата, остается сообщенной с правой полостью слива и масло, выдавливаемое из соответствующих левых полостей цилиндров, свободно сливается в бак.

Когда агрегат повернется на максимальный угол (до соприкосновения деталей, ограничивающих угол поворота) и с рулевого колеса не будет снято усилие вращения, давление масла в нагнетательной магистрали возрастет, откроется “предохранительный клапан 8 и масло поступит в бак.

Аналогично происходит поворот автомобиля-тягача влево относительно прицепного агрегата.

При повороте автомобиля-тягача относительно прицепного агрегата вертикальная ось опорно-сцепного и поворотного устройства, жестко соединенная с хоботом полуприцепа, остается неподвижной и элементы следящей системы вместе с автомобилем-тягачом поворачиваются относительно оси в соответствии с кинематической схемой системы, т. е. следящая система как бы поворачивается «вслед за тягачом». Поэтому при непрерывном вращении рулевого колеса золотник распределителя, кинематически соединенный и с рулевым колесом и с эксцентриком, закрепленным на оси поворотного устройства, остается неподвижным в том положении, в которое он перемещен в начале вращения рулевого колеса.

После прекращения вращения рулевого колеса автомобиль-гягач еще поворачивается относительно полуприцепа в том же направлении на некоторый, весьма незначительный, угол, соответствующий перемещению золотника из рабочего в нейтральное положение. Перемещение золотника происходит потому, что система золотник — ось вращения неподвижна, а корпус распределителя (вместе с автомобилем-тягачом) перемещается, пока золотник не займет в нем нейтральное положение.

Рис. 123. Схема гидравлической системы рулевого управления автомобиля-тягача БелАЭ-531 (направление потока жидкости дано при нейтральном положении золотника распределителя):
1 — рулевое колесо; 2 — конический редуктор; 3 — карданный вал; 4 — червяк; 5 — сектор; б — тяга следящей системы; 7 — золотник распределителя; 8 — предохранительный клапан; 9 — насосы; 10 — масляный бак; 11 – цилиндры

При самопроизвольном отклонении автомобиля-тягача от заданного угла поворота относительно прицепного агрегата «вслед за тягачом» перемещаются тяги и рычаги следящей системы, а вместе с ними и золотник распределителя, причем золотник смещается в сторону, соответствующую повороту тягача в противоположном направлении и сообщает соответствующие полости цилиндров с полостью слива. Автомобиль-тягач поворачивается в обратном направлении до установления угла поворота, занимаемого им до самопроизвольного отклонения от заданного направления движения.

Техническое обслуживание

Ежедневно перед выездом на линию проверить работу рулевого управления.

При скорости движения поезда 3—6 км/ч повернуть автомобиль-тягач из одного крайнего положения относительно прицепного агрегата в другое в обоих направлениях: колеса должны поворачиваться плавно, без рывков, а усилие, прикладываемое к рулевому колесу, должно быть небольшим.

Проверить герметичность соединений маслопроводов и шлангов и устранить появившиеся подтекания масла.

Осмотреть крепления основных узлов и элементов рулевого управления: редуктора, рулевого механизма с распределителем, цилиндров, рычагов и тяг.

Через 100 ч работы: – проверить свободный ход рулевого колеса; – проверить ключом крепления редуктора, рулевого механизма и карданов на валах, осей шарниров механизма поворота, крышек цилиндров и осмотреть сто-порение гаек крепления сошки и других элементов следящей системы; – проверить уровень масла в коническом редукторе: масло должно быть заподлицо с кромкой заливного отверстия; – проверить уровень масла в рулевом механизме: он должен быть на 25— ДО мм ниже кромки заливного отверстия; – смазать шарниры следящей системы; – промыть фильтр масляного бака керосином или дизельным топливом.

Через 500 ч отрегулировать зазоры в шаровых шарнирах следящей системы.

Через 2000 ч (но не реже 1 раза в год); – заменить масло в баке рулевого управления; – смазать шлицевое соединение карданного вала.

Проверка свободного хода рулевого колеса. Свободный ход рулевого колеса может увеличиться от износа элементов шлицевого соединения карданного вала и кардана, увеличения зазора в зацеплении шестерен редуктора, ослабления крепления редуктора и рулевого механизма и увеличения люфта в шаровых шарнирах системы.

Для проверки свободного хода рулевого управления автомобиль-тягач с прицепным агрегатом (автопоезд) в негруженом состоянии установить на ровной площадке. На рулевой колонке закрепить стрелку люфтомера, а на ободе колеса — шкалу. Вращать рулевое колесо в левую сторону до начала поворота колес автомобиля-тягача, но колеса не должны повернуться. В этом положении рулевого колеса установить стрелку люфтомера против нулевой отметки на шкале. Вращать рулевое колесо до начала поворота колес автомобиля-тягача и по относительному положению стрелки и шкалы определить свободный ход рулевого колеса (угол свободного поворота) в градусах.

Угол свободного хода рулевого колеса не должен превышать 25°. Если угол больше указанного значения, подтянуть крепления рулевого механизма, рулевой сошки, редуктора, вилок карданов и отрегулировать зазоры в шаровых шарнирах. Если после выполнения этих работ угол все же больше 25°, снять колонку с редуктором и отрегулировать зазор в зацеплении шестерен: угол свободного вращения рулевого вала при жестко закрепленном выходном валу не должен превышать 1°; вращение должно быть свободным.

Описанные выше операции нельзя рассматривать как регулировку свободного хода рулевого колеса. Свободный ход рулевого колеса конструктивно является постоянным и не регулируется, если зазоры в соединениях правильные.

Регулировка предохранительного клапана распределителя. Клапан отрегулирован на заводе-изготовителе, нарушать заводскую регулировку не рекомендуется. Если по какой-либо причине клапан разрегулирован, то его можно отрегулировать следующим образом.

К отверстию в рулевом механизме, закрытому технологической заглушкой присоединить манометр через переходник. Пустить двигатель, прогреть масло в баке рулевого управления до температуры 30—35 °С.

Повернуть автомобиль-тягач в любую сторону до предела и удерживать рулевое колесо в этом положении. Винтом предохранительного клапана установить давление в нагнетательной магистрали 100 кГ/см2. Замерить температуру масла в баке. Если температура повысилась до +50 °С, отрегулировать клапан на давление 92—95 кГ/см2.

При выполнении этой операции автопоезд затормозить стояночным и рабочим тормозами, а под колеса прицепа положить специальные колодки. Будьте осторожны и внимательны и помните, что поворачиваются не колеса, а весь автомобиль-тягач относительно прицепа.

Все остальные регулировочные операции выполняют только при неработающем двигателе.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автомобилей-тягачей автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства