Строительные машины и оборудование, справочник






Рулевой механизм и привод


Категория:
   Автомобили и трактора


Рулевой механизм и привод

Рулевой механизм превращает вращательное движение рулевого вала в кача-тельное движение сошки и увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к рулевой сошке. Это достигается применением в рулевых механизмах большого передаточного числа (от до 40), что облегчает управление автомобилем и способствует поглощению возможных ударов колес о неровности дороги на рулевое колесо.

Рулевые механизмы подразделяются на червячные, винтовые, реечные и комбинированные. Червячные механизмы бывают с передачей червяк сектор, червяк— кривошип и червяк—ролик. Сектор может быть двухзубый и многозубый, ролик — двухгребневой или трехгреб-невой, кривошип с одним или двумя шипами. В комбинированных механизмах передача усилий осуществляется посредством: винта, гайки и сектора; винта, гайки и кривошипа; гайки и рычага. Наиболее широко распространена передача глобоидальный червяк и ролик на подшипниках качения. В такой паре значительно уменьшены трение и износ и обеспечено соблюдение необходимых зазоров в зацеплении.

На автомобилях ЗИЛ-130 рулевой механизм имеет винт (рис. 135), который соединяется с валом рулевого колеса коротким валом с двумя карданными шарнирами. При вращении винта перемещается шариковая гайка, связанная с поршнем-рейкой. Поршень имеет рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором, выполненным как одно целое с валом рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки вызывает поворот вала сошки. Шариковая гайка крепится к поршню-рейке винтами. В нее вставлены два желоба, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики выкатываются при повороте винта с одного конца гайки и возвращаются после поворота к другому ее концу. Рулевые механизмы с винтом и гайкой на циркулирующих шариках отличаются малыми потерями на трение и повышенным сроком службы. Картер рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 является одновременно цилиндром гидроусилителя. На винте установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними — золотник клапана управления усилителем. Зазор в зацеплении трущейся пары рулевого механизма регулируют за счет осевого смещения вала рулевой сошки винтом, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на упорную шайбу.



Рис. 133. Схема поворота автомобиля

Рис. 134. Схемы рулевого управления автомобилей

На автомобилях ГАЗ-53А рулевой механизм имеет глобоидальный червяк (рис. 136) и трехгребневый ролик, находящиеся в зацеплении. Червяк напрессован на пустотелый вал и установлен в картере на двух конических роликовых подшипниках. Ролик вращается на оси в игольчатых подшипниках. Ось ролика запрессована в головку вала сошки, который вращается во втулке и цилиндрическом роликовом подшипнике. На мелкие конические шлицы конца вала сошки посажена сошка. В боковую крышку картера ввернут регулировочный винт, который фиксируется стопорной шайбой, штифтом и колпачковой гайкой, навернутой на винт.

Рис. 135. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130

Рис. 136. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-5ЭА

Рулевой вал помещается в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой насажен на верхнюю крышку картера. В верхней части рулевой колонки установлен радиалбно-упорный подшипник рулевого вала. Верхний конический конец вала рулевого механизма имеет мелкие цилиндры для установки рулевого колеса. Заправка масла в картере рулевого механизма производится через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.

На автомобилях МАЗ-500А рулевой механизм состоит из винта (рис. 137) и шариковой гайки-рейки, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором, вал которого является одновременно и валом сошки. Винти гайка имеют полукруглые винтовые канавки, которые заполнены шариками. Для создания замкнутой системы для перекатывания шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, предотвращающие выпадение шариков. Винт рулевого механизма установлен в картере в двух конических подшипниках, а вал сектора — в трех игольчатых подшипниках.

Каждый рулевой механизм характеризуется передаточным числом, представляющим собой отношение угла поворота рулевого колеса к углу поворота сошки. Эти величины для рулевых механизмов автомобилей ЗИЛ-130 и Кама3-5320 равны 20,0, МАЗ-500А—23,6.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к колесам и для обеспечения правильного взаимного расположения колес при повороте. Рулевые приводы бывают с цельной трапецией (при зависимой подвеске колес) и с расчлененной трапецией (при независимой подвеске). Кроме того, различают переднюю рулевую трапецию, расположенную впереди оси и заднюю. К деталям рулевого привода с установкой колес на общей оси относятся (см. рис. 134, а) рулевая сошка, продольная тяга, рычаг продольной тяги, рулевые рычаги поворотных кулаков и поперечная тяга.

Рулевая сошка может качаться по дуге окружности, расположенной в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля., или в плоскости, параллельной передней оси, когда продольная тяга отсутствует, а усилие от сошки передается через поперечные рулевые тяги поворотным цапфам. Крепление сошки к валу производится на конусных шлицах с помощью гайки. Для правильной установки сошки при сборке на валу делают специальные метки.

Рис. 137. Рулевой механизм автомобиля МАЗ-500А

Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения имеют различную конструкцию и тщательно защищены от попадания грязи; смазка подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочленениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазки.

Продольная рулевая тяга изготовляется из трубы с утолщениями по краям для монтажа деталей двух шарниров. Каждый шарнир состоит из пальца (рис. 138, а), вкладышей, охватывающих сферическими поверхностями шаровую головку пальца,пружины, ограничителя и резьбовой пробки 6. При заворачивании пробки головка пальца зажимается вкладышами и посредством пружины. Пружина смягчает удары от колес на рулевую сошку и устраняет зазор при износе деталей. Ограничитель предотвращает чрезмерное сжатие пружины, а в случае ее поломки не позволяет пальцу выйти из шарнира.

Поперечная рулевая тяга, на концы которой наворачивают наконечники, также имеет трубчатое сечение.

Концы поперечной тяги и соответственно наконечники имеют правую и левую резьбу для изменения длины тяги при регулировке схождения колес. Наконечники фиксируются на тяге стяжными болтами.

В поперечных рулевых тягах устанавливаются шарниры, в которых перемещение пальца допускается только перпендикулярно к тяге.

Шарнир состоит из шарового пальца и двух эксцентриковых вкладышей, прижимаемых к пальцу пружино, удерживаемой пробкой.

При таком устройстве пружины не нагружаются силами, действующими на поперечную рулевую тягу, и устранение зазора при износе деталей шарнира происходит автоматически.

Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины