Строительные машины и оборудование, справочник







Рыхлитель Д-162А

Категория:
   О дорожно-строительных машинах


Рыхлитель Д-162А

Рыхлитель Д-162А (рис. 44) работает в прицепе к гусеничному трактору С-80. Основной частью рыхлителя является тяговая рама, соединяющаяся с буксирной скобой трактора сцепным устройством, одинаковым с прицепным устройством прицепа Д-179А (см. рис. 33, а). Тяговая рама подвешена к подъемной раме на полуосях. Подъемная рама опирается на ходовые колеса из верхней части имеет обойму блоков подъемного полиспаста; вторая обойма блоков полиспаста приварена к тяговой раме.

На задней части рамы сверху расположен балластный ящик, а снизу установлены съемные рыхлительные зубья со сменными башмаками. Балластный ящик, заполненный песком, увеличивает вес рыхлителя и облегчает заглубление зубьев в грунт. Башмаки изготовляют из износостойкой стали; они предохраняют рыхлительные зубья от истирания о грунт.

В рабочем положении (рис. 44, а) зубья погружены в грунт на глубину, ограничиваемую натяжением канатов полиспаста.

При наматывании каната на барабан лебедки обойма подъемной рамы подтягивается к обойме тяговой рамы; при этом подъемная рама поворачивается на полуосях и, опираясь на ходовые колеса, поднимает тяговую раму, выглубляя рыхлительные зубья из грунта и поднимая их в транспортное положение (рис. 44, б).

При переездах на короткие расстояния, например с одного рабочего участка на другой, тяговая рама удерживается в транспортном положении натяжением канатов полиспаста 5. Для переездов на большие расстояния (3—5 км и более) тяговая рама соединяется с подъемной рамой болтом, закладываемым в отверстие стойки подъемной рамы, совпадающее с отверстием проушины тяговой рамы. Благодаря этому канатный полиспаст может быть ослаблен и лебедка освобождается от нагрузки.

Рис. 44. Рыхлитель Д-162А:
а — рабочее положение; б — транспортное положение; 1 — трактор; 2 — лебедка; 3— сцепное устройство; 4— тяговая рама; 5 — подъемный полиспаст; 6 — колесо; 7—подъемная рама; 8— полуоси; 9 — балластный ящик; 10— рыхлительный зуб; 11 — башмак зуба; 12 — проушина

Если объем рыхлительных работ невелик, рыхлитель прицепляется к трактору С-80, оснащенному двухбарабанной лебедкой Д-148В. Один барабан лебедки используется для управления рыхлителем, а другой для управления бульдозером, который может быть навешен на этот же трактор спереди.
При большом объеме рыхлительных работ рыхлитель используют постоянно. В этом случае его оснащают специальной ручной лебедкой, не производя никаких изменений в узлах и механизмах.

Ручную лебедку крепят на передней части тяговой рамы рядом с нижней обоймой полиспаста. Подъем рыхлителя осуществляется вращением вручную рукоятей лебедки.

Схема запасовки канатов рыхлителя Д-162А показана на рис. 45. Канат с барабана лебедки последовательно проводится по блокам обойм подъемной и тяговой рам и конец каната закрепляется клином в скобе, приваренной к обойме подъемной рамы. Излишек каната наматывается на катушку 4 и служит в качестве запаса на случай обрыва в работе. Так образуются четыре ветви рабочего полиспаста, которые вместе с ветвью создают усилие, необходимое для подъема рыхлителя в транспортное положение и для удержания его в заданном рабочем положении.

Блоки обойм полиспаста рыхлителя конструктивно не отличаются от блоков обойм кустореза.

Тяговая рама рыхлителя (рис. 46) представляет собой Т-образную конструкцию, сваренную из стального листового проката. В передней части дышла вварены диафрагмы с отверстиями, в которых монтируется шкворень сцепного устройства. Сверху на дышле.приварены обойма блоков и проушина для крепления подъемной рамы в транспортном положении. Платформа тяговой рамы имеет сверху балластный ящик и пять сквозных гнезд, в которых помещаются верхние части рыхли-

Рис. 45. Схема запасовки канатов рыхлителя Д-162А:
1 — барабан лебедки; 2 — блоки обоймы тяговой рамы; 3 — канат; 4 — катушка запасного каната; 5 — блоки обоймы подъемной рамы; 6 — рабочие ветви канатов полиспаста

Рис. 46. Тяговая рама рыхлителя Д-162А:
1 — диафрагмы сцепного устройства; 2 — обойма блоков; 3 — дышло; проушина; 5 — отверстия для полуосей; 6 — платформа; 7— гнезда для зубьев

Рыхлительный зуб (рис. 47) закладывается в гнездо тяговой рамы и удерживается от выпадания зашплинтованной чекой. Башмак надевается снизу на конец зуба и предохраняется от утери сквозным болтом. В зависимости от условий работ на тяговой раме устанавливают от 1 до 5 зубьев.

Подъемная рама (рис. 48) состоит из двух брусьев и двух стоек, связанных брусом; соединения стоек с брусьями упрочнены подкосами. Посредине бруса приварены обойма блоков и скоба для крепления каната, а также стойка с отверстием для болта крепления в транспортном положении. На концах брусьев в месте их соединения с подкосами приварены цапфы для полуосей ходовых колес.

Полуоси зажимаются в цапфах болтами, стягивающими прорезь цапфы.

Полуоси от проворачивания в цапфах удерживаются ригелями (рис. 49).

Устройство ступиц колес рыхлителя и их посадка на полуосях идентичны устройству ступиц передних колес тракторного прицепа Д-179А, только вместо дисков с пневматическими шинами здесь к ступице привариваются диски с ободом.

Рис. 47. Рыхлительный зуб рыхлителя Д-162А

Рис. 48. Подъемная рама рыхлителя Д-162А

Рыхлитель Д-162А может поставляться со сменными пневматическими колесами для перевозки по дорогам на буксире за грузовым автомобилем.

Рис. 49. Ходовое колесо рыхлителя Д-162А:
1 — обод; 2 — диск; 3 — ригель

Эксплуатация. Грунт рыхлят на 1 и 2-й передачах коробки перемены передач трактора. В зависимости от желаемой степени рыхления, а также и от крепости грунта на платформе устанавливают 2, 3 или 5 зубьев. Чем плотнее грунт, тем меньше зубьев должно быть поставлено на платформе тяговой рамы.

Рыхлителем Д-162А можно также рыхлить мерзлые грунты и взламывать старые асфальтобетонные покрытия. В зависимости от глубины промерзания грунта или от толщины асфальтобетонного слоя на платформе тяговой рамы рыхлителя устанавливают один или два рыхлящих зуба.

Зубья необходимо устанавливать на платформе симметрично относительно продольной оси машины, для того чтобы избежать боковых нагрузок.

Глубина рыхления устанавливается опусканием тяговой рамы. В твердые, плотные и мерзлые грунты зубья врезаются с трудом. Для лучшего заглубления зубьев в балластный ящик следует добавлять балласт. Однако во избежание перегрузки машины балластный ящик надо наполнять вровень с краями ящика, но не более.

Рыхлитель не приспособлен для корчевания пней, корней и камней, так как выкорчеванные куски древесины или камня попадают в пространство между зубьями и колесами, а удалить их можно только ломом или топором, что весьма трудоемко и вызывает длительные простои машины.

Обычно рыхлители Д-162А двигаются петлеобразно по полосе строящейся дороги, что обеспечивает лучшую проработку разрыхляемого участка, так как при этом осуществляется перекрытие смежных проходов (рис. 50).

Поворачивать рыхлитель при зубьях, погруженных в грунт,, затруднительно. Поэтому при работе с тракторной лебедкой Д-148В перед поворотом следует выглублять зубья из грунта. При работе с ручной лебедкой на выглубление зубьев требуется 4—5 мин. Поэтому чтобы не тратить лишнее время на выглубление зубьев, рыхлитель следует поворачивать без подъема тяговой рамы. Для таких поворотов требуется площадка в конце прохода размером не менее 20×20 м, так как радиус поворота рыхлителя с опущенными зубьями составляет 8—10 м.

Рис. 50. Схема движения рыхлителя при разрыхлении грунта на участке строящейся дороги

Водитель трактора, работающего с рыхлителем, должен следить за работой трактора и не перегружать его во избежание повышенного износа механизмов. Необходимо установить такую величину погружения зубьев в грунт, при которой трактор двигался бы без задержек и вынужденных остановок.
Двигаться с места надо при уменьшенном заглублении зубьев, так как иначе требуются резкие включения главного сцепления трактора для начала движения, что всегда перегружает как трактор, так и рыхлитель и приводит к поломкам последнего.

При крутых поворотах водитель должен следить за тем, чтобы не задевать гусеницами за дышло тяговой рамы рыхлителя, что может привести к серьезным поломкам обеих машин.

Высокая производительность трактора с рыхлителем зависит от уменьшения потерь времени на вспомогательные операции — повороты, выглубление и заглубление зубьев, вынужденные остановки из-за чрезмерной глубины погружения зубьев и т. п. Поэтому водитель должен максимально удлинять обрабатываемые участки между поворотами, выбирать для поворотов удобные площадки, следить за нормальным заглублением зубьев и избегать вынужденных остановок из-за перегрузки машины.


Читать далее:

Категория: - О дорожно-строительных машинах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины