Строительные машины и оборудование, справочник







Самаходные асфальтоукладчик

Категория:
   Дорожные машины 2


Самаходные асфальтоукладчик

Асфальтоукладчики являются самоходными машинами непрерывного действия, обеспечивающими безостановочную укладку асфальтобетонных покрытий. Асфальтоукладчики классифицируют по назначению, способу приема смеси и типу ходовой части.

По назначению различают специализированные укладчики битумоминеральных смесей и специальные асфальтоукладчики, например, для уширения дорожного полотна, устройства тротуаров. По способу приема смеси асфальтоукладчики делятся на бункерные и безбункериые. Бункерные асфальтоукладчики, в свою очередь, отличаются способом подачи материала к рабочим органам: с активной подачей с помощью транспортеров-питателей и с пассивной подачей (без транспортеров). По типу ходовой части разделяют гусеничные, колесные и комбинированные асфальтоукладчики.

Практика последних лет показала, что целесообразно выпускать тротуарный укладчик производительностью до 25 т/ч, специализированные асфальтоукладчики производительностью 100—150 т/ч с шириной укладываемой полосы 3,75 и 4,5 м, производительностью 200—250 т/ч с шириной укладываемой полосы до 7,5 м и производительностью 300—400 т/ч с шириной укладываемой полосы до 12 м.

Серийно выпускаются тротуарный ДС-63 и специализированные ДС-93 и ДС-94 асфальтоукладчики, осваиваются специализированные асфальтоукладчики ДС-113 и ДС-114. Кроме того, в парке строительных организаций имеются асфальтоукладчики ДС-1 производительностью 100 т/ч и ДС-48 производительностью 150—200 т/ч. Краткая техническая характеристика асфальтоукладчиков дана в табл. 6.15.

Асфальтоукладчики в процессе работы осуществляют ряд технологических операций.

К ним относятся: – прием асфальтобетонной смеси из транспортных средств, из передвижных асфальтосмесителей или из валика без остановки укладчика; – подача асфальтобетонной смеси на подготовленное и уплотненное основание; – распределение смеси по ширине укладываемой полосы; – профилировка асфальтобетонной смеси слоем заданной средней толщины с требуемым поперечным уклоном и продольным профилем в соответствии с проектными отметками поверхности укладываемого покрытия; – уплотнение укладываемого слоя; – отделка (выглаживание) поверхности укладываемого покрытия.

Таблица 6.15
Техническая характеристика асфальтоукладчиков

Рис. 6.37. Технологичесная схема самоходного асфальтоукладчика: ] — упорная балка с толкающими роликами; 2 — приемный бункер; 3 — шиберные заслонки; 4 — скребковые транспортеры-питатели; 5 — кодовая часть; 6 — распредели» цельные шнеки; 7 — рабочий орган; * — система обогрева; 9 — рабочее место оператора 6 пультом управления; 10 — силовая установка с трансмиссией

На рис. 6.37 представлена технологическая схема самоходного асфальтоукладчика, включающая все основные и вспомогательные технологические операции.

Специализированный асфальтоукладчик ДС-94 (рис. 6.38) состоит из следующих основных узлов и механизмов: приемного бункера с упорной балкой и толкающими роликами, двух скребковых транспортеров-питателей с шиберными заслонками, распределительных шнеков, рабочего органа с системой обогрева, рамы, ходовой части, трансмиссии и силовой установки, пульта управления и рабочего места оператора.

Рис. 6.38. Асфальтоукладчик ДС-94:
1 — установка питателя и заслонки; 2 — рама; 3 — бункер; 4 — гидросистема; 5 — гусеничный ход; 6 — электрооборудование; 7 — облицовка; 8 — система автоматического оборудования; 9 — система смазки бортовых редукторов; 10 — рычаги управления; 11 — установка двигателя и трансмиссии; 12 — установка датчиков уровня материалов; 13 — установка шнека и промежуточных опор; 14 — рабочий орган

Упорная балка представляет собой; присоединенный к основной раме металлический брус, к которому спереди на проушинах крепятся два толкающих ролика, расположенных по осям колес самосвала.

Бункер состоит из двух боковых, передней и задней стенок и днища. Поворот боковых стенок осуществляется гидроцилиндрами, которые устанавливают под днищем, над бункером или у его задней стенки.

Питатели служат для подачи материала к рабочим органам. На всех асфальтоукладчиках в качестве питателей применяют скребковые двухсекционные транспортеры. Транспортер состоит из ведущего вала со звездочками, ведомого вала со звездочками или роликами, тяговых цепей, устройства для их натяжения, скребков, днища и защитных козырьков. Транспортер устанавливают в нижней части рамы асфальтоукладчика. Для дозировки материала, подаваемого скребковым транспортером, служат заслонки шиберного типа, регулирующие толщину слоя материала, выходящего из приемного бункера. На различных моделях устанавливают от одной до трех заслонок. Каждая секция скребкового транспортера имеет независимый привод через цепную передачу.

Для распределения материала по ширине укладываемой полосы на самоходных асфальтоукладчиках применяют шнековые распределители. Они работают в призме материала, расположенной в шнековой камере, образуемой четырьмя щитами: передним, задним отражательным и двумя торцовыми. Днищем шнековой камеры служит основание дороги. Шнековый распределитель состоит из вала сопорами, на котором закреплены шнек с лопатками и рыхлителем. Шнек разделен на две половины с правой и левой навивкой спирали. Обе половины шнека имеют независимый привод.

Рабочий орган (рис. 6.39) включает следующие элементы: отражательный и торцовые щиты, брус и плиту с системой обогрева. Отражательный щит служит для: перемещения призмы материала, находящейся перед рабочим органом, а также для предохранения бруса от налипания асфальтобетонной смеси. Торцовые щиты предназначены для предупреждения просыпания материала на соседнюю полосу и формирования боковых кромок укладываемого покрытия. Брус предназначен для предварительного уплотнения укладываемого слоя и его профилировки с помощью нижней кромки, а также для возбуждения колебаний плиты, что улучшает уплотнение слоя. Привод трамбующего бруса осуществляется от эксцентрикового вала.

Плита служит опорой рабочего органа и предназначена для формирования поперечного профиля, уплотнения и отделки укладываемого покрытия. Плита состоит из двух половин, соединенных шарниром и механизмом регулировки поперечного профиля. Раму плиты делают цельносварной из специальных гнутых профилей.

Снизу к раме крепят плоскую подошву плиты. Плита асфальтоукладчика, как правило, имеет устройство для регулировки поперечного профиля. Применяют две схемы регулировки: с горизонтальными и с вертикальными винтами. Чаще применяют регулировку профиля с горизонтальными винтами, шарнирно закрепленными на каждой половине рамы плиты.

Большинство моделей асфальтоукладчиков оборудовано системой обогрева плиты горячими газами. Для сжигания жидкого топлива применяют специальные установки, состоящие из топливного насоса, воздуходувки, запального устройства, горелки и камеры сгорания. Топливо из бака по трубопроводам подается насосом к горелке. В горелке оно распыляется под давлением, создаваемым насосом. Розжиг производится с помощью электроискрового запальника или от свечи накаливания. Камеру сгорания соединяют с полостью плиты промежуточным раструбом, направляющим горячие газы в обе половины плиты.

На самоходных асфальтоукладчиках применяют плавающую подвеску рабочих органов. При такой подвеске рабочие органы с помощью тяговых брусьев шарнирно крепят к раме асфальтоукладчика. Подвеска состоит из двух звеньев: опорная база — шарнир и шарнир — рабочий орган.

Во время работы асфальтоукладчика вес рабочих органов передается через подошву плиты на укладываемый материал, благодаря чему осуществляется его уплотнение. Вследствие этого в установившемся режиме движения задняя кромка выглаживающей плиты находится ниже передней кромки, и плита движется плоскопараллельно под углом к направлению движения шарнира, называемым углом атаки.

Существующие системы подвески рабочих органов асфальтоукладчиков не могут сгладить микронеровности во всем диапазоне длины волн. В связи с этим нашли применение системы автоматического регулирования положения рабочих органов «Стабило-слой 1» и «Стабилослой 2», предназначенные для стабилизации положения выглаживающей плиты относительно заданных ориентиров, что обеспечивает соблюдение задаваемых продольного и поперечного профилей покрытия.

Схема расположения элементов системы автоматики типа «Стабилослой 1» представлена на рис. 6.40. Датчик продольного профиля 6 с подъемными механизмами устанавливается на тяговых

Рис. 6.40. Схема расположения элементов системы автоматики «Стабилослой»
1 — пульт управления; 2 — механизм перемещения датчика; 3 — указатель толщины; 4 — гидроцилиндр; 5 — датчик поперечного регулирования; 6 — датчик продольного регулирования; 7 — направляющая лыжа; 8 — направляющий трос; 9 — электро» магниты гидрозолотников

Рис. 6.41 Гидравлическая система асфальтоукладчика ДС-48: 1 — цилиндр стабилизатора; 2 — цилиндр поворота; 3 — гидросспротив-ление; 4 — цилиндр автоматики; 5 — цилиндр бункера; 6 — цилиндр борт-фрикционов; 7 — цилиндр тормозов; 8 — золотник; 9 — предохранительный клапан; . 10 — гидродвигатель ПМ-2,БА; 11 — дроссель с предохранительным клапаном; 12 — блок фильтров; 13 — напорный золотник; 14.— насос 1Ш-2.5А; 15 — насос НШ-1ОА; 16 — бак; 17 — дроссель с регулятором

брусьях рабочего органа, датчик угла — на балке, соединяющей передние шарниры тяговых брусьев. Пульт управления и гидрозолотники устанавливаются на верхней раме асфальтоукладчика.

Подъемный механизм используется для установки датчика продольного профиля по высоте при настройке системы автоматики. Этот датчик предназначен для автоматического выдерживания заданного продольного профиля. При движении асфальтоукладчика щуп датчика перемещается по опорной базе, представляющей требуемый продольный профиль покрытия.

Датчик угла обеспечивает поддержание заданного угла поперечного уклона рабочего органа асфальтоукладчика и представляет собой маятник с потенциометрическим выходом.

Сигналы от датчиков через усилитель поступают к электромагнитам реверсивных гидрозолотников, которые управляют гидроцилиндрами точек подвески тяговых брусьев.

У гусеничных асфальтоукладчиков (типа ДС-1) ходовая часть состоит из двух гусеничных тележек и балансирного устройства, связывающего с ними основную раму. Приводом каждой тяговой звездочки служит цепная передача, идущая от промежуточного вала. Вращение вала двигателя передается через двойную муфту. Зубчатая муфта передает вращение к эксцентриковым валам трамбующего бруса, а цепная муфта соединяет вал двигателя с входным валом коробки передач. На наружных консолях выходного вала смонтированы фрикционные муфты транспортеров и шнеков. От этого же вала передается мощность для передвижения машины через цепную муфту и бортовые фрикционы.

Ходовое устройство пневмоколесного асфальтоукладчика (типа ДС-48) состоит из передних и задних ведущих колес и управляемых колес с массивными шинами. Ведущие колеса приводятся во вращение цепной передачей. Крутящий момент от вала муфты сцепления двигателя к первичному валу ходоуменьшителя передается посредством карданной передачи. Ходоумеиьшитель представляет собой четырехвальную раздаточную коробку. Выходной вал посредством кулачковой муфты соединяется с унифицированной коробкой передач, а муфта предельного момента соединяет коробку передач с мостом автомобильного типа, передающим крутящий момент на ведущие колеса.

Вал ходоуменьшителя соединяется карданной передачей с редуктором питателя и шнека, а через дополнительный вал приводит в действие гидронасос.

Гидросистема (рис. 6.41) асфальтоукладчика (ДС-48, ДС-93 и др.) предназначена для питания привода трамбующего бруса, рулевого управления, цилиндров подъема боковых стеной бункера, цилиндра подъема рабочих органов в транспортное положение, цилиндров управления точками подвеса тяговых брусьев, бортовых тормозов и автоматического включения привода питателя и шнеков. Приводом гидросистемы служат шестеренный насос, установленный непосредственно на двигателе, и насос, установленный на ходоуменьшителе.

Малогабаритные тротуарные асфальтоукладчики (типа ДС-63) предназначены для устройства тротуаров, но могут использоваться также и при работах по уширению проезжей части дорог. Приемный бункер малой вместимости (обычно до 2 т) приспособлен для загрузки смеси не только из автотранспортных средств, но и с помощью одноковшовых пневмоколесных погрузчиков. С этой же целью на укладчике установлен односекционный транспортер-питатель, подающий материал к распределительному шнеку, и неразделенный шнек, установленный на раме рабочих органов.

Рабочим органом укладчика, осуществляющим предварительное уплотнение смеси и выглаживание поверхности покрытия, является трамбующий брус и выглаживающая плита.

При этом нужно иметь в виду, что при существующих конструкциях уплотняющих рабочих органов скорости не могут превышать 8—10 м/мин из-за появления трещин на покрытии.


Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины