Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Самоходные скреперы в дорожном строительстве

Читать далее:




Самоходные скреперы в дорожном строительстве

Самоходные полуприцепные скреперы, базовыми машинами для ко­торых служат одноосные автотягачи повышенной мощности, в 2 – 2,5 раза производительнее, чем широко применяемые прицепные скреперы, работающие в сцепе с гусеничными тракторами. Самоходные скреперы предназначены для разработки грунтов I, II и III групп и транспортиро­вания их на расстояние 300—3000 м. Если скорость транспортирования грунта прицепгГыми скреперами составляет 8—12 км/ч, то скорости транспортирования самоходными скреперами могут достигать 40— 50 км/ч. Рабочий план самоходных скреперов в зависимости от расстоя­ния транспортирования грунта составляет от 5 до 30 мин, при этом вре­мя, требуемое на наполнение ковша, не превышает 1—2 мин, а остальное время расходуется на транспортирование грунта и обратное следование машины к забою.

Ранее выпускающиеся самоходные скреперы с одной передней ве­дущей осью тягача, на которую передавалось до 50% всей нагрузки, обладали недостаточной проходимостью, особенно при движении по без­дорожью. Для увеличения тяговых усилий и соответственно проходимо­сти в настоящее время выпускают самоходные скреперы с передними и задними ведущими колесами. В таких скреперах вся его масса более равномерно распределяется на все колеса.

Рис. 4.18. Полуприцеиной скрепер ДЗ-11П (МоАЗ-545П):
1 – автотягач; 2 – седельно-сцепное устройство; 3- основная рама; 4 – гидроци­линдры подъема и опускания ковша; 5 – заслонка ковша; 6 – ковш; 7- гидро­цилиндры подъема заслонки; 8 – задняя стдака ковша; Я 14 – пневмоколеса; 10 — буферное устройство; 11 — гидроцилиндры привода задней стенки; 12 — ножи; 13 — гидроцилиндры взаимного поворота автотягача и скрепера

В настоящее время выпускаются следующие модели самоходных скреперов с ковшами вместимостью от 8 и 16 м3: ДЗ-11П, ДЭ-13А и ДЗ-115.

В данной книге из самоходных скреперов будут рассмотрены полу­прицепной скрепер ДЗ-11П, выпускаемый Могилевским заводом дорож­ных машин на базе тягача МоАЗ-546П мощностью 158 кВт (рис. 4.18), и скрепер ДЗ-1ЭА, выпускаемый Челябинским заводом дорожных ма­шин на базе тягача БелАЭ-531 мощностью 265 кВт.

Основная рама скрепера, являющаяся одновременно тяговой рамой, представляет собой сварную конструкцию. В передней части рамы на стойке приварены проушины для седельно-сцепного устройства. Попе­речная балка рамы, выполненная в виде массивной трубы, несет на себе упряжные тяги и кронштейны для присоединения гидроцилиндров подъема и опускания ковша. Упряжные тяги проушинами соединяются с ковшом скрепера.

Ковш скрепера также сварной конструкции и состоит из двух боко­вых стенок, днища и буфера. Стенки ковша выполнены из листовой ста­ли и усилены накладками. В передней части боковые стенки оканчивают­ся кронштейнами для крепления штоков гидроцилиндров подъема ков­ша. В нижней части к боковым стенкам приварены подножевые плиты для крепления боковых ножей, к боковым стенкам ковша приварены подножевые плиты для крепления боковых ножей, к боковым стенкам ковша приварены проушины шарниров заслонки.

Днище ковша выполнено из листовой стали и снизу с наружной сто­роны усилено накладками. К передней части днища приварена подноже- вая плита, к которой крепятся ножи скрепера. Средние ножи более ши­рокие по сравнению с крайними и выдвинуты несколько вперед, что обеспечивает лучшие условия резания грунта.

Задняя часть ковша оборудована буфером, на котором монтируются полуоси и ходовые колеса. Буфер оборудован проушинами для присо­единения крышек гидроцилиндров перемещения задней стенки ковша. В средней части буфера размещена направляющая балка, по которой пе­ремещается ролик толкателя задней стенки.

К задней поперечине фермы буфера приварены две отливки, пред­назначенные в качестве упора для восприятия толкающих усилий от трактора-толкача во время набора грунта и в случаях буксования скрепе­ра при движении с грузом. К боковым стенкам и к задней поперечной балке ковша приварены проушины упряжных шарниров гидроцилинд­ров заслонки.

Задняя стенка ковша, предназначенная для выгрузки грунта, состо­ит из щита и толкателя. Щит задней стенки выполнен из листовой стали и усилен накладками и ребрами. Толкатель представляет собой брус ко­робчатого сечения. В средней части толкателя с обеих сторон приварены кронштейны для присоединения к ним штоков гидроцилиндров переме­щения задней стенки. Размещенные на конце толкателя проушины слу­жат для установки четырех роликов, обеспечивающих направление дви­жения задней стенки. Для этой же цели щит заслонки снабжен двумя па­рами роликов. Для придания задней стенке жесткости предусмотрены раскосы.

Заслонка ковша, предназначенная для регулирования процесса на­бора грунта и закрывания ковша при его транспортировании, изготов­лена из листовой стали и усилена двумя изогнутыми накладками. Рыча­ги заслонки снабжены проушинами, которыми заслонка присоединяется к ковшу. В средней части к рычагам приварены кронштейны для присо­единения штоков гидроцилиндров подъема заслонки.

Управление машиной осуществляется из кабины перемещением и поворотом автотягача относительно скрепера, при этом используется рулевая гидросистема, исполнительными органами которой служат два рулевых гидроцилиндра. Автотягач по отношению к скреперу может поворачиваться в плане до 90° в каждую сторону.

Седелъно-сцепное устройство (рис. 4.19) предназначено для соеди­нения тягача со скрепером и передачи нагрузок от скрепера на тягач. Конструкция седельно-сцепного устройства обеспечивает возможность поворота тягача относительно скрепера и взаимное перемещение (кача­ние) в вертикальной плоскости. Седельно-сцепное устройство, разме­щенное на тягаче, состоит из кронштейна, оборудованного крышками с приваренной к нему опорой для гидроцилиндров поворота. Гидроцилиндры поворота крепятся на опоре седельно-сцепного устройства посредством пальцев. На опоре размещена золотниковая ко­робка управления гидроцилиндрами поворота. Кронштейн шарнир­но соединен с поперечиной (средней) рамы посредством шкворня , который стопорится в трубе поперечины клиньями. К перед­нему торцу шкворня болтами крепится упорная шайба, пре­дусматриваемая для фиксации кронштейна по оси шкворня. Для регули­ровки зазоров по оси шкворня имеются регулировочные прокладки. Стойка скрепера шарнирно соединяется с кронштейном седельно- сцепного устройства посредством двух пальцев, которые стопо­рятся клиньями. Шайба, прикрепленная к торцу пальца бол­тами, ограничивает вертикальное перемещение стойки. Регулировка зазора по оси пальцев осуществляется регулировочными прокладками.Вертикальная нагрузка, передаваемая на седельно-сцепное устройство от скрепера, воспринимается кронштейном через опорную шайбу . Боковые ограничения угла наклона качания скрепера относительно тягача обеспечиваются наличием приливов, имеющихся на кронштейне, которыми последний опирается на поперечину рамы при достижении предельного угла качания (до 15° в обе стороны от среднего положе­ния). Углы одностороннего наклона тягача или скрепера, находящиеся в указанных пределах, достаточны для обеспечения контакта всех ко­лес машины с проходимой поверхностью при преодолении неровностей.

На седельно-сцепном устройстве размещена часть оборудования сле­дящей системы: рычаг системы, его опора, тяга и шаровой палец.

Ходовые колеса самоходного скрепера ДЗ-11П (МоАЗ-546П) уст­роены аналогично колесам прицепного скрепера ДЗ-20Б и ДЗ-20В с не­значительным изменением в конструкции полуосей и креплении колес к буферу. Колеса снабжены тормозами, так как самоходные скреперы могут развивать скорость до 50 км/ч.

Рулевое управление скрепера (рис. 4.20), установленное на тягаче, состоит из: рулевой колонки; карданного вала; рулевого меха­низма с гидрораспределителем , оборудованного червячным секто­ром и червяком; шестеренчатого масляного насоса; фильтра; масляного бака; предохранительного клапана; манометра; стойки, к которой крепятся штоки гидроцилиндров и тяги правого и левого гидроцилиндров поворота; рычагов и тяг пере­ключения; предохранительных клапанов гидросистемы; золотнико­вой коробки и золотников; задней тяги; кронштейна седельно-сцепного устройства; сошки; двуплечевого рычага и тяги сош­ки, а также следящего устройства (механической обратной связи).

Рулевая колонка состоит из вала управления, вращающегося в двух шариковых подшипниках, размещенных в проточках трубы колон­ки. На верхнем конце вала управления размещено рулевое (штурваль­ное) колесо. На нижнем конце вала установлен кардан.

Кардан состоит из двух вилок, в проушины которых запрессованы игольчатые подшипники крестовин, а крестовины закреплены стопор­ными кольцами. Смазывание подшипников кардана обеспечивается пресс-масленкой. В случаях повышения давления внутри одной из кре­стовин (при нагревании смазки), а также для выпуска излишней смазки установлен предохранительный клапан, срабатывающий при давлении 0,35 МПа.

Карданный вал рулевого управления соединяет вал рулевой ко­лонки с червяком рулевого механизма. Карданный вал имеет шлицевое соединение, состоящее из вала и втулки, обеспечивающее из­менение расстояния между шарнирами при возвратно-поступательных перемещениях червяка рулевого механизма и возможных колебаниях кабины относительно рамы тягача. Вилки карданов присоединены к шпи- цевой втулке и шлицевому валу посредством шпонок и болтов. Шлице- вое соединение смазывается с помощью пресс-масленки.

Рулевой механизм с распределителем (рис. 4.21), размещенный на специальном кронштейне и приваренный к продольным балкам рамы, состоит из двух частей: механической — рулевого механизма и гидравлической — распределителя золотникового типа.

Рис. 4.20. Схема рулевого управления скрепера ДЗ-11П

Сектор рулевого ме­ханизма через сошку находится в постоянном зацеплении с червяком. Двумя опорами для сектора рулевого механизма служат игольчатые подшипники, запрессованные в правую и в левую крышки кар­тера рулевого механизма, а третьей опорой является кронштейн, закрепленный болтами на наружной стенке средней продольной балки рамы тягача. На шлицевом конце вала сектора гайкой закреплена сошка. На торцах вала сектора и сошки нанесены риски, предусмот­ренные для правильной их установки. При правильном совмещении ри­сок сошка должна быть отклонена на 10° вперед по ходу тягача относи­тельно оси рулевого механизма (если машина установлена по ходу по прямой линии). Полный угол поворота сошки может достигать 85° (по 42°30’ в каждую сторону). Червяк размещен в картере и опирается на два игольчатых подшипника. Картер закрыт крышкой, через ко­торую проходит верхний конец левого управления. В проточку нижней части картера запрессована специальная втулка, через которую прохо­дит нижний конец червяка. В картере предусмотрены два отверстия: одно для заливки, а другое — для слива смазки. К нижней части картера при помощи четырех шпилек прикреплен корпус золотника, закрытый крышкой. В этом корпусе размещен золотник, закрепленный гайкой на нижнем конце червяка между шайбами и упорными подшипниками. Между торцами указанных шайб и корпусом золотника имеются зазоры, на величину которых золотник может перемещаться в корпусе распре­делителя.

Реактивный механизм рулевого механизма и распределителя, состоя­щий из ползунов и пружин, установленных в четырех отверстиях корпуса золотника, предусмотрен для удержания золотника в нейтраль­ном положении и обеспечивает его устойчивость при поворотах рулевого колеса (в какой-то мере имитирует сопротивление дороги). В корпусе золотника установлен предохранительный клапан, состоящий из седла, клапана, пружины, регулировочного винта, уплотнительных шайб, колпачковой гайки и контргайки. Предохранительный клапан отрегулирован на начало открытия при давлении (9,5±0,5) МПа.

Золотниковая коробка, установленная на опоре гидроцилиндров поворота седельно-сцепного устройства тягача, предназначена для изме­нения потоков рабочей жидкости, поступающих в рабочие полости гид­роцилиндров, обеспечивающих изменение положения тягача и скрепера. Гидроцилиндры поворота (правый и левый) (см. рис. 4.20), уста­новленные на тягаче, предназначены для его поворота. Гидроцилиндры головками штоков шарнирно соединены со стойкой скрепера, а задни­ми крышками (также шарнирно) — с проушинами опоры цилиндров седельно-сцепного устройства.

Шестеренчатый насос (левого вращения) гидросистемы рулевого управления размещен на фланце коробки отбора мощности тягача. Масляный бак является общим для гидросистемы рулевого управления тягача и гидросистемы скрепера. В качестве масляного бака служит внутренняя полость силовой поперечины рамы тягача.

Золотниковая коробка, гидроцилиндры, шестеренчатый масляный насос и другое вспомогательное оборудование, установленные в гидро­системе рулевого управления самоходных скреперов, по своему уст­ройству и назначению аналогичны такому же оборудованию, применяе­мому для гидросистем других дорожных машин.

Следящее устройство (механическая обратная связь) рулевого управления, шарнирно соединяющее рулевую сошку с нижним верти­кальным пальцем седельно-сцепного приспособления, предназначено для согласования углов поворота рулевого колеса с углами поворота скре­пера; следящее устройство не допускает самопроизвольных поворотов тягача от заданного направления движения.

Следящее устройство состоит из тяги рулевой сошки, двуплече- вого рычага и задней тяги.

На концах задней тяги установлены головки, зажатые гайками, посредством которых регулируется длина тяги и соответственно поло­жение головок. Одна из головок соединена с двуплечим рычагом шар­нирно, а другая, имеющая специальный шаровой палец, — посредством прорезной гайки во фланце следящего устройства.

Устройство этой головки позволяет автоматически компенсировать зазоры между головкой шарового пальца и сухарями, возникающие в результате износа их в процессе эксплуатации. Постоянный контакт (действие сухаря на шаровую головку) обеспечивается спиральной пру­жиной.
Работа рулевого управления происходит следующим образом (см. рис. 4.20 и 4.21). При движении тягача и направлении по прямой золот­ник распределителя находится в нейтральном положении. Рабочая жид­кость гидросистемы (см. рис. 4.20) из масляного бака засасывается насосом и нагнетается в распределитель и далее в сливную полость распределителя и через фильтр в бак. При этом зазоры между рабо­чими кромками золотника и его корпусом подобраны таким образом, что давление в линии нагнетания при нейтральном положении золотника составляет 0,6—12 МПа в зависимости от числа оборотов двигателя.

При повороте рулевого колеса вращение через рулевую колонку и карданный вал передается червяку рулевого механизма. При этом червяк перемещается относительно червячного сектора, а размещенный на червяке золотник — относительно корпуса золотника. В результате перемещения золотника рабочие полости гидроцилиндров поворота соединяются с магистралями слива и нагнетания. Ра­бочая жидкость при этом из магистрали нагнетания давит на поршни гидроцилиндров поворота и перемещает их вместе со штоками. Усилия поршней и штоков гидроцилиндров поворота передаются седельно-сцепному устройству, которое поворачивается одновременно с тягачом относительно стойки скрепера. Вытесняемая при этом из гидроцилиндров рабочая жидкость поступает в магистраль слива.

Рис. 4.21. Рулевой механизм скрепера с распределителем

Одновременно с тя­гачом поворачиваются и гидроцилиндры поворота на опоре цилиндров седельно-сцепного устройства. Вместе с гидроцилиндрами перемещаются шарнирно-соединенные с ними тяги переключения золотниковой коробки. В то время как какой-либо из гидроцилиндров поворота подходит к положению мертвой точки, его тяга переключения золотнико­вой коробки поворачивает шарнирно-соединенный с ней коленчатый ры­чаг, который плавно перемещает золотник золотниковой коробки. Не доходя 6° до положения мертвой точки, перемещаемый золотник сообщает рабочие полости своего гидроцилиндра поворота между собой и с магистралью слива или нагнетания (в зависимости от направления поворота). После прохождения положения мертвой точки коленчатый рычаг продолжает перемещать золотник золотниковой коробки до тех пор, пока полости гидроцилиндра поворота снова не соединятся с магистралью слива и нагнетания таким образом, что гидроцилиндр по­ворота переменит направление движения на обратное. Переключение по­лостей гидроцилиндра поворота происходит через 6° после положения мертвой точки. Следовательно, в период прохождения одним из гидро- адлиндров поворота положения мертвой точки поворот тягача осу­ществляется только вторым из гидроцилиндров. Дальнейший поворот тягача выполняется снова двумя гидроцилиндрами. После поворота тя­гача на 90° в одну или в другую сторону дальнейший поворот тягача невозможен, так как кронштейн седельно-сцепного устройства упи­рается в стойку скрепера. Если и после этого будет продолжаться пово­рот рулевого колеса в сторону поворота тягача, то давление в магистра­ли нагнетания будет повышаться до тех пор, пока не откроется пре­дохранительный клапан. Когда прекращается поворот рулевого колеса и оно фиксируется в этом положении, тягач какое-то время продолжает поворот в заданном направлении до тех пор, пока следящее устройство не установит золотник в распределителе в нейтральное положение. По­этому для сохранения требуемого направления движения необходимо на короткое время отпустить рулевое колесо, не поворачивая его дальше, для того, чтобы реактивный механизм возвратил золотник распредели­теля в нейтральное положение.

При самопроизвольном повороте тягача от заданного направления движения из-за дорожных препятствий (встречающиеся выбоины, камни и др.) следящее устройство смещает золотник распределителя с ней­трального положения, в результате чего рабочая жидкость из магистрали нагнетания направляется в рабочие полости гидроцилиндров поворота, которые указанным выше способом будут поворачивать тягач до тех пор, пока золотник снова не станет в нейтральное положение. Следова­тельно, следящее устройство фиксирует любое заданное рулевым коле­сом направление движения тягача и не допускает самопроизвольных его поворотов от заданного направления.

Сцепку и расцепку тягача со скрепером следует производить на ров­ной площадке с разгруженным скрепером, пользуясь подъемными сред­ствами, грузоподъемность которых должна быть не менее 5,0 т.

Ходовая часть тягача включает раму, ведущий мост, подвеску ве­дущего моста и колеса. Рама тягача состоит из трех продольных балок, выполненных из гнутых профилей швеллерного сечения и соединяющих их поперечин. На раме тягача размещены двигатель (в передней части рамы), трансмиссия, ведущий мост, подвески колес, кабина, коробка отбора мощности, органы управления и вспомогательное оборудование.

Двигатель— V-образный, 8-цилиндровый, дизельный, марки ЯМЗ-2Э8А мощностью 158 кВт с частотой вращения до 2100 об/мин.

Трансмиссия — блок, в который входят сцепление, коробка пере­дач и дополнительная коробка. Принятое в трансмиссии тягача самоход­ного скрепера сцепление — сухое, фрикционное, двухдисковое, постоян­но замкнутое, с периферийными пружинами, т. е по своей принципиаль­ной схеме, устройству и действию мало чем отличается от сцеплений, применяемых в грузовых автомобилях. Управление сцеплением осущест­вляется из кабины тягача педалью посредством механического привода включения узла сцепления с пневматическим усилителем.

Рис. 4.22. Привод управления сцеплением скрепера ДЗ-11П:
а -схема привода управления сцеплением; б – следящий меха­низм; в — пневмоусилитель; 1 — педаль сцепления; 2 — крон­штейн педали сцепления; 3 — валик педали сцепления и тормоза; 4 — тяга выключения сцепления; 5 — оттяжная пружина; 6 — кронштейн промежуточного валика; 7— промежуточный валик; 8 — рычаг; 9 — шланг следящего механизма; 10— шланг цилиндра пневмоусилителя; 11 — рычаги; 12 – контргайка; 13 — гайка; 14 — следящий механизм; 15 — рычаг; 16 — шток клапана; 17 — пружина штока; 18 — клапан; 19 – пружина клапана; 20 – пор­шень цилиндра пневмоусилителя; 21 — цилиндр пневмоусилителя

Привод управления сцеплением (рис. 4.22) состоит из: педали, за­крепленной на кронштейне и валике тяги выключения сцепления, промежуточного валика, кронштейна промежуточного валика, ры­чага, следящего механизма, цилиндра пневмоусилителя. Меха­низм выключения (педаль, тяга, рычаги) снабжен оттяжной пружиной, установленной на тяге выключения.

Цилиндр пневмоусилителя сцепления включен параллельно механи­ческому приводу. Механизм пневмоусилителя работает следующим об­разом: полость А следящего механизма постоянно находится под дав­лением воздуха, поступающего из рессивера пневмосистемы тягача по шлангу. При воздействии на педаль выключения сцепления клапан под действием штока открывается, и сжатый воздух из полости А через полость Б и шланг через камеру пневмоусилителя поступает в цилиндр, перемещая его поршень, выключает механизм сцепления. При прекращении воздействия на педаль сцепления через систему ры­чагов шток под действием пружины возвращается в ис­ходное положение. Тогда клапан под действием пружины закры­вает дальнейшее поступление сжатого воздуха к цилиндру пневмоусили­теля. Воздух, имеющийся в цилиндре пневмоусилителя, через сверление в штоке и в корпусе следящего механизма 8 выходит в атмосферу. При отсутствии в пневмосистеме давления сцепление можно выклю­чить нажатием на педаль (следящий механизм в этом случае работает как жесткая тяга), при этом усилие для выжима педали сцепления по­требуется значительно большим.

Коробка передач — унифицированная, трехходовая, пятиступенча­тая, с синхронизаторами на II—III и IV—V передачах; первая передача коробки заблокирована — используются только четыре передачи вперед и одна назад. Шестерни коробки передач имеют спиральную нарезку, за исключением шестерен I передачи, шестерен блока заднего хода и шестерен отбора мощности, имеющих-прямую нарезку зубьев.

Все подшипники и зубчатые зацепления коробки передач обраба­тываются смазкой разбрызгиванием, а подшипники скольжения шесте­рен вторичного вала — смазкой под давлением. Шестеренчатый насос, подающий смазку к подшипникам скольжения коробки, приводится в действие от промежуточного вала. В случае превышения давления в системе смазки имеющийся в насосе редукционный клапан соединяет нагнетательный клапан с всасывающим. Управление коробкой передач — дистанционное, механическое с помощью механизма дистанционного управления. Переключение передач обеспечивается рычагом, размещен­ным в кабине машиниста.

Дополнительная коробка, установленная в блоке трансмиссии тя­гача, предназначена для обеспечения необходимых передаточных чисел трансмиссии, получения транспортных скоростей и передачи крутящего момента с карданного вала на ведущий мост, а также длй обеспечения синхронной работы скрепера с трактором-толкачом. Дополнительная коробка — двухступенчатая, трехвальная. Смазывание подшипников и шестерен дополнительной коробки — разбрызгиванием.

Карданная передача состоит из двух карданных валов — основного, передающего усилие от дополнительной коробки блока трансмиссии к ведущему мосту тягача, и промежуточного, передающего вращение от коробки отбора мощности к сцеплению. По принципу действия и устройству карданная передача автотягача мало чем отличается от подоб­ных узлов грузовых автомобилей.

Ведущий мост близок к подобным узлам тяжелых грузовых авто­мобилей и автотягачей, состоит из центрального редуктора, колесных передач планетарного типа и картера моста с цапфами и полуосями. Ведущий мост тягача подвешен на двух продольных рессорах. Листы рес­сор в середине стянуты центровыми болтами, для предупреждения рас­хождения листов предусмотрены хомуты. Для гашения колебаний, воз­никающих при движении автотягача по неровностям, предусмотрены гидравлические поршневые амортизаторы.

Рис. 4.23. Ручной тормоз скрепера ДЗ-11П (схема привода)

Самоходный скрепер оборудован двумя системами тормозов — ножным, действующим как на колеса тягача, так и на колеса скрепера, и ручным, действующим на трансмиссию тягача. Ножной тормоз обору­дован пневматическим приводом с подачей сжатого воздуха от комп­рессора, установленного на тягаче. Ручной тормоз (рис. 4.23) скрепера состоит из: педали, рычага, передней и задней тяг, тормозного барабана и охватывающей его тормозной ленты, тормозного крана, оттяжной пружины и тяги тормозного крана. Ручной тормоз приме­няется только в аварийных случаях.

Действуя на педаль ножного тормоза посредством тяги и оттяж­ной пружины, обеспечивают включение тормозного крана, соединяю­щего баллоны тягача, наполненные сжатым воздухом, с тормозными ка­мерами (рис. 4.24). Сжатый воздух, поступающий в тормозные ка­меры, прогибает их диафрагмы и тем самым перемещает закрепленные на них штоки, которые в свою очередь поворачивают регулировочные рычаги, установленные на шлицах валов разжимных кулаков. Регу­лировочные рычаги, поворачивая разжимные кулаки, раздвигают тор­мозные колодки и прижимают закрепленные на них фрикционные на­кладки к тормозным барабанам, обеспечивая торможение.

Рис. 4.24. Схема работы колесного тормоза скрепера ДЗ-11П

Колесный, ножной тормоз (и его тормозной барабан) установлен на фланце ступицы колеса ведущего моста тягача. К фланцу картера ве­дущего моста вместе с цапфой прикреплен суппорт тормоза. Задние концы тормозных колодок установлены в суппорте тормоза на осях. Оси колодок в целях устранения проворачивания закреплены стопор­ными пластинками. На передних концах колодок имеются пазы, в которых размещены ролики. Тормозные колодки стягиваются пру­жинами и опираются роликами на поверхность разжимного ку­лака.

В процессе эксплуатации поверхности тормозных барабанов и тор­мозных накладок изнашиваются, появляются зазоры, требующие частых регулировок. Зазоры регулируют специальными регулировочными ры­чагами.

Ручной тормоз (рис. 4.25) — барабанного типа с наружным размеще­нием тормозной ленты. Тормозной барабан закреплен на фланце ве­домого вала дополнительной коробки блока трансмиссии, а суппорт тор­моза, воспринимающий усилие от ленты, — на картере этой же коробки.

Рис. 4.25. Схема работы ручного тормоза скрепера ДЗ-11П

Суппорт ручного тормоза имеет две опоры. Опора служит для установки механизма включения, а опора – для восприятия усилия от тормозной ленты.

Опора делит тормозную ленту на две равные части, чем достигаются равенство тормозных усилий и одинаковой сте­пени торможения независимо от направления вращения тормозного ба­рабана.

Тормозная лента с приклепанной к ней фрикционной накладкой охватывает тормозной барабан по всей его окружности (за исключением небольшой его части). На концах ленты прикреплены наконечники, на которые действует механизм включения тормоза. Механизм вклю­чения состоит из нажимного кулака, соединенного с задней тягой при­вода, и действующего через опору и стяжку на нижний и верхний наконечники ленты тормоза. Ручной тормоз оборудован системой спиральных пружин, обеспечивающих безотказность дей­ствия его элементов — тормозной ленты, нажимных ее кулаков и др. Степень натяжения ленты достигается применением регулировочного и установочного болтов.

Привод тормозных устройств тягача и скрепера — пневматический, в значительной мере повторяющий такие же системы для других дорож­но-строительных машин. Система включает компрессор, тормозной кран, воздушные баллоны (с сжатым воздухом), тормозные камеры, предохранительный клапан, регулятор давлении, кран отбора воздуха, воздухораспределительный клапан и воздухопроводы.

Привод тормозной системы осуществляется следующим образом. При нажатии на педаль тормоза усилие через систему рычагов и тяг пере­дается на рычаг тормозного крана. В результате работы этого крана сжатый воздух из воздушных баллонов по системе воздухопроводов поступает в тормозные камеры тягача и скрепера. Под действием (про­гибом) диафрагм тормозных камер штоки их, перемещаясь, поворачива­ют разжимные кулаки колесных тормозов и раздвигают тормозные колодки. При возвращении педали тормоза в исходное положение в резуль­тате перемены действия тормозного крана сжатый воздух из камер вы­пускается в атмосферу диафрагмы, и их штоки (под действием пружин) также возвращаются в свое первоначальное положение, и тормозные ко­лодки занимают нерабочее положение.

Коробка отбора мощности предназначена для передачи крутящего момента от двигателя тягача к сцеплению, а также для привода насоса рулевого управления тягача и насосов гидросистемы скрепера. Коробка отбора мощности прикрепляется к картеру маховика двигателя. Кон­структивно коробка отбора мощности повторяет (с небольшими изме­нениями) подобные узлы в других машинах. Наличие отключаемой ка­ретки позволяет отключить коробку отбора мощности от двигателя во время его запуска при низких температурах окружающего воздуха. Включение коробки отбора мощности разрешается только при нерабо­тающем двигателе, используя в случае необходимости стартер для проворачивания вала двигателя. Шестерни и подшипники смазываются раз­брызгиванием.

Рис. 4.26. Внутренний вид кабины ма­шиниста скрепера ДЗ-11П с расположе­нием в ней органов управления и конт­рольно-измерительной аппаратуры:
1 — кнопка звукового сигнала; 2 — пе­даль акселератора; 3 — ножной пере­ключатель света; 4 — педаль сцепления; 5 — рулевое колесо; 6 — рычаг управле­ния жалюзи отопителя; 7 — головка крана управления стеклоочистителем; 8 — педаль ножного тормоза; 9 — руко­ятка останова двигателя; 10 — рычаг управления жалюзи радиатора; 11 – ры­чаг управления подъемом и опусканием ковша скрепера; 12 — рычаг управления заслонкой скрепера; 13 — рычаг управ­ления задней стенкой скрепера; 14 — рычаг управления замком капота; 15 — рычаг управления дополнительной ко­робкой; 16 — рычаг управления тормо­зом; 17 — рычаг управления короб­кой передач

Все органы управления самоходным скрепером расположены в каби­не машиниста (рис. 4.26).

Гидравлическая система самоходного скрепера ДЗ-11П (рис. 4.27) предназначена для привода рабочих органов машины (ковша, заслонки, задней стенки). Система состоит из бака для рабочей жидкости, насо­сов и их привода, гидрораспределителя, рабочих гидроцилиндров, масляных фильтров, трубопроводов для рабочей жидкости, обрат­ного клапана, гидравлического замка, поршневых потоков.

Насосы предусмотрены для подачи рабочей жидкости и обеспечения необходимого давления в гидравлической системе. На коробке отбора мощности установлены три шестеренчатых насоса типа НШ-46Д, один из которых правого вращения и два — левого вращения. Насосы приводят­ся в действие от коробки отбора мощности через промежуточный кар­данный вал.

Гидрораспределитель, установленный в системе, предназначен для распределения потоков рабочей жидкости, циркулирующей по рабочим полостям исполнительных гидроцилиндров, а также предохранения гидросистемы от перегрузок. Гидрораспределитель установлен на внешней стороне задней стенки кабины тягача. Управление гидрораспре­делителем — дистанционное из кабины тягача. Привод гидрораспредели­теля обеспечивается посредством валиков, рычагов и тяг.

Рис. 4.27. Схема гидравлической системы скрепера ДЗ-11П

Гидравлический замок предназначен для надежной фиксации гидро­цилиндров подъема ковша в поднятом положении при длительном транс­портировании грунта в ковше скрепера. Замок установлен в нагнета­тельной магистрали между гидрораспределителем и гидроцилиндрами.

Предохранительный клапан предназначен для ограничения в гидро­системе максимального давления рабочей жидкости. При избыточном давлении в нагнетающей магистрали открывается шариковый клапан, и рабочая жидкость перетекает в сливную магистраль, соединенную шлангом с предохранительным клапаном, отрегулированным на давле­ние (8,5±0,5)МПа.

Обратные клапаны, установленные в нагнетательных магистралях каждого из трех насосов, служат для отключения системы в случае вы­хода ее из строя.

Дроссельный клапан, установленный на магистрали рабочей жидко­сти гидроцилиндров подъема-опускания ковша, предназначен для опу­скания с заданной скоростью. Гидравлическое сопротивление, возникаю­щее в шлангах при прохождении по ним рабочей жидкости, вытесняемой из гидроцилиндров через калиброванное отверстие, обеспечивает задан­ную скорость опускания ковша.

Электрооборудование самоходных скреперов состоит из источников электроэнергии, потребителей электроэнергии, вспомогательной аппара­туры и проводов.

В качестве источников электрической энергии применяют аккуму­ляторные батареи 24 В и генератор постоянного тока с реле-регулятором.
Потребителями электрической энергии являются стартер, электро­двигатель привода вентилятора отопителя кабины, подогреватель, элек­тродвигатель, свеча зажигания, электроклапан подогревателя системы освещения и сигнализации, электромуфта коробки отбора мощности. Соединение электрооборудования тягача со скрепером обеспечивается при помощи штепсельных розеток и вилок.

Самоходный скрепер ДЗ-1ЭА на базе тягача БелАЭ-531 по своей принципиальной схеме и конструктивному решению немногим отличает­ся от рассмотренного скрепера ДЗ-11П на базе тягача МоАЗ-546П.

Самоходный скрепер ДЗ-1ЭА отличается большой мощностью тяга­ча — 265 кВт, большей вместимостью ковша — 15 м3, несколько боль­шей шириной захвата ковша – до 3 м (см. табл. 4.2).

К самоходным скреперам относится скрепер ДЗ-107 Балаковского завода дорожных машин с ковшом вместимостью 25 м3.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Самоходные скреперы в дорожном строительстве"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства