Строительные машины и оборудование, справочник





Самоходные вибрационные катки с гладкими вальцами

Категория:
   Машины для укладки асфальта


Самоходные вибрационные катки с гладкими вальцами

Легкие и средние вибрационные катки с гладкими вальцами выпускают согласно ГОСТ 5576—74.

Легкие катки целесообразно применять для уплотнения асфальтобетонных покрытий при мелких ремонтных и строительных работах на тротуарах, строительных площадках, парковых дорожках и других узких, труднодоступных и стесненных местах. Благодаря малым габаритам катки обладают хорошей маневренностью и транспортабельностью.

Легкие и средние катки можно применять как статические при выключенном вибровозбудителе для предварительного уплотнения асфальтобетонных и других смесей и как вибрационные при окончательном уплотнении. При вибрации уменьшаются силы сцепления между частицами, которые, перемещаясь одна относительно Другой, образуют легко уплотняемую смесь.



Выпускают двухосные двухвальцовые вибрационные катки ДУ-10А и ДУ-47А.

Общая компоновка сборочных единиц самоходных виброкатков и механизмы их управления такие же, как у самоходных статических катков.
Особенность их конструкции заключается в установке вибровозбудителя, встроенного внутрь вальца; дополнительной передачи для привода вибровозбудителя и амортизационной подвески вибровальца.

Самоходный виброкаток ДУ-10А (рис. 48) включает в себя раму, направляющий ведомый валец, состоящий из двух секций, ведущий вибровалец, рычаги управления, смачивающее устройство, тент, площадку машиниста.

Рис. 48. Самоходный виброкаток ДУ-10А:
1 — рама, 2 — направляющий ведомый валец, 3 — вибровалец, 4 — рычаг управления, 5 — смачивающее устройство, 6 — тент, 7 — площадка машиниста

Кинематическая схема катка ДУ-10А приведена на рис. 49. Трансмиссия катка состоит из двигателя, коробки передач, ведущего вибровальца, ременной и цепной передач.

Коробка передач включает в себя три выходных вала. От одного из них — вала, на котором находится звездочка цепной передачи, приводится в действие механизм передвижения, от другого, на котором установлен шкив ременной передачи, крутящий момент передается валу, от третьего, на котором установлен шкив, — генератору.

Рис. 49. Кинематическая схема самоходного виброкатка ДУ-10А:
1 – двигатель, 2 – коробка передач, 3, 7, 34-42- шестерни, 4 – кулачковая муфта 5 — муфта вибратора, 6 — муфта реверса, 8, 10, 16, 17, 19 — валы коробки передач, 9 — генератор, И, 12, 14, 23 — шкивы, 13 — паразитная шестерня, 15, 20 — натяжные устройства, 18, 22 — ведущая и ведомая звездочки, 21 — тормоз, 24 — зубчатый венец, 25 — вибровалец, 26 — ведомый валец, 27 — червячный вал, 28 — червячный редуктор, 29 — червячное колесо, 30 — червяк, 31 — рулевое колесо, 32 — амортизатор, 33 — эксцентрик, 43 — ведущий вал, 44 — вал вибровозбудителя, 45 — вал червячного колеса

В коробке передач размещены фрикционные муфты для независимого включения привода передвижения и вибровала. Муфта реверса также служит для изменения направления движения катка.

Коробка передач имеет две передачи переднего и заднего хода. Передачи переключаются перемещением блока шестерен. На первой передаче в зацеплении находятся шестерни, на второй — шестерни.

Натяжение цепи и ремня привода вибровальца регулируют устройствами, натяжение ремня привода генератора — перемещением генератора.
В вибровалец встроен одноступенчатый редуктор, состоящий из зубчатого венца и шестерни. На валу шестерни установлен тормоз. Подвеска вибровальца — упругая на резино-металлических амортизаторах.

Направляющий валец снабжен шарнирной подвеской и поворачивается относительно вала вручную с помощью рулевого колеса 31 и червячного редуктора.

Рабочее место машиниста виброкатка ДУ-10А показано на рис. 50. Сиденье со спинкой и подножкой, а также рулевая колонка установлены на общей рамке, подвешенной к раме машины на четырех резино-металлических амортизаторах. Вал рулевого колеса соединен с рулевым редуктором с помощью телескопического карданного вала. Установку сиденья на рамке можно, регулировать в зависимости от роста машиниста.

Амортизаторы позволяют снизить уровень вибрации на рабочем месте машиниста и рычагах управления до установленных санитарных норм.

На площадке находятся следующие органы управления: рулевое; колесо, рычаг реверса, рычаг переключения передач, рычаг включения вибровозбудителя, рычаг тормоза, рычаг управления скребком вибровальца, щиток приборов. На табличке, прикрепленной рядом с площадкой машиниста, показано, как пользоваться рычагами управления.

Рычаг реверса имеет три положения. В среднем положении муфты выключены, каток неподвижен. При перемещении рычага вперед включается муфта переднего хода, при перемещении назад — муфта заднего хода.

Рычаг переключения передач также имеет три положения: вперед— назад (первая передача); нейтральное; назад —вперед (вторая передача).
Вибровозбудитель включается при перемещении рычага 10 вниз.

Тормоз включается при перемещении рычага назад до отказа. : Рычаг управления скребком вибровальца имеет два положения: вперед (скребок прижимается к вибровальцу) и назад (скребок отводится).

Рис. 50. Рабочее место машиниста и рычаги управления виброкатка ДУ-10А:
1 — рамка, 2 — подножка, 3 — карданный вал, 4 — вал рулевого колеса, 5 — рулевая колонка, 6 — спинка, 7 — сиденье, 8 — амортизатор, 9 — рычаг переключения передач, 10 — рычаг включения вибровозбудителя, 11 — рычаг управления скребком вибровальца, 12 — рычаг реверса, 13 — рычаг тормоза, 14 — рулевое колесо, 15 — щиток приборов

Особенность конструкции ведущего вальца катка ДУ-10А — наличие вибровозбудителя с круговыми колебаниями, встроенного внутрь вальца.
На рис. 51 показан вибровалец катка ДУ-10А. В сварном цилиндрическом корпусе вибровальца смонтированы редуктор, тормоз и вибровал. Редуктор одноступенчатый с внутренним зацеплением. На ведущем валу редуктора установлена звездочка цепной передачи привода катка. Ведущая звездочка редуктора выполнена заодно с валом, ведомая шестерня прикреплена болтами к корпусу вальца.

Рис. 51. Вибровалец катка ДУ-10А:
— валец, 2 — шестерня, 3 — тормозной барабан, 4 — вал, 5 — звездочка, 6 — шкив, 7, 11 — левая и правая балки 8, 10 — дебалансы, 9 — вал, 12, 13 — резино-металлические амортизаторы

Рис. 52. Схема центробежного дебалансного вибровозбудителя с круговыми колебаниями:
1 — дебаланс, 2 — вал, 3 — ступица вальца, 4 — шпонка

На валу установлен также тормозной барабан. Внутри вальца на сферических роликоподшипниках установлен вал с дебалансами. На конце вала закреплен шкив 6 клиноре-менной передачи привода вибровозбудителя. Вал 9 с дебалансами, вращаясь, создает вынуждающую силу, которая вызывает колебания вибровальца. Вибровалец вращается на шарикоподшипниках, установленных в ступицах вальца. Для увеличения массы вибровалец заполнен балластом. Чтобы колебания от вибровальца не передавались на раму катка, последнюю крепят к вальцу с помощью резино-металлических амортизаторов. Центробежный дебалансный вибровозбудитель с круговыми колебаниями (рис. 52) представляет собой неуравновешенный груз (дебаланс), вал, который вращается в подшипниках, закрепленных в ступицах вальца. Дебалансом может служить эксцентрично закрепленный относительно оси вращения груз любой формы, который с помощью шпонки, шлицев или какого-либо другого соединения неподвижно закреплен на дебалансном валу. Неуравновешенная часть дебаланса, непосредственно создающая колебания, чаще всего имеет форму сектора или круга. При вращении дебалансов создается вынуждающая сила F, которая в течение каждого оборота сохраняет свою величину и меняет направление, создавая колебательное движение вибровальца. Вынуждающая сила воспринимается вибровальцом через подшипники, установленные в ступицах вальца. Крутящий момент валу дебалансов сообщается от двигателя, находящегося на катке.

Рис. 53. Резино-металлические амортизаторы:
а — цилиндрический, б — прямоугольный; 1 — резина, 2 — металлические пластины

Наилучшими гасителями круговых колебаний являются резино-металлические амортизаторы (рис. 53). На катках применяют амортизаторы прямоугольной и цилиндрической формы.

Амортизатор состоит из двух металлических пластин 2, к которым методом вулканизации прикрепляют резину. Одну пластину крепят к раме катка, другую — к ступице вибровальца.

Таким образом с помощью резины получают не жесткое, а упругое соединение рамы с вибровальцом. Упругая подвеска рамы к вибровальцу обеспечивает хорошую виброизоляцию последней с установленными на ней двигателем, агрегатами трансмиссии, а также рабочего места машиниста и рычагов управления катком.

Средний каток ДУ-47А также снабжен механическим приводом хода и вибровозбудителя.

Данные о виброкатках приведены в табл. 9.

Таблица 9. Технические характеристики самоходных виброкатков с гладкими вальцами



Читать далее:

Категория: - Машины для укладки асфальта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины