Строительные машины и оборудование, справочник






Сборка и испытание агрегатов автомобиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Сборка и испытание агрегатов автомобиля

Сборку агрегатов производят на поточной линии или на стендах. Подгоночные и ремонтные работы, а также сборку узлов выполняют на стендах или верстаках. На рабочих местах должны быть наборы слесарно-механических инструментов, дрели и другие приспособления.

В помещении сборки должны иметься тележки для перевозки деталей и агрегатов, гидравлические или верстачные прессы, подъемные приспособления (краны, тали) для установки агрегатов и узлов на стенды и снятия их со стендов.

Последовательность операций при сборке агрегатов определяется технологическими картами. Ниже приведена последовательность выполнения операций по сборке двигателя автомобиля ГАЗ-БЗА.



1. Установить в блок цилиндров гильзы без уплотнительных прокладок. Для предохранения от выпадания гильзы закрепляют втулками-зажимами (рис. 0, а, б). Зазор между линейкой и верхней плоскостью блока, замеренный щупом, должен быть 0,02— 0,09 мм. Этот зазор обеспечивается подбором количества и толщины медных уплотнительных прокладок. Далее надеть подсобранные прокладки на гильзу и установить гильзу в блок.

Рис. 0. Установка гильзы цилиндров: а — проверка выступания гильзы над плоскостью блока, б — крепление гильзы; 1 — щуп, 2 — линейка, 3 — втулка-зажим

2. Установить сальник в выточки гнезда заднего коренного подшипника и сальникодержателя. Сальник представляет собой асбестовый шнур, пропитанный масло-графитовой смесью. Опрессовать шнур в выточках гнезда легким постукиванием молотка, а затем подрезать концы шнура заподлицо с плоскостью разъема сальникодержателя.

3. Подсобрать коленчатый вал: запрессовать в задний торец коленчатого вала подшипник ведущего вала коробки передач; установить маховик на коленчатый вал, завернуть четыре гайки с моментом затяжки 7,6—8,3 кГм и зашплинтовать гайки; сцентрировать ведомый диск сцепления по подшипнику в заднем торце коленчатого вала, используя в качестве оправки ведущий вал коробки передач; привернуть к маховику кожух сцепления в сборе с нажимным диском, совместив метки на маховике и кожухе.

4. Установить вкладыши коренных подшипников в гнезда блока Цилиндров и крышек подшипников.

5. Надеть на переднюю коренную шейку коленчатого вала (рис. 1) заднюю биметаллическую шайбу (стороной, залитой баббитом, к щеке вала).

Смазать маслом для двигателя вкладыши коренных подшипников и шейки коленчатого вала; установить вал в блок цилиндров.

7. Надеть крышки коренных подшипников на шпильки. При этом фиксирующие выступы на верхнем и нижнем вкладышах каждого подшипника должны быть с одной стороны, а номера, выбитые на крышках, должны соответствовать номерам подшипников блока. При установке передней крышки следить, чтобы фиксирующий усик задней биметаллической шайбы вошел в паз крышки и чтобы не образовывалась ступенька между торцом крышки и торцом блока.

Рис. 1. Устройство переднего конца коленчатого вала и привода распределительного вала: 1 — шкив, 2, 14 — шпонки, 3 — крышка распределительных шестерен, 4 — датчик ограничителя частоты вращения коленчатого вала, 5 — эксцентрик, 6 — балансир, 7 — упорный фланец, 8 — распорное кольцо, 9 — шестерня распределительного вала, 10 — штифт, 11, 12 —- биметаллические шайбы, 13 — упорная шайба, 15 — шестерня коленчатого вала, 16, 17 — маслоотражатели, 18 — сальник с маслоотражателем, 19 — грязеотражатель, 20 — ступица шкива, 21 — храповик

8. Посадить крышки на свои места, слегка постукивая по ним резиновым молотком. Навернуть гайкн крепления крышек и затянуть пх равномерно, следя за тем, чтобы не было перекосов.

Окончательную затяжку гаек производят динамометрическим ключом с моментом 11—12 кГм. Шплинтуют гайки проволокой. После затяжки гаек коленчатый вал должен легко вращаться.

9. Установить на место сальникодержатель. Перед установкой в пазы сальникодержателя вложить резиновые боковые уплотнитель-ные прокладки. На шпильки надеть фасонную плоскую и пружинную шайбы и навернуть специальные гайки сальникодержателя.

Рис. 2. Проверка осевого зазора коленчатого вала

10. Поставить переднюю биметаллическую шайбу (стороной, залитой баббитом, к носку коленчатого вала) так, чтобы ее пазы установились на штифты, запрессованные в блок и крышку переднего коренного подшипника.

11. Надеть стальную упорную шайбу на носок коленчатого вала. Установить в паз шпонку 14 шестерни 15 коленчатого вала и напрессовать шестерню.

12. Проверить щупом осевой зазор между передним упорным торцом коленчатого вала и биметаллической шайбой, передвигая воротком или отверткой вал в продольном направлении. Осевой зазор должен быть 0,075—0,175 мм.

13. Подсобрать шатунно-поршневую группу. Шатун перед сборкой проверить на изгиб и скручивание на приспособлении.

При сборке поршней первого, второго, третьего и четвертого цилиндров с шатунами надпись на поршне «перед» и номер, выштампованный на стержне шатуна, направить в противоположные стороны. Для порщ. ней пятого, шестого, седьмого и восьмого цилиндров надпись на поршне и номер на стержне шатуна должны быть направлены в одну сторону Установка поршней с кольцами в цилиндр облегчается при использовании конусных колец (рис. 183, а, б). Перед установкой поршней с шатунами коленчатый вал поворачивают в положение, соответствующее нижней мертвой точке в том цилиндре, в который устанавливается поршень. Поршневые кольца располагают так, чтобы их стыки были под углом 120°. Для предохранения стенок гильзы на шатунные болты надевают предохранительные латунные колпачки.

Рис. 3. Схема конусного кольца (а) и установка поршня с кольцами в цилиндр (б)

14. Вставить поршни с шатунами в гильзы цилиндров. Подтянуть шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снять с болтов предохранительные колпачки, проверить соответствие номеров крышки и шатуна, надеть крышку шатуна. Фиксирующие выступы вкладышей должны быть направлены в одну сторону. Момент затяжки гаек шатунных болтов 6,8—7,5 кГм.

15. Подсобрать распределительный вал: надеть на передний конец вала распорное кольцо и упорный фланец, установить в паз шпонку шестерни; напрессовать шестерню распределительного вала до упора в распорное кольцо установить балансир эксцентрика и эксцентрик привода топливного насоса и закрепить болтом с шайбой; замерить осевой зазор распределительного вала (0,08—0,20 мм). Смазать опорные шейки распределительного вала маслом для двигателя, вставить вал в блок цилиндров, совместив метки распределительных шестерен. Через отверстие в шестерне распределительного вала торцовым ключом привернуть упорный фланец к блоку двумя болтами с пружинными шайбами.

16. Надеть на шейку коленчатого вала маслоотражатель 16 (выпуклой стороной к шестерне). Надеть крышку распределительных шестерен на шпильки ее крепления, предварительно надев на них прокладку крышки. Крышка должна быть сцентрирована по переднему концу коленчатого вала при помощи конусной оправки. Надеть на передний конец коленчатого вала оправку, поджать крышку распределительных шестерен к блоку цилиндров при помощи храповика и затянуть гайками. Снять конусную оправку и, установив шпонку в паз коленчатого вала, напрессовать ступицу шкива до упора. Ввернуть в носок коленчатого вала храповик 21 с пружинной шайбой. Привернуть шкив коленчатого вала к ступице.

17. Установить на блок цилиндров маслоприемник с уплотнитель-ной прокладкой трубки маслоприемника и закрепить его гайкой с пружинной шайбой. Установить поддон картера с прокладкой и затянуть гайки его крепления.

18. Установить водяной насос с прокладкой на место. Надеть кронштейн натяжного ролика на шпильки крепления водяного насоса и закрепить корпус водяного насоса на крышке распределительных шестерен гайками и винтами. Привернуть шкив водяного насоса к ступице.

19. Установить масляный насос с прокладкой на блок цилиндров, надеть на длинную шпильку упорную втулку и закрепить насос двумя гайками с пружинными шайбами.

20. Установить топливный насос с прокладкой и привернуть его двумя болтами.

21. Собрать головки цилиндров: стержни клапанов смазать графитовой смазкой; установить клапаны в их седла; на направляющие втулки надеть упорные шайбы пружин; на стержни впускных клапанов надеть резиновые маслоотражательные колпачки; установить пружины и опорные шайбы; сжать пружину съемником и вложить сухарики; отпустить пружину и снять съемник.

22. Снять втулки-зажимы, удерживающие гильзы цилиндров. Надеть на шпильки крепления головок цилиндров прокладки головок, установить головки и закрепить их восемнадцатью гайками с плоскими шайбами. Затяжку гаек рекомендуется производить в два приема: предварительную от руки (равномерно все гайки) и окончательную — динамометрическим ключом с моментом затяжки 7,3— 7,8 кГм. Затяжку гаек крепления головки как предварительную, так и окончательную производят в порядке.

23. Собрать коромысла клапанов с регулировочными болтами и ганками. Собрать оси коромысел: в одно из отверстий оси коромысел вставить шплинт и развести его концы; протереть и смазать маслом ось коромысел и втулки коромысел клапанов; надеть на ось стойки, пружины и коромысла; вставить во второе отверстие оси шплинт и развести его концы.

Сборку осей коромысел производят так, чтобы отверстия под шпильки крепления в оси и стойках были смещены в сторону от регулировочных болтов коромысел.

Подобрать по направляющим в блоке и установить на свои ста толкатели. Вставить штанги в толкатели. Установить подсобранные оси коромысел на головки цилиндров. Регулировочные болты коромысел наложить на сферические поверхности наконечников штанг. Завернуть гайки крепления осей коромысел.

25. Надеть на шпильки крепления впускной трубы боковые прокладки, а на блок — переднюю и заднюю прокладки впускной трубы. Установить впускную трубу.

26. Завернуть две рым-гайки.

27. Установить на шпильки крепления впускной трубы кронштейн фильтра тонкой очистки топлива с фильтром в сборе, валик педали управления дроссельной заслонкой с кронштейном и рычагами в сборе и кронштейн пружины педали. Затянуть гайки крепления впускной трубы.

28. Установить на штуцера впускной трубы и водяного насоса перепускной шланг.

29. Установить карбюратор с прокладкой и закрепить его четырьмя гайками.

30. Установить на крышку распределительных шестерен датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала с прокладкой.

31. Установить топливопроводы от насоса к фильтру и от фильтра к карбюратору. Установить трубки ограничителя максимальной частоты вращения от датчика к карбюратору и нагнетательную трубку фильтра центробежной очистки масла. Установить выпускные трубы с прокладками и затянуть гайки крепления.

32. Установить привод прерывателя-распределителя и закрепить его при помощи держателя и гайки. Установить генератор на кронштейн и привернуть его двумя болтами с шайбами и контргайками. Надеть ремень привода генератора на шкивы водяного насоса и генератора и натянуть его.

33. Надеть на шкив коленчатого вала, на натяжной ролик и на шкив водяного насоса ремень привода и натянуть его натяжным роликом.

34. Установить в гнездо блока стартер и привернуть его двумя болтами.

35. Надеть на переднюю крышку коробки передач муфту выключения сцепления и установить коробку передач на картер сцепления.

36. Установить прерыватель-распределитель в корпус привода. Укрепить трубку вакуумного регулятора опережения зажигания на карбюраторе и прерывателе-распределителе.

37. Отрегулировать зазоры между торцами стержней клапанов и носками коромысел.

38. На крышки коромысел надеть резиновые прокладки, а в отверстия крышек установить уплотнители. Поставить крышки на головки цилиндров и надеть на уплотнители специальные шайбы.

39. Уложить провода высокого напряжения от распределителя зажигания к свечам под держатели проводов, установить держатели на крышки коромысел и завернуть колпачковые гайки крепления крышек коромысел.

40. Установить отсасывающую трубку вентиляции картера и закрепить ее болтом на впускной трубе и держателем на картере сцепления. Установить на маслозаливную горловину фильтр вентиляции картера.

Сборку сцеплений производят в пневматических или ручных приспособлениях.

Нажимный диск и кожух сцепления накладывают на диск с калиброванными штифтами. Нажимные пружины сцепления сжимают тремя поворотными рычагами через прижимное кольцо. В рабочее положение рычаги приводят при помощи пневматической камеры с центральным штоком и крестовиной. Измерительное устройство установлено на штоке, закрепленном в крышке.

Рис. 4. Устройство приспособления для разборки, сборки и регулировки сцеплений

После сборки устанавливают рычаги выключения сцепления так, чтобы расстояние от опорной поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было 39,7—40,7 мм (ЗИЛ-130). Индикатором проверяют, чтобы концы рычагов выключения находились в одной плоскости (отклонение не должно превышать 0,5 мм).

После регулировки затягивают болты крепления опорных пластин, шплинтуют болты проволокой и закернивают в одной точке резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом опорных вилок рычагов выключения сцепления. Полное выключение сцепления должно происходить при величине хода концов рычагов выключения 9,6— 11,6 мм. Рычаги должны свободно без заеданий качаться на осях.

Сборке коробки передач предшествует сборка узлов: ведущего вала, промежуточного вала, ведомого вала, крышки коробки.

При установке узлов в картер’коробки передач необходимо обращать особое внимание на правильность монтажа подшипников и выдерживание посадок в сопряжениях деталей, служащих для переключения передач. Передвижные шестерни и синхронизаторы должны перемещаться вдоль шлицев свободно, без заеданий.

При сборке заднего моста необходимо следить за установкой подшипников, а также не допускать раскомплектовывания картера редуктора и крышек, конических шестерен, чашек дифференциала. Требуется тщательная регулировка подшипников вала ведущей шестерни, промежуточного вала и дифференциала, регулировка зацепления шестерен с обеспечением надлежащего контакта между зубьями.

Для проверки качества сборки и приработки трущихся деталей агрегаты подвергают приработке.

Приработка двигателя может быть холодной и горячей (работа на холостом ходу и под нагрузкой). При холодной приработке коленчатый вал вращают от другого двигателя или электродвигателя. Перед горячей приработкой на двигатель должны быть установлены приборы питания и зажигания. Для создания нагрузки на коленчатом валу двигателя применяют гидравлические или электрические тормозные установки. На таких тормозных установках можно определять мощность двигателя и расход топлива.

По окончании приработки производится приемка двигателя отделом технического контроля. При этом двигатель всесторонне прослушивают и проверяют: легкость пуска, нормальность нагрева, отсутствие подтеканий топлива, воды и масла, подсоса воздуха, прорыва отработавших газов и пр. Далее производят устранение выявленных дефектов и регулировку двигателя.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS