Строительные машины и оборудование, справочник







Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ

Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ-255В предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом. Оно является одновременно опорой для передней части полуприцепа.

Фланцы плиты прикреплены к раме автомобиля. В отверстиях бобышек плиты установлена ось балансира седла, изготовленная из стали 40 и термооб-работанная до твердости НВ 207—241. В торцах оси засверлены отверстия и нарезана резьба для установки пресс-масленок. Через эти масленки смазка подается к трущимся поверхностям оси. На ось надет балансир, представляющий собой балку коробчатого сечения. В отверстиях диамет-ром 50 + 0,17 мм приливов балансира установлена ось 6 седла. Между осями балансира и седла установлен сухарь, препятствующий вращению оси в балансире.

Одновременно сухарь является опорой для оси седла.

Седло является опорной деталью для переднего конца рамы полуприцепа. Задний конец седла вытянут и раздвоен по форме ласточкина хвоста. Раздвоенная часть служит направляющей для шкворня рамы полуприцепа при его сцепке с автомобилем. Седло может поворачиваться с осью в отверстиях балансира в продольной плоскости автомобиля до 15° и в поперечном до 3°.

Седельное устройство с двумя степенями свободы разгружает раму тягача и полуприцепа от деформации кручения, которая может возникать при движении автопоезда по неровной дороге и обеспечивает поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на 100° в обе стороны. Нижняя плита, балансир и седло отлиты из стали 40Л. В приливах седла размещен механизм для сцепки седла со шкворнем полуприцепа. Оба захвата сцепного устройства могут поворачиваться вокруг пальцев. В теле пальца просверлены каналы для подвода смазки к трущимся поверхностям соединения через пресс-масленки.

Рис. 1. Седельно-сцепное устройство:
1— нижняя плита; 2 — ось балансира седла; 3 — балансир седла; 4 — предохранительная планка;] 5 — седло; 6— ось седла; 7 — сухарь оси седла; 8— пресс-масленка; 9 — пружина; 10 — шплинт; 11 — болт крепления оси седла; 12—буфер; 13 — палец захвата; 14 — запорный кулак; 15 — рычаг; 16 — упор скобы кулака; 17 — пружина; 18 — шток захватов; 19 — выступ кулака; 20 — защелка кулака; 21 — пружина защелки; 22 —штифт; 23 — шип; 24 — захват

Задние концы захватов образуют зев, необходимый для улавливания шкворня полуприцепа при сцепке с тягачом. В сомкнутом положении захваты образуют отверстие диаметром 50,8 Xo’,tмм под шкворень полуприцепа и надежно удерживают шкворень от перемещений в горизонтальной и вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости перемещению шкворня препятствует цилиндрическая проточка на нем, куда входят захваты. В горизонтальной плоскости шкворень фиксируется полукольцевыми выточками захватов, а раскрытию захватов препятствует запорный кулак, входящий в передний зев. Запорный кулак поджимается к захватам пружиной, надетой на шток. С седлом кулак соединен при помощи ступенчатой шпильки, относительно которой он перемещается вдоль прорези. Шпилька ввернута в резьбовое отверстие седла и заварена дуговой сваркой со стороны опорной поверхности.

При расцепке или сцепке автопоезда необходимо повернуть в сторону предохранительную планку и переместить вперед по ходу движения автомобиля рукоятку рычага. При этом кулак выходит из переднего зева захватов. Когда автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень полуприцепа разводит захваты и выходит из зацепления с ними. Двигаясь назад для сцепки с полуприцепом, автомобиль вводит в соприкосновение задние губки захватов со шкворнем полуприцепа. Шкворень раздвигает захваты, которые потом захватывают его своими полукольцевыми выточками. Запорный кулак под воздействием пружины входит между передними губками и фиксирует захваты в сомкнутом, положении, а предохранительная планка под влиянием собственного веса занимает вертикальное положение, препятствуя перемещению штока кулака при случайном нажатии на рычаг.

Ниже приведены требования технических условий к основным деталям седельного устройства автомобиля ЗИЛ-130В, его сборке и испытанию.

Зоны термического влияния швов, отремонтированных сваркой деталей, должны быть упрочнены наклепом. На лицевых поверхностях швы должны быть зачищены; при этом-захват основного металла в околошовной зоне не допускается.

Неплоскостность опорных поверхностей плиты не более 0,5 мм. Неплоскостность верхней плиты седла в сборе не более 3 мм.

Обратные уклоны рабочих, поверхностей, сопрягаемых с запорным кулаком, не допускаются. Обратные уклоны поверхностей сопрягаемых с губками сцепного механизма не допускаются.

Рабочие поверхности запорного кулака и контура губок долж: ны взаимно прилегать между собой, образуя равномерный зазор между сторонами разъема губок. Губки должны лежать в одной плоскости с точностью 1 мм. Положение губок регулируется с помощью прокладок. Допускается установка прокладок с одной стороны. При этом осевое перемещение губки не должно превышать 0,5 мм.

Шток кулака при закрытом замке нё должен выступать на пределы торца отверстия 0 25 мм в седле. Защелка кулака должна фиксировать кулак при подготовке седла к сцепке. Вращение седла и балансира на осях должно, быть плавным, без заеданий. Вставлять запорный кулак в направляющий паз седла необходимо так, чтобы рукоятка управления расцепкой вОшла в паз скобы кулака.

Гайку оси запорного кулака затянуть моментом, обеспечивающим свободное перемещение кулака в пазу. Перемещение запорного кулака производить рукояткой управления расцепкой. Гайку оси законтрить шплинтом. Гайку оси защелки затянуть моментом, обеспечивающим свободное вращение защелки. Гайку защелки и оси рукоятки законтрить шплинтами. Защелка кулака при открытых губках должна удерживать кулак на взводе, обеспечивая свободный проход шкворня в раствор губок.

Надежность крепления седельного устройства и правильность работы механизма сцепки проверяются сцепкой и расцепкой седельного тягача с полуприцепом, имеющим .общую массу с грузом не менее 7000 кг.

Испытание должно проводиться в следующем порядке:
— для сцепки седельного тягача с полуприцепом отвести в сторону предохранитель самосцепки, установить рычаг управления в крайнее переднее положение;
— надежно затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
— плавно подать седельный тягач задним ходом под полуприцеп. При этом сцепка должна произойти автоматически. Рычаг управления должен вернуться в крайнее заднее положение, предохранитель саморасцепки — занять рабочее положение;
— поднять подставку полуприцепа;
— осуществить резкое трогание тягача с места и убедиться в надежности сцепки.

Для расцепки опустить подставку полуприцепа до упора, надежно зафиксировать ее. Установить рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение. Предохранитель саморасцепки при этом предварительно отвести в сторону.

При выезде седельного тягача из-под полуприцепа расцепка должна произойти автоматически. Рычаг управления расцепкой должен вернуться в крайнее заднее положение, предохранитель расцепки — занять рабочее положение.

После испытания седельного устройства необходимо убедиться в исправности его деталей. В случае повреждения детали подлежат замене, а седельное устройство повторному испытанию.


Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины