Строительные машины и оборудование, справочник







Съемные грузозахватные устройства

Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий


Съемные грузозахватные устройства

Для соединения перемещаемого груза с грузовым органом грузоподъемного крана применяют съемные (навешиваемые) грузозахватные устройства (ГУ), не являющиеся принадлежностью крана и представляющие собой самостоятельное изделие многократного использования; такие ГУ называют инвентарными. Технологическую операцию соединения груза с крюком крана называют строповкой груза, а обратную ей операцию — расстроповкой. Гибкие (канатные, цепные) съемные грузозахватные устройства называют стропами, а рабочих, выполняющих строповку (расстроповку) грузов — стропальщиками. Иногда работы по строповке грузов называют зачалкой и соответственно ГУ — чалками.

Так как номенклатура перемещаемых грузов по форме, размерам и массе разнообразна и велика, а крюковые подвески кранов различны по конструкции, то в настоящее время широко распространены съемные ГУ разного исполнения и назначения. Классификация основных съемных ГУ приведена на рис. 21.

Рис. 21. Классификация съемных грузозахватных устройств

Рис. 22. Стальная круглозвенная сварная цепь: L — длина, В — ширина звена, d — диаметр прутка, р — шаг цепи

Современные съемные ГУ должны удовлетворять следующим основным требованиям: простота конструкции при высокой надежности в работе, исключающей самопроизвольную расстроповку груза и обеспечивающей безопасное ведение работ и сохранность груза; высокая технологичность изготовления и практического применения; высокая прочность при малых габаритах и массе; строгое соответствие параметрам перемещаемого груза и низкая стоимость; удобство и быстрота выполнения строповки груза.

В настоящее время повсеместно распространена ручная строповка грузов с применением тяжелого, малоквалифицированного и опасного труда стропальщиков.

При ручной строповке грузов наибольшее распространение получили гибкие инвентарные стропы и специальные захваты. Технические требования к инвентарным грузовым стропам регламентированы ГОСТ 25573—82 и ОСТ 24.090.50—79, в соответствии с которыми в качестве гибкого несущего органа следует применять: стальные многопроволочные канаты с прядями типа ЛК по ГОСТ 7668—80, 3079—80, 7665—80 и стальные круглозвенные сварные цепи по ГОСТ 2319—81. При отсутствии указанных стальных канатов разрешено применять канаты конструкции 6X19+1 о. с. по ГОСТ 2688—80, типа ТК по ГОСТ 3071—74 или канаты с металлическим у сердечником по ГОСТ 7669—80 и 7667—80. Однако следует помнить, что данные канаты обладают повышенной жесткостью при изгибе, что является их существенным недостатком.

Канатные стропы изготовляют обязательно из цельных кусков канатов. Допускается изготовление стропов из кусков годных канатов (не достигших нормы браковки), снятых с эксплуатации. Сращивание отдельных кусков каната при изготовлении стропов категорически запрещено.

Стальные круглозвенные цепи изготовляют из сталей марок ВСтЗ, ВСт2 по ГОСТ 380—71 кузнечно- горновой или контактной сваркой (рис. 22). После изготовления цепи испытывают на растяжение приложением нагрузки, равной половине разрушающей. После испытания звенья цепи не должны иметь следов остаточной деформации (удлинение или сплющивание звена и пр.).

Преимуществом стальных круглозвенных сварных цепей в сравнении со стальными канатами является их высокая гибкость, простота конструкции и технологичность изготовления. Существенными недостатками являются большие габариты и масса (вследствие низкого предела прочности стали 340… 450 МПа), возможность внезапного разрушения вследствие быстрого раскрытия образовавшейся трещины и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Поэтому инвентарные цепные стропы получили широкое распространение в тех отраслях народного хозяйства, где применение канатных стропов не эффективно, т. е. в условиях действия высоких температур (горячие цеха), ускоренного абразивного износа или перемещения грузов с острыми кромками.

ОСТ 24.090.50—79 предусматривает выпуск одно- и много- ветвевых канатных 1 (рис. 23, а—д, з,и) и цепных 5 стропов (рис. 23, е, к), снабженных навесными и грузозахватными звеньями. Навесные звенья 2 служат для навешивания стропа на крюк грузоподъемного крана, а грузозахватные звенья 3 — для крепления стропов к грузу, имеющему захватные устройства.

Грузоподъемность одноветвевых канатов стропов типа 1СК 0,32…20 т (рис. 23, а, б). Соответственно выполненные из стропов 1СК многоветвевые стропы типов 2СК, ЗСК, 4СК, на практике называемые «пауками», имеют общую грузоподъемность 0,4…32 т (рис. 23,в,г,д). В петли канатных стропов обязательно устанавливают стальные коуши 4 (рис. 23, а). Цепные стропы типов 1СЦ, 2СЦ (рис. 23, е, ж), ЗСЦ и 4СЦ — аналогичны по конструкции и грузоподъемности.

Различают универсальные канатные стропы: прямые типа УСК1 (рис. 23, з) и замкнутые (кольцевые) типа УСК2 (рис. 23, и), не имеющие захватных устройств и применяемые, как правило, для строповки грузов, не снабженных специальными захватными устройствами (петлями, скобами, проушинами, рым-болтами, приливами на корпусе и пр.). В этих случаях строповку груза выполняют в обхват или «на удав». Указанные стропы относят к облегченным, поэтому коуши в петли канатов не ставят. Универсальные цепные стропы выпускают только замкнутыми типа УСЦ. Условное обозначение: Строп 1СК-1,6/2000 ОСТ 24.090.48—79 означает одноветвевой канатный строп грузоподъемностью 1,6 т и длиной 2000 мм.

Навесные звенья и чалочные крюки изготовляют ковкой или штамповкой из стали 20 по ГОСТ 1050—74. Допускается изготовление чалочных крюков резкой из полосовой или листовой стали при условии обеспечения расположения волокон вдоль вертикальной оси крюка. После изготовления все звенья (навесные и грузозахватные) подвергают термообработке (обычно нормализации) до твердости не менее НВ 130. Овоидные, овальные, треугольные и другие типы навесных звеньев подвергают термообработке после сварки.

Рис. 23. Стропы:
одноветвевой типа 1СК: с заплеткой (а) и обжимной втулкой (б), в — типа 2СК, г — типа ЗСК, д — типа 4СК, е — типа 1СЦ, ж — типа 2СЦ,
з — типа УСК1, и — типа УСК2, к — инвентарная подкладка и ее применение

Рис. 24. Навесные грузозахватные звенья стропов: треугольное звено неразъемное (а) и разъемное (б), в—овальное неразъемное звено; чалочные крюки: г — типа К1, д — типа К2, е — типа КЗ; такелажная скоба: с винтом (ж) и гладким штырем со шплинтом (з), и— карабин, к — коуш; 1 — крюк, 2 — предохранительное устройство

Для строповки грузов (деталей машин), снабженных захватными устройствами, применяют специальные чалочные крюки 1 с предохранительным замком 2 типа КI, без него — типа К2 или с утопленным носком типа КЗ (рис. 24). Правила по кранам не требуют обязательного оснащения чалочных крюков предохранительными замками, закрывающими зев крюка для предотвращения самопроизвольной растроповки груза, поэтому, как правило, применяют крюки типа К2. Конструкция крюка типа КЗ практически исключает возможность самопроизвольной расстроповки груза и, кроме того, при подъеме груза утопленный носок крюка не может зацепиться за край люка или конструкции, поэтому их применяют для подъема грузов из колодцев и приямков. В отдельных случаях применяют соединительные кольца, разъемные такелажные скобы и карабины.

С целью облегчения производства работ по строповке (расстроповке) грузов гибкие стропы оснащают специальными звеньями — захватами, принципы действия, конструкции и размеры которых различны и зависят от типов перемещаемых грузов. Применение таких захватов наиболее эффективно в условиях массового производства, где необходимо перемещать однотипные грузы.

Рис. 25. Специальные захваты: а, б, в — клещевые, г, з, и — опорные (для деталей с отверстиями), д, е, ж — эксцентриковые, к—винтовой; 1 — скоба, 2— эксцентричный рычаг, 3 — груз

Для захвата сортового проката, а также грузов, имеющих сложную конфигурацию, приливы, отверстия и другие элементы, применяют специальные виды захватов (рис. 25). Указанные захваты достаточно простой конструкции представляют собой усовершенствованные крюки или скобы, снабженные поворотными упорами для крепления перемещаемых грузов, эксцентриками, винтами, клещами и в значительной мере универсальны. Специальные захваты проектируют и изготовляют непосредственно на каждом предприятии с учетом предъявляемых требований, поэтому они — не инвентарные.

Для перемещения грузов больших габаритов и массы или со смещенным центром тяжести, закрепляемых за несколько точек, применяют различные по конструкции траверсы (рис. 26). Мелкоштучные (отливки, заготовки, метизы, кирпич и пр.), кусковые, насыпные материалы, жидкие (бетонная смесь) и другие специальные грузы перемещают в таре — контейнеры, поддоны, ящики, бадьи, бочки, ковши и т. п. Как и специальные захваты, траверсы и тару изготовляют непосредственно на месте применения. На рис. 27 показаны примеры применения гибких ГУ для строповки грузов различного народнохозяйственного назначения, а на рис. 28— жестких клещевых захватов. С целью предохранения ветвей канатных стропов от излишнего перегиба, перерезания или перетирания, а цепных — от перелома звена на острых гранях перемещаемого груза применяют инвентарные стальные или деревянные подкладки.

Рис. 26. Балочная траверса (а) и схема строповки груза (б): 1 — разъемная подвеска, 2 — ветвь каната, 3 — балка, 4 — шарнир, 5 — строп типа 2СК


Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины