Строительные машины и оборудование, справочник






Шатуны трактора


Категория:
   Тракторы-2


Шатуны трактора

Шатун подвижно соединяет поршень с коленчатым валом. Изготавливают его из стали и термически обрабатывают. Он состоит из стержня и двух головок: верхней и нижней.

В верхнюю головку А (рис. 20) для уменьшения трения с поршневым пальцем запрессована бронзовая или биметаллическая втулка на которой имеются кольцевая канавка и радиальные отверстия.

В верхней головке шатунов двигателей Д-240, 3M3-53, ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 просверлено отверстие Д с широкой фаской для улавливания капель масла. В других двигателях масло подается к пальцу по каналу в стержне шатуна из его нижней головки.



Рис. 1. Шатун и шатунные подшипники: а — шатун и его детали; б — сечение стержня шатунов; в — косой разъем нижней головки шатуна; г — способы фиксации крышки шатуна; 1 — шатун; 2 — втулка; 3 — вкладыши; 4 — крышка головки; 5 — корончатая гайка; 6 — шплинт; 7 — шатунный болт; 8 — гайка; 9 — контргайка; 10 — болт без гайки

Стержень Б двутаврового сечения, придающего шатуну прочность и жесткость при наименьшей массе. На нижней головке В шатуна имеется крышка; окончательно шатун обрабатывают вместе с ней, поэтому крышки шатунов нельзя заменять. Поршень в сборе с шатуном без крышки вынимают и устанавливают через цилиндр. Если размер нижней головки большой и она не может пройти через цилиндр, тогда разъем выполняют с наклоном к оси шатуна (А-41, СМД-60, ЯМЗ-240Б). Поверхность разъема может быть гладкой или иметь треугольные шлицы Ж. Они фиксируют крышку относительно головки и разгружают шатунные болты от изгибающих сил. Для фиксации крышки используют также штифты. Утолщение и ребро придают крышке жесткость. Шатунные болты и гайки затягивают так, чтобы усилие в болтах в 2…3 раза превышало силу, растягивающую их при работе. Трение в резьбовом соединении удерживает эти детали от самоотвинчивания.

В нижней головке шатуна и его крышке расположен подшипник скольжения, охватывающий шатунную шейку коленчатого вала. Он образован двумя вкладышами толщиной 1,5…3,0 мм, изготовленными из стальной ленты, покрытой антифрикционным сплавом. Тонкий слой сплава, обращенный к шатунной шейке, при нормальном смазывании снижает трение, выдерживает большие нагрузки и обладает высокой износостойкостью. Вкладыши удерживаются за счет плотной посадки в шатуне и зафиксированы усиками Г, входящими в выточки нижней головки шатуна и ее крышки. В верхнем вкладыше шатуна с каналом в стержне для масла имеется отверстие, расположенное против этого канала.

Между шатунной шейкой и подшипником должен быть зазор для масляной пленки. Когда в результате изнашивания трущихся поверхностей этот зазор возрастает до предельно допустимого значения, вкладыши заменяют.

На нижней головке и крышке шатуна ставят номер спаренности, а на крышке, кроме того, — порядковый номер цилиндра и массу шатуна.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины