Строительные машины и оборудование, справочник






Шпатлевание


Категория:
   Ремонтное окрашивание автомобиля


Шпатлевание

Если есть возможность выровнять поверхность металла перед нанесением лакокрасочных покрытий рихтованием, то шпатлевкой лучше не пользоваться, так как она не улучшает защитных свойств покрытий, но значительно ухудшает их механические показатели. При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя основными правилами. Во-первых, все шпатлевки (кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вто-

Если усадка шпатлевки невелика (полиэфирные и эпоксидные), то наноси, и ее можно слоем толщиной до 2 мм. Если усадка значительна (пентафталевые и нитрошпатлев-ки), то наносить шпатлевку следует несколькими тонкими слоями с промежуточной сушкой каждого слоя. ГТри этом суммарная толщина шпатлевочного слоя не должна превышать 0,3 мм. В толстых слоях этих шпатлевок внутренние напряжения могут быть настолько велики, что это вызовет растрескивание слоя. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов при шпатлевании.

Большинство шпатлевок представляет собой густые пастообразные массы, удобные для нанесения шпателем.



Шпатлевка должна удовлетворять следующим требованиям:
— иметь минимальную усадку при высыхании;
— консистенция ее должна быть такой, чтобы она легко сходила со шпателя, равномерно ложилась на поверхность и хорошо заполняла дефекты;
— высыхать при комнатной температуре, желательно за 15— 20 мин, а после высыхания выдерживать нагревание до 130— 140 °С в течение 1 ч без растрескивания и отслаивания от подложки;
— высохший слой шпатлевки должен быть твердым (надрезаться ножом с большим трудом), не иметь пузырей и трещин;
— слой шпатлевки после высыхания должен шлифоваться, но не набухать и не выкрашиваться под действием воды при мокром шлифовании;
— шпатлевка должна обладать хорошим сцеплением с грунтовочным слоем и с последующими слоями покрытия.

Шпатлевки во избежание их высыхания и затвердеьания нужно хранить в банках с плотно пригнанными крышками, масляно-лаковые шпатлевки лучше сохранять под слоем воды.

Перед применением из шпатлевки необходимо удалить затвердевшие пленки. При нанесении краскораспылителем шпатлевку разводят соответствующим растворителем до рабочей вязкости.

Эпоксидные шпатлевки с отвердителями следует готовить, как правило, в количестве, не превышающем норму потребления, за 20-30 мин. Только в отдельных случаях, если это указано в инструкции на применении шпатлевки, время ее использования, после смешения с отвердителем, может быть больше.

Сушку зашпатлеванных поверхностей нужно проводить в соответствии с техническими условиями на данную шпатлевку. Увеличение толщины слоя требует удлинения времени сушки, особенно если ее проводят при комнатной темпера-туре.

При температуре 18—22 °С масляно-лаковые и эпоксидные шпатлевки высыхают за 24 ч, нитроцеллюлозные за 2,5-3,5 ч. Шпатлевка МС-006, нанесенная слоем толщиной не более 50 мкм, высыхает до момента пригодности для шлифования за 1S-20 мин.

Если применяют сушку при повышенной температуре, то продолжительность процесса значительно сокращается. Однако горячей сушке обязательно должна предшествовать предварительная выдержка зашпатлеванных изделий при комнатной температуре.

Разновидностью шпатлевок являются грунт-шпатлевки. Обычно это составы на основе эпоксидных смол и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.

Промышленностью выпускаются грунт-шпатлевки марок ЭП-00-10 и ЭП-00-20. Перед употреблением в них необходимо добавить отвердитель № 1 (50%-ный раствор гексаметилен-диамина в спирте) в количестве 8,5 % по массе.

При нанесении грунт-шпатлевок ЭП-00-10 и ЭП-00-20 шпателем на вертикальные поверхности допускается во избежание стекания шпатлевок добавлять в них небольшое количество наполнителей: каолина, мела, талька и др.

Эти грунт-шпатлевки можно наносить также пневмо-распылением. В этом случае их нужно разбавить растворителем Р-40, ацетоном или толуолом до вязкости 24-27с и наносить в 1-2 слоя с промежуточной сушкой между слоями при комнатной температуре в течение 15—20 мин и общей сушкой 24 ч.

Лучшим материалом для выправления дефектов автомобильных кузовов на сегодня являются двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко разравниваются, практически не дают усадки и позволяют за один прием нанести слой толщиной до 2—3 мм. Продолжительность их отверждения при комнатной температуре 5—60 мин.

В России освоен выпуск полиэфирной шпатлевки ПЭ-00-85. Она изготовляется марок А и Б белого цвета. Марка А предназначена для выравнивания поверхностей, подвергающихся возможному (например, при сушке) воздействию температур до 120 °С в течение 3 ч. Марка Б предназначена для выравнивания поверхностей с возможным последующим воздействием температур до 135 °С в течении 1 ч.

Шпатлевка ПЭ-00-85 двухупаковочная и перед ее употреблением нужно смешать основу шпатлевки с катализатором из расчета на 100 г основы шпатлевки 2-3 г катализатора. После этого шпатлевку необходимо использовать в течение 7_12 мин. Отверждается она в течение 1 ч при комнатной температуре.

Шпатлевка ПЭ-00-85 имеет хорошую адгезию к металлам, грунтовкам и к покровным эмалям. Толщина шпатле-вочного слоя без воздействия повышенных температур при эксплуатации не ограничивается. При воздействии температур до 120 °С максимальная толщина слоя полиэфирной шпатлевки не должна превышать 1,5 мм.

В последнее время в автомагазинах появился ряд шпатлевок, которые, судя по названиям, изготовлены на основе полиэфиров. Их производят различные малые предприятия, кооперативы, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. На этикетках некоторых шпатлевок изготовитель вообще не указан. Судить об их качестве автор не берется, так как данные о долговременных испытаниях покрытий с применением этих материалов отсутствуют.

После введения полиэтиленполиамина эти композиции нужно использовать в течение 40мин. Отверждаются они при комнатной температуре за 24 ч.

Аналогичный вышеприведенным композициям состав имеет поступающая в продажу ударопрочная, термостойкая Автошпатлевка ЭПБ-1”, которая предназначена для исправления вмятин глубиной до 1,5 мм. Перед ее применением необходимо смешать основу шпатлевки с отвердителем: 100 г основы 2,4 г отвердителя, тщательно перемешать и пользовать в течение 4 ч. В эту шпатлевку допускается допол-нительно вводить цемент, графит и другие минеральные н полнители. Отверждается шпатлевка за 24 ч при 18—22 °С.

Автошпатлевку ЭПБ-1 можно использовать также для получения защитных покрытий. В этом случае ее нужн развести до необходимой вязкости растворителями № 646 или 648.

Для исправления мелких дефектов при последующем окрашивании меламиноалкидными эмалями обычно используют шпатлевку ПФ-002, нитрошпатлевки НЦ-007, -008, -009 или шпатлевку МС-006. В случае если шпатлевку или эмаль сушат при повышенных (90-100°) температурах, предпочтительно использовать МС-006 или нитрошпатлевки, так как шпатлевка ПФ-002 при горячей сушке имеет тенденцию к растрескиванию.

Перед нанесением нитроцеллюлозных эмалей поверхн сти, выправленные шпатлевкой ПФ-002, необходимо хорошо высушить, затем покрыть слоем грунтовки ГФ-021 и высушить при комнатной температуре в течение 48 ч (не менее!) иначе покрытие может растрескаться.

Слои эпоксидной шпатлевки или грунт-шпатлевки перед нанесением на них нитроэмали рекомендуется зашлифовать и покрыть грунтовкой ГФ-021 с цеЛью улучшения межслойной адгезии. При работе с нитрошпатлевками не рекомендуется проводить шпателем несколько раз по одному и тому же месту, так как при этом получаются неровные края и шпатлевка “скручивается” под шпателем.

Различают местное шпатлевание части поверхности: раковины, места сопряжения (сварные швы), отдельные дефекты поверхности и сплошное шпатлевание всей поверхности. При высоких требованиях к качеству отделки сначала выполняют местное шпатлевание, чтобы заполнить грубые изъяны, а затем – сплошное.

После окончательного шлифования на шпатлевочном слое не должно быть незашлифованных мест, трещин, посторонних включений и грубых штрихов от зачистки абразивными материалами. Расчет на то, что эмаль затечет во все неровности, трещины и риски на зашпатлеванной поверхности и выровняет их, неверен. Внешний вид окрашенной поверхности напрямую связан с тщательностью ее подготовки, поэтому на последней стадии шлифования шпатлевочного слоя необходимо пользоваться самой мелкой шкуркой.

Читать далее:

Категория: - Ремонтное окрашивание автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины