Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили Москвич

Публикация:
   Система охлаждения автомобиля «Москвич»

Читать далее:




Система охлаждения автомобиля «Москвич»

Система охлаждения служит для принудительного охлаждения деталей двигателя, нагревающихся при его работе. Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая должна составлять 80…95 °С. Указатель температуры жидкости расположен на панели приборов в салоне кузова.

Система охлаждения жидкостная герметичная с принудительной циркуляцией жидкости и с расширительным бачком. Радиатор расположен с левой стороны двигателя.

Система заполняется антифризом тосол А-40. Эта жидкость голубого цвета без запаха и представляет собой этиленглико-левую смесь, не замерзающую при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С. Жидкость обладает антикоррозионными и антивспенивающими свойствами, препятствует образованию накипи и поэтому рекомендуется для эксплуатации круглый год. Вместимость системы охлаждения на автомобиле АЗЛК-2141 составляет 9,0 л, а на автомобиле АЗЛК-21412—9,5 л.

В систему охлаждения входят: радиатор и детал и его крепления, расширительный бачок, электровентилятор с кожухом, термостат, водяной насос с приводом клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, рукава, шланги и воздуховоды (кожухи), направляющие встречный поток воздуха от облицовки радиатора на радиатор и на двигатель. В систему охлаждения включен радиатор отопителя салона.

Рис. 1. Схема системы охлаждения:
1 — радиатор отопителя; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — шов соединения верхней и нижней половин бачка; 4 — расширительный бачок; 5 — пароотводяшая трубка; 6 — радиатор системы охлаждения; 7 — электровентилнтор; 8 — датчик включения электровентилятора; 9 — двигатель; 10 — пробка выпуска воздуха; 11 — впускная труба двигателя; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — термостат; 14 — пробка для слива жидкости из двигателя; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

Радиатор. На автомобиле возможна установка двух взаимозаменяемых вариантов радиаторов: трубчато-ленточного медно-латунного или трубчато-пластинчатого алюминиевого с пластмассовыми бачками. Трубки или водяные протоки в радиаторах располагаются горизонтально. Правый бачок радиатора разделен на две части. В верхнюю часть подается горячая жидкость из двигателя, которая проходит через половину протоков остова радиатора — вначале справа налево, а затем через нижнюю половину остова слева направо.

Рис. 2. Радиатор:
1 — подводящий патрубок радиатора; 2 — патрубок пароотводящего шланга; 3 — радиатор; 4 — датчик включения электровентилятора; 5 — патрубок жидкостного шланга расширительного бачка; 6 — отводящий патрубок радиатора; 7 — сливная пробка радиатора; 8 — жидкостной шланг расширительного бачка; 9 — хомут; 10 — пароотводящий шланг; 11 — хомут; 12 — пробка Расширительного бачка; 13 — клапан пробки; 14 — прокладка пробки; 15 — расширительный бачок; 16 — верхний кронштейн крепления радиатора

В правом бачке радиатора расположены подводящий и отводящий патрубки, датчик включения электровентилятора, патрубок шланга, соединяющего расширительный бачок с радиатором, и сливная пробка.

Радиатор крепится в четырех точках на кронштейнах с помощью резиновых амортизаторов (втулок), распорных втулок, болтов и гаек с шайбами.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготавливается из полупрозрачной пластмассы и крепится к кузову.

Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с патрубком бачка радиатора. Для предотвращения образования паровых пробок верхний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с патрубком радиатора, расположенным в верхней части правого бачка.

Расширительный бачок имеет заливную горловину, закрываемую через прокладку пластмассовой пробкой с впускным и выпускным клапанами, собранными в отдельном неразборном узле, установленном в пробке.

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения при тяжелых режимах работы двигателя, например, при затяжных подъемах в горах, когда автомобиль движется на первой или второй передаче и скорость обдува радиатора встречным потоком воздуха мала, а температура охлаждающей жидкости резко возрастает, выпускной клапан в пробке открывается при давлении в системе 120 кПа (1,2 кгс/см2). Этим повышается температура начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждается интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при давлении 3…13 кПа (0,03…0,13 кгс/см2) и пропускает атмосферный воздух в расширительный бачок.

Водяной насос служит для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения. Корпус насоса и крышка изготовляются из алюминиевого сплава. В крышке насоса расположен двухрядный шариковый подшипник, который фиксируется стопорным винтом. Внутренней обоймы подшипник не имеет и шарики работают в канавках, выполненных непосредственно на валике насоса. Подшипник заполняется при сборке смазкой, которую не требуется заменять или пополнять в течение всего периода эксплуатации. На переднем конце валика напрессована ступица шкива привода насоса, а на заднем — крыльчатка насоса, отлитая из чугуна. Торец крыльчатки закален токами высокой частоты, к нему прижимается уплотнительное кольцо сальника, изготовленное из графитовой композиции. Валик насоса уплотняется неразборным самоподжимным сальником, который запрессовывается в крышку насоса.

Рис. 3. Водяной насос:
1 — корпус насоса; 2 — подшипник; 3 — шкив; 4 — ступица шкива; 5 — стопорный винт; 6 — крышка корпуса; 7 — валик; 8 — сальник; 9 — крыльчатка

Рис. 4. Термостат:
1 — термочувствительный твердый наполнитель; 2 — стакан; 3 — резиновая вставка; 4 — нижний боковой патрубок; 5—основной клапан; 6—дополнительный клапан; 7—корпус термостата; 8—вертикальный патрубок; 9—верхний боковой патрубок; 10—крышка; II — поршень; 12— пружина дополнительного клапана; 13—пружина основного клапана; 14— седло основного клапана; 15 — держатель

Привод насоса осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем приводится во вращение и якорь генератора.

Термостат служит для поддержания нормальной температуры в системе охлаждения двигателя.

Термостат состоит из латунного штампованного корпуса с тремя впаянными в него патрубками одинакового размера. Верхний боковой патрубок соединяется резиновым шлангом с патрубком водяного насоса, верхний вертикальный — резиновым шлангом с патрубком на головке цилиндров. Через эти два патрубка осуществляется циркуляция жидкости по так называемому малому контуру в процессе прогрева двигателя (минуя радиатор). Нижний боковой патрубок соединен шлангом с основным радиатором. Они образуют большой контур циркуляции жидкости (через радиатор). Внутри корпуса термостата расположен термосиловой датчик, который в зависимости от температуры охлаждающей жидкости перемещает основной и дополнительный клапаны. Основной клапан запрессовывается на стакан, в котором завальцована резиновая вставка. В резиновой вставке находится стальной полированный стержень, закрепленный на неподвижном держателе. Внутри стакана между стенками и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель (церезин). При повышении температуры термочувствительный элемент, расширяясь, выжимает стержень из резиновой вставки, преодолевая усилие пружины и перемещая таким образом стакан с основным клапаном и соединенным с ним стойками дополнительный клапан

6 вверх. Если основной клапан прижат пружиной к своему седлу, то циркуляция жидкости осуществляется по малому контуру; если же дополнительный клапан перекрывает патрубок, то циркуляция жидкости происходит по большому контуру. При нахождении клапанов в промежуточном положении в пределах температур 80…95 °С жидкость циркулирует по обоим контурам. Таким образом, путем смешивания горячих и охлажденных потоков жидкости в разных соотношениях с помощью термостата обеспечивается нормальный тепловой режим при работе двигателя.

Электровентилятор и воздуховоды. Электровентилятор обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля, в основном в условиях движения в городе или в горных условиях, когда поток встречного воздуха оказывается недостаточным для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе, который крепится к радиатору в трех точках, а сам радиатор окружен пластмассовыми воздуховодами (кожухами), крепящимися к кузову и радиатору.

Рис. 5. Электровентилятор, кожухи и воздуховоды:
1 — кожух направляющий; 2 — кожух боковой правый; 3 — кожух верхний; 4 — крышка; 5 — электровентилятор; 6 — кожух вентилятора; 7 — кожух боковой левый; 8 — кожух нижний; 9 — щиток нижнего кожуха; 10— накладка щитка

Электровентилятор состоит из электродвигателя и пластмассовой крыльчатки, имеющей четыре лопасти с неравномерным шагом, снижающим шум при вращении вентилятора. Крыльчатка устанавливается на валу электродвигателя и крепится гайкой. Электродвигатель в сборе с крыльчаткой крепится к кожуху в трех точках на резиновых втулках. Включение и выключение вентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком, установленным в правом бачке радиатора. Температура включения вентилятора 99 ± 3 °С, а выключения 94±3 °С.

Объем и периодичность технического обслуживания системы охлаждения указаны в разд. «Техническое обслуживание автомобилей».

Уход в эксплуатации за системой охлаждения заключается в периодической проверке уровня жидкости, герметичности различных соединений, работы термостата, натяжения ремня привода водяного насоса и в замене охлаждающей жидкости.

Необходимо иметь в виду, что тосол ядовит и его отравляющее действие проявляется при попадании в желудочно-кишечный тракт. Поэтому при окончании работ с тосолом следует тщательно мыть руки. Кроме того, тосол оказывает вредное воздействие на окрашенные поверхности кузова.

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на 0…10 мм ниже сварного шва, соединяющего верхнюю и нижнюю половины бачка. Проверять уровень и доливать жидкость следует только при остывшем двигателе.

В процессе эксплуатации автомобиля уровень жидкости понижается за счет испарения воды; при этом плотность жидкости изменяется. В летнее время можно доливать дистиллированную или кипяченую воду без контроля плотности охлаждающей жидкости. Перед наступлением холодов проверить денсиметром плотность жидкости, которая должна быть в пределах 1,075…1,085 г/см3 для тосола А-40. Если плотность выше нормы, а уровень жидкости ниже, то долить воду, а если плотность нормальная, то долить тосол А-40. Если плотность ниже нормы, следует заменить жидкость.

Когда же уровень жидкости постоянно и заметно понижается, проверить герметичность соединений и устранить подтекание жидкости подтяжкой хомутов или резьбовых соединений.

Тосол А-40 рекомендуется эксплуатировать без замены в течение двух лет.

Перед заменой охлаждающей жидкости рекомендуется предварительно промыть систему охлаждения чистой водой. Для этого необходимо:
— установить под двигателем емкость для слива жидкости; не отворачивая на расширительном бачке пробки, вывернуть пробку из блока цилиндров двигателя; вывернуть сливную пробку радиатора;
— отвернуть пробку расширительного бачка; по окончании слива жидкости установить пробки на свои места. Если на автомобиле установлен медно-латунный радиатор, то в его горизонтальных протоках за счет сил поверхностного натяжения может удерживаться некоторое количество жидкости. Чтобы удалить оставшуюся жидкость, рекомендуется продуть радиатор воздухом через пароотводящую трубку, отсоединив се от верхнего патрубка расширительного бачка;
- заполнить систему охлаждения чистой водой через горловину расширительного бачка, предварительно отвернув пробку для выпуска воздуха;
— завернуть пробку расширительного бачка и пробку для выпуска воздуха, пустить двигатель и прогреть его на средней частоте вращения коленчатого вала до температуры 85…90 °С;
— остановить двигатель, выждать время, пока он остынет, и слить воду. Операцию промывки желательно проводить дважды; залить новую охлаждающую жидкость и завернуть пробки; пустить двигатель и прогреть его, как это выполнялось при промывке. После остывания двигателя проверить уровень жидкости в расширительном бачке и при необходимости добавить жидкость.

Работу термостата можно проверить на ощупь непосредственно на автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате отводящий шланг радиатора (нижний) начнет нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости, циркулирующей по малому контуру, достигнет 80…85 °С. Более ранний или более поздний нагрев отводящего шланга указывает на неисправность термостата, связанную с заеданием клапана в крайних его положениях. Термостат неразборный и в случае его неисправности подлежит замене.

Проверку натяжения ремня привода водяного насоса и генератора следует проводить на ветви ремня между шкивами водяного насоса и генератора путем нажатия рукой с усилием 100 Н (10 кгс), как показано на рис. 6. Для увеличения натяжения ослабить гайку регулировочной планки и гайку пальца шарнирного крепления генератора, сместить с помощью какого-либо рычага генератор в сторону от двигателя и затянуть гайки.

Рис. 6. Проверка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора

Рис. 7. Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора:
1 — гайка; 2 — гайка пальца шарнирного крепления генератора, 3 — генератор

Основные неисправности системы охлаждения. Перегрев двигателя. Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости будет находиться в красной зоне шкалы.

Причины неисправности и способы ее устранения:
— отсутствие охлаждающей жидкости или низкий уровень. Залить жидкость и проверить герметичность системы;
— загрязнены воздушные протоки в остове радиатора. Очистить поверхность радиатора струей воды;
— неисправность термостата. Проверить и заменить термостат; невключение электровентилятора. Проверить температуру охлаждающей жидкости, при которой замыкаются контакты датчика включения вентилятора. Замыкание контактов должно быть при температуре 96…102 °С. Неисправные датчик или электровентилятор заменить;
— обрыв ремня привода водяного насоса и генератора или его пробуксовка. Заменить ремень или натянуть его.

Двигатель не прогревается до нормальной температуры. Причина неисправности и способы ее устранения:
— неисправен термостат. Основной клапан постоянно открыт и циркуляция осуществляется по большому контуру. Проверить работу термостата и при необходимости заменить.

Подтекание охлаждающей жидкости. Причины неисправности и способы ее устранения: повреждение остова радиатора. Отремонтировать радиатор; ослабление крепления деталей или повреждение прокладок. Подтянуть хомуты или резьбовые соединения, заменить поврежденные прокладки; повреждение сальника центробежного насоса двигателя. Снять и разобрать насос, заменить сальник.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили Москвич

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства