Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Система охлаждения автомобиля ВАЗ

Читать далее:




Система охлаждения автомобиля ВАЗ

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости служит датчик, установленный в головке цилиндров, и стрелочный указатель на панели приборов.

Система охлаждения заполняется специальной жидкостью ТОСОЛ А-40, имеющей антикоррозийные и антивспенивающие присадки. Температура начала кристаллизации жидкости — 40 °С.

Промышленностью выпускается концентрированный антифриз ТОСОЛ А с температурой начала кристаллизации — 20 °С, приобретающий свойства жидкости ТОСОЛ А-40 после разбавления дистиллированной водой в соотношении: 54% антифриза «ТОСОЛ» А и 46% дистиллированной воды.

Периодичность замены охлаждающей жидкости при нормальной эксплуатации автомобиля — один раз в два года или через 60 000 км пробега. Сливается охлаждающая жидкость через отверстия в блоке цилиндров и нижнем бачке радиатора, закрытые коническими пробками.

Горячая жидкость отводится от головки цилиндров, проходит через радиатор или обводную магистраль — в зависимости от положения клапанов термостата — и поступает в насос, из которого направляется в блоки цилиндров.

В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, жидкость в который поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу, а также обогрев корпуса дросселей карбюратора, жидкость в который поступает из рубашки впускной трубы и отводится через отводную трубу отопителя к насосу.

Для компенсации изменений объема и давления охлаждающей жидкости имеется расширительный бачок, который соединен шлангами с горловиной радиатора, закрытой пробкой.

Насос системы охлаждения. Корпус и крышка насоса отлиты из алюминиевого сплава. Валик выполнен за одно целое с подшипником. Крыльчатка чугунная — напрессована на валик подшипника. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом сальника, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. На валик подшипника напрессована ступица шкива привода вентилятора.

Сальник насоса состоит из наружного латунного корпуса, резиновой манжеты и уплотни-тельного кольца, выполненного из графитной смеси и поджимаемого пружиной к торцу крыльчатки. Сальник запрессован в крышку насоса.

Рис. 1. Принципиальная схема системы охлаждения

Подшипник насоса при сборке заполнен смазкой, поэтому в процессе эксплуатации смазки не требует.

Вентилятор — пластмассовый, четырехлопастный, установленный в кожухе. Лопасти — крылового профиля с переменным по радиусу углом установки. Для уменьшения шума шаг лопастей по втулке неравномерный, задние концы лопастей скругленные. Вентилятор вместе со шкивом 8 крепится к ступице тремя болтами.

Привод вентилятора осуществляется от шкива коленчатого вала клиновым ремнем.

Термостат. Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатом. Термостат имеет два входных патрубка, причем патрубок соединен шлангом с выпускным патрубком на головке цилиндров, патрубок — с нижним бачком радиатора. Выходной патрубок соединен муфтой с входом в насос.

Термочувствительный элемент термостата состоит из стакана, запрессованного в основной клапан, который прижимается пружиной к седлу. В стакане завальцована резиновая вставка, которая может перемещаться по поршню, закрепленному в держателе регулировочной гайкой. Байпасный клапан установлен в обойме и поддерживается пружиной, упирающейся в дно стакана.

Рис. 2. Продольный разрез насоса системы охлаждения:
1 — стопорный винт подшипника; 2 —крышка; 3 — валик; 4 — сальник; 5 — крылатка; 6 — корпус; 7 —подшипник; 8 — шкив; 9 — ступица шкива; 10 — накладка; 11 — болты крепления вентилятора; 12 — вентилятор

Рис. 3. Термостат:
1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — байпасный клапан; 3 — пружина байпасно-го клапана; 4 — стакан; 5 —резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7— пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок (от радиатора); 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкооти из двигателя; Р — вход жидкости из радиатора; И — выход жидкости к насосу; X — ход байпасного клапана

Рис. 4. Соединение термостата и крепление генератора

Между стенками стакана и резиновой вставкой находится твердый наполнитель. Существует две разновидности наполнителей термостатов, несколько различающиеся коэффициентом расширения. Термостаты с этими наполнителями имеют разные температуры начала открытия основного клапана (80 или 83 °С). Эта температура указана на донышке термостата.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 или 83 °С (в зависимости от разновидности термостата) основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора; байпасный клапан при этом открыт и соединяет выход жидкости из двигателя с входом в насос.

При повышении температуры охлаждающей жидкости твердый наполнитель расширяется и как бы выталкивает из резиновой вставки поршень и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан. Байпасный клапан, поджимаемый через пружину донышком стакана к торцу патрубка, закрывает непосредственный проход жидкости от двигателя к насосу. При температуре охлаждающей жидкости более 94 или 96 °С (в зависимости от разновидности термостата) основной клапан полностью открыт и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

При промежуточных температурах циркуляция жидкости осуществляется как через основной, так и через байпасный клапан. Их открытие обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие условия по температурному режиму для работы двигателя.

Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. Верхний и нижний бачки радиатора и трубки латунные. Трубки расположены в шахматном порядке. Радиатор Легкосъемный, установлен на две резиновые подушки и крепится к передку кузова двумя болтами через стальные распорки и резиновые втулки. В пробке заливной горловины верхнего бачка радиатора имеются выпускной и вентиляционный клапаны.

При повышении температуры охлаждающая жидкость расширяется и через вентиляционный клапан перетекает в расширительный бачок.

При понижении температуры происходит обратный процесс. При закипании охлаждающей жидкости или резком повышении температуры пропускной способности вентиляционного клапана не хватает. Он закрывается и разобщает систему с расширительным бачком. Давление в системе при этом повышается, обеспечивая более высокую температуру охлаждающей жидкости без закипания и, как следствие, большую теплоотдачу радиатора. При дальнейшем повышении температуры давление в системе растет, и при достижении 0,5 кгс/см2 открывается выпускной клапан и закипевшая охлаждающая жидкость выбрасывается в расширительный бачок.

Расширительный бачок установлен в отсеке двигателя, на верхней части левого брызговика.

Корпус бачка изготовлен из полупрозрачной пластмассы, позволяющей вести наблюдение за уровнем охлаждающей жидкости. На корпусе бачка имеется отметка «МЩ» — минимального уровня жидкости. Бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, срабатывающим при давлении, близком к атмосферному.

Техническое обслуживание

Заправка системы охлаждающей жидкостью осуществляется при смене-охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Перед заливкой охлаждающей жидкости необходимо произвести мойку и удалить из радиатора и каналов системы охлаждения накипь и ржавчину, так как охлаждающая жидкость обладает способностью их растворять.

Рис. 5. Пробка радиатора:
1 — выпускной клапан; 2 — вентиляционный клапан; 3 — заливная горловина радиатора; 4 — корпус пробки радиатора; 5 — патрубок отвода паров к расширительному бачку

Операции по заливке следует выполнять в следующем порядке.

Снять пробки радиатора и расширительного бачка, шланг с отводящей трубки радиатора отопителя и открыть кран отопителя.

Заливать охлаждающую жидкость в количестве 9,6 л в радиатор, под давлением 1,5 кгс/см2. Когда жидкость начнет выходить из отводящей трубки радиатора отопителя, немедленно надеть на нее шланг и закрепить его хомутом, не прекращая заливки жидкости в основной радиатор.

Установить пробки расширительного бачка и радиатора.

После обкатки автомобиля проверить уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а система охлаждения не имеет утечек, то следует довести уровень до нормы.

Регулировка натяжения ремня привода вентилятора. Нормальное натяжение ремня вентилятора должно быть таким, чтобы под усилием 10 кгс его прогиб А был в пределах 10—15 мм.

Слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя из-за недостаточной эффективности работы вентилятора и насоса охлаждающей жидкости, а сильное — к повышенному износу подшипников насоса и генератора.

Для регулировки натяжения ремня необходимо отвернуть- гайку 3 крепления генератора к установочной планке, гайку болта крепления генератора к кронштейну; сместить генератор в сторону от двигателя и затянуть гайки крепления.

Проверка уровня жидкости в системе охлаждения. Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке; уровень жидкости на холодном двигателе (при температуре 15—20 °С) должен находиться на 3 см выше отметки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.

На сильно нагретом двигателе уровень жидкости может значительно подняться непосредственно после остановки двигателя, поэтому проверка ее уровня-на горячем двигателе не допускается.

Если уровень жидкости опустился намного ниже отметки «MIN», необходимо долить жидкость в расширительный бачок примерно на 3 см выше отметки минимального уровня.

Если уровень жидкости уменьшается после непродолжительного времени и небольшого пробега (500 км), необходимо проверить систему охлаждения.

В случае значительной и внезапной утечки жидкости из системы охлаждения долить (если нет антифриза) чистую воду, придерживаясь следующих правил: дать двигателю охладиться; снять пробки радиатора и расширительного бачка; залить воду через горловину радиатора до полного заполнения, т. е. пока вода не перельется из горловины; закрыть пробку радиатора; долить воду через горловину расширительного бачка, чтобы ее уровень был на 3 см выше отметки «MIN». При первой возможности заменить воду жидкостью ТОСОЛ А-40.

Проверка технического состояния и ремонт

Насос охлаждающей жидкости. Разборка,насоса проводится в следующем порядке.

Снять насос с двигателя и отсоединить крышку от корпуса насоса, отвернув крепежные гайки и удалив прокладки.

Закрепить крышку насоса в тисках, используя подкладки.

Снять крыльчатку с валика при помощи съемника А.40026 и ступицу шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/7С.

Вывернуть стопорный винт и вынуть подшипник и валик.

Удалить сальник из крышки корпуса при помощи обычной оправки.

Сборка насоса осуществляется в обратной последовательности. При сборке не допускать перекоса сальника, подшипник с валиком запрессовывать в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпадало с отверстием в крышке корпуса насоса; после ввертывания стопорного винта подшипника Начеканить контуры гнезда, чтобы не происходило ослабления винта; при напрессовке ступицы шкива вентилятора на валик выдержать размер 84,4±0,2, а при напрессовке крыльчатки на валик обеспечить зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9—1,3 мм.

При сборке насоса необходимо разгружать крышку насоса, стопорный винт и подшипник насоса от усилий запрессовки и пользоваться приспособлением А.60347, обеспечивающим выполнение размеров, указанных на рис. 2.

При установке насоса.на двигатель заменить прокладку между корпусом насоса и блоком цилиндров.

Очистка и контроль. Очистить детали насоса и удалить отложения с крыльчатки и с корпуса насоса. Проверить величину осевого зазора подшипника с валом, особенно если отмечался значительный шум насоса. При необходимости подшипник заменить. Осевой зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс.

Проверить состояние сальника насоса, учитывая, что при ремонте его рекомендуется заменять.

Рис. 6. Снятие крыльчатки насоса: насоса на отсутствие деформаций:
1 — съемник; 2 — крыльчатка

Рис. 7. Снятие ступицы шкива вентилятора:
1 — крышка корпуса насоса; 2 — ступица шкива вентилятора; 3 — съемник

Радиатор. Снятие радиатора с автомобиля. Чтобы снять радиатор с автомобиля, необходимо: слить жидкость из радиатора И рубашки блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя кузова при этом должен быть открыт, пробка радиатора удалена с заливной горловины (чтобы не повредить радиатор, сливную пробку, расположенную в нижнем бачке, отворачивать, пользуясь двумя гаечными ключами);

ослабить хомуты и снять подводящий шланг с входного патрубка и отводящий шланг радиатора с выходного патрубка, а также трубку расширительного бачка с патрубка горловины радиатора;

снять кожух вентилятора (если кожух состоит из двух половин, то их предварительно следует разъединить) и, отвернув гайки крепления радиатора к кузову, вынуть радиатор из отсека двигателя.

Проверка герметичности. Если во время эксплуатации приходится часто добавлять охлаждающую жидкость, то эта неисправность может зависеть от следующих причин:
— неправильной работы клапана пробки радиатора. В этом случае проверяют давление его открытия (давление должно находиться в пределах 0,5±0,05 кгс/см 2);
— недостаточной герметичности прокладки пробки радиатора. В этом случае пробку заменяют;
— утечек в радиаторе. В этом случае радиатор проверяют на герметичность погружением его в воду; патрубки радиатора заглушают и подводят внутрь воздух под давлением 1 кгс/см 2. Негерметичность можно проверить и без снятия радиатора с автомобиля при помощи приспособления Ар.5066. Патрубки радиатора заглушают, радиатор наполняют водой под давлением 1 кгс/см2; обнаруженную незначительную течь устраняют пайкой радиатора мягким припоем; при значительных повреждениях радиатор необходимо заменить.

Рис. 8. Запрессовка подшипника с валиком:
1 — валик подшипника; 2 — крышка корпуса насоса; 3 — приспособление А.60347

Рис. 9. Проверка герметичности системы охлаждения при помощи приспособления Ар.5066 (заглушки условно не показаны)

Термостат. У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход байпасного клапана.

Для этого термостат помещают в бак с водой или охлаждающей жидкостью и закрепляют на кронштейне. В донышко байпасного клапана упирают ножку индикатора.

Начальная температура жидкости в баке должна быть на 5—7 °С ниже номинальной температуры (80 или 83 °С) открытия основного клапана.

Температуру жидкости следует постепенно увеличивать со скоростью примерно 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы температура во всем объеме жидкости была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана следует принимать температуру, при которой ход байпасного клапана составит 0,1 мм. В зависимости от разновидности термостата эта температура должна быть 80±2 или 83 ±2 °С.

Ход X байпасного клапана до полного его закрытия должен быть мм для термостата с температурой открытия основного клапана 80 °С и 7 мм для термостата с температурой открытия основного клапана 83 °С.

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя возникает температура до 2500 °С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе поддерживается определенный тепловой режим при помощи системы охлаждения, которая служит для отвода излишнего тепла от деталей. При жидкостной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 80— 90 °С на всех режимах работающего двигателя. При воздушной системе охлаждения тепловой режим двигателя определяется температурой масла в системе смазки.

В двигателях «Москвич» и ВАЗ система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Заполняется система охлаждения 50%-ным водным раствором специальной жидкости «Тосол» А-40, который при температурах ниже —40 °С превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающую повреждения радиатора и блока цилиндров. Кроме того, эта жидкость обладает антикоррозийными свойствами.

Рис. 10. Система охлаждения двигателя «Москвич»:
1,5 — сливной краник; 2 — гильза цилиндра; 3 — выпускной трубопровод; 4 — отводной шланг отопителя; 6 — вентилятор; 7 — жалюзи радиатора; 8 — радиатор; 9 — крышка заливной горловины; 10 — расширительный бачок; центробежный насос; 12 — термостат; 13 — датчик указателя температуры; 14 — отводной шланг камеры подогрева впускного трубопровода; 15 — камера подогрева впускного трубопровода; 16 — впускной трубопровод; 17 — кран отбора жидкости в отопитель; 18 — указатель температуры жидкости; 19 — рубашка головки блока; 20 — рубашка блока цилиндров

Жидкостная система охлаждения состоит из рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, радиатора, расширительного бачка, центробежного насоса, вентилятора, термостата, жалюзи, соединительных патрубков и шлангов, сливных краников, датчика и, указателя температуры охлаждающей жидкости. Принцип работы системы охлаждения заключается в следующем. Центробежный насос, получающий вращение при помощи ремня от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из нижней части радиатора через патрубок и нагнетает ее в рубашку головки и блока цилиндров. Охлаждающая жидкость в первую очередь омывает наиболее нагретые части, отнимает часть тепла, а затем через верхний патрубок подается в верхний бачок радиатора. Проходя через сердцевину радиатора в нижний бачок, нагретая жидкость охлаждается и снова поступает к центробежному насосу. Одновременно часть нагретой жидкости поступает в рубашку впускного трубопровода для подогрева горючей смеси, а также при необходимости отводится через специальный кран в отопитель салона кузова. Радиатор служит для охлаждения жидкости путем отдачи тепла воздуху, омывающему сердцевину.

Рис. 11. Сердцевины и пробка радиатора:
а — трубчатая; б — пластинчатая; в — пробка радиатора; 1 — трубки; 2 — стальные пластины; 3— пластинчатые трубки; 4 — патрубок для присоединения трубки к расширительному бачку; 5 — горловина радиатора; 6 — крышка пробки; 7—прокладка крышки; 8 — пружина выпускного клапана; 9 — пружина крышки; 10— выпускной клапан; 11 — прокладка выпускного клапана; 12 — впускной клапан; 13 — прокладка впускного клапана

Радиатор состоит из нижнего и верхнего латунных бачков, припаянных к сердцевине, патрубков и наливной горловины с пробкой. Сердцевина радиатора на автомобиле ВАЗ изготовлена из латунных вертикальных трубок и стальных горизонтальных охлаждающих пластин, увеличивающих охлаждающую поверхность. На автомобиле «Москвич» радиатор пластинчатый, его сердцевина изготовлена из латунной ленты. Патрубки бачков через прорезиненные шланги соединяют радиатор с рубашкой охлаждения блока цилиндров. Наливная горловина радиатора герметически закрывается пробкой, в которой имеются выпускной (паровой) и впускной (воздушный) клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе охлаждения до 1,5 кгс/см2. Увеличение давления позволяет в случае применения в качестве охлаждающей жидкости воды повысить температуру ее кипения до 109 °С. При открытом клапане расширяющаяся жидкость или пар отводятся в расширительный бачок. Это предохраняет от разрушения радиатор и патрубки.

Рис. 12. Водяной насос автомобиля «Москвич»:
1 — стопорное кольцо; 2 — корпус сальника; 3 — манжета; 4 — уплотнительная шайба; 5 — крыльчатка; 6 — подшипник; 7 — контргайка; 8 — стопорный винт подшипника; 9 — распорная втулка; 10 — вал; 11 — ступица; 12 — стакан подшипников; 13 — корпус насоса; 14 — корпус уплотнительной шайбы; 15 — обойма; 16 — пружина

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе до 0,99 кгс/см2 вследствие уменьшения объема охлаждающей жидкости или конденсации паров жидкости при остывании двигателя. При этом в радиатор поступает жидкость из расширительного бачка, что предупреждает сплющивание трубок сердцевины радиатора атмосферным давлением. Расширительный бачок — пластмассовый, содержит определенный объем охлаждающей жидкости и служит для компенсации изменяющегося объема жидкости в системе охлаждения при работе двигателя.

Центробежный водяной насос установлен на передней части блока цилиндров и служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Он состоит из алюминиевого корпуса, в котором установлен вал на двух подшипниках, помещенных в стальном стакане, запрессованном в корпусе. Подшипники заполняются смазкой и в дальнейшем их смазка не требуется до ремонта. На переднем конце вала напрессована ступица вентилятора, а на заднем — чугунная крыльчатка. Уплотнение заднего конца вала на выходе его из корпуса достигается самоуплотняющимся сальником с уплотнительной графитосвинцовой шайбой, помещенной внутри корпуса сальника, по поверхности которой скользит своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса сальника помещается также резиновая манжета, разжимная пружина, которая через латунные обоймы прижимает торцы манжеты к корпусу сальника и уплотнительной шайбе. Для предупреждения проникновения жидкости в корпус насоса (в случае неисправности сальника) в нем имеется дренажное (контрольное) отверстие, через которое жидкость вытекает наружу. Этим предупреждается вымывание смазки из подшипников. К ступице вентилятора болтами прикрепляется шкив привода центробежного насоса и вентилятора. Привод осуществляется трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем осуществляется привод генератора. При работе двигателя крыльчатка насоса своими лопастями захватывает охлаждающую жидкость, поступающую из нижнего бачка радиатора, под действием центробежной силы отбрасывает ее к стенкам корпуса и нагнетает в рубашку блока и головки цилиндров.

Вентилятор — четырехлопастной, пластмассовый, служит для создания сильного потока воздуха через сердцевину радиатора с целью более быстрого охлаждения в нем жидкости. Лопасти вентилятора вместе с приводным шкивом крепятся болтами к ступице вала центробежного насоса.

Термостат — двухклапанный, служит для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического наивыгоднейшего теплового режима двигателя при движении. Он устанавливается в корпусе отводящего патрубка головки цилиндров или перед входом охлаждающей жидкости в насос (на двигателе ВАЗ). Термостат двигателя «Москвич» состоит из корпуса, в котором помещается подвижный сердечник с двумя клапанами: перепускным и основным. В исходном (верхнем) положении сердечник удерживается возвратной пружиной. Внутри сердечника находятся реактивный штифт, резиновый буфер, резиновая диафрагма и твердое термочувствительное вещество — церезин (кристаллический воск), обладающий большим коэффициентом объемного расширения. При прогреве после пуска холодного двигателя основной клапан закрыт, а перепускной открыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит по малому кругу, минуя радиатор: от центробежного насоса в рубашку охлаждения и через перепускной клапан термостата обратно к насосу. Таким образом, охлаждающая жидкость, циркулируя только через рубашку охлаждения, быстро нагревается и прогревает двигатель. По мере нагрева охлаждающей жидкости церезин в сердечнике термостата начинает плавиться и, расширяясь, выгибает диафрагму и через буфер передает усилие на штифт, который, упираясь в корпус, перемещает сердечник с клапанами вниз, открывая основной и прикрывая перепускной клапаны. При этом нагретая жидкость начнет частично поступать через основной клапан в радиатор, а частично через перепускной — к насосу. По достижении температуры жидкости 90—94 °С основной клапан полностью откроется, а перепускной закроется. В это время циркуляция всей жидкости будет, происходить по большому кругу через радиатор.

Рис. 13. Действие термостата двигателя «Москвич»:
а — циркуляция жидкости по малому кругу при прогреве холодного двигателя; б — циркуляция по малому и большому кругу при начальном открытии клапана; в — циркуляция по малому и большому кругу при полном открытии клапана (двигатель прогрет до нормальной температуры)

Жалюзи состоят (на «Москвиче») из вертикальных пластин, укрепленных шарнирно вверху и внизу впереди радиатора. Поворачивание пластин с целью изменения количества воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, и, следовательно, регулирование температуры охлаждающей жидкости осуществляется рукояткой с места водителя. При вдвинутой до отказа рукоятке жалюзи открыты, и воздух беспрепятственно проходит через сердцевину радиатора. При вытягивании рукоятки жалюзи прикрываются. Это необходимо для ускорения прогрева двигателя и во время движения при низких температурах окружающего воздуха. На двигателе ВАЗ вместо жалюзи радиатора можно применить съемный утеплитель.

Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения имеются два сливных краника. На «Москвиче» один сливной краник установлен с левой стороны на подводящем патрубке центробежного насоса. Его закрытие осуществляется поворотом вправо спе циальной тяги, шарнирно соединенней со стержнем краника. Вто рой краник расположен с правой стороны в нижней части рубанш блока цилиндров и закрывается перемещением тяги вниз; для откры тия краника тягу перемещают вверх. На двигателе ВАЗ оба кра ника расположены с левой стороны: один — в нижней части ру башки блока цилиндров, а второй — на нижнем бачке радиатора

Система охлаждения двигателя МеМЗ воз душная, принудительная. Она состоит из направляющего аппарата,

представляющего собой литой корпус с направляющими лопатками, установленный сверху между цилиндрами, осевого нагнетающего вентилятора, рефлекторов, распределяющих охлаждающий воздушный поток, и системы терморегулирования, обеспечивающей поддержание нормального теплового состояния двигателя при разных нагрузках и температуре окружающего воздуха.

Внутри направляющего аппарата размещается генератор. На заднем конце вала текератора закреплена нагнетающая крыльчатка вентилятора, а на переднем — шкив привода вентилятора. Шкив изготовлен из двух половин, между которыми установлены шайбы для регулирования степени натяжения ремня привода вентилятора. Две половины шкива стягиваются между собой при помощи нажимного колпака.

Для подачи охлаждающего воздуха в моторный отсек по бокам кузова имеются рукава-раструбы. Внутри рукавов установлены заслонки, которыми с помощью рукояток можно изменить количество поступающего холодного воздуха, а следовательно, и интенсивность охлаждения двигателя. На каждую пару цилиндров имеется воздухоотводящий рукав, в котором установлена заслонка, управляемая автоматически при помощи термостата.

Термостат состоит из корпуса, заполненного веществом, обладающим большим коэффициентом объемного расширения, и штока с регулировочным винтом.

Для обеспечения необходимого температурного режима двигателя между воздухоотводящими кожухами и брызговиком на выпускные трубы установлены специальные щитки.

При работе холодного двигателя под действием термостатов заслонки закрывают выход охлаждающего воздуха наружу. В этом случае вентилятор засасывает воздух, поступающий через боковые рукава, и нагнетает его в воздухо-отводящие рукава. При этом воздух,- проходя с большой скоростью, омывает оребренную поверхность цилиндров и головок и охлаждает их. В связи с тем что заслонки закрыты, циркуляция воздуха происходит только внутри моторного отсека, что способствует более быстрому прогреву двигателя. По мере прогрева двигателя и воздуха термостаты, преодолевая сопротивление пружин, открывают заслонки, и охлаждающий воздух, нагнетаемый вентилятором, начинает выходить наружу.

Рис. 14. Установка регулируемой заслонки в рукаве-раструбе подвода воздуха:
1 — рукоятка управления заслонкой; 2 — заслонка; 3 — раструб; А — положение заслонки на лето; Б — положение заслонки на зиму

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения автомобиля ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства