Строительные машины и оборудование, справочник






Система охлаждения двигателя автомобиля ЗАЗ-965а «Запорожец»


Категория:
   Устройство и работа двигателя


Система охлаждения двигателя автомобиля ЗАЗ-965а «Запорожец»

На автомобилях ЗАЗ-965А «Запорожец» применена воздушная система охлаждения двигателя. Она состоит из оребренной поверхности цилиндров и головок, кожуха, окружающего двигатель, осевого вентилятора с ременным приводом и устройства, регулирующего интенсивность охлаждения двигателя (терморегулятора).

Цилиндры двигателя и головки отлиты вместе с охлаждающими ребрами. Между цилиндрами сверху в гнезде прилива задней крышки картера двигателя установлен отлитый из алюминиевого сплава цилиндрический корпус осевого вентилятора с направляющими лопастями.

В центральной части отливки корпуса расположен генератор системы электрооборудования, на заднем конце вала которого закреплен шкив с отлитой из алюминиевого сплава крыльчаткой вентилятора. Крыльчатка имеет большое количество лопастей, концы которых близко подходят к внутренней цилиндрической поверхности корпуса. Шкив вентилятора соединен трапециевидным ремнем со шкивом коленчатого вала двигателя. Натяжение ремня вентилятора регулируют поворотом корпуса вентилятора, имеющего эксцентричный бурт на наружной поверхности. В установленном положении корпус закрепляют в гнезде задней крышки двигателя стальной стяжной лентой.



За вентилятором над двигателем сверху закреплен винтами металлический кожух. Кожухами закрыты также обе группы цилиндров с передней и задней сторон. В передней части под кожухом на двигателе закреплен масляный радиатор.

При работе двигателя вращающаяся крыльчатка вентилятора просасывает воздух через внутреннее пространство под кожухом. Воздух, поступающий из внутреннего пространства моторного отсека кузова автомобиля, омывает оребренную поверхность цилиндров и головок и охлаяедает двигатель. В моторный отсек атмосферный воздух поступает по каналам через воздухозаборники, снабженные сетками и расположенные с обеих сторон кузова в задней части автомобиля.

Нагретый воздух от вентилятора выходит наружу через раструб, вмонтированный в заднюю крышку моторного отсека. Приемная горловина раструба, примыкающая к корпусу вентилятора, снабжена резиновым уплотнителем.

Для автоматического регулирования интенсивности охлаждения двигателя в раструбе установлен терморегулятор, состоящий из жидкостного (сильфонного) термостата и поворачивающейся заслонки. Тяга термостата, закрепленного в раструбе, соединена с рычаяшом заслонки, подвешенной ушками на оси. При холодном двигателе баллон термостата сжат и заслонка перекрывает наружное выходное отверстие раструба. В этом случае воздух от вентилятора через боковое перепускное окно раструба поступает обратно в моторный отсек, вследствие чего в нем повышается температура и ограничивается поступление в него холодного наружного воздуха. По мере прогрева двигателя баллон термостата раздвигается, и заслонка перемещается, открывая частично или полностью наружное выходное отверстие раструба и соответственно перекрывая боковое перепускное окно. Таким образом регулируется интенсивность охлаждения двигателя.

Для первоначальной установки заслонки длину штока термостата можно регулировать. К рычажку заслонки присоединена пружина, которая в случае выхода из строя термостата поворачивает заслонку в положение, соответствующее полному открытию выходного отверстия раструба, и закрывает перепускное окно.

Рис. 1. Устройство и работа терморегулятора системы охлаждения двигателя автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец»

Контроль за работой системы охлаждения и тепловым состоянием двигателя осуществляют по сигнальной лампе на щитке приборов автомобиля, датчик которой помещен на двигателе.

Система охлаждения двигателя автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» имеет аналогичное устройство, но в ней отсутствует терморегулятор.

Читать далее:

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины