Строительные машины и оборудование, справочник






Система охлаждения двигателя ЗМЗ-66


Категория:
   Устройство автомобиля


Система охлаждения двигателя ЗМЗ-66

Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя. В двигателе ЗМЗ-66 она жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; заправочная емкость 23 л.

Закрытая система охлаждения сообщается с атмосферой не непосредственно, а через паровоздушный клапан. Преимущество закрытой системы состоит в том, что она позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости и почти устраняет потери жидкости от испарения.

Система охлаждения включает: радиатор, водяной насос, рубашки охлаждения, термостат, вентилятор, жалюзи, соединительные трубопроводы и шланги, контрольные приборы.



Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. На двигателе ЗМЗ-66 устанавливается трубчато-пластин-чатый радиатор, состоящий из верхнего бачка, сердцевины и нижнего бачка. Установлен радиатор перед двигателем и крепится к раме в двух точках через резиновые подушки.

Верхний бачок, изготовленный из латуни, имеет заливную горловину, закрываемую пробкой с паровым и воздушным клапанами, датчик контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости и патрубок для подсоединения подводящего шланга. Паровой клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,45—0,60 кгс/см2 и выпускает в атмосферу пар. Воздушный клапан открывается при разрежении 0,01 — 0,12 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.

Сердцевина состоит из трех рядов латунных трубок, между которыми для увеличения площади теплоотдачи припаяны пластины.

Сердцевина заключена в штампованный каркас, припаянный к бачкам радиатора.

Нижний бачок латунный, имеет патрубок для соединения с водяным насосом и сливной краник. За радиатором установлен кожух вентилятора, который направляет поток воздуха через радиатор.

Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Насос центробежного типа. Крепится на двигателе спереди и получает привод от шкива коленчатого вала через клиновидный ремень. Водяной насос (рис. 20) состоит из корпуса, крышки, валика с подшипниками, крыльчатки, уплотнительного устройства, ступицы шкива привода вентилятора.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-66:
1 — радиатор; 2 — шланг и трубопровод; 3 — вентилятор; 4 водяной насос; 5 — кран отопителя; 6 — термостат; 7 — рубашка охлаждения; 8 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — залинная воронка пускового подогревателя: 10, 11 сливные краники: 12— жалюзи

Рис. 2. Водяной насос двигателя ЗМЗ-66:
1 — ступица вентилятора; 1 — валик; 3 — крышка; 4 — контрольное отверстие выхода смазки из корпуса; 5 — масленка; 6 — крыльчатка; 7 — контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости при повреждении сальника; в— пружина, 10 обоймы сальника; 11 — манжета сальника; 12 — шайба сальника; 13 — запорное кольцо сальника

Корпус насоса выполнен заодно с крышкой распределительных шестерен. Крышка изготовлена из чугуна. В ней на двух шариковых подшипниках установлен валик. Крышка сверху имеет масленку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Подшипники смазывают смазкой ЯНЗ-2 через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия.

Валик на концах имеет лыски. На один конец валика напрессована крыльчатка, а на другой конец — ступица шкива. Подшипники закреплены в крышке стопорным кольцом, входящим в паз крышки.

Крыльчатка насоса изготовлена из пластмассы (волокнит), крепится на валике гайкой.

Уплотни тельное устройство (сальник) препятствует подтеканию жидкости. Сальник состоит из обоймы, пружины, резиновой манжеты, текстолитовой шайбы и запорного кольца.

Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска. В системе охлаждения двигателя ЗМЗ-66 установлен жидкостный термостат.

Жидкостный термостат состоит из корпуса, гофрированного баллона и клапана. Баллон заполнен легко-испаряющейся жидкостью. В клапане имеется небольшое отверстие или выемка на кромке для удаления воздуха из рубашки охлаждения двигателя. Если это отверстие забито накипью, то при заливании жидкости в радиатор образуются воздушные пробки и систему полностью заправить не удается.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 78 °С баллон находится в сжатом положении и клапан закрыт, вследствие чего охлаждающая жидкость в радиатор не поступает, а выходит в окна термостата. При повышении температуры до 83 °С жидкость и пары увеличиваются в объеме, и гофрированный баллон, разжимаясь, действует на стержень клапана и открывает его. При температуре 91° С клапан открывается полностью и вся жидкость направляется в радиатор.

Вентилятор предназначен для создания охлаждающего потока воздуха через радиатор. Вентилятор шестилопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала совместно с водяным насосом. Лопасти вентилятора имеют отогнутые концы, что обеспечивает лучшее распределение потока вдоль боковых поверхностей двигателя. Натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора осуществляется изменением положения генератора. При нажатии с усилием в 4 кгс прогиб в середине ветви должен быть 10—15 мм.

Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шар-нирно закрепленных в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины автомобиля с помощью тяг и рычагов.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения служит контрольная лампа «вода», установленная на щитке приборов. Нормальная температура охлаждающей жидкости в двигателе должна быть в пределах 80—90 °С.

Рис. 3. Термостат системы охлаждения:
а — закрыт: б — открыт; 1 — впускная труба: 2 — корпус термостата; 3 — клапан термостата: 4— выпускной патрубок: 5 — шток: 6 — баллон

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через четыре краника; один из них находится в нижнем бачке радиатора, второй — с правой стороны блока цилиндров, третий — на котле пускового подогревателя и четвертый — на шланге отопителя кабины.

Работа системы охлаждения. От вращения коленчатого вала двигателя через привод приводятся в действие водяной насос и вентилятор. В приемной полости водяного насоса при вращении крыльчатки создается разрежение. Охлаждающая жидкость за счет разрежения поступает из нижнего бачка радиатора в водяной насос, а из него нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, оттуда в рубашку головок блока и далее к термостату. Если температура охлаждающей жидкости менее 78 °С, термостат закрыт и жидкость циркулирует, минуя радиатор. Этим достигается быстрый прогрев двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 78—83 °С термостат открывается и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, охлаждаясь там потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения двигателя ЗМЗ-66"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы