Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль КамАЗ

Публикация:
   Система охлаждения КамАЗ

Читать далее:




Система охлаждения КамАЗ

На автомобилях семейства КамАЗ применена жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией. Система закрытого типа, т. е. сообщение с атмосферой, происходит через специальные клапаны, которые открываются при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит специальный расширительный бачок.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя:
1 — шкив водяного насоса; 2—вентилятор; 3— шкив вентилятора; 4 — радиатор; 5 — автоматическая гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок (байпас); 7 — патрубок нагнетательный; 8 — верхний патрубок; 9 — термостат; 10 — водораспределительная коробка; 11 — соединительная трубка; 12 — трубка подводящая; 13 — труба водяная правая; 14 — трубка отводящая; 15 — впускной трубопровод; 16 — датчик контрольной лампы перегрева двигателя; 17 — заливная горловина с герметичной пробкой; 18 — пробка с впускным и выпускным клапанами; 19 — расширительный бачок; 20 — трубка отводящая левой трубы; 21 — трубка отводящая; 22 — труба водяная левая; 23 — головка цилиндра; 24 — блок цилиндров; 25 — водяной насос; 26—нижний патрубок; 27 — сливной краник

Наиболее выгодный температурный режим работы двигателя лежит в пределах 75—98° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостатов, гидромуфты включения вентилятора с автоматическим управлением и жалюзи, управляемых водителем. Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой установлен в рубашке охлаждения двигателя, а указатель температуры — на панели приборов. Описание устройства и принцип действия этих приборов даны в разделе «Электрооборудование и приборы».

Система охлаждения состоит из водяной рубашки блока и головок цилиндров, водяного насоса, радиатора, термостатов, жалюзи, вентилятора, гидромуфты расширительного бачка, соединительных трубопроводов и шлангов, сливных краников, датчика термометра, ременного привода водяного насоса.

Заполняется система охлаждения водным раствором специальной низкозамерзающей жидкости TOCOJ1-A40, обладающей антикоррозионными свойствами, через заливную пробку расширительного бачка. Емкость системы охлаждения двигателя ЯМЗ-740 равна 26 л.

Охлажденная жидкость из нижнего бачка радиатора центробежным насосом подается в правую и левую части рубашки блока цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней плоскости блока поступает в водяную рубашку головок цилиндров, охлаждая в первую очередь наиболее нагретые места — выпускные каналы и стаканы форсунок. Нагретая жидкость из рубашек головок цилиндров поступает в водосборные трубопроводы, расположенные на головках со стороны «развала», а затем через открытые клапаны термостатов направляется в радиатор. В радиаторе жидкость охлаждается за счет интенсивного обдува воздухом радиатора, а затем вновь подается водяным насосом в рубашку охлаждения блока.

По малому кругу, когда двигатель холодный и жидкость циркулирует, не поступая в радиатор. В этом случае обеспечивается ускоренный прогрев двигателя и более равномерный нагрев различных его зон.

По большому кругу, когда температура охлаждающей жидкости увеличивается и клапаны термостатов полностью открываются, обеспечивая тем самым циркуляцию всей жидкости через радиатор.

Рис. 2. Установка радиатора и жалюзи:
1 — болт; 2 — кронштейн крепления радиатора; 3 — втулка; 4, б, 8, 10, 14 — опорные шайбы; 5, 9, 13 — подушки; 7—кронштейн рамы; 11, 75—гайки; 12 — тяга крепления радиатора к поперечине; 16 — боковина остова радиатора; 17 — нижний бачок; 18 — охлаждающая трубка; 19—боковина жалюзи; 20— нижняя рамка; 21 — тяга; 22— рычаг; 23 — тросик; 24 — хомут; 25 — жалюзи; 26 — втулка; 27 — кожух уплотнителя; 28 — верхняя рамка; 29 — радиатор; 30 — тяга управления жалюзи; 31 — верхний бачок радиатора; 32— кожух вентилятора.

В тех случаях, когда двигатель не прогрет до нормального теплового режима и клапаны термостатов полностью не открыты, часть охлаждающей жидкости циркулирует по малому кругу, а часть — по большому, т. е. через радиатор.

Рис. 3. Тяга управления жалюзи радиатора:
1 — оболочка тяги; 2 — тяга; 3— трубка; 4 — стержень тяги; 5 — корпус фиксатора; 6 — шарик; 7 — рукоятка; 8 — пружина фиксатора; 9— пробка

Рассмотрим теперь каждый из основных узлов системы охлаждения в отдельности.

Радиатор системы охлаждения трубчато-ленточный. Он находится в передней части автомобиля, непосредственно перед двигателем. Радиатор состоит из сердцевины, бачков верхнего и нижнего и деталей крепления. Сердцевина радиатора выполнена из томпаковых охлаждающих трубок, расположенных вертикально, и медных охлаждающих пластин, расположенных горизонтально между рядами трубок и увеличивающих поверхность охлаждения. Томпаковые трубки в сечении плоско-овальные, размещены тремя рядами.

Торцы охлаждающих трубок впаяны в верхнюю и нижнюю опорные пластины бачков радиатора.

В верхнем бачке радиатора находится патрубок, через который из головок блока двигателя в радиатор поступает нагретая жидкость, а также патрубок для отвода паров и охлаждающей жидкости в расширительный бачок. В нижнем бачке установлен патрубок, на который надевается шланг, отводящий от радиатора охлажденную жидкость к водяному насосу.

Для повышения эффективности работы вентилятора он вращается в кожухе вентилятора. Радиатор опирается нижним бачком на передний кронштейн кожуха и крепится к нему болтами. У кожуха с обеих сторон имеются кронштейны, которыми он в сборе с радиатором через резиновые муфты устанавливается на кронштейны рамы. От угловых перемещений вокруг поперечной оси радиатор внизу удерживается тягой.

Жалюзи служат для регулирования интенсивности обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они устанавливаются впереди радиатора и состоят из двух боковых угольников, двух рамок — верхней и нижней, а также отдельных пластин, укрепленных шарнирно.

Рис. 4. Водяной насос:
1 — шкив; 2—передний сальник; 3 — крышка; 4, 6 — подшипники; 5 — вал водяного насоса; 7—задний сальник; 8—задняя втулка манжеты; 9— прокладка; 10— корпус насоса; 11, 13—манжеты; 12 — упорное кольцо; 14 — пружина; 15—обойма манжеты; 16—крыльчатка; 17 — замковая шаАба; 18 — колпачковая гайка

Управляют жалюзи посредством рукоятки, троссового привода, выведенной в кабину. Рукоятка управления жалюзи расположена на приборном щите внизу справа от водителя. При вытягивании рукоятки, пластины, поворачиваясь на шарнирах, уменьшают встречный поток воздуха, поступающий к радиатору.

Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении, если температура охлаждающей жидкости будет ниже 70 °С.

Водяной насос — лопастного типа, центробежный, предназначен для создания принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Он установлен на передней части левой (по ходу движения автомобиля) стороны блока цилиндров и приводится _в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, водяной насос состоит из чугунного литого корпуса, вала с крыльчаткой и уплотняющих сальников. Вал водяного насоса вращается на двух шариковых подшипниках, которые защищены

попадания воды и грязи двумя манжетами и не требуют пополнения смазки в процессе эксплуатации. При сборке полость подшипников заполняется на 1/3—2/3 объема смазкой Л3-31 ГОСТ Б575—70. На переднем конце вала насоса на сегментной шпонке закреплен двухручьевой шкив, а на заднем конце вала установлена чугунная крыльчатка с лопастями. Крыльчатка крепится на валу колпачковой гайкой со стопорной шайбой. В ступице крыльчатки смонтирован сальник, который предотвращает попадание жидкости к подшипникам. Он состоит из резиновой манжеты, малой и большой латунных обойм, пружины и упорного кольца.

Для предохранения подшипников от случайно просочившейся через уплотнение жидкости в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Выделение отдельных капель жидкости из дренажного отверстия при работе двигателя не является признаком ненормальной работы насоса. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения водяного насоса. Необходимо помнить, что закупорка дренажного отверстия может привести к выходу из строя подшипников насоса.

Вентилятор. Для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, установлен пятилопастный осевой вентилятор со штампованной крыльчаткой. Крыльчатка болтами крепится к ступице, которая установлена на шлицах ведомого вала гидромуфты привода вентилятора. Вентилятор расположен соосно с коленчатым валом.

Гидромуфта привода вентилятора. Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя привод вентилятора осуществляется посредством гидромуфты, включение и выключение которой происходит автоматически в зависимости от температуры в системе охлаждения. Гидромуфта устанавливается в передней части блока двигателя. Состоит из корпуса кронштейна гидромуфты с крышкой в сборе, ведущего колеса с валом в сборе, ведомого колеса с валом в сборе, подшипников и уплотнителя гидромуфты. Управление режимами работы гидромуфты осуществляется включателем гидромуфты.

Включатель гидромуфты обеспечивает в зависимости от температуры в системе охлаждения, соединение или разъединение ведущего вала с ведомым путем регулирования расхода масла через гидромуфту, а вместе с тем и включение или выключение вентилятора, установленного на ведомом валу гидромуфты.

Рис. 5. Крыльчатка вентилятора:
1 — лопасть; 2—передняя крестовина крыльчатки; 3 — задняя крестовина крыльчатки; 4 — ступица вентилятора

Работа вентилятора может осуществляться по одному из трех режимов:
1. Автоматический — температура воды в двигателе поддерживается в пределах 80—95° С, кран включателя гидромуфты установлен в положение В (метка на корпусе включателя).
2. Вентилятор отключен — кран включателя установлен в положение 0, при этом вентилятор может вращаться с небольшим числом оборотов.

Рис. 6. Гидромуфта привода вентилятора со шкивом генератора и корпусом кронштейна в сборе:
1 — ведомый вал; 2 — ступица вентилятора; 3 и 6—манжеты; 4 — шкив привода генератора; 5 — вал привода генератора; 7—корпус кронштейна чдромуфты; 8 — ведущее колесо гидромуфты; 9—кожух; 10— ведомое ко-1есо гидромуфты; 1 — корпус подшипника; 12, 15 — уплотнительные кольца, 13—ведущий вал; 14 — ступица; 16 — трубка подвода масла

Рис. 7. Гидромуфта привода вентилятора:
1 — втулка манжеты; 2, 5, 10, 16 — подшипники; 3, 11, 17, 18 — стопорные кольца; 4—вал привода генератора; 6 — ведущее колесо гидромуфты; 7 — ведомый вал гидромуфты; 8 — стопорная шайба; 9— ведомое колесо; 12 — заглушка; 13—кожух ведущего колеса с ведущим валом в сборе; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — вал привода гидромуфты

Вентилятор включен постоянно (заблокирован). Использование такого режима допустимо лишь кратковременно в случае возможных неисправностей муфты или ее включателя.

Длительная работа при постоянно включенном вентиляторе приводит к поломке крыльчатки.

Рис. 8. Включатель гидромуфты:
1 — крышка корпуса включателя; 2 — корпус включателя; 3 — шайба возвратной пружины; 4 — возвратная пружина; 5 — золотник включателя гидромуфты; 6 — уплотнительное кольцо крышки корпуса включателя; 7— уплотнительное кольцо пробки крана; 8 — пробка крана включателя; 9 — штифт; 10 — рычаг пробки крана; 11 — пружина фиксатора; 12 — фиксатор рычага пробки крана; 13 — крышка пробки крана; 14 — регулировочные шайбы; 15 — гайка крепления термосилового датчика; 16 — термосиловой датчик; 17 — уплотнительное кольцо термосилового датчика

Постоянное включение вентилятора при необходимости обеспечивается следующим образом: освободить контргайки двух специальных болтов крепления крыльчатки вентилятора к ступице и ввернуть болты так, чтобы они вошли в отверстие на шкиве привода генератора, гайки вновь законтрить.

При переходе на автоматический режим болты вывернуть и законтрить в таком положении, чтобы обеспечивалось свободное вращение вентилятора относительно шкива и надежное крепление крыльчатки к ступице.

Если при работе вентилятора по автоматическому режиму кран включателя в положении В) температура воды в двигателе поднимается выше 105 °С, необходимо произвести регулировку хода штока включателя перекладыванием регулировочных шайб. Па новом включателе все шайбы расположены над термосиловым датчиком, при нарушениях теплового режима их следует последовательно перекладывать под датчик, после перекладывания всех шайб термоснловой элемент должен быть заменен. Включатель гидромуфты состоит из корпуса и крышки, золотника включателя, термосилового датчика 16, рычага пробки крана 10, возвратной пружины с шайбой, фиксатора рычага пробки крана 12 и трех уплотнительных колец термосилового датчика, пробки крана и крышки корпуса включателя.

Работа включателя гидромуфты проверяется в двух положениях рычага пробки крана и подводе дизельного топлива к подводящей полости под давлением 7 кгс/см2.

Если рычаг пробки крана установлен в положение О — подводящая и отводящая полости разобщены, а если рычаг установлен в положение В, то сообщение полостей должно происходить при достижении температуры окружающей среды в зоне термосилового датчика 85—90 °С, разобщение — при охлаждении окружающей среды в зоне термосилового датчика до температуры 75—70 °С. Регулировка температур сообщения и разобщения полостей осуществляется подбором необходимого количества регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются между термосиловым датчиком и торцом корпуса включателя, закрываемого гайкой крепления термосилового датчика.

Момент затяжки гайки крепления термосилового датчика не должен превышать 2—2,3 кгс • м.

Термостаты служат для ускорения прогрева холодного двигателя и поддержания наивыгоднейшего его теплового режима в движении. Термостаты устанавливаются на передних концах верхних водосборных трубопроводов, через которые нагретая в двигателе вода отводится к радиатору системы охлаждения.

На двигателях ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 устанавливаются термостаты по одному на каждый ряд цилиндров типа ТБп2.

Термостат состоит из термосилового датчика с твердым наполнителем, штока, входящего во втулку термосилового датчика, регулировочного винта, крышки и корпуса, основного и перепускного клапанов, пружин возвратной и компенсационной. Все детали термостата изготовлены из латуни. Термостат действует автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Он отключает или включает радиатор системы охлаждения, включая или выключая магистраль перепуска охлаждающей жидкости, минуя радиатор. В термосиловом датчике заключено термоактивное вещество — церезин специальной разгонки. Церезин обладает высоким коэффициентом объемного расширения в определенном диапазоне температур. Вследствие расширения церезина шток стремится выйти из втулки термосилового датчика и, упираясь через регулировочный винт в верхнюю часть корпуса, перемещает вниз термосиловой датчик вместе с клапанами, преодолевая усилие возвратной пружины.

Рис. 9. Термостат:
1 — компенсационная пружина перепускного клапана; 2— возвратная пружина; 3 — корпус; 4 — основной клапан; 5 — термосиловой датчик; 6 — направляющий шток; 7 — крышка корпуса; 8 — регулировочный винт; 9 — перепускной клапан

При прогревании двигателя, когда температура охлаждающей жидкости в водяной рубашке, двигателя ниже 70 °С, основной клапан термостата закрыт, и вся жидкость, прокачиваемая насосом, проходит во впускной патрубок водяного насоса, минуя радиатор.

С повышением температуры жидкости основной клапан термостата начинает открываться, пропуская часть охлаждающей жидкости через радиатор. При температуре жидкости 85° С основной клапан открывается полностью, и вся жидкость направляется в радиатор.

Исправный термостат должен обеспечивать начало открытия основного клапана при повышении температуры омывающей жидкость до 70° С ± 2 и полное его открытие при температуре

При сборке термостата шток нужно подбирать так, чтобы обеспечивалось его свободное движение во втулке. Кроме того, должно быть полное прилегание клапана по всей запорной поверхности. При отсутствии полного прилегания клапана допускается прогиб верхней и нижней стоек термостата. Регулировка термостата осуществляется вращением регулировочного винта до достижения величины открытия 8,5 ± 0,4 мм, при нагреве в кипящей воде около 99 °С. Начало открытия клапана, равное 0,1 мм его хода, должно обеспечиваться при температуре 70 °С ± 2.

Рис. 10. Расширительный бачок:
1 — кран контроля уровня; 2 — патрубок; 3 — наливная трубка; 4 — пароотводная трубка; 5—пробка; 6 — трубка подводящая от компрессора к бачку; 7—трубка перепускная от двигателя к бачку радиатора; 8 — корпус бачйа

Температура конца активного открытия клапана составляет 83 °С ± 2.

После регулировки термостаты выборочно подвергаются гидро-нробе водой. При давлении воды со стороны баллона 0,5 кгс/см2 максимальное протекание по основному клапану 1,9 л/мин. Термостаты, не соответствующие указанным требованиям, устанавливать на двигатель не рекомендуется.

Расширительный бачок повышает производительность водяного насоса, создавая избыточное давление на линии впуска. Одновременно расширительный бачок служит емкостью для охлаждающей жидкости при ее расширении в результате повышения температуры на работающем двигателе. Он позволяет также контролировать уровень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха. Расширительный бачок изготовлен из латуни и состоит из корпуса, пробки, заливной трубы и крана контроля урозня. Для увеличения жесткости расширительного бачка внутри впаяны пластина и распорная трубка.

В верхней части расширительного бачка находится заливная горловина, через которую производится наполнение охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя. Для доливки охлаждающей жидкости без откидывания кабины служит специальная заливная горловина с герметичной резьбовой пробкой. Эта горловина соединена с расширительным бачком. На автомобилях КамАЗ-5410, где кабина оборудована спальным местом, для удобства доливки охлаждающей жидкости предусмотрена горловина, на конец которой надет гибкий резиновый шланг.

В этом случае доливку охлаждающей жидкости надо производить следующим образом:
— отвернуть герметичную резьбовую пробку горловины расширительного бачка;
— освободить шланг из держателя и установить его в отверстие горловины расширительного бачка;
— произвести заливку охлаждающей жидкости через воронку. Затем установить соединительный шланг в держатель и завернуть пробку горловины расширительного бачка.

Пробка расширительного бачка. Пробка герметически закрывает наливную горловину. Пробка состоит из корпуса, впускного и выпускного клапанов, стойки, уплотни-тельной прокладки. Выпускной (паровой) клапан пробки предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в системе. Оно возникает из-за расширения охлаждающей жидкости при нагреве или выделении пара. Пружина выпускного клапана пробки подобрана так, чтобы он поддерживал в системе охлаждения избыточное давление в пределах 0,65 кгс/см2. При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 113—114° С. После нагрева двигателя и его охлаждения возникает опасность сдавливания трубок радиатора в результате создавшегося разрежения. Для предотвращения этого явления служит впускной клапан пробки, который открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при разрежении 0,01 4- 0,13 кгс/см2.

Рис. 11. Пробка расширительного бачка:
1 — корпус; 2 — стойка клапана; 3—пружина выпускного клапана; 4—пружина; 5 — клапан пробки; 6 — впускной клапан; 7—уплотнительная прокладка

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора повреждены, то система охлаждения перестает быть закрытой и жидкость в этом случае закипает при 100° С. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 110 °С на щите приборов (в указателе температуры) загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя, устранить ее, после чего возможно дальнейшее движение автомобиля.

При полной исправности клапанов в пробке и герметичности системы охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке за период эксплуатации практически не понижается.

Техническое обслуживание системы охлаждения. От состояния системы охлаждения зависят экономичность, надежность и долговечность двигателя. Температуру охлаждающей жидкости необходимо поддерживать в пределах 75—95° С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, имеет минимальный расход топлива и работает с наименьшим износом.

Для обеспечения нормальной работы двигателя надо тщательно обслуживать систему охлаждения, которая заполняется через расширительный бачок. В систему охлаждения необходимо заливать всесезонную охлаждающую жидкость, которая содержит анти-накипную и антикоррозионную присадки.

Всесезонной жидкостью может служить наиболее распространенная жидкость марки ТОСОЛ-А40, замерзающая при температуре минус 40 °С. Эта охлаждающая жидкость ядовита, а поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращен^ с ней.

При заливке охлаждающей жидкости необходимо открывать кран контроля уровня на расширительном бачке и следить за тем, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробку Во избежание этого надо открыть сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрыть их вновь только после появления из них жидкости.

Допускается при необходимости работа двигателя с системой охлаждения, заправленной водой. При этом рекомендуется заливать чистую и мягкую воду, лучше всего кипяченую. Заполнение системы охлаждения водой осуществляется также через горловину расширительного бачка. Уровень заливки должен составлять 0,5 емкости бачка, что соответствует нижней кромке горловины.

Рис. 12. Сливной кран системы охлаждения:
1 — пробка крана со скобой; 2 — корпус; 3— пробка

При необходимости слива жидкости из системы охлаждения надо открыть кран радиатора, кран котла предпускового подогревателя, кран на насосном агрегате предпускового подогревателя, а также кран в системе отопления.

При отсутствии подогревателя необходимо открыть кран радиатора и два крана рубашки блока цилиндров.

Краны, расположенные на двигателе, снабжены дистанционным управлением, что обеспечивает удобство слива жидкости. Краны винтовые с шариковым уплотнением.

Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, надо Обвернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Краны радиатора котла и насосного агрегата предпускового подогревателя дистанционного управления не имеют.

После полного слива жидкости перед стоянкой краны следует оставить открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки в систему жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

Следует периодически проверять состояние клапанной пробки расширительного бачка. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладок головки блока и короблению головок.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как могут образоваться трещины в рубашке блока.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей воды или сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков рекомендуется промывать систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения. Систему охлаждения необходимо промывать после обкатки автомобиля через 1000 км пробега и два раза в год — весной и осенью, при сезонном техническом обслуживании. Когда отложения накипи незначительные, систему моют чистой водой.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе. С двигателя надо снять термостаты, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть или вывернуть сливной кран радиатора.

Необходимо также отсоединить трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и закрыть отверстия пробками.

После того как сливаемая вода станет совершенно чистой, установить трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным бачком.

Затем воду нужно направить из шланга под сильным напором в отверстие патрубка термостата. Промывать систему надо до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов потечет совершенно чистая вода. Сливные краны следует прочистить и промыть отдельно каждый. Потом надо проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок, с тем чтобы она выливалась через верхние патрубки (предварительно на патрубки нужно надеть шланг для отвода воды). В тех случаях, когда отложения накипи в системе охлаждения велики и накипь прочна, следует применять химический способ очистки, который направлен на разрушение нерастворимых солей накипи раствором.

Раствор приготавливать в деревянном или железном баке емкостью около 150 л. Налить в бак 30—40 л воды, растворить 2,5 кг уротропина, затем долить еще 20—30 л воды.

На открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении в стеклянной посуде растворить ингибитор ПБ-5 в соляной кислоте и влить его в бак с раствором уротропина, долить воды до общего объема 100 л, добавить пеногаситель и тщательно перемешать раствор деревянной или стеклянной палочкой. Раствор рекомендуется хранить не более 7 дней.

Для удаления накипи:
— тщательно промыть систему охлаждения чистой подогретой водой (из сливных краников должна выходить чистая вода);
— снять термостаты с двигателя;
— приготовленный раствор залить в систему охлаждения, пустить двигатель и прогреть раствор до 65—700 С. По истечении 10—15 мин слить раствор и промыть систему охлаждения для нейтрализации остатков кислоты чистой подогретой водой два раза в течение 5 мин; один раз в течение 15 мин чистой подогретой водой с добавлением 5 г безводной соды и 5 г хромпика на каждый литр воды и один раз чистой подогретой водой в течение 10 мин. При большом количестве накипи, систему охлаждения промывают Дважды.

При промывке системы охлаждения необходимо соблюдать осторожность, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.

По окончании промывки термостаты установить на место, предварительно проверив их исправность.

Постепенно охлаждая воду, проследить за температурой начала и конца закрытия центрального клапана термостата. Клапан исправного термостата должен начать закрываться при температуре 81—85 °С и полностью закрыться при температуре 68—72 °С. Неисправные термостаты заменить.

Регулировка натяжения ремней. Привод водяного иасоса и генератора осуществляется клиновыми ремнями.

При эксплуатации двигателя приводные ремни постепенно вытягиваются и натяжение их уменьшается. Ремни начинают пробуксовывать, вращая водяной насос с меньшим числом оборотов, что приводит к перегреву двигателя. При сильном натяжении ремней увеличивается нагрузка на подшипники водяного насоса и ремни преждевременно выходят из строя.

Нормальная работа системы охлаждения зависит от надежной работы приводных ремней, поэтому необходимо предохранять их от попадания масла и топлива, контролировать натяжение и, если необходимо, регулировать его. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу из строя.

Натяжение ремней проверяется нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, необходимо отрегулировать их натяжение.

Регулирование натяжения ремней привода водяного насоса и генератора производится изменением положения оси генератора.

В случае выхода из строя ремня необходимо заменять комплектно все ремни данной ветви. Заменяемые ремни должны быть из одной размерной группы по длине. Номер группы обозначен несмываемой краской на ремне.

Ремни могут проскальзывать из-за попадания на них масла и топлива. В этом случае замасленные ремни рекомендуется протереть тряпкой, смоченной бензином, тальком или бурой, при необходимости подтянуть их, а если это не устраняет пробуксовки, сменить ремни на новые.

Возможные неисправности системы охлаждения и способы их устранения

При эксплуатации автомобилей необходимо внимательно следить за работой системы охлаждения, своевременно обнаруживать и устранять все неисправности и поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, не допуская его перегрева и переохлаждения.

Устранение неисправностей системы охлаждения. В процессе эксплуатации автомобилей наиболее часто встречающейся неисправностью бывает перегрев двигателя.

Характерными признаками перегрева двигателя являются падение мощности, появление звонких стуков и значительное повышение температуры охлаждающей жидкости, закипание воды в радиаторе. Обычно сильный перегрев двигателя характеризуется выделением пара из пароотводной трубки расширительного бачка.

При перегреве двигателя понижается давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей.

Обнаружив признаки перегрева, необходимо убедиться в правильности показания термометра, проверить исправность клапанов пробки бачка, количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке и при необходимости заправить до нормы. При понижении уровня охлаждающей жидкости в процессе испарения в систему охлаждения рекомендуется долить чистую воду, так как количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным. При понижении уровня из-за утечки в систему нужно долить охлажденную жидкость того же состава. Проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить подтекание. Наиболее вероятными местами подтекания являются соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, сальники водяного насоса, сливные краники или поврежденный радиатор и др. Подтянуть винты хомутиков крепления, при повреждении шлангов (трещины, расслоение, вздутости) заменить их. Если жидкость вытекает через дренажное отверстие на корпусе водяного насоса, заменить сальник крыльчатки, и ни з коем случае не закупоривать дренажное отверстие, это выводит из строя подшипники водяного насоса. Поврежденный радиатор следует отремонтировать.

Двигатель может перегреваться из-за слабого натяжения ремня привода водяного насоса, перегрузки двигателя. В этом случае отрегулировать натяжение ремня или заменить его новым, так как эффективность охлаждения двигателя зависит от натяжения ремня.

Перегрузка двигателя также происходит, когда автомобиль работает на тяжелых дорогах, длинных подъемах, когда водитель вместо перехода на пониженную передачу увеличивает подачу топлива в цилиндры двигателя, пытаясь продолжить движение на высшей передаче.

Перегрев двигателя может быть вызван засорением шлангов системы охлаждения, загрязнением сердцевины радиатора, плохой работой водяного насоса, неисправностью клапанов термостатов, большим отложением накипи на стенках системы охлаждения и др.

Для устранения этих неисправностей проверить исправность водяного насоса и при необходимости отремонтировать. Засорившиеся воздухоходы в сердцевине радиатора продуть сжатым воздухом. Если в системе охлаждения накопилась грязь, то промыть ее чистой водой. Рубашку охлаждения двигателя и радиатор рекомендуется промывать раздельно, чтобы грязь, ржавчина из рубашки охлаждения двигателя не попадали в радиатор. При этом направление струи должно быть обратно направлению движения воды при циркуляции.

Промывать систему охлаждения надо до тех пор, пока выходящая из рубашки охлаждения двигателя вода не будет совершенно чистой.

Если в системе охлаждения образовалось много накипи, удалить ее специальным раствором, рекомендованным выше. Необходимо проверить термостат, удалить накипь, при неисправности заменить термостаты новыми.

Если двигатель перегревается при высоких температурах окружающего воздуха, можно временно снять термостаты, заглушить перепускную трубку, соединяющую коробки термостатов с водяным насосом.

Отрицательно сказывается на работе двигателя и чрезмерно низкая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения. При низкой температуре топливо сгорает не полностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (из глушителя выходит черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя, увеличивая их износ. Увеличивается расход топлива.

При переохлаждении двигателя прежде всего следует убедиться, закрыты ли жалюзи, нет ли заедания тяги управления жалюзи. При необходимости устранить заедание.

В зимнее время при переохлаждении двигателя следует установить утеплительный чехол. Если это не дало положительных результатов, то следует проверить работоспособность термостатов и исправность гидравлической муфты привода вентилятора. Обнаруженные неисправности следует устранить.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль КамАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система охлаждения КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства