Строительные машины и оборудование, справочник






Система охлаждения v-образных двигателей автомобилей ЗИЛ


Категория:
   Устройство и работа двигателя


Система охлаждения v-образных двигателей автомобилей ЗИЛ

На автомобиле ЗИЛ-130 система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

Радиатор закреплен перед двигателем на раме автомобиля на резиновых подушках. Сердцевина радиатора трехрядная трубчато-ленточ-ного типа.

Заливная горловина радиатора, расположенная на верхнем бачке с левой стороны, снабя?ена герметически закрывающейся крышкой, в которой установлен паровоздушный клапан. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 1,0 кГ/см2, что обеспечивает повышение температуры закипания воды в системе до 119 °С. Пароотводная трубка впаяна в горловину с левой стороны.



Перед сердцевиной радиатора расположены жалюзи, имеющие ручное управление из кабины. Патрубок верхнего бачка радиатора через гибкий шланг соединяется с патрубком корпуса термостата, закрепленном на фланце верхней крышки блок-картера. В крышке отлиты водяные каналы, соединенные с водяными рубашками головок обеих секщш блока. Патрубок нижнего бачка радиатора через промежуточный патрубок и два гибких шланга соединен с патрубком водяного насоса.

Боковыми патрубками водяной насос крепится шпильками к торцовой поверхности обеих секций блока. Внутренняя полость корпуса насоса двумя патрубками, отлитыми вместе с корпусом, соединяется с водяными рубашками секций блока. К корпусу насоса крепится на шпильках крышка с кронштейном и подводящим патрубком. В кронштейне на двух шарикоподшипниках, снабженных распорной втулкой и сальниками, установлен валик. На заднем конце валика закреплена металлическая ступица с пластмассовой крыльчаткой, в которой расположено самоподжимное уплотняющее устройство. Графитизированная пластмассовая шайба устройства пружиной, заключенной в резиновую манжету, прижимается к плоскости крышки корпуса.

На переднем конусном конце валика закреплена на шпонке и гайкой ступица, к которой болтами крепятся шкив и шестилопастный вентилятор, вращающийся в кожухе, прикрепленном к радиатору. Шкив приводится во вращение двумя трапециевидными ремнями от шкива коленчатого вала. Передний ремень охватывает также шкив привода генератора; натяжение этого ремня регулируется перемещением генератора. Задний ремень охватывает еще шкив привода насоса гидроусилителя рулевого управления; натяжение этого ремня регулируется перемещением насоса. На заднюю канавку шкива вентилятора надевается ремень, приводящий в действие шкив воздушного компрессора тормозной системы. В чугунном корпусе верхнего патрубка установлен термостат с твердым наполнителем (ранее устанавливался жидкостный термостат), надежно работающий при большом избыточном давлении в системе. При закрытом клапане термостата перепуск воды, нагнетаемой в рубашку насосом, осуществляется через систему охлаждения воздушного компрессора. Устройство и работа такого термостата были рассмотрены ранее.

Для выпуска воды из системы охлаждения имеются три сливных крана: кран на нижнем соединительном патрубке радиатора и два крана в нижпей части водяной рубашки обеих секций блока. Для удобства открытия кранов от них выведены наверх удлиненные стержни с рукоятками.

К водяному каналу крышки через кран присоединен подводящий шланг радиатора отопителя кабины. Другой шланг присоединен к насосу. К системе охлаждения двигателя подключена система охлаждения воздушного компрессора. Трубка от водяной рубашки компрессора присоединена к водяному каналу крышки двигателя, а трубка — к водяному насосу.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Для контроля за системой охлаждения на щитке приборов имеются указатель температуры с датчиком, ввернутым в водяной канал крышки, и сигнальная лампа перегрева, загорающаяся при достижении водой температуры 115 °С. Датчик сигнальной лампы ввернут в штуцер верхнего бачка радиатора. Аналогичное устройство системы охлаждения имеют двигатели автомобилей ЗИЛ-133 и Урал-377. Радиатор имеет четыре ряда трубок.

На автомобилях ЗИЛ-131 и Урал-375 система охлаждения двигателя имеет в основном такое же устройство, как на автомобиле ЗИЛ-130. Радиатор четырехрядный. Несколько изменена конструкция водяного насоса и привода вентилятора. Вентилятор (рис. 2) со шкивом и ступицей установлен в двух шарикоподшипниках на валу насоса свободно и имеет

отдельный от насоса ременный привод совместно с генератором. Натяжение ремня привода вентилятора регулируется изменением положения генератора. Шкив водяного насоса приводится в движение ремнем совместно с насосом гидроусилителя рулевого управления, перемещая который, регулируют натяжение ремня. На другой ручей шкива водяного насоса надевается ремень привода компрессора тормозной системы. Независимый привод дает возможность выключать вентилятор ослаблением его ремня в случаях преодоления автомобилем глубоких бродов. При этом работа водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления не нарушается.

На автомобиле ЗИЛ-111 система охлаждения двигателя имеет в основном аналогичное устройство, отличаясь некоторыми особенностями. Радиатор трубчато-ленточного типа, трехрядный, снабжен кожухом для вентилятора. Перед радиатором расположены жалюзи с автоматическим управлением от специального термостата жидкостного типа, расположенного в нижнем бачке радиатора и соединенного рычагом 6 с общей тягой жалюзи.

С левой стороны к корпусу насоса присоединен водо-масляный радиатор системы охлаждения автоматической передачи трансмиссии. Патрубок водо-масляного радиатора соединяется с нижним патрубком радиатора гибким шлангом.

От насоса вода поступает в водяные рубашки обеих секций блока и далее, проходя через водяные рубашки головок, проходит к термостату по сборным трубопроводам, отлитым вместе с впускными трубопроводами в верхней крышке блока двигателя. От термостата вода по верхнему шлангу поступает в верхний бачок радиатора.

Двухклапанный термостат установлен в корпусе, закрепленном на верхней крышке в передней части блока. Полость корпуса термостата сообщается с подводящей полостью насоса перепускным трубопроводом с гибким шлангом.

Рис. 2. Водяной насос системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-131

На валу насоса закреплена ступица с приводным шкивом и пятйло-пастным вентилятором, вращающимся в кожухе, закрепленном на радиаторе. Привод насоса и вентилятора осуществляется от шкива коленчатого вала тремя ремнями. Один из ремней охватывает шкив генератора, а другой — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение этих ремней осуществляется перемещением генератора и насоса. Для натяжения третьего ремня служит натяжной ролик.

Контроль за работой системы охлаждения осуществляется с помощью указателя температуры воды и сигнальной лампы.

Рис. 3. Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-111

Для спуска воды имеются три крана: кран, расположенный на нижнем патрубке радиатора, и два крана, установленных на обеих секциях блока.

К сборному патрубку присоединены трубопроводы , отводящие воду к отопителям кузова; эти трубопроводы снабжены кранами; обратно вода поступает по трубопроводам, присоединенным к всасывающей полости водяного насоса.

Читать далее:

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины