Строительные машины и оборудование, справочник






Система питания двигателя ЗМЗ-66


Категория:
   Устройство автомобиля


Система питания двигателя ЗМЗ-66

Система питания предназначена для хранения, очистки и подачи топлива, очистки и подачи воздуха, приготовления горючей смеси и отвода отработавших газов. Схема системы питания показана на рис. 1.

В систему входят: топливные баки, топливный насос, топливные фильтры, карбюратор, воздушный фильтр (воздухоочиститель), впускной и выпускной трубопроводы (коллекторы), глушитель, топливопроводы и приборы для контроля за уровнем топлива.

Топливные баки предназначены для хранения запаса топлива на автомобиле. На автомобиле ГАЗ-66 установлены два топливных бака емкостью 105 л каждый. Они крепятся к раме правой и левой сторон автомобиля за кабиной. Бак состоит из двух стальных штампованных половин, сваренных между собой. В верхней половине установлены заливная горловина с пробкой и сетчатым фильтром, фланец приемной трубки с фильтром, датчик указателя уровня топлива. Пробка заливной горловины снабжена впускным и выпускным клапанами. Впускной клапан открывается при разрежении в баке 0,004— 0,03 кгс/см2, выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,004 — 0,016 кгс/см2. В нижней половине бака имеется выштамповка, в которой расположена пробка для слива отстоя. Внутри бак разделен на три части двумя перегородками с отверстиями. Перегородки повышают жесткость бака и уменьшают расплескивание топлива. Переключение топливных баков осуществляется с помощью трехходового пробкового крана 8. Кран установлен на съемном полу кабины. Уровень топлива в баках определяется с помощью контрольных приборов: указателя 6, установленного на щитке приборов в кабине, и датчика — в баке.



Рис. 1. Схема системы питания двигателя 3M3-G6:
1 — топленые баки; 2 — датчик указателя уровня топлива: 3 — топливопроводы: 4 — глушитель; 5 — трубопроводы; 6 — указатель уровня томлива; 7 — переключатель указателя уровня топлива: 8 — кран переключения баков; 9 — карбюратор; 10 воздушный фильтр: 11 — фильтр тонкой очистки; 12 — топливный насос; 13 — фильтр-отстойник

Топливный насос предназначен для принудительной подачи топлив из баков в плавковую камеру карбюратора.

Топливный насос состоит из корпуса, головки, крышки головки. Эти детали отлиты из цинкового сплава. Между корпусом и головкой восемью винтами зажата диафрагма. В центре диафрагмы при помощи двух шайб и гайки закреплен шток (толкатель), на который воздействует вильчатый конец рычага. Чтобы предотвратить попадание масла в полость под диафрагмой, шток имеет сальник. Диафрагма перемещается вниз под действием штока и рычага, а вверх под действием пружины, которая постоянно прижимает рычаг к эксцентрику. В специальных приливах корпуса расположен валик для ручной подкачки топлива, имеющий рычаг. В головке насоса и ее крышке имеется впускная и нагнетательная полости с соответствующими клапанами — двумя впускными и одним нагнетательным. Каждый из клапанов имеет обойму, пружину и собственно клапан. Клапаны изготовлены из бензомаслостойкой резины и расположены «а обоймах, запрессованных в головку. Впускные клапаны защищены сетчатым фильтром.

Рис. 2. Топливный насос Б-9Д:
1 — рычаг ручной подкачки; 2 — толкатель; 3 — сальник; 4 — корпус; 5. 7 — шайбы диафрагмы; 6 — диафрагма; 8 — обойма клапана; 9 — впускной клапан; 10 — фильтр; 11 — винт; 12 —крышка; 13 — головка; 14 — нагнетательный клапан; 15 — пружина диафрагмы; /’‘ — шток; 17 — валик ручной подкачки; 18 — пружина рычага; 19 — рычаг привода

Работает насос следующим образом. При набегании эксцентрика на рычаг диафрагма прогибается вниз. Над диафрагмой создается разрежение, вследствие чего открываются впускные клапаны и топливо заполняет полость над диафрагмой. При сбегании эксцентрика с рычага шток перемещается вверх под действием пружины диафрагмы. Диафрагма вытесняет топливо через нагнетательный клапан в нагнетательную, полость. Впускные клапаны при этом закрываются под действием давления топлива.

Если расход топлива через карбюратор мал, то пружина диафрагмы не может преодолеть давление топлива, выход которому закрыт запорной иглой карбюратора, и диафрагма будет находиться в нижнем положении. В этом случае рычаг полностью или частично будет перемещаться вхолостую. При ручной подкачке топлива рычаг перемещается не эксцентриком, а валиком, который поворачивают от руки рычагом. По окончании пользования ручной подкачкой следует проверить, находится ли рычаг 1 в крайнем нижнем положении, так как в противном случае отжатый валиком рычаг, не будет перемещаться под действием эксцентрика и насос работать не будет.

Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от механических примесей. В системе питания двигателя устанавливаются два топливных фильтра: фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки. Первый из них —пластинчато-щелевого типа, установлен с правой стороны на лонжероне рамы под кабиной. Фильтр-отстойник состоит из корпуса с крышкой, фильтрующего элемента, стойки фильтрующего элемента, пружины и сливной пробки. Корпус — стальной, штампованный. Место стыка корпуса и крышки уплотнено паронито-вой прокладкой 7. Крышка имеет входной и выходной каналы, обозначенные стрелками.

Фильтрующий элемент состоит из набора алюминиевых фильтрующих пластин толщиной 0,14 мм с отверстиями и выштампованными выступами высотой 0,05 м.м. Топливо, проходя через зазоры между фильтрующими пластинами, очищается от механических примесей и поступает в выходной канал. Набор фильтрующих пластин прижимается к корпусу фильтра пружиной.

Рис. 3. Топливные фильтры:
1 — пробка слива отстоя; 2 — корпус; 3, 18 — пружины; 4 — стержень; 5—стойка; в, 17 — фильтрующие элементы; 7 — прокладка; 8 — крышка; 9 — стяжной болт; 10 — фильтрующие пластины; 11 — выступ пластины; 12 — гайка-барашек; 13 — втулка; 14 — скоба; 15 — стакан-отстойник; 16 — корпус; 19 — винт

Топливный фильтр тонкой очистки — сетчатый, устанавливается перед карбюратором. Он состоит из корпуса, стакана-отстойника, фильтрующего элемента, пружины, прокладки и зажимного устройства Корпус отлит из цинкового сплава. В него ввернуты входной и выходной штуцеры. Стакан-отстойник крепится зажимным устройством к корпусу через прокладку. Зажимное устройство состоит из втулки, скобы, винта и гайки-барашка. Сетчатый фильтрующий элемент прижимается к корпусу пружиной.

Прежде чем пройти сквозь сетчатый фильтрующий элемент, топливо поступает в стакан-отстойник, где часть примесей выпадает в виде осадка. В сетчатом элементе происходит окончательная фильтрация топлива, которое затем поступает к карбюратору.

Карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси необходимого состава в соответствии с режимом работы двигателя.

Карбюратор марки К-126Б двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Он установлен сверху на крышке блока цилиндров. Карбюратор состоит из корпуса, главной дозирующей системы, системы холостого хода, экономайзера, ускорительного насоса, системы пуска, ограничителя частоты вращения коленчатого вала и привода управления.

Корпус имеет три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя часть (крышка поплавковой камеры) отлита из цинкового сплава, включает общий воздушный патрубок с воздушной заслонкой. В перегородке верхней части имеется щель для балансировки поплавковой камеры. Снизу к стойке на оси установлен поплавок, Поплавок латунный, пустотелый. Около стойки имеется сверление с резьбой, где установлен игольчатый клапан. Он обеспечивает постоянный уровень топлива в поплавковой камере и включает седло и иглу с пружиной. Сверху над игольчатым клапаном установлен сетчатый фильтр.

Рис. 4. Схема карбюратора К-126Б:
1 — ускорительный насос; 2 — крышка поплавковой камеры; 3 — воздушные жиклеры главной дозирующей системы; 4 — малый диффузор; 5 — топливный жиклер холостого хода; 6—воздушная заслонка; 7 — распылитель ускорительного насоса; 8—распылитель экономайзера; 9— нагнетательный клапан; 10 — воздушный жиклер холостого хода; 11— игольчатый клапан поплавковой камеры; 12 — топливный фильтр; 13— поплавок; 14— клапан датчика; 15 — пружина; 16 — ротор; 17 — регулировочный винт; 18 — смотровое окно; 19 — сливная пробка; 20 — диафрагма; 21— пружина; 22 — ось дроссельных заслонок; 23 — вакуумный жиклер; 24 — прокладка; 25 — воздушный жиклер; 26 — манжета; 27—главный топливный жиклер; 28 — эмульсионная трубка; 29 — дроссельная заслонка; 30 — регулировочный винт холостого хода; 31 — нижняя часть карбюратора (корпус смесительных камер); 32 — подшипники; 33 — рычаг привода дроссельных заслонок; 34 — обратный клапан; 35 — средняя часть карбюратора (корпус поплавковой камеры); 36 — клапан экономайзера; 37 — крышка датчика; 38 — корпус датчика

Средняя часть (корпус поплавковой камеры) — также из цинкового сплава, в ней имеется поплавковая камера со смотровым окном для контроля уровня топлива. В средней части установлены диффузоры.

Нижняя часть чугунная, в ней выполнены два патрубка для смесительных камер, ,в которых установлены дроссельные заслонки. Заслонки жестко закреплены на оси, Один конец оси выходит наружу и соединяется с приводом управления, а на втором конце в специальном корпусе установлен исполнительный механизм ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Главная дозирующая система служит для обеспечения работы двигателя на средних нагрузках. Она имеет два главных топливных жиклера, два топливных колодца, в которых установлены эмульсионные трубки, два воздушных жиклера, два распылителя.

Система холостого хода служит для обеспечения работы двигателя на холостом ходу. Она включает: два горизонтальных топливных канала, два вертикальных топливных канала, где установлены два топливных жиклера холостого хода, два воздушных жиклера холостого хода, два горизонтальных, два вертикальных и два фигурных эмульсионных канала, четыре выходных отверстия и два регулировочных винта холостого хода.

Экономайзер, служащий для обеспечения работы двигателя на полной мощности, состоит из рычага с роликом и планкой, направляющего стержня с пружиной, штока с пружимной, клапана с жиклером, горизонтального и вертикального каналов и двух распылителей.

Ускорительный насос предназначен для обеспечения хорошей приемистости двигателя. Он включает: рычаг с роликом и планкой (общие с экономайзером), шток с пружиной и поршнем, топливный колодец, обратный клапан (шариковый), горизонтальный и вертикальный каналы, нагнетательный игольчатый клапан, два распылителя и полый винт.

Система пуска служит для обеспечения пуска холодного двигателя; в нее входит воздушная заслонка с автоматическим клапаном.

Ограничитель частоты вращения коленчатого вала служит для ограничения скоростного режима работы двигателя с целью предохранения от повышенного износа его деталей и перерасхода топлива. Ограничитель пневмо-центрсбежного типа. Он состоит из центробежного датчика, установленного на крышке распределительных шестерен и имеющего привод от распределительного вала, и диафрагмен-ного исполнительного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки карбюратора.

Датчик имеет корпус, крышку и ротор. Крышка крепится к корпусу винтом через прокладку, бна имеет сальник. В роторе датчика установлены клапан с седлом, регулировочный винт и пружина. Для доступа к регулировочному винту в корпусе предусмотрено отверстие, закрываемое пробкой.

Исполнительный механизм состоит из корпуса, диафрагмы, штока пружины, двух жиклеров и крышки диафрагмы. Полость А под диафрагмой и полость Б над диафрагмой соединены между собой трубками через датчик.

Привод управления карбюратором включает педаль, две кнопки, систему тяг и рычагов. Педаль и кнопки установлены в кабине автомобиля.

Работа карбюратора К-126Б. При пуске холодного двигателя необходима богатая горючая смесь. Воздушную заслонку закрывают, вытягивая кнопку на щитке, дроссельные заслонки при этом через соединительную тягу немного приоткрываются. Под воздушной заслонкой создается большое разрежение, под действием которого происходит интенсивное истечение топлива через главную дозирующую систему и систему холостого хода. Топливо к распылителю главной дозирующей системы и эмульсионным отверстиям системы холостого хода поступает через главные топливные жиклеры.

На режиме пуска двигателя в карбюраторе образуется очень богатая горючая смесь. Однако скорость воздуха в диффузорах карбюратора в этот период незначительна, поэтому топливо плохо распыливается и вытекает из распылителей большими каплями, попадая на дроссельные заслонки, а с них на стенки смесительной камеры и затем в виде пленки по стенкам впускной трубы стекает в цилиндры двигателя.

Переобогащение горючей смеси после пуска двигателя при закрытой воздушной заслонке предотвращается ее автоматическим воздушным клапаном, при открытии которого подается дополнительный воздух и смесь несколько обедняется. Дальнейшее обеднение горючей смеси достигается постепенным открытием воздушной заслонки водителем.

На режиме холостого хода также необходима богатая горючая смесь. При. этом дроссельные заслонки прикрыты, а воздушная заслонка открыта. В этом случае максимальное разрежение будет в смесительной камере возле кромок дроссельных заслонок. Это разрежение передается через выходные отверстия системы холостого хода по каналу к топливным жиклерам холостого хода, а затем к главным жиклерам. Под действием разрежения топливо из поплавковой камеры, пройдя главные жиклеры, поступает к топливным жиклерам холостого хода. Для получения необходимого состава смеси к топливу подмешивается воздух, поступающий через жиклеры. Образовавшаяся при этом эмульсия поступает по каналу к выходному отверстию системы холостого хода и далее в смесительную камеру. При выходе из отверстия эмульсия смешивается с основным потоком воздуха, проходящим в камеру через щель, образованную кромкой дроссельных заслонок и стенкой смесительной камеры. Таким образом, эмульсия поступает только через нижние выходные отверстия холостого хода.

При дальнейшем открытии дроссельных заслонок верхние выходные отверстия системы холостого хода оказываются также в зоне разрежения и через них начинает поступать эмульсия, обеспечивая этим самым плавный переход с режима холостого хода на режим частичных (средних) нагрузок.

На режиме частичных (средних) нагрузок требуется обедненная горючая смесь. При средних нагрузках по мере увеличения открытия дроссельных заслонок разрежение в малом диффузоре каждой смесительной камеры возрастает и в работу включается главная дозирующая система, а система холостого хода постепенно перестает подавать топливо вследствие падения разрежения у выходных отверстий,

В главную дозирующую систему топливо поступает из поплавковой камеры через главный топливный жиклер, проходит через эмульсионный колодец и далее через распылитель подается в диффузор, При движении топлива к нему подмешивается небольшое количество воздуха, проходящего через воздушные жиклеры главной дозирующей системы, вследствие чего образуется эмульсия и одновременно снижается разрежение у главного топливного жиклера, чем достигается необходимая компенсация смеси.

На режиме полных нагрузок необходима обогащенная (мощностная) смесь. Такая смесь получается с помощью экономайзера с механическим приводом. Клапан экономайзера открывается в момент, когда дроссельные заслонки почти полностью открыты. Открывается он за счет кинематической связи привода управления карбюратором. Планка привода экономайзера и ускорительного насоса, перемещаясь вниз, нажимает на шток, который, в свою очередь, действует на клапан, При этом топливо поступает из поплавковой камеры к жиклеру мощности, расположенному в корпусе клапана экономайзера, и далее к жиклеру-распылителю. Главная дозирующая система в это время также продолжает работать.

Режим ускорения. Обогащение смеси, необходимое при резком открытии дроссельных заслонок, происходит с помощью ускорительного насоса, привод которого объединен с приводом экономайзера. При резком открытии дроссельных заслонок поршень ускорительного насоса перемещается вниз. Под давлением топлива обратный клапан закрывается, а нагнетательный клапан открывается. Дополнительное топливо через жиклер-распылитель впрыскивается в воздушный поток. Пружина способствует получению затяжного впрыска топлива.

Рис. 5. Воздушный фильтр:
1 — корпус; 2 — патрубок; 3 — крышка; 4 — шумопоглощающая прокладка; 5 — прокладка; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — фильтрующий элемент; 8 — масло

Система подогрева горючей смеси предназначена для обеспечения лучшего испарения топлива в горючей смеси и предотвращения его конденсации.

Подогрев горючей смеси у двигателя ЗМЗ-66 осуществляется во впускном трубопроводе за счет циркуляции охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения крышки блока цилиндров.

Ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя работает следующим образом. При небольшой частоте вращения вала клапан датчика открыт и полость Л под диафрагмой соединена с воздушным патрубком карбюратора так же, как и полость Б над диафрагмой. Благодаря этому уравновешивается разрежение в полостях А и Б, которое передается из смесительной камеры через жиклеры. Диафрагма свое положение не меняет и не воздействует на ось дроссельных заслонок.

В случае превышения определенной скорости вращения, на которую отрегулирован центробежный датчик, клапан под действием центробежной силы закрывается и разобщает полость Б с воздушным патрубком карбюратора. Разрежение из смесительной камеры через жиклеры передается в полость Б, вследствие чего диафрагма перемещается вверх, преодолевая натяжение пружины, и прикрывает дроссельные заслонки, поступление горючей смеси уменьшается, а следовательно, уменьшается и частота вращения коленчатого вала двигателя. Ограничитель частоты вращения регулируют на заводе на заданную максимальную скорость вращения и изменять его регулировку в эксплуатации не разрешается.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха от механических примесей. На двигателе ЗМЗ-66 устанавливается воздушный фильтр инерционно-масляного типа. Он крепится на верхнем патрубке карбюратора. Состоит из корпуса, крышки, фильтрующего элемента. Корпус и крышка стальные, штампованные. Крышка имеет патрубок для отвода воздуха к компрессору, а с внутренней стороны снабжена войлочной прокладкой, способствующей глушению шума. Фильтрующий элемент изготовлен из капроновой набивки.

Работает фильтр следующим образом. Воздух под действием разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, поступает в кольцевую щель между корпусом и крышкой и, двигаясь вниз, соприкасается с маслом и резко меняет направление; при этом происходит первая инерционная ступень очистки воздуха, т. е. наиболее крупные частицы пыли по инерции продолжают двигаться вниз и оседают на дне масляной ванны, а воздух движется через фильтрующий элемент уже снизу вверх. Проходя фильтрующий элемент, пыль оседает на смоченных маслом нитях капроновой набивки; происходит вторая ступень очистки. Очищенный воздух поступает в карбюратор и компрессор.

Впускной трубопровод предназначен для подвода горючей смеси от карбюратора в цилиндры двигателя. Он изготовлен из алюминиевого сплава совместно с верхней крышкой блока цилиндров. В этой же крышке имеется рубашка охлаждения, по которой из головок блока цилиндров проходит жидкость, подогревая поступающую в цилиндры горючую смесь. Трубопровод крепится к головкам блока шпильками с гайками и уплотняется в соединениях прокладками. В центральной части трубопровода устанавливается карбюратор. На специальном приливе с окном шпильками крепится патрубок для отвода охлаждающей жидкости в радиатор из рубашки впускного трубопровода. В передней части трубопровода установлен маслозаливной патрубок, а также выполнен корпус фильтра центробежной очистки масла. В задней части трубопровода выполнен прилив с окном, к которому присоединяется вытяжная труба вентиляции картера двигателя.

Выпускные трубопроводы служат для выпуска отработавших газов. Выпускная система двигателя ЗМЗ-66 включает в себя две выпускные трубы (правую и левую), две приемные трубы глушителя, глушитель шума выпуска и выпускную трубу глушителя. Выпускные трубопроводы, расположенные по обеим сторонам двигателя, крепятся к головкам блока шпильками.

Глушитель предназначен для уменьшения шума выпуска отработавших газов. Принцип действия глушителя основан на многократном расширении и охлаждении газов. .Глушитель состоит из корпуса — перфорированной трубы со щелями. Внутри корпус разделен перегородками на три камеры. Газы, Проходя в камеры через щели в трубе, расширяются и охлаждаются, скорость движения их снижается, в результате чего уменьшается шум выхода отработавших газов.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины