Строительные машины и оборудование, справочник






Система питания топливом дизельного двигателя


Категория:
   Техническое обслуживание дизелей


Система питания топливом дизельного двигателя

Общее устройство. Система предназначена для очистки и подачи в цилиндры дизеля распыленного топлива в необходимом для соответствующего режима работы количестве.

В систему питания топливом дизелей СМД-31 и СМД-23 входят топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающий насос и топливный насос с регулятором и ограничителем дымления, форсунки, топливопроводы высокого и низкого давления. Унифицированы (применяются на обоих типах дизелей) фильтр грубой очистки топлива (ФТ-75), фильтр тонкой очистки топлива (ФТ-150А), форсунка 39.1112010 и ограничитель дымления.

Из бака топливо поступает в фильтр грубой очистки, где освобождается от воды и механических примесей размером более 0,09 мм. Далее с помощью топливоподкачивающего насоса оно направляется в фильтр тонкой очистки, где происходит окончательная фильтрация топлива. После этого оно поступает в топливный насос высокого давления (ТНВД), откуда по топливопроводам топливо поступает к форсункам и впрыскивается в камеру сгорания.



Дренажное топливо из первой и второй форсунок (дизель СМД-31) и из первой форсунки (дизель СМД-23) поступает во впускную трубу для промывки компрессорной части турбины, смазывания впускных клапанов и их седел, а из остальных форсунок – в бак. Избыточное топливо из

Рис. 21. Схема питания топливом дизеля СМД-31: 1 – клапан-демпфер; 2 – топливопровод перепуска избыточного топлива из головки топливного насоса; 3 – топливопровод подвода топлива от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 4 – топливопровод слива топлива из первой и второй форсунок; 5 – впускная труба турбокомпрессора; 6 – топливопровод подвода чистого топлива к топливному насосу; 7 – фильтр тонкой очистки топлива; 8 – топливопровод слива дренажного топлива из третьей, четвертой, пятой и шестой форсунок; 9 -впускной коллектор; 10 – форсунка; 11 – трубка подвода воздуха к ограничителю дымления; 12 – топливопровод слива топлива и выпуска воздуха в бак; 13 – топливный бак; и – топливопровод от топливного бака к фильтру грубой очистки; 15 -фильтр грубой очистки; 16 – топливопровод от фильтра грубой очистки к подкачивающему насосу; 17 – подкачивающий насос; 18 – топливный насос высокого давления; 19 – топливопроводы

головки топливного насоса дизеля СМД-23 поступает на топливоподка-чивающий насос, а СМД-31 – в бак.

Фильтр ФТ-75 грубой очистки топлива предназначен для предварительной очистки топлива. Он состоит из корпуса, распределителя, фильтрующего элемента, задерживающего механические частицы размером более 0,09 мм.

Фильтрующий элемент расположен внутри пластмассового стакана, прикрепленного к корпусу кольцом с помощью стяжных болтов. Герметизация разъема стакан – корпус достигается за счет уплотни-тельного кольца. Внутри стакана находится успокоитель. Штуцер и топливопровод служат для подвода, а топливопровод 8 – для отвода топлива от фильтра.

Техническое обслуживание фильтра заключается в сливе отстоя через каждые 240 моточасов и промывке фильтрующего элемента успокоителя и корпуса через 96…1000 моточасов.

Перед проведением ТО перекройте подачу топлива к фильтру. Для слива отстоя отверните пробку и слейте отстой в емкость. После этого заверните пробку. При промывке отверните болты 9, снимите стакан. Выверните отражатель. Промойте стакан, отражатель и успокоитель. Фильтроэлемент промывайте, многократно погружая его в чистое топливо.

Запрещается очистка сетки скребком или щеткой и протирка ее ветошью!

Соберите фильтр. Болты крепления затягивайте равномерно, чтобы не деформировать стакан и не поломать прижимное кольцо.

Фильтр ФТ-150А тонкой очистки топлива предназначен для окончательной очистки топлива. Он состоит из чугунного корпуса, к которому с помощью стяжных болтов прикреплены две одинаковые секции, работающие параллельно. Секция представляет собой стакан, в котором на штуцере установлен бумажный фильтрующий элемент ЭТФ-75. Разъем корпус – стакан уплотнен кольцом. В корпусе фильтра установлены болты крепления топливопроводов. По топливопроводу топливо от подкачивающего насоса поступает к фильтрующим элементам, проходя через которые очищается, и по сверлению в корпусе и топливопроводу поступает в ТНВД.

Рис. 22. Схема системы питания топливом дизеля СМД-23: 1 – топливный насос; 2 – перепускной клапан в сборе; 3 – топливопроводы высокого давления; 4 – форсунки; 5 – топливопровод слива дренажного топлива из первой форсунки; 6 – впускная труба; 7 – топливопровод подвода чистого топлива к топливному насосу; 8 – топливопровод подвода топлива от топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 9 – фильтр тонкой очистки топлива; 10 – клапан удаления воздуха (в сборе); 11 – топливопровод слива избыточного топлива и выпуска воздуха в бак; 12 – топливопровод слива дренажного топлива из второй, третьей и четвертой форсунок; 13 – впускной коллектор; 14 – трубка подвода воздуха к ограничителю дымления; 15 – топливный бак; 16 – фильтр грубой очистки топлива; 17 – топливопровод перепуска топлива из головки топливного насоса в топливоподкачивающий насос; 18 г топливопровод от фильтра грубой очистки к топливоподкачивающему насосу; 19 – топливоподкачивающий насос

Рис. 23. Фильтр грубой очистки топлива: 1 – стакан; 2 – фильтрующий элемент (отражатель); 3 – нажимное кольцо; 4 -уплотнительное кольцо; 5 и 7 – болты поворотных угольников; 6 – топливопровод подвода-топлива к фильтру; 8 – топливопровод подвода топлива к подкачивающему насосу; 9 – болт; 10 – корпус фильтра; 11 – распределитель; 12 – успокоитель; 13 – пробка отверстия для слива отстоя топлива

Техническое обслуживание заключается в сливе отстоя через 240 моточасов и замене фильтрующих элементов через 960…1000 моточасов или по необходимости при падении давления за фильтром до 0,06 МПа (0,6 кгс/см2).

Для слива отстоя выверните пробку. Сливать отстой следует в специальную емкость. После этого пробку заверните.

При замене элементов выверните пробки, слейте отстой. Установите пробки на место. Выверните стяжные болты, снимите стаканы в сборе. Снимите фильтроэлементы. Промойте стаканы чистым топливом. Установите новые фильтроэлементы. Соберите фильтр в обратной последовательности.

Удаление воздуха из топливной системы при работе дизеля и прокачке системы происходит автоматически через клапан.

Форсунка предназначена для впрыскивания в цилиндры дизеля распыленного топлива. На дизелях СМД-31 и СМД-23 установлена форсунка 39.1112010 закрытого типа. На ее корпусе набита маркировка “39”. Форсунка состоит из корпус, специальной гайки, с помощью которой крепится распылитель, имеющий четыре несимметрично расположенных сопловых отверстия, обеспечивающих равномерное распределение топлива в камере сгорания. В связи с несимметричностью отверстий корпус распылителя строго фиксируется относительно корпуса форсунки двумя штифтами. Распылитель с помощью пружины через штангу прижимается к корпусу. Усилие затяжки пружины регулируют винтом, который фиксирован от прово-рота контргайкой. По сопряжению колпак – корпус форсунки установлена уплотнительная прокладка. Из топливного насоса через штуцер и сетчатый фильтр топливо по топливопроводу высокого давления поступает в форсунку. По каналам топливо поступает в корпус распылителя и при достижении давления 17.5…18,0 МПа (175… 180кгс/см2), преодолевая сопротивление пружины, поднимает иглу и впрыскивается в камеру сгорания. Отсечное топливо по сверлению в винте через колпак и поворотный угольник поступает в сливной топливопровод.

Рис. 24. Фильтр тонкой очистки топлива: 1 – пробка отверстия слива отстоя топлива; 2 – стяжной болт;3 – стакан; 4 – фильтрующий элемент; 5 – штуцер; 6 – корпус фильтра; 7 – топливопровод подвода чистого топлива к топливному насосу; 8 – топливопровод слива дренажного топлива из третьей, четвертой, пятой и шестой форсунок;9 – гайка; 10 – топливопровод слива топлива и выпуска воздуха в бак; 11 – клапан; 12 – пробка; 13 – топливопровод подвода топлива от топливоподкачивающего насоса; 14 – уплотнительное кольцо

Рис. 25. Форсунка: 1 – распылитель; 2 – прокладка форсунки; 3 – камера в корпусе распылителя; 4 – канал в корпусе распылителя; 5 -канал в корпусе форсунки; б – прокладка штуцера; 7 – сетчатый фильтр; 8 – штуцер; 9 – прокладка; 10 – контровочная гайка; 11 – колпак; 12 – регулировочный винт; 13 – пружина; 14 – штанга; 15 -корпус форсунки; 16 – установочный штифт; 17 – распылитель; 18 – гайка распылителя; 19 – сопловое отверстие

Техническое обслуживание форсунки заключается в периодической проверке и при необходимости регулировке давления начала впрыскивания топлива и качества его распыла. Операция проводится через 960…1000 моточасов при подготовке комбайна к уборочному сезону.

Для проведения технического обслуживания снимите форсунки с дизеля. При этом гаечным ключом (14 мм) отсоедините сливной топливопровод, гаечным ключом (19 мм) – топливопровод высокого давления, торцовым ключом (14 мм) – гайки крепления форсунок. Снимите форсунки и проверьте на приборе КИ-562. Давление начала впрыскивания топлива должно быть 17.5…18,0 МПа (175… 180 кгс/см1), распыл – без струеобразования, отсечка-четкая, звонкая.

При необходимости регулирования давления впрыскивания топлива установите форсунку в приспособление МП-1613А (входит в комплект КИ-562). Гаечным ключом (19 мм) отверните и снимите колпак форсунки, а ключом (14 мм) отверните на 2…3 оборота контргайку регулировочного винта. Снимите форсунку с приспособления и подсоедините к прибору КИ-562. Заполните каналы форсунки топливом, делая рычагом прибора 60…80 качков в минуту, до появления впрыска топлива из распылителя. Определите по показаниям манометра давление начала впрыскивания и при необходимости отрегулируйте с помощью отвертки затяжку пружины винтом.

В случае плохого распыла (при нормально отрегулированном давлении начала впрыскивания) снимите форсунку с прибора и установите на приспособление КИ-1613А. Отверните гаечным ключом (19 мм) гайку крепления распылителя и снимите распылитель. Очистите при помощи деревянного скребка иглу распылителя от нагара. Сопловые отверстия распылителя очистите с помощью приспособления, прикладываемого в ЗИП дизеля, промойте распылитель. Если отверстия не прочищаются, положите их на 5…10 мин в ванночку с керосином и снова прочистите. Убедитесь в чистоте сопрягаемых деталей и соберите форсунку в обратном порядке.

Окончательно гайку распылителя, контргайки регулировочного винта и колпака затягивайте моментом, соответственно равным 55…70 Н * м (5.5…7.0 кгс • м), 20…25 Н • м (2,0…2,5 кгс • м), 90…110Н-М (9,0… 11,0 кгс • м).

Рис. 26. Проверка и регулировка форсунки с помощью прибора КИ-562:

Рис. 27. Топливный насос высокого давления НД-22/6: 1 – шлицевая втулка привода; 2 – крышка подшипника; 3 – установочный фланец; л -зубчатое промежуточное колесо привода вращения плунжера; 5 – корпус топливного насоса; 6 – кронштейн промежуточного зубчатого колеса; 7 – секция высокого давления; 8 – пробка; 9 – вал регулятора; 10 – рычаг пружины регулятора; 11 -пружина регулятора; 12 – колпачок корректора; 13 – упор корректора; 14 – контро-вочная гайка упора; 15 – крышка регулятора; 16 – рычаг корректора; 17 – вильчатый рычаг регулятора; 18 – бонка под установку ограничителя дымления; 19 – ось серьги пружины; 20 – крышка привода; 21 – толкатель топливоподкачивающего насоса; 22 -эксцентриковый вал; 23 – ступица регулятора; 24 – зубчатое ведомое колесо; 25 -зубчатое ведущее колесо; 26 – демпферная пружина; 27 – ось вильчатого рычага регулятора; 28 – отверстие для слива масла из корпуса топливного насоса; 29 -кулачковый вал; 30 – гайка крепления шлицевой втулки

После сборки проверьте давление начала впрыскивания топлива и качество распыла.

Установите форсунку на дизель, обратив внимание на наличие и техническое состояние уплотнительной прокладки (см. рис. 25). Топливный насос дизеля СМД-31. На дизеле СМД-31 установлен топливный насос НД-22/6 распределительного типа, конструкция которого представлена на рисунке 27.

Топливный насос снабжен всережимным механическим регулятором прямого действия, топливоподкачивающим насосом поршневого типа и ограничителем дымления. В алюминиевом корпусе топливного насоса имеется три полости: насосная,регуляторная и кулачкового механизма.

В насосной полости расположены две плунжерные пары, подающие в строго определенное время необходимое количество топлива в цилиндры.

Одна секция подает топливо в 1, 2 и 3-й, а другая – в 4, 5 и 6-й цилиндры. При вращении кулачкового вала плунжер совершает возвратно-поступательное и вращательное движение. Нагнетание топлива происходит при набегании кулачка на ролик толкателя, а всасывание -при сбегании с кулачка под действием возвратной пружины. Вращательное движение плунжера обеспечивает распределение топлива по цилиндрам.

Изменение (увеличение или уменьшение) подачи топлива и полное выключение насоса происходит при осевом перемещении дозатора по плунжеру регулятором через систему рычагов.

Регулятор топливного насоса дизеля СМД-31. В регуляторной секции топливного насоса расположен всережимный механический регулятор прямого действия с положительным корректированием и автоматическим обогатителем подачи топлива. Он предназначен для поддержания заданной частоты вращения коленчатого вала дизеля при изменении нагрузки, ограничения частоты вращения в пределах заданной неравномерности и обеспечения устойчивой работы дизеля на различных режимах.

На кулачковом валике топливного насоса расположена ведущая коническая шестерня, входящая в зацепление с ведомой шестерней, расположенной на валу регулятора. При вращении кулачкового вала насоса через пару этих зубчатых колес осуществляется привод регулятора.

На валу регулятора расположена ступица, с которой шарнирно соединены грузы.

Под действием грузов муфта, расположенная на ступице, имеет возможность осевого перемещения. Второй конец муфты упирается в вильчатый рычаг, находящийся на одной оси с рычагом корректора. Вильчатый рычаг, в свою очередь, с помощью системы тяг соединен с дозаторами, а рычаг корректора пружиной – с наружным рычагом управления. Ступица связана с валом регулятора демпферной пружиной. В ступице запрессован штифт, входящий в паз шайбы блокировки вала регулятора. Эта конструкция исключает возможность “разноса” дизеля при поломке демпферной пружины. Передача вращения от вала к ступице грузов через шайбу и штифт.

Рис.28. Схема управления дозаторами (вид слева при снятой крышке): 1 – втулка привода дозатора; 2 – пружина пуска; 3 – кронштейн промежуточного зубчатого колеса; 4 – рычаг поводка привода дозатора; 5 – тяга; 6 – эксцентриковый палец; 7 – фиксатор толкателя; 8 – регулировочная тяга

При увеличении частоты вращения муфта под действием центробежной силы грузов перемещается вверх и, поворачивая вильчатый рычаг и рычаг корректора, растягивает пружины, в результате чего дозаторы устанавливаются в положение меньшей подачи. При снижении частоты вращения происходит обратное движение, т. е. дозаторы перемещаются в положение большей подачи.

На рисунке 28 приведена схема управления дозаторами (вид слева при снятой крышке). Под действием пружины перемещается рычаг корректора, установленный в пружинах вильчатого рычага с зазором и соединенный с ним серьгой с помощью оси, переводя дозаторы в момент пуска дизеля в положение увеличенной подачи топлива.

Топливоподкачивающий насос ТНВД дизеля СМД-31 установлен на корпусе топливного насоса с помощью двух шпилек и гаек. Он предназначен для подачи топлива от бака к фильтру тонкой очистки и ручной прокачки системы питания дизеля. Привод от эксцентрикового вала через ролик.

Насос состоит из чугунного корпуса, в горизонтальной расточке которого находится поршень, прижатый к штоку пружиной, упирающейся вторым концом в пробку. На одной оси с поршнем в расточке корпуса установлен роликовый толкатель. В расточках нижней части корпуса размещены впускной и выпускной клапаны, прижатые к седлам пружинами и пробками. На топливоподкачи-вающем насосе закреплен насос ручной подкачки топлива, с помощью которого из системы питания топливом дизеля удаляется воздух.

Рис. 29. Топливоподкачивающий насос ТНВД дизеля СМД-31: 1 и 6 – болты поворотного угольника; 2 – топливопровод отвода топлива; 3 – корпус топливоподкачивающего насоса; 4 – седло клапана; 5 – топливопровод подвода топлива; 7 – цилиндр насоса ручной подкачки; 8 – рукоятка насоса ручной подкачки; 9 – крышка цилиндра; 10 – пробка клапана; 11 – впускной клапан; 12 – пружина клапана; 13 – выпускной клапан; 14 – шток поршня; 15 – толкатель поршня; 16 – ось толкателя; 17 – стопорное кольцо; 18 – ролик толкателя; 19 – втулка штока; 20 -пружина поршня; 21 – пробка пружины

Рис. 30. Ограничитель дымления и его установка на дизель СМД-31: 1 и 18 – контровочные гайки; 2 – ось подвижного упора; 3 – рычаг корректора; 4 упорный винт выключения подачи топлива насосом; 5 – упорный винт ограничителя максимального скоростного режима дизеля; 6 – подвижной упор; 7 – пружина подвижного упора; 8 – пружина ограничителя дымления; 9 – корпус ограничителя дымления; 10 – крышка ограничителя дымления; 11 – диафрагма; 12 – рабочая полость; 13 – трубка подвода воздуха от впускного коллектора; 14 – шток; 16 -крышка регулятора; 17 гайка

Ограничитель дымления устанавливают на топливный насос для обеспечения экологической чистоты работы дизеля (уменьшение дымности отработавших газов) и повышения экономичности дизеля на переходных режимах работы. Конструкция ограничителя дымления представлена на рисунке 30.

Ограничитель состоит из корпуса, диафрагмы, штока, связанного с диафрагмой. На конце штока расположен подвижной упор, качающийся на оси.

При разгоне дизеля (перемещение рычага управления в сторону увеличения подачи топлива) пружина через шток и подвижной упор ограничивает перемещение рычага корректора в сторону увеличения цикловой подачи топлива. Ограничение перемещения рычага корректора происходит до момента достижения заданного давления наддувочного воздуха. Усилие от этого давления воздуха, поступающего из ресивера по трубке в полость пневматического корректора, воспринимается диафрагмой. Последняя под действием давления наддувочного воздуха, преодолевая усилие пружины, перемещает шток в сторону регулятора и отводит подвижной упор от рычага корректора, снимая ограничение увеличения цикловой подачи топлива, максимальное значение которой регулируют на стенде.

В связи с тем что смазывание топливного насоса принудительное (циркуляционное), осуществляемое от смазочной системы дизеля, его техническое обслуживание заключается в периодической (через 960… 1000 моточасов) проверке на безмоторном стенде и при необходимости регулировке эксплуатационных параметров топливного насоса.

После снятия насоса с дизеля его необходимо протереть ветошью, смоченной в чистом дизельном топливе, установить на стенд, залить в корпус 100…120 мм3 масла и провести следующую подготовку:
– закрепить насос на стенде. Свободный ход в соединительной муфте допускается не более 1°;
– отключить ограничитель дымления, для чего ввернуть корпус 9 до упора в крышку 16 регулятора;
– соединить стендовую систему питания с топливоподкачивающим насосом, не затягивая полностью гайку штуцера подвода топлива к насосу;
– прокачать образовавшуюся топливную систему до появления струи сплошного (без пузырьков воздуха) топлива из-под незатянутого штуцера подвода топлива, после чего гайку штуцера затянуть;
– прокачать систему топливоподкачивающим насосом до образования в нем давления 0,06…0,1 МПа (0,6…1,0 кгс/см2) и провернуть вручную шпиндель стенда до появления топлива через штуцера высокого давления насоса; – подключить топливопроводы высокого давления к насосу;
– закрепить рычаг управления насосом в положении максимальной подачи и включить стенд;
– прокачать систему высокого давления до появления четкого впрыска топлива форсунками (частота вращения шпинделя 400…600 мин-1).

Регулировка подачи топлива на пусковой частоте вращения. Регулировку проводят с помощью эксцентрикового пальца и изменением длины тяги. Увеличение подачи поворот пальца против хода часовой стрелки, уменьшение – по ходу часовой стрелки.

Проверка начала действия регулятора. Установите частоту вращения, соответствующую началу действия регулятора. Выверните упор из крышки, винтом отрегулируйте подачу топлива, чтобы она соответствовала средней цикловой подаче по штуцерам при номинальной частоте вращения, после чего законтрите винт.

Регулировка номинальной подачи топлива. Установите номинальную частоту вращения кулачкового вала. В крышку регулятора вверните предварительно отрегулированный корректор до получения номинальной частоты вращения. Вворачивание корректора -снижение, выворачивание – увеличение подачи топлива. После установления оборотов затяните контргайку корректора. Проверьте неравномерность подачи топлива, которая не должна превышать 3…4%. Уменьшить неравномерность можно за счет подбора нагнетательного и обратного клапанов и их пружин.

Проверка подачи топлива при максимальной частоте вращения холостого хода. Установите максимальную частоту вращения холостого хода и замерьте подачу топлива. Подсчитайте неравномерность подачи, которая не должна превышать 35%.

Проверка частоты вращения, соответствующей полному выключению подачи топлива регулятора. Плавно увеличивают подачу топлива приводом стенда, наблюдая за выходом его из стендовых форсунок. При прекращении выхода топлива по показаниям стендового тахометра фиксируют частоту вращения. При нессответствии частоты изменяют число рабочих витков пружин регулятора. Для увеличения подачи топлива уменьшают их число, а для снижения – увеличивают.

Значения регулирования параметров топливных насосов

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыскивания топлива. После снятия и установки топливного насоса, связанных с проведением технического обслуживания (через 960…1000 моточасов) или устранением отказов, необходимо провести проверку установочного угла опережения впрыскивания топлива.

Проверку следует проводить в такой последовательности:
– отсоедините топливопровод высокого давления первого цилиндра от штуцера насоса;
– моментоскоп (кусок топливопровода высокого давления, к которому при помощи резиновой или полихлорвиниловой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1…2 мм);
– удалите из системы воздух с помощью насоса ручной подкачки топлива; – снимите колпак передней головки цилиндров и крышку люка на картере маховика;
– установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия, проворачивая коленчатый вал;
– провернув коленчатый вал на четверть оборота против хода часовой стрелки (со стороны вентилятора), понаблюдайте за уровнем топлива в стеклянной трубке моментоскопа, медленно вращая коленчатый вал по ходу часовой стрелки. В момент начала подъема топлива вращение коленчатого вала прекратите;
– определите по шкале установочный угол опережения впрыскивания топлива, который должен быть 27…300 до в.м.т.

Рис. 31. Проверка установочного угла опережения впрыскивания топлива: 1 – стеклянная трубка (моментоскоп); 2 -резиновая трубка; 3 – топливопровод высокого давления; 4 – накидная гайка; 5 – штуцер топливного насоса первого цилиндра

Если установочный угол опережения впрыскивания топлива не соответствует требованиям, необходимо провести его регулировку в следующем порядке:
– снимите счетчик моточасов;
– выверните два болта крепления шлицевой втулки;
– при необходимости увеличения угла опережения впрыскивания топлива (получение более раннего угла) поверните шлицевой фланец относительно зубчатого колеса привода насоса по ходу, а для уменьшения – против хода часовой стрелки. Перемещение фланца на одно отверстие соответствует изменению угла на 3° поворота коленчатого вала.

Топливный насос дизелей СМД-23/24. На дизелях установлен топливный насос В14М.80.16001 типа ЛСТН, четырехплунжерный, правого вращения, с диаметром плунжера 10 мм.

Насос прикреплен четырьмя болтами к картеру шестерен газораспределения и одним болтом – к специальному кронштейну. Для подвода топлива к плунжерным папам в головке насоса выполнен П-обоазный канал. К одному концу канала подсоединен топливопровод 16 подачи топлива от фильтра тонкой очистки топлива, а к другому – топливопровод перепуска излишков топлива из головки насоса в топливопод-качивающий насос. В штуцере топливопровода смонтирован перепускной клапан.

В нижней части корпуса насоса имеется фланец для установки топливоподкачивающего насоса, а также отверстие для залива масла, закрытое пробкой. Для осмотра и регулировки насоса на корпусе предусмотрен люк, закрытый крышкой.

Смазывание топливного насоса циркуляционное, от смазочной системы дизеля. Из главной масляной магистрали дизеля масло поступает от плиты крепления насоса в зазор между направляющим отверствием корпуса насоса и толкателями, смазывая детали насоса и регулятора. При достижении определенного уровня масло по каналу в корпусе насоса сливается в картер шестерен, а оттуда – в нижнюю крышку картера дизеля.

Рис. 32. Топливный насос высокого давления дизеля СМД-23:

Рис. 33. Регулятор топливного насоса дизеля СМД-23:

Топливный насос ЛСТН оборудован автоматическим всережимным регулятором центробежного типа.

Регулятор топливного насоса типа ЛСТН предназначен для поддержания заданной частоты вращения коленчатого вала дизеля при изменении нагрузки, ограничения частоты вращения в пределах заданной неравномерности и обеспечения устойчивой работы дизеля на различных режимах.

Регулятор прикреплен к заднему фланцу корпуса топливного насоса. Вал вращается на двух шарикоподшипниках (рис. 33). Привод регулятора от кулачкового вала топливного насоса через пару шестерен.

При работе дизеля без нагрузки на максимальном скоростном режиме вилка находится в крайнем заднем положении, т. е. обеспечивается минимальная подача топлива. При повышении нагрузки вилка перемещается вперед, т. е. подача топлива увеличивается.

Для регулировки упругости пружин установлены прокладки шайбы. Увеличение или уменьшение частоты вращения коленчатого вала достигается соответственно за счет изменения числа прокладок под болтом. Регулировку производит завод-изготовитель.

Топливоподкачивающий насос 80.16.085 поршневого типа. Он предназначен для подачи топлива от фильтра грубой очистки к топливному насосу и для ручной подкачки топлива в системе. Привод топливо-подкачивающего насоса от эксцентрика, расположенного на кулачковом валу топливного насоса. Конструкция топливопод-качивающего насоса приведена на рисунке 34.

Техническое обслуживание топливного насоса заключается в периодической (через 960…1000 моточасов) проверке и при необходимости регулировке его в специальной мастерской на стенде. Насос на стенде проверяется в комплекте со стендовыми форсунками.

Подача секций топливного насоса ЛСТН зависит от хода рейки (рис. 35), определяемого расстоянием от привалочной плоскости насоса до хомута первого насосного элемента, которое должно быть 10,5… 11,0 мм. Это расстояние замеряют штангенциркулем в двух крайних положениях. Регулировка заключается в вворачивании (уменьшение) подачи) или выворачивании I (увеличение подачи) винта.

Рис. 34. Топливоподкачивающий насос дизеля СМД-23: 1 – корпус; 2 – ролик толкателя; 3 толкатель; 4 – шток; 5 – поршень топли-воподкачивающего насоса; 6 – втулка; 7 и 16 пружины клапанов; 8 – прокладка поршня; 9 – цилиндр топливоподкачи-вающего насоса; 10 – рукоятка; 11 -крышка цилиндра; 12 – поршень топли-вопрокачивающего насоса; 13 – впускной клапан; 14 – пружина; 15 – пробка; 17 -топливопровод подвода топлива к фильтру тонкой очистки топлива; 18 – нагнетательный клапан

Рис. 35. Регулировка топливного насоса:

При проверке или регулировке топливного насоса на номинальном режиме или режиме максимального крутящего момента устанавливают номинальное вращение кулачкового вала насоса. После 2 мин работы топливного насоса два-три раза замеряют расход топлива и подсчитывают среднюю подачу секции.

Регулировку подачи топлива по секциям проводят передвижением нужного хомута на рейке насоса. Если подачу топлива надо уменьшить, то необходимо отвернуть стяжной болт хомута и сдвинуть хомут в сторону регулятора. Для увеличения подачи топлива хомут перемещают в сторону привода.

На стенде установите частоту вращения, соответствующую максимальному крутящему моменту, замерьте расход топлива и подсчитайте среднюю подачу каждой секции.

Подачу топлива регулируют на режиме максимального крутящего момента, изменяя положение призмы на валу обогатителя. Если количество топлива необходимо уменьшить, то призму следует опустить, если увеличить – то поднять.

После регулировки подачи топлива на режиме максимального крутящего момента обязательно проверьте подачу насоса на номинальном режиме и начало действия регулятора. При необходимости проведите регулировку.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дизелей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины