Строительные машины и оборудование, справочник





Система показателей технико-экономической эффективности машин

Категория:
   Машины городского хозяйства



Система показателей технико-экономической эффективности машин

Система показателей, определяющих эффективность машин, базируется на математических моделях, которые представляют собой зависимости, позволяющие рассчитать эффективность работы объекта или отдельных его элементов.

Показатель эффективности оценивает степень приспособления системы к выполнению поставленных технологических задач при экономии энергетических, материальных, трудовых и экологических ресурсов по сравнению с существующими методами и средствами ведения работ. На этапе проектирования показатели рассчитывают по теоретическим зависимостям, на этапе эксплуатации по величинам, непосредственно замеряемым в процессе производственного эксперимента.

Показатели, определяющие эффективность машины, разделяют на три группы: показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства объекта и качество; экономические показатели; показатели конкурентоспособности. С наибольшей полнотой эффективность машины-устанавливают по показателям первой и второй групп.

Показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства и качества (коэффициент их весомости К = 0,4). Классификационные показатели (К= 0,016) определяют принадлежность машины к той или иной типоразмерной группе. При оценке уровня конкурентоспособности машин эти показатели используют для выбора машины-аналога (эталона) и в дальнейшей оценке их не учитывают. Классификационные показатели содержат главный и несколько основных параметров машин, а также показатели, определяющие конструктивную разновидность машины (тип базового трактора, базового шасси и др.).

Показатели назначения и технико-экономические показатели (К = 0,072) характеризуют эксплуатационно-производственные возможности машины и уровень технического совершенства ее конструкции (мощность привода, скорости, высоту подъема, массу, количество видов сменного рабочего оборудования, производительность, удельные показатели и др.).

Показатели надежности (К = 0,076) характеризуют ресурс до первого капитального ремонта (или до списания, если машина не подвергается капитальным ремонтам); наработку на отказ; трудоемкость технического обслуживания и ремонта. Эти показатели существенно влияют на производительность и другие показатели.

Показатели технологичности (К = 0,036) характеризуют эффективность и рациональность конструктивных решений, составляющих основу конструкции машины. Показатели стандартизации и унификации (К = = 0,04) характеризуют насыщенность машины модульными, стандартными и унифицированными составными частями и определяются коэффициентами применяемости и повторяемости. Патентно-правовые показатели (К = 0,036) характеризуются критериями патентной чистоты и территориального распространения. Критерий патентной чистоты определяет возможность беспрепятственной реализации изделия за рубежом. В случае отсутствия патентной чистоты машина не является конкурентоспособной.

Эргономические (К = 0,026) и экологические (К = 0,03) показатели характеризуют соответствие машины нормированным санитарно-гигиеническим условиям работы машины при ее эксплуатации (вибрации, уровню шума в кабине, выделению вредных веществ и др.).

Показатели технической эстетики (К = 0,03) (по композиционной целостности формы, функциональной целесообразности формы и товарному виду) определяются экспертным методом. Показатели безопасности (А^ 0,038) характеризуют обеспечение безопасности при эксплуатации машины. Последние три показателя оцениваются для конкретных видов машин в основном в баллах. Показатели безопасности выбирают исходя из требований международных и национальных стандартов и норм, а также действующих законодательств стран, где эксплуатируется машина.

Показатели, определяющие экономические свойства (А=0,34) характеризуют затраты потребителя на приобретение машины (А = 0,16) (цена, транспортирование, монтаж, наладка и др.) и затраты на эксплуатацию (К = 0,18), включающие затраты на оплату труда’ обслуживающего персонала, на топливо и смазочные материалы, энергию, основные и вспомогательные материалы и др.

Конкурентоспособность машины определяют также показатели условий продажи, престижно-рекламного и сервисного обслуживания.

Систему показателей оценки эффективности машин формируют на базе анализа интегрального показателя – приведенных удельных затрат. Последний с учетом соответствующих связей и ограничений наиболее полно отвечает рассмотренным требованиям и позволяет оценить эффективность машины как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.

Для получения системы показателей эффективности машин приведенные затраты определяют отдельно для каждой из основных подсистем машины. Для подсистемы энергетического обеспечения (двигатель) затраты пропорциональны установленной мощности N двигателей; для технологической подсистемы — пропорциональны массе машины М; для подсистемы жизнеобеспечения (кабина, элементы управления), затраты не зависят от Nn М; затраты на оператора и обслуживающий персонал пропорциональны массе машины и числу пр обслуживающих рабочих.

Полученное выражение является интегральным показателем и включает в себя обобщающие показатели и ряд частных показателей.

Важной величиной является обобщенный показатель оценки эффективности по снижению энерго- и материалоемкости, а также выработки одного рабочего

При учете выработки одного рабочего обобщенный показатель эффективности обратно пропорционален производительности в третьей степени. Это указывает на важность в системе оценки эффективности машин такого показателя, как производительность.

Анализ полученных выражений для интегрального показателя позволяет получить систему обобщенных, удельных, относительных и натуральных показателей, каждый из которых находится в иерархической связи с другими.

Показатель Zyfl (первого уровня оценки) интегральный, служит для технико-экономической оценки систем и машин, если известно, что коэффициенты удельных приведенных затрат Ъ-, для сравниваемых объектов в процессе разработки нового объекта существенно изменяются.

Показатель nNMn (второго уровня оценки) обобщенный, имеет то же значение, что и интегральный показатель первого уровня, но при условии, что для нового объекта по сравнению с эталонным коэффициенты приведенных удельных затрат на эксплуатацию и основные фонды существенно не изменяются. Этот показатель используют в качестве базового для оценки технического уровня машин и комплектов. Синтез этого показателя с коэффициентами качественных показателей целевого и ограничительного назначения позволяет получить обобщенный показатель оценки технического уровня системы. Показатель позволяет оценить экономию энергетических, материальных и трудовых затрат в комплексе.

Показатель Пмм (третьего уровня) также обобщенный, позволяет оценить экономию энергетических и материальных затрат в комплексе. Показатели N и Муд могут быть использованы для оценки основных групп подсистем машин и машины в целом или подсистем энергетического и технологического назначения. С помощью показателя NyR оценивается экономия энергетических затрат, а показателя Муд — экономия материальных затрат. Показатель иуд предназначен для оценки экономии трудовых ресурсов при работе новых комплектов и машин с учетом показателей надежности систем.

Показатель П позволяет оценить эффективность системы по увеличению производительности при использовании новой машины и является одним из важнейших в системе показателей. Все показатели более высокого ранга устанавливают только при известной производительности. Показатели Т, АуД, т?, 5, используют для оценки уровня отдельных характеристик систем при неизменных величинах, входящих в показатели более высокого уровня. Показатели АуД, 77,5 зависят от вида и технического назначения машины. Для машин, предназначенных для ремонта дорог при одинаковой их сложности, энергоемкости и производительности, одним из важнейших показателей этой группы является отношение массы исполнительных рабочих органов к общей массе машины.

При использовании системы показателей необходимо принимать во внимание следующие положения. Значение каждого из показателей определяют посредством прямого эксперимента в производственных условиях, математического моделирования на ЭВМ, если известны соответствующие математические выражения зависимости показателей от влияющих параметров, или физического и комбинированного моделирования на этапе поиска новых решений, когда отсутствуют готовые образцы машин натурального размера. Показатели, в которые входит производительность П (первого — седьмого уровней), могут быть определены на основании теоретической, технической и эксплуатационной производительности. Показатели с первого по седьмой уровень включительно могут быть определены с учетом надежности систем при использовании для расчетов эксплуатационной производительности.


Читать далее:

Категория: - Машины городского хозяйства





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины