Строительные машины и оборудование, справочник






Система пуска дизелей


Категория:
   Техническое обслуживание дизелей


Система пуска дизелей

Система пуска дизелей СМД-31 и СМД-23 состоит из электростартера и предпуского электрофакельного подогревателя.

На дизелях применен электростартер 3212.3708 мощностью 7,7 кВт (10,5 л. с.) при номинальном напряжении 24 В, с частотой вращения 1500 мин-2 при номинальной мощности. Устройство стартера приведено на рисунке 62.

Основными частями электростартера являются электродвигатель, электромагнитное тяговое реле и привод. Электродвигатель стартера -это четырехполюсная машина постоянного тока, последовательного возбуждения, с питанием от аккумуляторной батареи. Катушки обмотки возбуждения соединены между собой попарно параллельно.



Электромагнитное тяговое реле обеспечивает ввод зубчатого колеса привода стартера в зацепление с венцом маховика дизеля и выключение электродвигателя стартера. Контакты реле замыкаются только после входа колеса привода в зацепление с венцом маховика.

Привод стартера перемещается по продольным шлицам вала якоря. Он представляет собой храповой механизм свободного хода для центробежного разъединения храповика с зубчатым колесом при частоте вращения 1500 мин-1 , что защищает якорь стартера от разноса.

Из зацепления с венцом маховика дизеля зубчатое колесо привода (модуль m = 3,75 мм и число зубьев z =10) выходит при отключении стартера после пуска дизеля.

В обеих крышках и промежуточном подшипнике стартера имеются масляные резервуары, закрытые пробками.

Рис. 62. Стартер 3212.3708:

Стартер работает в схеме с электрической блокировкой, обеспечивающей автоматическое отключение стартера при частоте вращения маховика не более 600 мин-1.

Рекомендуемые режимы работы стартера: при положительных температурах длительность неизменной номинальной нагрузки 10 с, при отрицательных – 20 с.

Повторно пускать дизель следует после 1…2 мин перерыва. Допускается не более трех повторных пусков. Если дизель при этом не работает, следует найти неисправность и устранить ее.

Техническое обслуживание стартера заключается в проведении следующих операций:
– через каждые 240 моточасов выньте резиновые пробки в крышке со стороны коллектора, в держателе подшипника и откройте крышку масленки со стороны привода. Добавьте в масляные резервуары 10…15 капель моторного масла. Установите пробки на место и закройте крышку масленки;
– через каждые 1000 моточасов (но не реже одного раза в 2 года) снимите стартер с дизеля и полностью его разберите в специализированной мастерской. При разборке должно быть проверено техническое состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. Коллектор нужно протереть тряпочкой, смоченной в бензине. Если грязь или подгар не удалось устранить, зачистите коллектор наждачной шкуркой 2СП615А4-НМА. Если с помощью шкурки подгар также не устраняется, коллектор необходимо проточить на станке. Чистота поверхности должна быть не ниже 1,25, диаметр коллектора после проточки – не менее 53 мм. Щетки должны перемещаться в щеткодержателях свободно. Высота щеток не менее 13 мм. Сколы не допускаются.

Также при разборке проверьте состояние контактной системы реле стартера. Рабочую поверхность контактных болтов и контактного диска зачищают наждачной шкуркой 2СП615А4-НМА. При значительных изно-сах сопрягаемых поверхностей переверните болты и диск на 180°. Осмотрите зубчатое колесо привода и при наличии значительных забоин, заусенцев, изменяющих геометрию, замените его. Смените смазку в шлицевой части вала и внутренних шлицах направляющей привода. В качестве смазки рекомендуется ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 или Литол-24. Очистите привод от грязи и добавьте смазку. Проверьте зазор между шайбой и торцами направляющей. Для этого к болтам подсоедините контрольную лампу на 24 В и подайте от аккумуляторной батареи напряжение на тяговое реле стартера, соединив “плюс” батареи с клеммой 32, а “минус” – с “массой” стартера. После срабатывания реле, когда диск замкнет клеммы, контрольная лампа должна гореть, а зазор между торцом втулки и шайбой должен быть 0,5…1,5 мм. В случае несоответствия зазора отверните два винта , подайте напряжение на реле стартера, как было указано ранее, поверните фланец оси рычага до обеспечения зазора 0,5…1,5 мм и надежно заверните винты. При этом метка Г должна быть не выше горизонтальной оси фланца; отрегулируйте реле привода стартера по контрольным пластинам толщиной 2,5 и 6 мм. При этом необходимо между торцом втулки 3и шайбы поочередно поместить указанные контрольные пластины. При подаче напряжения на реле, когда между торцом втулки и шайбы установлена контрольная пластина толщиной 2,5 мм, лампа должна гореть, а когда установлена контрольная пластина толщиной 6 мм, лампа не должна гореть. В противном случае следует выполнить регулировку проворачиванием фланца, как было указано ранее при регулировке зазора 0,5…1,5 мм.

Рис. 63. Проверка регулировки привода стартера: 1 – корпус привода стартера; 2 – зубчатое колесо включения; 3 – втулка привода; 4 -упорная шайба; 5 – контрольная пластина

Электрофакельный подогреватель. Он служит для подогрева воздуха при пуске холодного дизеля при температуре окружающего воздуха от +5 до -15 °С. Подогреватель установлен на впускном коллекторе. Основные сборочные единицы подогревателя: корпус с катушкой электромагнита, клапанный механизм и спираль накаливания.

Электрический ток от аккумуляторной батареи подводится раздельно к катушке электромагнита и спирали накаливания. Подогреватель включается тем же включателем, что и стартер. При включении его в первое положение ток подводится к спирали накаливания.

Рис. 64. Электрофакельный подогреватель: 1 – болт; 2 – топливная трубка; 3 – корпус клапана; 4 – штуцер; 5 – пружина клапана; 6 – катушка электромагнита; 7-клапан; 8 – седло клапана; 9 – корпус; 10 – спираль накаливания; 11 – колпачок

Во втором положении одновременно со стартером включается катушка электромагнита подогревателя. При этом спираль подогревателя остается включенной. При прохождении тока через катушку электромагнита клапан 7, помещенный внутри ее, перемещается вверх, открывая отверстие в седле 8 клапана, через которое топливо вытекает на раскаленную спираль 10 и воспламеняется. Топливо самотеком поступает от бачка электрофакельного подогревателя. Допустимый расход топлива (не более 12 см3/мин) регулируется дозирующим элементом, состоящим из болта 1 и штуцера 4.

С возвращением включателя в исходное положение прекращается подача топлива и тока на спираль накаливания. Подогреватель полностью обесточен.

Система пуска дизеля СМД-24 состоит из пускового агрегата ПА-350-2, который включает в себя пусковой двигатель П-350-2 и редуктор РПД-4000.

Пусковой двигатель одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, мощностью 9,93 кВт (13,5 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1. Двигатель крепится на фланце картера маховика дизеля и пускается с места водителя с помощью стартера СТ-362.

Двигатель оборудован механизмом ручного дублирующего пуска в случае отказов агрегатов электрооборудования. Он состоит из картера, цилиндра, кривошипно-шатунного механизма, регулятора, а также систем питания, охлаждения, зажигания и пуска.

Картер – базисная деталь двигателя, состоящая из двух половинок 22 и 25 (рис. 65), соединенных между собой болтами, и одновременно является продувочной камерой.

Рис. 65. Пусковой двигатель: 1 – маховик; 2 – шатун; 3 – фланец крепления выпускного патрубка; 4 – поршневой палец; 5- втулка верхней головки шатуна; 6 – полость рубашки охлаждения цилиндра и головки; 7 – поршень; 8 – свеча; 9 – головка цилиндра; 10 – продувочно-за-ливной краник; 11 – поршневые компрессионные кольца; 12 – цилиндр; 13 – карбюратор; 14 – воздухоочиститель; 15 – регулятор; 16- магнето; 17 зубчатое колесо коленчатого вала; 18 – промежуточная плита; 19 – зубчатое колесо привода магнето; 20 зубчатое промежуточное колесо; 21 – передняя полуось коленчатого вала; 22 – картер (передняя половина); 23 – щека кривошипа коленчатого вала; 24 -ролики; 25 – картер (задняя половина); 26 – палец кривошипа коленчатого вала; 27-картер маховика; 28 – крышка картера маховика; 29 – задняя полуось коленчатого вала

К картеру прикреплены регулятор частоты вращения, магнето, картер маховика. В нижней части картера находится пробка для слива конденсата. Четырьмя шпильками к картеру прикреплен цилиндр, на рабочей поверхности которого расположены окна: два выпускных, два продувочных и одно впускное. Сверху цилиндр закрыт головкой. Разъем между ними уплотнен асбестовой прокладкой. В головке установлена искровая свеча 8 зажигания и продувочный краник. На фланец цилиндра помещен карбюратор с воздухоочистителем и выпускной патрубок. Двойные стенки цилиндра и головки образуют систему охлаждения пускового двигателя, соединенную с системой охлаждения дизеля патрубком.

Рис. 66. Зубчатые колеса привода коленчатого вала пускового двигателя: 1 – зубчатое колесо стартера;2 – зубчатое промежуточное колесо; 3 – зубчатый венец промежуточного зубчатого колеса; 4 – зубчатое колесо ручного дублирующего пускового механизма; 5- маховик

Рис. 67. Зубчатые колеса распределения пускового двигателя и привода редуктора: 1 – зубчатое колесо привода магнето; 2 -зубчатое колесо коленчатого вала; 3 -зубчатое колесо регулятора; 4 – зубчатое промежуточное колесо; 5 – зубчатое колесо муфты сцепления редуктора

Кривошипно-шатунный механизм состоит из поршня, шатуна, коленчатого вала и маховика.

Поршень алюминиевый, с двумя компрессионными кольцами, которые штифтами ограничиваются от проворачивания. В бобышках расположен поршневой палец, удерживаемый от осевого перемещения стопорными кольцами. На днище поршня набита стрелка, которая при сборке должна быть обращена в сторону выпускного окна.

Шатун неразъемный. В верхней головке шатуна установлена бронзовая втулка, в нижней – цилиндрические ролики в два ряда. Пальцы, втулка шатуна и ролики смазываются разбрызгиванием.

Коленчатый вал состоит из двух полуосей, запрессованных в стальные щеки. Обе половины вала соединены пальцем кривошипа, на котором расположена нижняя головка шатуна. Коренные шейки вала опираются (вращаются) на роликовые подшипники, закрытые сальниковыми уплотнениями. Смазываются подшипники через наклонные каналы картера. На задней полуоси коленчатого вала закреплен маховик, на передней – зубчатое колесо. Через зубчатый венец маховика осуществляется пуск двигателя с помощью стартера или дублирующего пускового механизма. Венец маховика находится в постоянном зацеплении с промежуточным зубчатым колесом, установленным на оси картера маховика. Через зубчатый венец, расположенный на ступице промежуточного зубчатого колеса, колесо стартера (при его включении) приводит во вращение коленчатый вал пускового двигателя. Механизм дублирующего пуска необходим для вращения коленчатого вала через зубчатое колесо.

На передней полуоси коленчатого вала расположено зубчатое колесо (рис. 67), передающее вращение промежуточному зубчатому колесу, от которого приводятся зубчатое колесо привода магнето, зубчатые колеса привода регулятора и привода редуктора.

Детали кривошипно-шатунного механизма смазываются разбрызгиванием масла, содержащегося в горючей смеси, подаваемой в цилиндр. Зубчатые колеса смазывают всесезонной смазочной смесью (50% дизельного топлива и 50% моторного масла), заливаемой в редуктор.

Охлаждение пускового двигателя до пуска дизеля термосифонное, после – циркуляционное (от водяного насоса дизеля). В связи с термосифонным охлаждением пускового двигателя его работа на холостом ходу не должна превышать 2 мин.

Количество топлива, подаваемое в цилиндр на различных режимах, обеспечивается открытием топливного клапана при нажатии мембраны на пятку двуплечего рычага. Мембрана перемещается под действием разрежения в топливной камере, вызываемого истечением топлива через главную дозирующую систему и систему холостого хода.

При пуске холодного двигателя в цилиндр поступает богатая смесь, образующаяся при почти закрытой воздушной заслонке, интенсивно вытекающего из дозирующего устройства топлива. После пуска разрежение за дроссельной заслонкой возрастает, воздушный клапан открывается полностью и горючая смесь обедняется. При работе на минимальном холостом ходу обратный клапан закрыт. Топливо под действием разрежения в пространстве за дренажной заслонкой из топливной камеры через жиклер холостого хода попадает в эмульсионный канал. Сюда же поступает воздух. Образовавшаяся топливовоздушная смесь подается в камеру. По мере открытия дроссельной заслонки на холостом ходу отверстие штуцера оказывается за дроссельной заслонкой и через него тоже поступает смесь. Дальнейшее открытие заслонки приводит к возрастанию разрежения в диффузоре, в результате чего открывается обратный клапан и начинает работать дозирующая система.

Система холостого хода работает на всех режимах двигателя, но с увеличением открытия дроссельной заслонки доля подаваемого ею топлива в общем расходе уменьшается.

Рис. 68. Схема карбюратора: 1 – топливный фильтр; 2 – зажимной болт; 3 – топливоподводящий штуцер; 4 воздушная заслонка; 5 – воздушный жиклер; 6 – винт регулировки качества смеси; 7 топливный жиклер; 8 – жиклер-распылитель главной системы; 9 – переходное эмульсионное отверстие; 10 – эмульсионный канал; 11 – выходное эмульсионное отверстие; 12 – корпус карбюратора; 13 – дроссельная заслонка; 14 – прокладка; 15- винт крепления крышки; 16 – обратный клапан; 17 – крышка корпуса; 18 -топливная камера; 19 – утолитель мембраны; 20 – рычаг топливного клапана; 21 -дозирующая мембрана; 22 – топливный клапан

Техническое обслуживание карбюратора проводят через 1000 моточасов. При проведении операции ТО промойте в бензине корпус карбюратора и все снятые детали. Продуйте сжатым воздухом фильтр, топливоподводящий штуцер, седло клапана, обратный клапан, клапан системы холостого хода, воздушный жиклер и балансировочное отверстие в крышке. Запрещается чистить калибровочные отверстия жиклеров металлической проволокой. Не продувайте собранный карбюратор сжатым воздухом, так как это может привести к отказу мембранного механизма и засорению обратного клапана.

После установки карбюратора на двигатель отрегулируйте длину тяги, соединяющей рычаг дроссельной заслонки с рычагом регулятора. Дроссельная заслонка при нажатии на рычаг регулятора должна свободно перемещаться из полностью открытого до полностью закрытого положения.

Пустив и прогрев двигатель, выполните следующее: установите винт (рис. 69) в положение, при котором обеспечивается устойчивая работа на холостом ходу. При заворачивании винта смесь обедняется, при отворачивании – обогащается;

установите винт 5 в такое положение, чтобы при упоре рычага 6 дроссельной заслонки обеспечивалась устойчивая работа на минимальном холостом ходу. При заворачивании частота вращения увеличивается, при отворачивании – уменьшается.

На фланце карбюратора установлен воздухоочиститель, конструкция которого представлена на рисунке 70.

Пластмассовый корпус воздухоочистителя состоит из соединенных между собой патрубков. Патрубок имеет впускные овальные окна. На нем установлены фильтрующие кольца, выполненные из выщелоченного пенополиуретана. Фильтрующий элемент состоит из пяти колец, закрыт пластмассовым колпаком, который закреплен глухой гайкой-барашком.

Рис. 69. Управление карбюратором пусковогб двигателя: 1 – наружный рычаг регулятора пускового двигателя; 2 – воздухоочиститель; 3 -винт регулировки холостого хода; 4 – карбюратор; 5 – регулировочный винт минимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу; 6 – рычаг дроссельной заслонки; 7 – гайка крепления карбюратора; 8 – пружина муфты; 9 – подпятник шаровой головки; 10 – пробка муфты; 11 – шплинт; 12 – корпус муфты; 13 – тяга регулятора пускового двигателя

Рис. 70. Воздухоочиститель пускового двигателя: 1 – патрубок; 2 – кольцо фильтрующего элемента; 3 – впускной патрубок; 4 -глухая гайка; 5 – колпак; 6 – полка

Техническое обслуживание воздухоочистителя пускового двигателя проводят через 240 моточасов. Пластмассовый колпак очищают от пыли, а кольца фильтрующего элемента промывают в чистом дизельном топливе. Механические повреждения колец не допускаются.

Регулятор пускового двигателя предназначен для ограничения максимальной частоты вращения. Он представляет собой однорежимный центробежный шариковый регулятор (рис. 71).

При вращении вала шарики под действием центробежных сил стремятся раздвинуться в пазах ведущего диска и отодвинуть подвижной диск, удерживаемый от перемещения пружиной. Через двуплечий рычаг она действует на тягу рычага дроссельной заслонки.

Система зажигания пускового двигателя состоит из магнето, про-зода высокого напряжения и искровой свечи зажигания.

Магнето предназначено для создания импульсов электрического тока высокого напряжения и подачи их на свечу зажигания в строго определенные моменты. На двигателе установлено магнето М124-БЗ, конструкция которого приведена на рисунке 72.

Рис. 71. Регулятор пускового двигателя: 1 – внутренний рычаг; 2 – корпус регулятора; 3 – болт крепления регулятора; 4- регулировочный болт; 5 – пружина; б- наружный рычаг; 7 – тяга рычага дроссельной заслонки; 8 – упорная шайба; 9 – шарик регулятора; 10 – ведущий диск; 11 – вал регулятора; 12 – подвижной диск; 13 – шарик

Магнето однодисковое, правого вращения, с неизменным моментом искрообразования.

В корпусе между двумя полюсными башмаками вращается ротор. На конусном конце вала ротора расположена полумуфта, а на противоположном конце – кулачок прерывателя. Башмаки вверху соединены сердечником катушки, выполняющей роль трансформатора. В крышке магнето смонтирован прерыватель, состоящий из стойки и двух контактов: неподвижного и подвижного, поджимаемых один к другому пружиной. Прерыватель закрыт крышкой, закрепленной винтом.

При вращении ротора в первичной обмотке возникает электрический ток низкого напряжения. При размыкании кулачком контактов прерывателя в первичной обмотке индуцируется ток высокого напряжения, который через провод поступает на свечу марки А11-4 (диаметр ввертной части 14 мм). Конденсатор, подсоединенный параллельно первичной обмотке, предупреждает подгорание контактов прерывателя. Искра, возникающая между электродами свечи в момент размыкания контактов прерывателя, воспламеняет горючую смесь в цилиндре.

Техническое обслуживание магнето проводят через 1000 моточасов, и заключается оно в проверке и при необходимости регулировке зазора между контактами прерывателя магнето и в смачивании моторным маслом фетрового фитиля.

Рис. 72. Магнето: 1 – диск; 2 – винт крепления крышки; 3 крышка прерывателя; 4 – клемма; 5-крышка магнето; 6 – катушка; 7 – корпус; 8 – полумуфта; 9 – полюсные башмаки; 10 – ротор; 11 – винт; 12 – неподвижный контакт; 13 – подвижной контакт; 14 -стойка; 15 – пружина подвижного контакта; 16 – эксцентрик; 17 – конденсатор; 18 фильц для смазывания кулачка; 19- кулачок прерывателя; 20 – кнопка ручного выключения зажигания

Регулировку зазора проводите в такой последовательности:
– отверните винт и снимите крышку;
– установите ротор в положение, при котором подушечка подвижного контакта находится на выступе кулачка. Это достигается поворотом коленчатого вала пускового двигателя с помощью механизма дублирующего пуска;
– ослабьте винт крепления стойки;
– поверните стойку отверткой через прорезь эксцентрика до получения нормального зазора (0,25…0,35 мм) между контактами; – затяните винт.

В случае подгорания контакты магнето зачистите с помощью специального напильника, находящегося в ЗИПе.

Фетровый фитиль пропитайте (смажьте) 5…6 каплями моторного масла с помощью пипетки.

Регулировку зазора между боковым и центральным электродами свечи проводите через 1000 моточасов или по потребности. Зазор должен быть 0,5…0,65 мм, что достигается за счет подбивания (подгиба) бокового электрода к центральному. Перед регулировкой электроды необходимо зачистить, удалив с них нагар.

Стартер. Пуск двигателя П-350-2 осуществляется как от электростартера СТ-362А, так и механизма дублирующего пуска.

Стартер СТ-362А – это четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, смешанного возбуждения, мощностью 0,67 кВт (0,9 л. е.), напряжением 12 В. Внутри корпуса (рис. 73) стартера закреплены четыре электромагнита. Обмотки возбуждения трех электромагнитов соединены с якорем, обмотка четвертого включена параллельно. Вал якоря вращается на двух бронзовых втулках, запрессованных в крышках.

Щеточно-коллекторный узел торцового типа. Щетки расположены в специальных гнездах, выполненных в крышке, и прижимаются к коллектору пружинами.

Привод, состоящий из рычага включения, передвижной втулки с пружиной муфты свободного хода и зубчатого колеса, расположен на валу якоря.

При включении стартера якорь реле под действием электромагнитного поля обмотки втягивается внутрь катушки, передвигая за собой верхний конец рычага. Нижний конец перемещает по валу механизм привода, вводя в зацепление с венцом маховика пускового двигателя зубчатое колесо включения. В конце хода якорь через шток и контактный диск замыкает главные контакты и стартер включается в цепь питания от аккумуляторной батареи. После пуска двигателя якорь со штоком под действием пружин возвращается в исходное положение, обесточивая электростартер.

Стартер крепится двумя болтами фланцем к кожуху маховика пускового двигателя.

Техническое обслуживание стартера проводят через 1000 моточасов, и оно заключается в разборке, очистке и проверке технического состояния основных деталей и сборочных единиц.

Рис. 73. Стартер СТ362А: 1 – пружина щетки; 2 – колпак; 3 – стяжной болт; 4 – щетка; 5- гайка; б – перемычка; 7 и 13 – возвратные пружины; 8-контакт; 9 контактный диск; 10 – катушка тягового реле; 11 -винт; 12 – якорь тягового реле; 14 – серьга; 15 – рычаг привода включения стартера; 16 – уплотнитель-ная прокладка; 17 — крышка со стороны привода; 18 – кольцо; 19 – шайба; 20 вал якоря; 21 – зубчатое колесо включения; 22 – привод стартера; 23 – обмотка возбуждения электромагнита; 24 – якорь стартера; 25 – корпус стартера; 26 – коллектор; 27 – крышка со стороны коллектора

Рис. 74. Ручной дублирующий механизм: 1 и 10 – шариковые подшипники; 2 – крышка картера маховика пускового двигателя; 3 – штифт; 4 – зубчатое колесо дублирующего пускового механизма; 5 – зубчатое промежуточное колесо пускового двигателя; 6 – корпус; 7 – болт; 8 – возвратная пружина; 9 – пружина демпфера; 11 – гайка; 12 – рукоятка; 13 – крышка; 14 – трос; 15 – барабан; 16 – диск; 17 – тормозная пружина; 18 – картер маховика пускового двигателя; 19 – вал

При этом необходимо отвернуть гайку и снять перемычку, соединяющую реле и обмотки возбуждения электромагнита, отвернуть два винта крепления реле к крышке и снять реле; отвернуть стяжные болты стартера; снять колпак и вывернуть из гнезда крышки четыре щеточные пружины; извлечь из корпуса якорь в сборе с крышкой; расшплинтовать ось рычага и отделить якорь в сборе с приводом от крышки; снять с вала якоря кольцо, упорную шайбу и привод; очистить все сборочные единицы от пыли; проверить состояние коллектора и щеток (щетки должны свободно перемещаться в гнездах крышки . При износе щеток до высоты 8 мм замените их новыми); протереть коллектор чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине. Токонесущие части стартера нельзя промывать водой, бензином и другими растворяющими веществами.

Нагар на коллекторе удалите шлифовальной шкуркой или проточите коллектор до получения гладкой поверхности (за весь срок службы проточка стартера не должна превышать 0,5 мм). Опустите в моторное масло стартер и проверните несколько раз зубчатое колесо, а маслу дайте стечь. Смажьте моторным маслом шейку и шлицы вала, упорные шайбы, пальцы и ось рычага. Соберите стартер и проверьте его вращение на холостом ходу. Частота вращения якоря должна быть не менее 8000 мин-1 при токе не более 65 А.

Механизм закрыт в корпусе крышкой. Он состоит из вала, вращающегося в шарикоподшипниках. Штифт, запресованный в валик, свободным концом входит в винтовой паз ступицы зубчатого колеса. Две пружины служат для торможения зубчатого колеса. К неподвижному диску цилиндрической пружиной прижимается имеющий прорезь барабан. В прорезь входит трос, один конец которого заделан в барабан, а второй – в рукоятку.

Возвратная пружина крепится одним концом к крышке, а вторым – к ступице барабана.

При пользовании механизмом дублирующего пуска необходимо, плавно потягивая рукоятку, ввести в зацепление зубчатое колесо с колесом, находящимся в постоянном зацеплении с маховиком пускового двигателя.После этого резким рывком за рукоятку троса сообщить маховику вращательное движение. Трос и рукоятка вернутся в исходное положение под действием возвратной пружины.

Механизм с помощью болтов прикреплен к картеру маховика пускового двигателя.

Вращение от пускового двигателя дизелю передается через одноступенчатый редуктор.

Редуктор состоит из корпуса, в котором имеются отверстия для контроля и слива смазки, закрытые пробками, вала, муфты сцепления и механизма выключения. В корпусе и крышке расположены шарикоподшипники. В них вращается вал редуктора.

Муфта сцепления находится на валу и включает в себя следующие элементы: ведущий барабан, специальную втулку, ведущий, ведомый и упорный диски.

Находящееся в постоянном зацеплении с колесом пускового двигателя зубчатое колесо свободно вращается на валу редуктора. К зубчатому колесу прикреплен ведущий барабан, входящий своими поводками в пазы ведущих дисков. Ведомые диски шлицевыми выступами входят в продольные пазы специальной втулки. Ступица и упорный диск соединены с этой втулкой болтами. Подвижной упор с запрессованным упорным подшипником входит в зацепление с зубьями валика включения. На шлицевом конце вала установлено зубчатое колесо с механизмом автоматического выключения, состоящим из держателя, в котором на осях установлены два груза, и пружины с толкателем и болтом.

Зубчатое колесо вводится в зацепление с венцом маховика рычагом, расположенным на картере муфты сцепления дизеля. Держатель, передвигаясь по валу редуктора, сжимает пружины. Грузы своими уступами заходят за шайбу, удерживая зубчатое колесо во включенном положении.

Рис. 75. Редуктор пускового двигателя: 1 – крышка подшипника; 2 – неподвижный упор; 3 – крышка корпуса редуктора; 4 -подвижной упор; 5 – ступица; 6 – ведомые диски; 7 – упорный диск; 8 – ролик; 9 -зубчатое колесо муфты сцепления редуктора; 10, 32, 33 и 35 – шариковые подшипники; 11 – манжета; 12 – втулка манжеты; 13 и 22 – пружины толкателя; 14 – зубчатое пусковое колесо; 15 – специальная шайба; 16 – специальный болт; 17 – груз; 18 -ось груза; 19 – держатель; 20 – болт; 21 – толкатель; 23 – вал редуктора; 24 – ведущий барабан; 25 – пробка контрольного отверстия; 26 – корпус редуктора; 27 -ведущие диски; 28 – пробка сливного отверстия; 29 – специальная втулка; 30 -нажимной диск; 31 – валик рычага с червячным зубчатым колесом; 34 – валик включения с червячным зубчатиым колесом; 36 – наружный рычаг включения редуктора; 37 – крышка валика рычага; 38 – уплотнительное кольцо

Муфта сцепления редуктора и пусковое зубчатое колесо сблокированы между собой тягой, к проушине которой подсоединен механизм дистанционного управления редуктором с рабочего места водителя.

После пуска и прогрева пускового двигателя включают муфту сцепления. При этом подвижной упор через упорный подшипник и нажимной диск прижимает ведомые диски к ведущим. Движение от зубчатого колеса передается специальной втулке, которая за счет движения роликов заклинивается на валу. Таким образом передается вращение от пускового двигателя валу редуктора, а от него – маховику дизеля.

После пуска дизеля за счет повышения частоты вращения происходит проскальзывание роликов, втулка освобождается и начинает свободно вращаться на валу, тем самым предохраняя пусковой двигатель от разноса.

При достижении коленчатым валом дизеля частоты вращения 440…600 мин-1 грузы выходят из зацепления с шайбой и освобождают держатель. Пружины толкателя перемещают держатель назад, зубчатое колесо выходит из зацепления с венцом маховика, и происходит автоматическое отключение вала редуктора.

Техническое обслуживание редуктора заключается в проведении следующих операций:

замена всесезонной смазочной смеси (50% моторного масла + 50% дизельного топлива) после обкатки дизеля и через 480 моточасов, т. е. через одно ТО-2. Заменяют смесь следующим образом: откручивают пробку 25 отверстия для контроля уровня смазки в корпусе редуктора и пробку отверстия для слива смазки из корпуса редуктора; сливают в противень смазочную смесь. После слива закручивают пробку 28 и через контрольное отверстие заливают смазочную смесь. Уровень смеси должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия. Закручивают пробку контрольного отверстия;

проверка уровня и при необходимости доливка смазочной смеси в корпус редуктора. Проверку проводят через 240 моточасов (ТО-2) в такой последовательности. Откручивают пробку отверстия для контроля уровня смазки в корпусе редуктора. Уровень смазки должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия. После контроля и при необходимости доливки смазочной смеси закручивают пробку;

проверка работы и при необходимости регулировка механизма управления редуктора пускового двигателя. Регулировку проводите в следующем порядке: отсоедините тягу (рис. 76) от рычага включения муфты сцепления редуктора, предварительно расшплинтовав и вынув палец; поворотом рычага 8 влево (рис. 76,а) введите пусковое зубчатое колесо в зацепление с венцом маховика дизеля и отпустите рычаг, который вернется в крайнее правое положение; поворотом рычага вправо (рис. 76,6) включите муфту сцепления, отпустите стяжной болт и снимите рычаг с валика; установите тягу так, чтобы метка на рычаге оказалась между двумя метками тяги; не изменяя положения валика, установите рычаг на шлицевой валик, совместив отверстие с отверстием вилки тяги. При этом поворачивать рычаг нельзя. Метка на рычаге должна оставаться между метками на планке тяги; соедините тягу с рычагом пальцем и зашплинтуйте его; передвигая рычаг включения муфты сцепления вдоль шлицев валика, установите его так, чтобы при работе механизма планка тяги не затиралась опорной поверхностью специальной оси, и затяните болт.

Правильно отрегулированный механизм обеспечивает при перемещении тяги в сторону вентилятора дизеля полное введение пускового зубчатого колеса в зацепление с венцом маховика дизеля и отключение муфты сцепления редуктора, при перемещении тяги в сторону маховика – включение муфты сцепления редуктора.

Рис. 76. Рычаги управления редуктором пускового двигателя: 1 – валик рычага включения муфты сцепления редуктора; 2 – стяжной болт; 3 -рычаг включения муфты сцепления редуктора; 4 – палец; 5 – тяга; 6 – метки на планке тяги; 7 – метка на рычаге включения пускового зубчатого колеса; 8 – рычаг включения пускового зубчатого колеса;

Регулировку затяжки возвратной пружины механизма дублирующего пуска проводите в такой последовательности: снимите механизм с пускового двигателя; намотайте трос на барабан. Удерживая левой рукой корпус механизма, правой рукой поверните крышку на один-два оборота по ходу часовой стрелки и затяните пружину; установите механизм на пусковой двигатель и проверьте затяжку пружины. При правильно отрегулированной затяжке возвратной пружины трос должен свободно втянуться в механизм.

“Установку или проверку угла опережения зажигания проводите следующим образом: выверните из головки свечу зажигания и установите на ее место индикатор (рис. 77). Проворачивая коленчатый вал, установите поршень в в. м. т. Снимите стартер и через люк картера маховика поверните коленчатый вал против хода часовой стрелки (смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика) на 4,5… 6 мм (по индикатору) ниже в. м. т. Такое положение поршня соответствует положению кривошипа коленчатого вала 27° до в. м. т. После этой операции установите выступы полумуфты магнето (если оно было снято с двигателя) в вертикальное положение или снимите и проверьте положение выступов полумуфты магнето. При этом отверстие на выступе полумуфты должно находиться вверху. Введите выступы полумуфты в пазы зубчатого колеса привода магнето.

Установите контакты прерывателя магнето в положение начала разрыва, поворачивая корпус магнето. Закройте крышку, установите провод высокого напряжения и стартер, снимите индикатор, установите свечу и соедините ее с проводом высокого напряжения.

Рис. 77. Определение положения поршня пускового двигателя: 1 – индикатор; 2 – головка цилиндра; 3 -поршень


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дизелей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины