Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:
   Система смазки автомобиля

Читать далее:




Система смазки автомобиля

Система смазки предназначена для уменьшения трения между сопряженными деталями, охлаждения их поверхностей, удаления частиц металла, образующихся вследствие износа, и защиты деталей от коррозии.

Устройство и работа системы смазки. В систему смазки входят: маслоналивная горловина, поддон картера, масляный насос с маслоприемником, фильтры, масляный радиатор, трубопроводы, каналы, маслоизмерительный стержень и система вентиляции картера.

В двигателях применяют комбинированную систему смазки, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием и самотеком.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, ось коромысел клапанов, вал привода прерывателя-распределителя и масляного насоса, компрессор.

Зеркало цилиндров и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием. Распределительные шестерни, стержни клапанов, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются самотеком.

Масляный насос шестеренчатого типа служит для подачи масла в систему под давлением 0,4—0,5 МПа. Располагается насос снаружи картера (3M3-53, ЗИЛ-130) или внутри (КамАЗ-740, ГАЗ-24).

Для предупреждения повышения давления сверх установленной величины в корпусе масляного насоса имеется редукционный клапан. При вращении шестерни своими зубьями захватывают масло, которое поступает к насосу через сетчатый фильтр маслоприемни-ка, и гонят его по стенкам корпуса насоса в выходное отверстие. При повышении давления сверх установленной величины открывается редукционный клапан и часть масла проходит обратно во всасывающую полость насоса, предупреждая дальнейшее повышение давления в системе смазки. При отключении масляного радиатора открывается перепускной клапан нижней секции насоса, перепуская масло из нагнетательного канала во всасывающую полость.

Рис. 1. Схема смазки двигателя ЗИЛ-130:
1 — масляный радиатор, 2 и 9 — правый и левый магистральные каналы, 3 — поддон картера, 4 — маслоприемник, 5 — масляный насос, 6 — маслораспределительная камера, 7 — фильтр центробежной очистки масла, 8 — ось коромысел, 10 — компрессор

На двигателе ГАЗ-24 масляный насос односекционный, на двигателях 3M3-53, ЗИЛ-130 и КамАЗ-740—двухсекционный. У двигателя 3M3-53 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль, а нижняя — в фильтр центробежной очистки. У двигателя ЭИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в фильтр центробежной очистки и далее в главную магистраль, а нижняя секция нагнетает масло в масляный радиатор.

Масляный фильтр служит для очистки масла от посторонних примесей. На двигателях 3M3-53 и ЭИЛ-130 устанавливается один центробежный фильтр, а на двигателе КамАЗ-740, кроме того, полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами и перепускным клапаном. На двигателе ГАЗ-24 имеется полнопоточный фильтр со сменным фильтрующим элементом.

Рис. 2. Двухсекционный шестеренчатый масляный насос ЗИЛ-130:
а — принцип работы, б — детали насоса; 1 — вал насоса, 2 и 3 — ведущая и ведомая шестерни, 4 и 6 — перепускной и редукционный клапаны, 5 — ось ведомой шестерни, 7 и 10 — корпуса нижней и верхней секций, 8— прокладки, 9 — крышка насоса

В масляном фильтре центробежной очистки масла на полой оси установлен ротор с крышкой на упорном шариковом подшипнике. Снизу ротора установлены два жиклера, направленные отверстиями в разные стороны. Ротор с крышкой находятся под кожухом.

Масло под давлением шестеренчатым насосом подается через полую ось внутрь крышки ротора, а затем через сетчатые фильтры по каналам ротора к жиклерам, из которых оно выбрызгивается силйными струями в двух противоположных направлениях, создавая реактивные силы, вращающие ротор с частотой 5000—6000 об/мин. В двигателе КамАЗ-740 ротор приводится во вращение струей масла, подаваемого под давлением из сопла оси ротора на турбинку ротора. Вместе с ротором вращается масло, находящееся под крышкой ротора; при этом под действием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются на стенки крышки и осаждаются на них плотным слоем. Очищенное масло, пройдя жиклеры, стекает обратно в поддон картера.

Вентиляция картера двигателя необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров сернистых соединений, топлива и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих загрязнение и разжижение масла. Вентиляция осуществляется принудительно за счет отсасывания газов из картера через маслоотделитель и клапан во впускной трубопровод двигателя (ГАЗ-24 и ЗИЛ-130) или в атмосферу (3M3-53 и КамАЗ-740) через вытяжную трубу, выведенную под двигатель, где создается разрежение за счет потока воздуха при движении автомобиля.

Система питания служит для хранения запаса, подачи и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси нужного состава и отвода наружу продуктов сгорания. В систему питания карбюраторного двигателя входят: топливный бак, топливный насос, карбюратор, воздушный фильтр, впускной и выпускной трубопроводы, глушитель, топливопроводы, фильтры.

Простейший карбюратор. Горючая смесь — это смесь паров топлива с воздухом. По составу (количество воздуха на 1 кг бензина) она может быть бедной (более 17кг), обедненной (15—17 кг), нормальной (15 кг), обогащенной (13—15 кг) и богатой (менее 13 кг).

Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53:
1 — корпус центрифуги, 2 — ротор, 3 и 6 — ось и крышка ротора, 4 — фильтрующая сетка, 5 — кожух, 7 — жиклеры ротора

Процесс превращения жидкого топлива в пар и смешивания его с воздухом называется карбюрацией, а прибор, в котором совершается этот процесс,— карбюратором. Простейший карбюратор состоит из поплавковой и смесительной камер. В поплавковой камере помещаются поплавок, укрепленный шарнир-но на оси, и игольчатый клапан. В смесительной камере расположены диффузор, жиклер с распылителем и дроссельная заслонка. Жиклер представляет собой резьбовую пробку с калиброванным отверстием, рассчитанным на протекание определенного количества топлива в единицу времени.

Рис. 4. Схема простейшего карбюратора:
1 — поплавковая камера, 2 — поплавок, 3 и 7 — игольчатый и впускной клапаны, 4 — распылитель, 5 — диффузор, 6 — дроссельная заслонка, 8 — впускной трубопровод, 9 — топливный жиклер

Во время такта впуска в цилиндре, впускном трубопроводе и смесительной камере карбюратора создается разрежение, под Действием которого из распылителя вытекает бензин. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в суженной части диффузора у отверстия распылителя наибольшая и достигает 50—150 м/с. Капельки бензина, попадая в Движущуюся с такой скоростью струю воздуха, размельчаются, испаряются и, смешиваясь с воздухом, образуют горючую смесь.

Уровень бензина в поплавковой камере поддерживается постоянным с помощью поплавка с игольчатым клапаном.

Простейший карбюратор с одним жиклером обеспечивает необходимый состав горючей смеси только при определенных частоте вращения коленчатого вала и нагрузке на двигатель. Учитывая, что при движении автомобиля нагрузка на двигатель и частота вращения коленчатого вала постоянно меняются, необходимо соответственно изменять и состав горючей смеси. Это обеспечивается введением в конструкцию карбюратора дополнительных систем и устройств. Такими устройствами являются: главная дозирующая система, система холостого хода, экономайзер, ускорительный насос и пусковое устройство.

Дополнительные системы и устройства карбюратора. Главная дозирующая система обеспечивает приготовление нормальной или обедненной горючей смеси при работе двигателя на средних нагрузках за счет пневматического торможения топлива.

По мере открытия дроссельной заслонки и увеличения разрежения в диффузоре увеличивается скорость истечения топлива из распылителя, но обогащения смеси при этом не происходит, так как через воздушный жиклер в распылитель начнет поступать дополнительное количество воздуха, который уменьшает разрежение у распылителя и тормозит тем самым поступление топлива. В результате из распылителя будет поступать смесь воздуха с топливом (эмульсия), что обеспечивает получение обедненной горючей смеси постоянного состава.

Система холостого хода предназначена для обеспечения устойчивой работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала, когда дроссельная заслонка прикрыта и главная дозирующая система почти не работает. В системе холостого хода имеются два отверстия, располагающиеся обычно выше и ниже прикрытой дроссельной заслонки. Они соединяют поплавковую камеру с задроссельным пространством, где образуется разрежение. Под действием разрежения топливо проходит через топливный жиклер системы холостого хода, смешивается с проходящим через воздушный жиклер воздухом и поступает в виде эмульсии через нижнее отверстие в смесительную камеру карбюратора. Через верхнее отверстие поступает воздух, который смешивается с эмульсией. При повышении частоты вращения коленчатого вала дроссельная заслонка приоткрывается и из оказавшегося в разреженном задроссельном пространстве верхнего отверстия также поступает эмульсия, что обеспечивает плавный переход от режима холостого хода к малым нагрузкам.

Регулировка частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу осуществляется двумя регулировочными винтами: винтом качества смеси, изменяющим сечение нижнего выходного отверстия, и винтом количества смеси (упорным винтом дроссельной заслонки), ограничивающим степень ее открытия.

Рис. 5. Дополнительные системы и устройства карбюратора:
а — главная дозирующая система, б — система холостого хода, в — экономайзер, г — ускорительный насос, д — пусковое устройство: 1 — дроссельная заслонка, 2—смесительная камера, 3 — распылитель, 4 — диффузор, 5 и 7 — воздушный и топливный жиклеры главной дозирующей системы, 6 — поплавковая камера, 8 — винт регулировки качества смеси системы холостого хода, 9 — верхнее и нижнее отверстия системы холостого хода. 10 — эмульсионный канал, 11 и 12 — воздушный и топливный жиклеры системы холостого хода, 13 — планка, 14 — шток привода экономайзера, 15 — тяга, 16 и 19 — клапан и жиклер экономайзера, 17 — серьга, 18 — пружина клапана, 20 — рычаг, 21 — нагнетательный клапан, 22, 23, 24 и 27 — распылитель, колодец, шток и поршень ускорительного насоса, 25 — пружина штока, 26 — обратный клапан. 28—воздушная заслонка, 29—клапан воздушной заслонки

Экономайзер предназначен для обогащения горючей смеси при работе двигателя на больших нагрузках. При этом открывается соединенный с дроссельной заслонкой рычагом, тягой с планкой и толкателем клапан экономайзера, и в главную дозирующую систему или в смесительную камеру через жиклер экономайзера поступает дополнительное топливо, обогащающее горючую смесь.

Ускорительный насос предназначен для кратковременного обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки. При этом поршень, соединенный с дроссельной заслонкой рычагом, тягой с планкой и пружиной, создает в колодце повышенное давление, под действием которого закрывается обратный клапан, препятствующий перетеканию топлива в поплавковую камеру. Одновременно, через открывшийся нагнетательный клапан и распылитель ускорительного насоса в смесительную камеру поступает порция топлива, обогащающая горючую смесь, после чего нагнетательный клапан опускается под действием силы тяжести и прекращает поступление топлива.

Пусковое устройство, предназначенное для обогащения горючей смеси при пуске и прогреве холодного двигателя, представляет собой воздушную заслонку, при закрывании которой увеличивается разрежение в смесительной камере, вызывающее увеличение поступления топлива и получение богатой горючей смеси. Для предотвращения чрезмерного обогащения горючей смеси, чтобы двигатель не остановился из-за недостатка воздуха, на воздушной заслонке имеется клапан, открывающийся при значительном увеличении разрежения в смесительной камере.

Кроме рассмотренных карбюраторы грузовых автомобилей имеют устройства, ограничивающие максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, и систему балансировки.

На двигателях 3M3-53, ЭИЛ-130 и ГАЗ-24 устанавливаются двухкамерные карбюраторы соответственно К-126Б, К-88А и К-126Г. Карбюратор К-126Б (рис. 16) имеет общую на обе смесительные камеры балансированную поплавковую камеру, которая сообщается с атмосферой не непосредственно, а с помощью канала, выведенного в полость воздушного патрубка карбюратора над воздушной заслонкой. При этом в случае сильного загрязнения воздушного фильтра горючая смесь не будет обогащаться, так как топливо через жиклеры поступает под действием разности давлений в поплавковой камере и диффузоре, которая при изменении сопротивления в воздушном фильтре изменяться не будет. Каждая смесительная камера действует на четыре цилиндра двигателя.

Главная дозирующая система и система холостого хода имеются в каждой смесительной камере. Ускорительный насос, экономайзер и пусковое устройство — общие на обе смесительные камеры карбюратора.

В экономайзер с механическим приводом входят клапан, общий для обеих камер, два жиклера и два распылителя, конструктивно объединенные с распылителями ускорительного насоса.

Ускорительный насос состоит из поршня, обратного и нагнетательного клапанов, двух распылителей и привода.

Рис. 6. Схема карбюратора К-126Б:
1 — планка штоков привода экономайзера и ускорительного насоса, 2 — шток поршня ускорительного насоса, 3 — воздушный патрубок карбюратора, 4 — промежуточный рычаг привода ускорительного насоса и экономайзера, 5 — воздушный жиклер с эмульсионной трубкой главной дозирующей системы, 6 и 31 — малый и большой диффузоры, 7 — балансировочный канал поплавковой камеры, 8 — распылитель главной дозирующей системы, 9 и 15 — топливный и воздушный жиклеры системы холостого хода, 10 — клапан воздушной заслонки, 11 — воздушная заслонка, 12 — форсунка-распылитель ускорительного насоса и экономайзера, 13 — винт крепления форсунки, 14 и 36 — Нагнетательный и обратный клапаны ускорительного насоса, 16 — игольчатый клапан поплавковой камеры, 17 — сетчатый фильтр, 18 — поплавок, 19 — смотровое окно, 20 — пробка, 2 — вакуумная камера ограничителя частоты вращения коленчатого вала, 22 — диафрагма вакуумной камеры, 23 — валик и рычаг дроссельных заслонок, 24 — пружина, 25 — главный топливный жиклер, 26 дроссельная заслонка, 27 — регулировочный винт качества смеси, 28 — топливный жиклер экономайзера, 29 — канал системы холостого хода, 30 — отверстия системы холостого хода, 32— нижний патрубок, 33 — топливный канал ускорительного насоса, 34 — канал экономайзера, 35 — рычаг привода дроссельных заслонок, 37 — поплавковая камера, 38 — клапан экономайзера, 39 — поршень ускорительного насоса, 40 — шток привода экономайзера

Воздушная заслонка с двумя автоматическими Клапанами — общая для обеих камер.

Карбюратор имеет вакуумную камеру для ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала. Она соединена трубопроводом с датчиком, установленным на крышке распределительных шестерен двигателя и получающим вращение от распределительного вала. Датчик, кроме того, соединяется трубопроводом с воздушным патрубком карбюратора.

Рис. 7. Схема работы ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала:
1 — шток, 2 — двуплечий рычаг, 3 и 14 — пружины, 4 и 6 — полости под и над диафрагмой, 5 — диафрагма, 7 — вакуумная камера, 8 и 25 — каналы корпуса, 9 и 10 — отверстия, 11 — седло клапана, 12 — клапан, 13— вал ротора, 15 — ротор, 16 — пробка, 17 — регулировочный винт, 18 — корпус датчика, 19 — канал вала ротора, 20 и 21 — трубопроводы, 22 — ось дроссельных заслонок, 23 и 24 — жиклеры

Когда частота вращения коленчатого вала двигателя не превышает нормальную, клапан датчика открыт и полость над диафрагмой сообщается с полостью под диафрагмой и с воздушным патрубком карбюратора. При этом разрежение, передаваемое из смесительной камеры в полость над Диафрагмой, незначительное, и диафрагма под действием пружины удерживается в нижнем положении. При увеличении частоты вращения сверх установленной клапан датчика под действием центробежной силы, преодолевая сопротивление пружины, закрывается, разрежение из смесительной камеры через жиклеры полностью передается в полость над диафрагмой, и диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вверх, прикрывая дроссельные заслонки. В результате частота вращения коленчатого вала уменьшается.

Приборы подачи топлива и воздуха, подогрев горючей смеси.

Топливный бак изготовлен из листовой стали с внутренними перегородками. Заливная горловина герметически закрывается пробкой, имеющей паровой и воздушный клапаны. В пробке бака дизельного автомобиля клапанов нет. Сообщение с атмосферой осуществляется с помощью специальной трубки.

Топливные фильтры устанавливают по пути следования топлива для очистки его от механических примесей. Первый (сетчатый) фильтр расположен в наливной горловине бака, между баком и топливным насосом устанавливается фильтр-отстойник, следующий (сетчатый) фильтр помещен в топливном насосе. Между топливным насосом и карбюратором устанавливается фильтр тонкой очистки топлива, состоящий из корпуса, стакана-отстойника и керамического фильтрующего элемента. И последний фильтр находится во входном отверстии карбюратора.

Топливопроводы изготовляют из металлических трубок и шлангов из бензо-стойкой резины и соединяют с приборами питания с помощью штуцеров и накидных гаек.

Воздушный фильтр инерционно-масляного типа служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, и состоит из корпуса и крышки с фильтрующим элементом из капронового волокна (рис. 18). В нижней части корпуса размещается масляная ванна, заполняемая маслом до уровня метки, имеющейся снаружи корпуса.

Загрязненный наружный воздух под действием разрежения в карбюраторе поступает через кольцевую щель между корпусом и крышкой фильтра и движется вниз. У поверхности масла он резко поворачивает вверх и через патрубок поступает в карбюратор. При этом тяжелые крупные частицы пыли, продолжая движение по инерции, ударяются о слой масла и остаются в нем.

Воздушный фильтр двигателя КамАЗ-740 — двухступенчатый, со сменным картонным фильтрующим элементом.

Топливный насос диафрагменного типа служит для подачи топлива из топливного бака в карбюратор. Между головкой и корпусом установлена диафрагма, средняя часть которой соединена со штоком. Другим (нижним) концом шток соединен коромыслом, укрепляемым на оси. Под диафрагмой на шток надеты уплотнитель и пружина.

Рис. 8. Воздушный фильтр:
1 — фильтрующий элемент, 2 — барашковая гайка, 3 — стержень, 4 — патрубок соединения с компрессором, 5 — трубка сообщения с картером двигателя, 6 — патрубок для присоединения к карбюратору, 7 — масляная ванна

В головке насоса помещены впускные и выпускные клапаны с пружинами и сетчатый фильтр.

Привод насос получает от эксцентрика, имеющегося на распределительном валу, непосредственно через коромысло (ГАЭ-53А, ГАЗ-24) или через штангу (ЗИЛ-130). У насоса предусмотрен также рычаг для ручной подкачки.

Когда эксцентрик набегает на штангу, последняя нажимает на коромысло, которое оттягивает вниз шток с диафрагмой. При этом над диафрагмой создается разрежение, под действием которого топливо будет поступать из бака по топливопроводу в отстойник и далее через сетчатый фильтр и впускные клапаны в наддиафрагменную полость. При выходе эксцентрика из-под штанги диафрагма под действием пружины поднимается вверх, создается избыточное давление топлива (0,017—0,023 МПа), под действием которого впускные клапаны закрываются, а выпускной открывается, и топливо подается по топливопроводу в поплавковую камеру карбюратора.

Когда игольчатый клапан карбюратора закроется, топливный насос будет работать вхолостую, так как пружина, установленная под диафрагмой, не в состоянии поднять ее кверху, чтобы открыть игольчатый клапан поплавковой камеры, который прижимается к седлу с силой 0,030—0,035 МПа. В это время двуплечий рычаг качается на своей оси свободно (холостой ход).

Впускной и выпускной трубопроводы отл и-вают совместно или отдельно. Впускной трубопровод отливают из чугуна или алюминиевого сплава, выпускной — всегда из чугуна. На двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 — по два выпускных трубопровода и две приемные трубы, сообщающиеся с общим глушителем.

Глушитель служит для уменьшения шума при выходе отработавших газов в атмосферу. Он представляет собой трубу с отверстиями, помещенную внутри коробки из листовой стали. Пространство вокруг трубы разделено перегородками на несколько полостей.

Проходя через отдельные полости корпуса, газы остывают и теряют скорость, следствием чего и является уменьшение шума при их последующем выходе в атмосферу.

Рис. 9. Схема работы топливного насоса Б-9:
а — всасывание топлива, б — нагнетание топлива; 1 — крышка, 2 — сетчатый фильтр, 3 — впускной клапан, 4 — коромысло, 5 — штанга, 6 — эксцентрик распределительного вала, 7 — головка, 8 — корпус, 9 — рычаг ручной подкачки, 10 — шток, 11 — диафрагма

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства