Строительные машины и оборудование, справочник





Система смазки двигателей

Категория:
   Устройства автотракторных двигателей


Система смазки двигателей

Назначение смазки: понижение трения и износа деталей, охлаждение поверхностей и очистка их от нагара и продуктов износа, защита деталей от коррозии.

Сущность процесса смазки состоит в том, что молекулы масла, распространяясь по трущимся поверхностям, смачивают их. Те слои молекул, которые непосредственно контактируются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними, и трение происходит в основном между слоями молекул. Такой вид трения называется жидкостным, и к нему необходимо стремиться. При этом минимальная толщина масляного слоя должна быть больше суммы шероховатостей трущихся деталей.

Основные свойства смазочных масел. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами масла и является важнейшей характеристикой автотракторного моторного масла. Она должна быть не чрезмерно высокой и не слишком малой. В первом случае повышается трение и увеличиваются потери энергии на него, кроме того, ухудшается охлаждение деталей, при малой вязкости масло выдавливается из зазоров деталей, что приводит к полужидкостному трению. Вязкость измеряется сантистоксами.



Кислотное число — характеристика агрессивности масла, измеряемая условным количеством щелочи, которое необходимо ввести в порцию масла для его полной нейтрализации.

Другими контролируемыми свойствами масла являются температура застывания, температура вспышки, коксуемость, зольность и прочие.

Для карбюраторных двигателей применяются масла марок: АКЗп-6 (М6Б), АСп-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АКЗп-10 (М10Б), АКп-10 (М10Б) и др. Для дизелей применяются масла марок ДС-8 (М8Б, М8В), ДС-11 (М10Б) и другие. В марках буквы А, М и Д означают соответственно автомобильное, моторное и дизельное масло; буква С — способ очистки; буква 3 — наличие специального загустителя; буква «п» — наличие присадок. Цифра — показатель кинематической вязкости в сантистоксах (при 100 °С).

Система смазки и ее элементы. Смешаная система смазки, применяемая на современных автотракторных двигателях, обеспечивает смазку под давлением шеек коленчатого и распределительного валов и деталей газораспределения, а разбрызгиванием — стенок цилиндров и вспомогательных деталей.
Основные части системы смазки: масляный насос, фильтры и масляный радиатор.

Масляный насос забирает масло из маслоприемника, находящегося в поддоне картера, и подает его под давлением в масляную магистраль. Для этой цели обычно применяется шестеренчатый насос. На крышке насоса установлен редукционный, клапан, ограничивающий максимальное давление в системе (не более 0,3—0,4 МПа).

Фильтры, применяемые в систем смазки двигателей, подразделяются на фильтры грубой и тонкой очистки масла, а также фильтры центробежной очистки (центрифуги).

Фильтр грубой очистки масла выполняют пластинчатым. Масло, нагнетаемое насосом, попадает в фильтре в тонкие каналы (0,08—0,1 мм), образуемые фигурными пластинами, собранными на валике фильтра, и, проходя через эти щели, очищается. Через фильтр грубой очистки проходит все масло (100%).
Фильтр тонкой очистки устраивают щелевого типа. Он состоит из корпуса с крышкой, сменного фильтрующего элемента и центральной трубки. Фильтрующий элемент распространенного типа АСФО состоит из набора картонных пластин и прокладок с радиальными каналами на перемычках. Через фильтр тонкой очистки проходит небольшая часть масла.

Фильтр центробежной очистки масла состоит из корпуса с осью, на которой на подшипнике установлен ротор с жиклерами, направленными в разные стороны. Под действием момента реактивных сил вытекающих из жиклеров струй масла ротор быстро вращается и по принципу центрифугирования очищает масло. Этот фильтр используют для тонкой очистки или в качестве единственного (например, в двигателе ЗИЛ-130 позднейших выпусков).

Масляной радиатор служит для охлаждения масла при чрезмерном его нагреве в жаркое время или в тяжелых условиях работы. Он может быть двух видов:
воздушно-масляный радиатор, охлаждающий масло воздухом, проходящим через радиатор, и устанавливаемый ниже радиатора жидкостного охлаждения;
водо-масляный радиатор, связанный с системой охлаждения и охлаждающий масло потоком воды, омывающей радиатор (его размещают в любом месте двигателя).

Читать далее:

Категория: - Устройства автотракторных двигателей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины