Строительные машины и оборудование, справочник






Система смазки двигателя автомобиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Система смазки двигателя автомобиля

Система смазки предназначается для подачи масла ко всем трущимся поверхностям деталей при работе двигателя. Смазка уменьшает трение и тем самым уменьшает износ деталей, она охлаждает трущиеся поверхности, смывает нагар и металлическую пыль и защищает детали от коррозии.

Смазочные материалы должны отвечать следующим требованиям: обладать достаточной вязкостью, но не вызывающей слишком больших потерь мощности; обеспечивать высокую прочность масляной пленки, исключающую контакт металлических поверхностей; обеспечивать надежную защиту деталей от коррозии; обладать способностью сохранять свои свойства в различных условиях применения. Масла не должны разлагаться и вызывать выпадения осадков и отложений.

В обозначении марок масел буква А указывает, что это масло для карбюраторных двигателей, буква Д — масло для дизелей; буква С в маслах для карбюраторных двигателей соответствует маслам селективной очистки, а для дизелей означает происхождение масла из сернистых нефтей; буква К—масло кислотно-кон-тактной очистки; буква 3 — наличие специального загустителя, буква п — масло с присадкой; цифра после букв указывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах (сст).



Присадки улучшают качество масел, повышают их смазочные и антикоррозионные свойства, а также понижают вязкость при низких температурах и т. д.

Для V-образных двигателей автомобилей ГАЗ-53А и Урал-377 применяют всесезонное масло АС-8 (М8Б), а для двигателей ЗИЛ-130 — масло АС-8 или АСЗп-10. Для дизелей Ярославского моторного завода применяют масло ДС-11 летом и ДС-8 зимой.

Для смазки механизмов трансмиссии применяют автотракторные трансмиссионные масла (нигролы) летние и зимние. Лучшими смазочными свойствами обладают автомобильные трансмиссионные масла ТАп-15 и ТАп-10. В качестве густой смазки для автомобилей применяют солидолы и консталины.

Система смазки современного автомобильного двигателя комбинированная, т. е. к наиболее нагруженным деталям подводится масло под давлением, а остальные детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.

Рис. 1. Система смазки V-образного двигателя (автомобиля ЗИЛ-130):
1 — коленчатый вал, 2 — маслоприемник, 3 — масляный насос, 4. 8, 9, 10 и 14 — каналы, 5 — фильтр грубой очистки, 6 — центробежный фильтр тонкой очистки, 7 — распределительная камера, 11 —ось коромысел, 12 — толкатель, 13 — распределительный вал

В комбинированную систему смазки входят поддон картера двигателя, маслоприемник, масляный насос, фильтры грубой и тонкой очистки, масляный радиатор, указатель давления масла и трубопроводы.

Система смазки V-образного двигателя показана на рис. 1. По каналу масляный насос нагнетает масло в корпус масляных фильтров. Из фильтра грубой очистки масло поступает в распределительную камеру, а затем в магистральные каналы. Из канала масло поступает к толкателям и к пяти коренным подшипникам коленчатого вала. От коренных подшипников масло поступает по каналам в коленчатом валу к шатунным подшипникам и по каналам в блоке цилиндров к четырем подшипникам распределительного вала. К заднему подшипнику распределительного вала масло поступает из распределительной камеры. Через отверстие в средней шейке распределительного вала масло по каналам подается к средней стойке полой оси коромысел. Из оси масло поступает к втулкам коромысел, а по каналам в коротких плечах коромысел — к сферическим наконечникам толкающих штанг.

В нижних головках шатунов имеются отверстия, при совпадении которых с каналами шеек коленчатого вала происходит впрыскивание масла на стенки цилиндров. Из канала масло поступает в систему смазки компрессора. Часть масла из фильтра попадает в центробежный фильтр тонкой очистки масла, откуда оно сливается в картер двигателя.

Рис. 2. Поперечный (а) и продольный (б) разрезы двухсекционного масляного насоса:
1 — ведущая шестерня верхней секции, 2 — ведомая шестерня верхней секции, 3 — редукционный клапан (плунжерный), 4 — ведущая шестерня нижней секции, 5 — ведомая шестерня нижней секции, 6 — перепускной клапан, 7— кран масляного радиатора, S —вал масляного насоса

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя. Применяются одно- и двухсекционные шестеренчатые масляные насосы (рис. 2). В каждой секции двухсекционного насоса имеется по две шестерни. Ведущие шестерни обеих секций установлены на шпонках на одном валу, приводимом в действие от шестерни распределительного вала двигателя.

С ведущими шестернями находится в постоянном зацеплении ведомые шестерни, свободно вращающиеся на осях. При вращении вала насоса масло, поступающее из картера двигателя, попадая во впадины между зубьями шестерен верхней секции, переносится в нагнетательную полость, откуда поступает в систему смазки двигателя.

Редукционный клапан верхней секции отрегулирован на давление 314 кн/м2 (3,2 кГ/см2). Шестерни нижней секции насоса подают масло в масляный радиатор. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 118 кн/м2 (1,2 кГ/см2).

Для предварительной очистки масла от механических примесей на маслоприемнике насоса установлен сетчатый фильтр.

Рис. 3. Фильтр грубой очистки масла:
1 — перепускной клапан, 2 — стержень, 3 — валик, 4 — стойка, 5 — очищающая пластина, 6 — промежуточная пластина, 7 — фильтрующая пластина, 8 — рукоятка

Масляные фильтры. В процессе работы двигателя масло засоряется металлическими частичками, образующимися при износе деталей, частицами нагара, смолой и другими механическими примесями. Для очистки масла от этих примесей служат фильтры грубой и тонкой очистки или специальные центробежные фильтры (центрифуги).

Фильтр грубой очистки масла включается в систему смазки двигателя последовательно, поэтому через него проходит все масло, подаваемое насосом в главную магистраль.

На рис. 3 показан пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки, в котором имеется набор фильтрующих пластин и промежуточных пластин (звездочек). Между пластинами образуется щель (0,09—0,1 мм), которая определяет размер частиц, проходящих через фильтр.

В щели между пластинами входят очищающие пластины б (толщиной 0,07—0,08 мм), набранные на стержень.

При последовательном включении фильтра обязательна устя новка перепускного клапана, открывающего проход для неочищенного масла к смазываемым точкам в случае загрязнения фильтра или при работе двигателя на густом (холодном) масле. Этот клапан регулируют на разность давлений во впускных и выпускных каналах фильтра 70—90 кн/м2 (0,7—0,9 кГ/см2).

Ежедневная очистка фильтрующих пластин в процессе эксплуатации осуществляется поворотом рукоятки 8 фильтра на полтора-два оборота.

Рис. 4. Фильтр тонкой очистки масла:
1 — выпускной шланг, 2 —сливная пробка, 3 — фильтрующий элемент, 4 — впускной шланг, 5 — корпус, 6 — прокладка фильтрующего элемента, 7 — диск фильтрующего элемента, 8 — центральный стержень

Фильтр тонкой очистки масла (рис. 4) имеет корпус и сменный фильтрующий элемент. Для тонкой очистки масла применяют фильтры с картонными фильтрующими элементами АСФО (автомобильный суперфильтр-отстойник), ДАСФО, ЭФА и ЛБФ. Такие фильтры задерживают механические примеси размером до 0,001 мм, а также смолы и нагар.

Фильтрующий элемент (например, ДАСФО-2) состоит из набора фигурных картонных прокладок толщиной 3—3,5 мм и проложенных между ними дисков из тонкого (толщиной 0,5 мм) картона. Масло, просочившееся через поры картонных прокладок и дисков фильтрующего элемента, по маслосборным прорезям в прокладках поступает в центральное отверстие элемента, а затем через калиброванное отверстие (диаметром 1,6—1,7 мм) в верхней части стержня проникает внутрь стержня и выходит из фильтра через нижний штуцер по шлангу.

Калиброванное отверстие не допускает падения давления масла в системе смазки в случае неисправности или малого сопротивления фильтрующего элемента.

Наличие перепускных отверстий в нижней крышке фильтрующего элемента обеспечивает быстрое вытеснение из корпуса фильтра тонкой очистки холодного масла при пуске двигателя.

Фильтр тонкой очистки включается в систему смазки параллельно основной масляной магистрали двигателя и через него проходит лишь небольшая часть (10%) масла, поступающего из фильтра грубой очистки. Очищенное в фильтре тонкой очистки масло отводится в масляный картер двигателя.

На рис. 5 показан фильтрующий элемент полнопоточного фильтра двигателя автомобиля «Москвич-412». Между внутренним каркасом и наружным цилиндром расположены гофры фильтрующей бумаги, пропитанной спиртовым раствором бакелитового лака. Торцовые крышки герметично соединены с гофрированным цилиндром и каркасом клеем.

На двигателях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 и ЯМЭ-238 устанавливается центробежный фильтр тонкой очистки (центрифуга), который обладает высокой эффективностью очистки масла. Масло из системы смазки двигателя поступает в фильтр через пустотелую ось ротора. Из пространства под колпаком оно проходит через сетчатый фильтр и жиклеры в полость корпуса фильтра, откуда стекает в картер двигателя. Под действием струй масла, выбрасываемых из жиклеров, ротор приводится в быстрое вращательное движение (ротор вращается на бронзовых втулках). При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них. Эффективность действия фильтра центробежной очистки масла почти не изменяется по времени, и он может быть легко и быстро очищен от осадков без замены деталей.

Центробежный фильтр тонкой очистки, показанный на рис. 6, а, включается в систему смазки параллельно. На двигателях ЗИЛ-130 устанавливают полнопоточной центробежный фильтр тонкой очистки, вклю чаемый в масляную систему последовательно. Фильтр грубой очистки масла отсутствует.

Масло подается насосом по каналу В (рис. 6, б) под вставку. Часть масла, пройдя сетчатый фильтр, подается к двум жиклерам, а другая часть масла, попадая под колпак, подвергается центробежной очистке при вращении ротора. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, подается в радиальные отверстия оси и через трубку поступает (см. отверстие Г) в распределительную камеру блока цилиндров двигателя.

Перепускной клапан при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя или густом масле (при пуске двигателя) перепускает часть масла в распределительную камеру, минуя фильтр.

Масло охлаждается при движении автомобиля благодаря обдуву воздухом картера двигателя, а также при прохождении через трубчатый масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя.

Рис. 5. Фильтрующий элемент полнопоточного фильтра:
1 — внутренний каркас, 2 — гофры, 3 — наружный цилиндр

Масляный радиатор двигателя ЗИЛ-130 включен постоянно. Его отключают только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0°С. При низкой температуре в зимнее время масляный радиатор может быть отключен при помощи специального крана.

На двигателе автомобиля ГАЗ-53А масляный радиатор включают краном, расположенным в передней части двигателя справа, при температуре окружающего воздуха выше 20° С и при работе в тяжелых дорожных условиях. Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан, при давлении в системе смазки более 98 кн/м2 (1 кГ/см2). Пройдя через радиатор, масло сливается в картер двигателя.

Вентиляция картера необходима для охлаждения масла и для освобождения картера от отработавших газов, паров топлива и воды, проникающих туда через неплотности поршневых колец и разжижающих и загрязняющих масло.

Рис. 6. Фильтры тонкой очистки масла:

На рис. 7 показана схема принудительной вентиляции картера восьмицилиндрового V-образного двигателя. Осуществляется она соединением картера с впускным трубопроводом. Свежий воздух поступает в картер через воздушный фильтр маслоналивной горловины. В систему вентиляции картера включен клапан, установленный на впускном трубопроводе. Перед клапаном расположен маслоуловитель, отделяющий частицы масла от газов, отсасываемых из картера.

Рис. 7. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130

Когда дроссели карбюратора прикрыты, под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан, поднимаясь вверх, входит верхним концом в отверстие штуцера, уменьшая проходное сечение канала.

При полном открытии дросселей, когда разрежение во впускном трубопроводе снижается, клапан под действием собственного веса опускается и полностью открывает пропускное отверстие.

Двигатель может иметь открытую вентиляцию картера. Нижний конец отсасывающей трубки при этом имеет косой срез, направленный назад. При движении автомобиля у среза создается разрежение, в результате которого газы отсасываются из картера. Разрежение из картера передается под крышку коромысел, и туда из воздушного фильтра поступает воздух.

О неисправности системы смазки можно судить по повышенному или пониженному давлению масла, а также по ухудшению его качества. Давление масла может снизиться вследствие износа подшипников коленчатого вала, подтекания масла в масляной магистрали, малой вязкости масла или его недостатка, неисправности масляного насоса и редукционного клапана. Повышение давления масла является следствием засорения маслопроводов, применения несоответствующих масел, заедания редукционного клапана.

В системе смазки могут возникнуть также такие неисправности: засорение фильтров грубой и тонкой очистки; нарушение работы указателя давления масла; повреждение прокладок картера двигателя; нарушение герметичности уплотнения переднего и заднего концов коленчатого вала; нарушение работы системы вентиляции картера.

Уменьшение подачи масла к трущимся деталям двигателя или применение несоответствующего техническим условиям масла исключительно вредно сказывается на работе двигателя и может привести к поломкам деталей и авариям. Например, недостаточное поступление масла к шейкам коленчатого вала приводит к выплавлению подшипников.

Подтекание масла через неплотности в соединениях маслопроводов устраняют подтяжкой. Неисправность масляного насоса устраняют при частичной его разборке путем замены прокладок и других изношенных деталей. Устранение неисправностей масляных фильтров сводится к пайке и заварке трещин, выправлению вмятин корпуса и пластин, прогонке резьбы и замене прокладок.

Перед сборкой приборов смазки все каналы тщательно очищают от продуктов коксования и загрязненного масла, затем промывают и продувают сжатым воздухом.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины