Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация экскаваторов

Публикация:
   Система смазки двигателя экскаватора

Читать далее:




Система смазки двигателя экскаватора

Система смазки двигателя служит для подачи масла при определенной температуре и под определенным давлением к трущимся поверхностям деталей с целью уменьшения их износа от трения.

В зависимости от способа подачи масла различают бмазку разбрызгиванием, смазку под давлением, или принудительную, и комбинированную смазку. Система смазки трущихся деталей двигателя под давлением конструктивно сложна и поэтому не используется. Смазку разбрызгиванием применяют только на пусковых двигателях. На большинстве двигателей применяют комбинированную систему смазки.

Комбинированная система смазки имеет устройства для очистки и охлаждения масла, благодаря которым снижается расход масла, уменьшается износ деталей, улучшается компрессия в цилиндрах и снижаются потери мощности двигателя на тление.

На рис. 116 представлена система комбинированной смазки дизеля Д-48. При работе дизеля с помощью привода вращаемся вал масляного насоса. Через приемник он всасывает масло из картера и по патрубку и сверлениям в блоке цилиндров подает его в корпус масляных фильтров. Отсюда, минуя фильтрующие цементы, по сверлениям в корпусе и трубке масло подается в верхний коллектор масляного радиатора.

Опускаясь по трубкам радиатора и охлаждаясь, масло из нижнего коллектора радиатора возвращается в корпус масляных фильтров, проходит по сверлению в корпусе и попадает в наружную полость фильтра грубой очистки. После фильтрации основной объем масла поступает в поперечную масляную магистраль двигателя. Часть масла по литому каналу во фланце корпуса фильтров и сверлению в оси идет в ротор фильтра тонкой очистки, а затем сливается в картер.

Если зазоры между витками фильтрующего элемента грубой очистки засорены, то нефильтрованное масло попадает в систему смазки помимо фильтра через перепускной клапан.

Из поперечной магистрали, проходящей поперек блока цилиндров, масло стекает по наклонным каналам в блоке к третьему коренному подшипнику и к средней шейке распределительного вала. От третьей коренной шейки по каналам в коленчатом валу масло течет ко второй и тр‘етьей шатунным шейкам, заглушённым резьбовыми пробками. В полостях шатунных шеек масло очищается центробежным способом от тяжелых частиц (стружки, песка, смолы и т. д.), которые отбрасываются к наружной части полостей и там спрессовываются. Очищенное масло по трубкам в шатунных шейках и по каналам в коленчатом валу поступает к остальным шатунным и коренным подшипникам. В полостях первой и четвертой шатунных шеек масло очищается вторично.

От первого и пятого коренного подшипников пасло по наклонным сверлениям в блоке цилиндров перетекает к передней и задней шейкам распределительного вала. В передней шейке этого вала сделаны два пересекающихся сверления. При совпадении сверлений с подводящим каналом в блоке цилиндров масло пульсируй, щим потоком подходит к упорному фланцу распределительного вала и смазывает его.

Рис. 116. Система смазки дизеля Д-48:
1 – привод масляного насоса, 2 – масляный насос, 3 – манометр, 4 – дистанционный термометр 5 – масляный сливной клапан фильтра, 7 – промежуточная шестерня, 6 – редукционной клапан масляного фильтра, 9 – перепускнои клапан масляного фильтра, 10- маслоприемник, И – отводящий патрубок, 12 – картер, 13 – указатель уровня масла, 14 – канал отвода масла от фильтра, 15 — фильтр грубой очистки, 16 — центробежный фильтр тонкой очистки

В средней шейке вала также сделаны два пересекающихся радиальных сверления, по которым (при совпадении одного из них с каналом, подводящим масло из поперечной магистрали, а дру. гого — с вертикальным каналом в блоке цилиндров) масло пульсирующим потоком по вертикальному каналу в блоке и головке блока цилиндров, а также по маслоподводящей трубке вводится внутрь пустотелых валиков коромысел.

Через отверстия в валиках коромысел поступает масло, смазывающее коромысла, и через сверления в них — масло для смазки бойков коромысел, сферических поверхностей регулировочных винтов и наконечников штанг толкателей.

От первого коренного подшипника по кайЬлу в блока цилиндров масло подходит к пальцу промежуточной шестерни и затем по кольцевым канавкам и сверлениям в пальце, втулке и промежуточной шестерне смазывает эти детали, а также разбрызгивается на зубья распределительных шестерен.

От второго коренного подшипника по каналу в блоке цилиндров, наружной трубке и сверлениям в переднем щите системы распределения и ступице топливного насоса масло поступает для смазки втулки приводной шестерни насоса.

Перечисленные выше механизмы и детали двигателя смазываются под давлением; на остальные трущиеся поверхности масло разбрызгивается вращающимся шатунно-кривошипным механизмом. Масло забрасывается на зеркало каждого цилиндра и смазывает поверхности юбки поршня и поршневых колец.

Часть разбрызгиваемого коленчатым валом масла улавливается отверстием в верхней головке шатуна, откуда оно поступает к поршневому пальцу и втулке верхней головки шатуна. Частицы масла попадают также на кулачки распределительного вала.

Трущиеся поверхности толкателей смазываются маслом, стекающим с клапанного механизма через отверстия для штанг в головке блока цилиндров.

На валы приводных шестерен масляного насоса смазка поступает с распределительных шестерен, а также от первого коренйого подшипника через отверстие в кронштейне привода насоса.

Давление масла контролируют на щитке приборов манометром, к которому масло подводится по наружной трубке из сверления в корпусе фильтров.

На щитке приборов помещен также измеритель дистанционного термометра, приемник которого расположен в отделении грубой очистки фильтра.

Одноступенчатый шестеренный насос (рис. 117) систему смазки дизеля Д-48 установлен на крышке третьего коренного подшипника и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Производительность насоса 32 л/мин при давлении 6,5 кГ/см2 и температуре масла 75—80°. Насос состоит из чугунного корпуса с крышкой, ведущей и ведомой шестерен, редукционного клапана и маслоприемника, прикрепленного двумя болтами к нижнему фланцу корпуса.

Рис. 117. Масляный насос дизеля Д-48:
1 — корпус, 2— ведущая шестерня, 3 — крышка корпуса, 4 — вал ведущей шестерни, 5 — канал редукционного клапана, 6 — ведомая шестерня, 7 — чашка маслоприемника, 8 — сетка маслоприемника, 9 — пружинная скоба, 10 — соединительная муфта, 11 — стопорные кольца, 12 — промежуточный вал, 13 — вал шестерни привода, 14 — кронштейн привода, 15 — шестерня привода, 16 — упорная шайба, 17 — промежуточная шестерня, 18 — вал промежуточной шестерни, 19 — патрубок маслоприемника, 20 — пробка редукционного клапана, 21 — маслоотводящий патрубок, 22 — редукционный клапан, 23 — пружина редукционного клапана, 24 — регулировочная пробка

В корпусе сделаны два литых канала, соединенных с внутренней обработанной частью корпуса, в которой находятся шестерни.

Ведущая шестерня насажена на вал и закреплена на нем сегментной шпонкой. Вал вращается на двух бронзовых втулках: одна из них запрессована в корпус , а вторая — в крышку. Для ограничения осевого перемещения на валу установлено пружинное упорное кольцо.

Ведомая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней и вращается на оси, которая закреплена в корпусе насоса. В отверстие шестерни запрессована бронзовая втулка. Чтобы обеспечить плотное прилегание шестерен к корпусу и создать необходимые боковые зазоры (0,07—0,21 мм) по высоте при вращении шестерен, опорные поверхности корпуса и крышки прошлифованы.

Редукционный клапан, предназначенный для регулирования давления насоса, а следовательно и производительности, смонтирован в крышке. Клапан под действием спиральной пружины прижимается донышком к седлу.

Боковой поверхностью клапан закрывает отверстие в крышке сообщающее полость нагнетания в корпусе насоса с полостью всасывания.

Степень сжатия пружины изменяют, вращая пробку в резьбовом отверстии крышки; отверстие закрывают пробкой.

Маслоприемник состоит из чашки, внутри которой поме, щен приемный патрубок, и съемной сетки с большой поверхностью. С помощью пружинной скобы сетку закрепляют в чашке. Между корпусом насоса и чашкой, а также между чашкой и фланцем заборного патрубка ставят картонные прокладки.

Насос приводится во вращение от шестерни коленчатого вала, с которой входит в зацепление промежуточная шестерня, передающая вращение шестерне.

Вал шестерни привода соединен через промежуточный вал и муфту с валом ведущей шестерни насоса.

Литой кронштейн имеет два отверстия с четырьмя бронзовыми втулками и две лапы для крепления болтами к нижней плоскости щита распределения.

Схема фильтрации масла в дизеле Д-48 показана на рис. 118. Из нижней части картера по каналам в его стенках масло подается насосом в канал корпуса фильтров. В канале масло разветвляется на два параллельных потока, из которых один направляется для тонкой очистки в реактивную центрифугу, а другой — в фильтр грубой очистки.

Основной частью реактивной центрифуги является ротор, вращающийся на вертикальной оси, нижний конец которой установлен на резьбе в корпусе фильтров. Верхний конец оси закреплен в колпаке, закрывающем отделение тонкой очистки фильтров.

В центральном канале ротора запрессованы две бронзовые втулки, опирающиеся на шлифованные шейки оси.

В выточки днища ротора запрессованы две стальные маслопро-водящие трубки, в верхней части которых сделаны прорези, закрытые сетчатыми колпачками. Внизу трубки сообщаются с касательно расположенными каналами в днище ротора. На открытых концах каналов установлены форсунки с калиброванными отверстиями.

Масло поступает в ротор через продольный и поперечный каналы в оси и, заполняя внутреннюю полость ротора, вытекает с большой скоростью 1/3 форсунок каналов. Под действием струй масла ротор вращается с большим числом оборотов (около 6000 в мин).

Механические примеси отделяются от масла за счет действия на них центробежной силы, возникающей при вращении, и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора.

В роторе установлен отражательный стакан, который направляет масло, выходящее из поперечных каналов оси нижнюю часть корпуса центрифуги, чем предотвращается смывание отложений со стенок ротора.

Рис. 118. Схема фильтрации масла фильтрами грубой и тонкой очистки дизеля Д-48:
1 — входной масляный канал, 2 — псрепускной клапан, 3 — редукционный клапан, 4 — войлочные уплотнительные кольца, 5 — фильтрующий элемент грубой очистки, 6 — лента Фильтрующего элемента, 7 — гофрированный стакан, 8 — ротор, 9 — маслоприемные трубки, 10 — отражательный стакан. 11 — касательные каналы ротора, 12 — ось ротора, 13 — сливной клапан, 14 — корпус фильтров

Из каналов очищенное масло сначала сливается в корпус фильтров, а затем в картер двигателя.

Основной поток масла (около 90%) из канала направляется к фильтру грубой очистки, поступая к фильтрующему элементу либо через масляный радиатор, либо помимо него. В последнем случае под давлением масла должен открыться редукционный клапан Это происходит, если масло холодное и густое и ему легче преодолеть сопротивление пружины клапана, чем пройти через радиатор Горячее и жидкое масло свободно протекает при закрытом клапане через радиатор и поступает к фильтру грубой очистки охлажденным.

Фильтрующий элемент представляет собой намотку из металлической ленты с выступами высотой 0,07 мм. Благодаря им при наматывании ленты на гофрированный стакан между витками образуются щели. Через эти щелн масло проходит, а механические примеси задерживаются и оседают в полостях под колпаком.

Из фильтра грубой очистки масло поступает в главную магистраль, а оттуда — к смазываемым поверхностям.

В дизеле Д-108 используют комбинированную систему смазки (рис. 119), в которой под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, валики коромысел, поршневые пальцы. Остальные трущиеся детали дизеля смазываются разбрызгиванием. В систему смазки этого дизеля входят масляный насос с валом привода и маслоприемниками; масляные фильтры, очищающие масло, поступающее от насоса; мас-лораспределительная плита, распределяющая по маслопроводам масло, поступающее от насоса и фильтров; масляный радиатор, состоящий из верхнего и нижнего коллекторов, охлаждающих трубок с пластинами-и двух трубчатых стоек.

Трехсекц донный масляный насос дизеля Д-108 показан на рис. 120. Устройство и действие каждой его секции аналогично односекционному насосу.

Насос приводится в действие от распределительных шестерен и специального горизонтального вала, приводящего в движение вал 2 ведущих шестерен насоса. При 1000 об/мин вала производительность-насоса достигает не менее 35 л/мин.

Рис. 120. Трехсекционный масляный насос дизеля Д-108:
а — в разобранном виде, б — схема работы; 1 — передняя крышка, 2 — вал ведущих шестерен, 3 — ведущая нагнетательная шестерня, 4 — корпус нагнетательной секции, 5 — ведущие откачивающие шестерни, 6 — корпус передней откачивающей шестерни, 7 — корпус задней откачивающей секции, 8 — задняя крышка с кронштейном, 9 — труба заднего маслоприемникз, 10 — труба чагнетатадьной секции, 11 — ведомые откачивающие шестерни, 12 — плита откачивающей секции, 13 — корпус центрального маслоприемника, 14 — сетчатый фильтр, 15— плита нагнетательной секции, 16— сливная трубка, 17 — ось ведомых шестерен, 18 — ведомая нагнетательная шестерня, 19 — регулировочные винт редукционного клапана, 20 — nружина, 21 —поршень, 22 — передний маслоприемник с трубой

Нагнетательные и откачивающие секции разделены плитами. Ведущие шестерни закреплены на валу при помощи шпонок, а ведомые шестерни свободно установлены на оси. С торцов насос закрыт крышками.

Секции откачивающих шестерен через отдельные маслоприемники перекачивают масло из передней и задней частей картера в центральную его часть. Нагнетательная секция отсасывает масло из центрального маслоприемника (в корпусе которого помещен сетчатый фильтр) и нагнетает его по трубе через каналы в блоке цилиндров во внутреннюю камеру масляного фильтра.

Такое устройство позволяет надежно смазывать дизель во время движения экскаватора на подъемах и уклонах.

При температуре масла 75—85° насос создает на выходе давление 2—2,9 кг/см2. Давление поддерживается установленным в передней крышке редукционным клапаном, состоящим из поршня, пружины и регулировочного винта.

Редукционный клапан регулируют на давление 3—3,5 кГ/см2. Если давление повышается, то поршень перемещается, преодолевая сопротивление пружины, и избыток масла из нагнетательной секции насоса сливается в картер по сливной трубке.

В дизеле Д-108 установлено два параллельно работающих комплекта фильтрующих элементов грубой и тонкой очистки масла (рис. 121).

Кожухи фильтров установлены на корпусе и прижаты к нему крышками при помощи стяжных винтов, которые ввернуты в стержни, жестко закрепленные в корпусе.

Фильтрующий элемент тонкой очистки представляет собой кожух с отверстиями, в который вставлен такой же дырчатый каркас, обтянутый хлопчатобумажной тканью (миткалем).

Миткалевая обмотка предотвращает попадание волокон из набивки вместе с чистым маслом в поддон картера. В пространство между кожухом и каркасом плотно уложена набивка из хлопчатобумажных концов (путанки).

Снизу к кожуху приварена нижняя крышка. Верхняя крышка, прикрепляемая скрепками, является съемной.

Фильтрующий элемент тонкой очистки помещен внутри фильтрующего элемента грубой очистки и прижат ко дну сборной коробки пружиной через тарелку.

Ленточный щелевой фильтрующий элемент состоит из гофрированного стакана и фильтрующей ленты, намотанной на его поверхность. Благодаря выпуклостям на одной стороне латунной ленты между витками образуется зазор в 0,07 мм, проходя через который, масло очищается.

Через канал маслораспредел и тельной плиты масло от насоса поступает в камеру корпуса.

Рис. 121. Масляные фильтры дизеля Д-108:
а —в разобранном виде, б — схема работы; 1 — корпус, 2 — перепускной клапан, 3 — отверстие сливного канала фильтра тонкой очистки, 4—предохранительный клапан, 5 — маслоотводящий канал фильтра грубой очистки, 6— калиброванное отверстие, 7 — стержень, 8 —- фильтрующий элемент тонкой очистки, 9 — фильтрующий элемент грубой очистки, 10 — кожух, 11 — крышка кожуха, 12 — таулка. 13 — пружина, 14 — стяжной винт, 15—резиновая прокладка, 16 — гофрированный стакан, 17 — фильтрующая лента, 18— фильтрующего элемента тонкой очистки, 19 — крышка, 20 — каркас, набивкя,, 22 — сборная коробка, 23, 24, 25 – каналы

Из камеры масло идет внутрь кожуха, где фильтруется в элементах грубой и тонкой очистки. Пройдя фильтрующий элемент д масло из сборной коробки по каналам подается в главную магистраль дизеля.

В случае загрязнения фильтрующего элемента открывается предохранительный клапан и масло, минуя фильтр, направляется в главную магистраль.

К фильтрующему элементу масло поступает через отверстия в заклепках донышка фильтрующего элемента грубой очистки. Очистившись в хлопчатобумажной набивке от механических частиц и смол, масло протекает во внутреннее пространство каркаса, а отсюда через отверстие, канал в стержне, отверстие и канал оно стекает в поддон картера. За час работы все масло, залитое в картер, трижды проходит через фильтры тонкой очистки.

Трубки от масляного радиатора присоединяют к отверстиям. Из фильтров масло сливают через отверстие, закрытое пробкой.

Система смазки дизеля Д-108 в целом работает следующим образом. При пуске в ход двигателя от шестерни распределительного вала через промежуточную шестерню и вал привода вращение передается валу масляного насоса.

Откачивающими секциями насоса из передней и задней частей картера через маслоприемники масло подается в центральный резервуар, а оттуда нагнетательной секцией через средний мас-лоприемник — в боковую камеру маслораспределительной плиты. Затем масло поступает во внутреннюю камеру (рис. 121) корпуса масляных фильтров, далее по маслопроводу — в масляный радиатор (см. рис. 119) и после охлаждения возвращается в наружную камеру (рис. 121) корпуса масляных фильтров.

Основной поток масла очищается, проходя через зазоры между витками фильтрующей ленты, и заполняет верхнюю камеру масло-распределительной плиты, откуда по главному маслопроводу (см. рис. 119) и отдельным трубкам и каналам идет к трущимся поверхностям узлов двигателя и к масляному манометру.

При засорении фильтров масло будет поступать в главный маслопровод неочищенным через перепускной шариковый клапан фильтра. Чтобы система смазки всегда работала исправно, надо периодически очищать и промывать ленточные и заменять нитчатые фильтры.

Из главного маслопровода масло по трубкам подается к корен-ным подшипникам коленчатого вала и к валикам коромысел клапанов. От коренных подшипников по сверлениям в коленах вала Масло поступает к шатунным шейкам, затем по каналу в теле каждого шатуна — к верхним головкам шатунов, откуда через специальные отверстия впрыскивается на днища поршней для Их охлаждения.

Через зазоры в коренных и шатунных подшипниках масло вытекает наружу и разбрызгивается вращающимся валом, смазывая стенки цилиндров, поршни, толкатели, шейки и кулачки распределительного вала.

От переднего коренного подшипника масло частично отводится по каналу в блок-картере к специальному штуцеру и от него по маслопроводам, подается к переднему подшипнику распределительного вала, к большой и малой промежуточным шестерням и далее к подшипникам регулятора и водяного насоса.

Масло, вытекающее из втулок промежуточных шестерен, попадает на зубья распределительных шестерен и смазывает их. По трубкам из главного маслопровода масло поступает к деталям клапанного механизма, а затем, стекая в картер, смазывае штанги толкателей и декомпрессора, толкател^ и кулачки распределительного вала.

Систему смазки заполняют маслом через заливную горловину, имеющую общий корпус с сапуном, которым соединяют полость блока с атмосферой для уменьшения давления газов в картере двигателя. В сапуне сделана набивка из тонкой железной проволоки, предохраняющей от проникания пыли внутрь блока, а также от выбрасывания из него масла наружу.

С помощью масломерной линейки с надписями «полный» и «мало» определяют наибольший и наименьший допустимые уровни масла в резервуаре картера. Спускная пробка снабжена магнитом, улавливающим металлические чгустицы, попадающие вместе с маслом в картер.

У дизеля У2Д6 система смазки существенно отличается от систем, описанных выше, благодаря применению так называемого сухого картера. В этой системе запас масло находится не в резервуаре картера, а в специальном баке, устанавливаемом вблизи двигателя. У дизеля У2Д6 масло, собирающееся в картере, перекачивается двумя насосами в бак объемом 70—80 л, откуда третьим насосом подается в циркуляционную систему смазки, условно разделенную на внутреннюю и внешнюю.

Во внутреннюю часть системы входят: шестеренный трехсекционный масляный насос; фильтр, через который масло нагнетается насосом в дизель; магистраль, состоящая, из разветвленной сиетемы каналов, подводящих,масло ко всем поверхностям трения; наружные маслопроводы, расположенные на дизеле; манометр для измет-рения давления масла у входа в дизель и термометр для измерения температуры масла, выходящего из дизеля.

Во внешнюю часть системы входят трубопровод от дизеля к масляному радиатору, масляный радиатор, трубопровод от масляного радиатора к баку, бак с пеногасителем, трубопровод от бака к дизелю. Фильтры грубой очистки аналогичны по конструкции фильтру дизеля Д-48.

В последнее время находят все более широкое применение на ных двигателях сменные фильтры тонкой очистки масла, изгорбленные из картона. Этот материал менее дефицитен и дешевле, он облегчает периодическую замену фильтрующих элементов тонкой очистки при эксплуатации.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателя экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства