Строительные машины и оборудование, справочник






Система типизации машин


Категория:
   Методология конструирования машин


Система типизации машин

При создании различных конструкций машин одинакового назначения их производство, ремонт и эксплуатация значительно усложняются, уменьшается объем производства каждого типа, исключается взаимозаменяемость узлов и деталей, затрудняется унификация этих узлов и их деталей, а также внедрение высокопроизводительного специального оборудования и автоматизация производства. Поэтому для машин массового и серийного производства рекомендуется разрабатывать типажи машин с конкретными параметрами и размерами.

Под типажом машин понимается технически и экономически обоснованная совокупность типов и типоразмеров этих машин, объединенных общностью назначения и обладающих прогрессивными техническими показателями. Типаж разделяет машины на группы, подгруппы, классы, подклассы и т. д.

При разработке типажа в основу типажных подразделений должны закладываться базовые модели машин. Под базовой моделью понимается конструктивное исполнение машины, являющееся основой для ряда машин определенного типа или его различных модификаций. От правильности выбора базовой модели зависит технико-экономическая эффективность всей работы. Неудачно выбранная базовая модель ведет к крупным непроизводительным затратам как у изготовителей, так и у потребителей. Поэтому отбор базовой модели из общего числа машин, одинаковых по назначению, но различных по принципиальному устройству или конструктивному оформлению, проводят по специальным методикам, которые отражают комплекс специфичных для данных машин показателей (технико-экономических показателей, показателей надежности, долговечности, металлоемкости, стандартизации, эстетических, эргономических показателей и т. д.). При рассмотрении машины, которая может служить базовой моделью для типажного ряда, эксперты оценивают все показатели соответствующим числом баллов по единой шкале (обычно пятибалльной). Машину, получившую наибольшее число баллов, принимают в качестве базовой модели.



Подразделения типажа представляют собой ряды типоразмеров, т. е. ряды машин одного типа с конкретными размерами параметрами и характеристиками. При этом основные параметры’ машин должны составлять параметрический ряд предпочтительных чисел (например, ряд грузоподъемностей кранов, ряд давлений иасосов, ряд емкостей ковшей экскаваторов и т. д.).

На первом этапе разработки типажа машин определяют потребности в таких машинах, так как при малой потребности раз-работка типажа теряет смысл. Затем машины классифицируют по назначению, принципу действия, конструктивной схеме, методу выполнения технологических операций и т. д,

Машины, отобранные по наиболее общему признаку, составляют основные подразделения типажа. Так, металлорежущие станки подразделяют на основные группы, включающие станки для одинакового вида обработки (токарные, шлифовальные, фрезерные и т. д.). При необходимости эти подразделения могут быть, в свою очередь, подразделены по другим, ранее неучтенным признакам. Например, группу токарных станков можно разделить на подгруппы универсальных, полуавтоматических станков и станков-автоматов.

Для классифицированных таким образом машин разрабатываются параметрические ряды, которые, как правило, строятся по главному параметру машины, наиболее полно отражающему эксплуатационную характеристику. Параметрические ряды могут быть разработаны как для типажа в целом, так и для отдельных его подразделений. Например, для металлорежущих станков, на которых обрабатывают детали типа тел вращения, главным параметром является наибольший диаметр изделия, для тракторов — тяговое усилие, для кранов — грузоподъемность и т. д. Остальные параметры машин, предусмотренные типажом, могут не образовывать закономерного ряда, хотя их значения также желательно выбирать по закону предпочтительных чисел.

На основании параметрических рядов и выбранных базовых моделей машин в типажах устанавливаются нужные типоразмеры машин. При этом знаменатель параметрического ряда должен соответствовать технически и экономически обоснованному числу типоразмеров с учетом объема производства машин этих типоразмеров, возможности унификации их элементов, условий эксплуатации и т. д. При создании машины, подпадающей под типаж, утвержденный на конкретный момент времени, ее параметры должны соответствовать принятому параметрическому ряду.

Необходимо отметить, что несмотря на огромные технико-экономические преимущества, которые создаются с разработкой и внедрением типажей машин, формальное понимание этого вопроса может привести к некоторому консерватизму, так как разработка новой конструкции машины ведется на основе повторения известной конструкции применительно к другим параметрам ряда. Конструктор должен всегда помнить, что утвержденный типаж машин совершенствуется по мере развития научно-технической базы ипостроения и принципиально новая прогрессивная конструк-маШмашины может быть принята в качестве базовой модели.

На базе системы типизации машин в станкостроении создан скоростной метод проектирования станков—метод агрегатирования, суть которого заключается в членении станков определенных типов на самостоятельные узлы и агрегаты и создании типажных параметрических рядов на эти узлы и агрегаты.

Этот метод позволяет конструкторам при проектировании станка определенного типа просто скомпоновать его из соответствующих составных частей, выбирая их из типажных параметрических рядов в соответствии с заданными параметрами проектируемого станка.

Этот метод скоростного проектирования может быть использован и в других отраслях машиностроения. Метод агрегатирования значительно сокращает сроки конструирования и подготовки производства новых изделий, а также повышает качество изделия в связи с большими возможностями тщательной разработки конструкции деталей н технологии их производства.

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Планирование и координация конструкторских работ
Организация рабочего места конструктора-машиностроителя
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании


Остались вопросы по теме:
"Система типизации машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы