Строительные машины и оборудование, справочник






Системы охлаждения и предпускового обогрева двигателя трактора


Категория:
   Тракторы Кировец


Системы охлаждения и предпускового обогрева двигателя трактора

Системы — закрытые, с принудительной циркуляцией жидкости. в них входят радиатор (рис. 1), расширительный бачок с паровоздушным клапаном, термостаты, вентилятор, котел предпускового обогрева, нагнетатель предпускового обогрева, насос.

Рис. 1. Схема систем охлаждения и предпускового обогрева:

При работе системы охлаждения двигателя наос засасывает жидкость из нижнего бака радиатора и нагнетает ее в правую и левую рубашки блока двигателя. Из блока жидкость по направляющим патрубкам в первую очередь идет к наиболее нагретым поверхностям — выпускным патрубкам и стаканам форсунок.



По трубопроводам нагретая жидкость через термостаты поступает в расширительный бачок радиатора, который является резервной емкостью для жидкости, расширяющейся при нагревании. В радиаторе тепло отдается потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная жидкость снова поступает к центробежному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, термостаты закрываются и направляют весь поток жидкости через перепускную трубу к насосу, минуя радиатор. Для регулирования величины воздушного потока, а следовательно, и эффективности охлаждения жидкости имеется шторка, установленная перед радиатором.

Параллельно направлению потока жидкости в системе охлаждения двигателя подключен котел системы предпускового обогрева. В котле обогрева жидкость нагревается. Нагнетатель прокачивает нагретую жидкость в левую и правую рубашки блока, в головки цилиндров. Проходя по рубашкам и далее через радиатор, она отдает тепло металлу и возвращается в котел обогрева. Конструкция системы обогрева обеспечивает защиту радиатора зимой от размораживания. Заправка жидкости производится через заливную горловину. Жидкость попадает в котел обогрева, минуя радиатор, а затем из котла обогрева после прохождения блока двигателя поступает в радиатор.

Насос. Насос — центробежного типа. Основными деталями насоса (рис. 32) являются корпус, крыльчатка, валик и шкив. В корпусе на двух шарикоподшипниках установлен валик. На заднем конце валика запрессована и закреплена латунной гайкой чугунная крыльчатка. Она размещена в полости, ограниченной корпусом и крышкой. На переднем конце валика установлен разъемный шкив привода насоса, состоящий из ступицы, боковины и регулировочных прокладок. Боковина и регулировочные прокладки крепятся к ступице тремя шпильками. Ступица установлена на шпонке валика.

При вращении крыльчатки жидкость, находящаяся в промежутках между ее лопастями, выбрасывается центробежной силой в нагнетательную полость. В направлении вращения крыльчатки полость расширяется, поэтому скорость движения жидкости уменьшается, а давление увеличивается. В зоне наибольшего давления находится нагнетательное окно, расположенное против канала в крышке шестерен распределения. Жидкость по этому каналу нагнетается в блок двигателя.

Полость подшипников защищена от попадания жидкости подвижным уплотнением, состоящим из полированной втулки и кольца. Втулка запрессована в корпусе. К ее торцовой поверхности усилием бронзовой пружины прижимается текстолитовое упорное кольцо сальника насосаи Кольцо четырьмя выступами входит в паз крыльчатки.

Между валиком и кольцом установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли жидкости, просочившиеся через втулку корпуса насоса, сливаются через дренажное отверстие.

Рис. 2. Насос: 1 — манжета; 2 — корпус насоса; 3 — втулка; 4 — шпилька крепления подводящего патрубка; 5 — стопорное кольцо; 6 — упорное кольцо; 7 — пружина; 8 — манжета; 9 — крыльчатка; 10 — крышка; 11 — валик; 12, 22 — гайки; 13 — стопорная шайба; 14 — перепускной ниппель трубки термостатов; 15, 16 — шарикоподшипники; 17 — прокладка; 18 — корпус; 19 — втулка; 20 — гайка; 21 1— замковая шайба; 23 — ступица; 24 — боковина; 25 — регулировочные прокладки; 26 — сальник; 27 — пресс-масленка

Радиатор, расширительный бачок. Радиатор (рис. 3) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и двух боковин. Сердцевина имеет две секции, соединенные трубными досками. Секция выполнена из плоскоовальных цельнотянутых латунных трубок, расположенных вертикально в два ряда, в шахматном порядке. Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости на трубки надеты и спаяны с ними тонкие медные пластины. Верхний и нижний баки соединены с трубными досками болтами. Между сердцевиной и баками установлены паронитовые прокладки. Спереди к радиатору прикреплена облицовка с сеткой, сзади — кожух вентилятора, обеспечивающий равномерное прохождение воздуха через всю сердцевину радиатора. Блок радиаторов устанавливается на кронштейны рамы трактора на амортизаторах. На кронштейнах, установленных на радиаторе, находится расширительный бачок.

Рис. 3. Радиатор: 1 — сердцевина радиатора; 2 — патрубок; 3 — верхний бак; 4 — трубка; 5 — боковина; 6 — нижний бак

Охлаждающая жидкость попадает в бачок по двум патрубкам. Из расширительного бачка она поступает в верхний бак радиатора.

Рис. 4. Вентилятор и его привод: 1 — крыльчатка вентилятора; 2, 15 — болты; 3 — упругая муфта; 4, 18 — гайки; 5, 14, 17 — стопорные шайбы; 6 — пружинная шайба; 7 — упорная втулка упругой муфты; 8 — шкив привода компрессора и генератора; 9 — сегментная шпонка; 10 — самоподжимной сальник; 11 — передний шарикоподшипник; 12 — корпус привода вентилятора; 13 — вал привода вентилятора; 16 — шестерня привода вентилятора; 19 — упорный фланец; 20 — задний шарикоподшипник; 21 — втулка сальника

В верхней части расширительного бачка имеются два отверстия: под заливную пробку и паровоздушный клапан, который состоит из парового и воздушного клапанов. При увеличении избыточного давления свыше 1 кгс/см2 (100 кПа) паровой клапан, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вверх. Пар выходит через образующуюся щель, давление снижается. При разрежении, равном 0,04—0,08 кгс/см2 (4—8 кПа), открывается воздушный клапан. Давление в системе поднимается.

Вентилятор. Вентилятор (рис. 4) — осевого типа. Основными деталями являются корпус, вал привода вентилятора, упругая муфта, крыльчатка вентилятора, шкив привода компрессора и генератора и шестерня привода вентилятора.

Корпус привода вентилятора имеет три расточки для установки самоподжимного сальника, переднего и заднего шарикоподшипников. Наружная обойма заднего шарикоподшипника зафиксирована в корпусе привода вентилятора от осевых перемещений с помощью упорного фланца, шайб и болта. Вал привода вентилятора имеет посадочные места для запрессовки внутренних обойм шарикоподшипников, втулки сальника и упорной втулки упругой муфты, шпоночный паз для установки шкива привода компрессора и генератора, шлицы для установки шестерни привода вентилятора и упругой муфты.

Упругая муфта состоит из стальной ступицы, стального диска и резинового элемента, привулканизированного к ним.

Крыльчатка вентилятора шестилопастная, штампованная. Она закреплена болтами в упорных втулках, приваренных к стальному диску и привулканизмрованных к резиновому элементу упругой муфты. Упругая муфта предохраняет привод вентилятора от поломок при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Котел обогрева. Котел обогрева (рис. 5) — разборный, состоит из сварного кожуха и трубного пакета.

К верхней половине кожуха И приварены две стяжки и патрубки выхода охлаждающей жидкости. К нижней половине кожуха приварены две стяжки, патрубок входа жидкости и патрубок для установки крана слива жидкости.

Трубный пакет сварной, состоит из двух штампованных половин, фланца и топочной коробки. Обе половины трубного пакета имеют отверстия, в которые вставлены стальные трубы. К торцовой стороне трубного пакета приварена лапка. Трубный пакет устанавливается внутри кожуха и фиксируется в нем с одной стороны фланцем, с другой — лапкой. Пространство между кожухом и трубным пакетом образует полость для прохода охлаждающей жидкости.

Топочная коробка 8 сварена из двух штампованных половин. Внутри коробки для более полного сгорания топлива и интенсивного нарастания температуры топочных газов установлены три стабилизатора. К дну топочной коробки приварены лапки для ее установки внутри трубного пакета.

Горелка. Основными элементами горелки (рис. 6) являются устройство для регулирования подачи топлива, камера сгорания, свеча накаливания.

В устройство для регулирования подачи топлива входят игла, корпус иглы, лопатки иглы, маховичок. Корпус иглы имеет осевой канал для размещения иглы, радиальное сверление и наружную расточку для сообщения с топливным каналом. Игла имеет гладкий бурт для центровки и резьбовой бурт для перемещения в канале корпуса иглы.

Камера сгорания состоит из внутренней трубы, наружной трубы и приваренных к ней втулок. Внутренняя труба размещена в зоне высоких температур и изготовлена из жаропрочной стали. К стальному дну наружной трубы приварен диффузор и кожух свечи накаливания.

Рис. 5. Котел обогрева:

Топливо самотеком подводится к корпусу иглы, проходит в кольцевую расточку корпуса и затем поступает в зазор между корпусом и иглой. При перемещении иглы изменяется проходное сечение между корпусом и иглой, а следовательно, и количество подаваемого в камеру топлива. Перемещение иглы осуществляется маховичком. Воздух, подаваемый нагнетателем, поступает в пространство между диффузором и корпусом иглы и распыливает топливо, вытекающее из-под иглы.

Нагнетатель. Предназначен для подачи воздуха в камеру сгорания котла обогрева и прокачки подогретой жидкости в обогреваемые узлы.

Нагнетатель (рис. 7) состоит из электродвигателя, корпуса с улиткой, крыльчатки вентилятора, крыльчатки насоса.

Корпус — литой алюминиевый, разделен на две полости перегородкой с уплотнительной резиновой манжетой. Одна полость воздушная, другая — для прокачиваемой жидкости. Крыльчатка вентилятора изготовлена из алюминиевого сплава, а крыльчатка насоса — стальная.

Рис. 6. Горелка: 1 — маховичок; 2 — патрубок входа топлива; 3 — патрубок входа воздуха; 4 — корпус иглы; 5 — лопатки иглы; 6 — игла; труба; 8 — свеча накаливания; 9 — спираль подогрева; 10 — пробка смотрового отверстия

Крыльчатки установлены на уступах вала электродвигателя на шпонках.

Жидкость прокачивается в котел обогрева крыльчаткой насоса через патрубок. Воздух поступает через впускные окна в корпусе и нагнетается в горелку котла обогрева через выходное отверстие улитки.

Рис. 7. Нагнетатель: 1 — клемма для подключения питающего провода; 2 — улитка; 3 — корпус; 4 — крыльчатка насоса; 5 — гайка стопорная; 6 — патрубок; 7 — прокладка; 8 — защитная крышка; 9 — крыльчатка вентилятора; 10 — электродвигатель


Читать далее:

Категория: - Тракторы Кировец

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины