Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Комбайны Дон

Публикация:
   Системы охлаждения моторной установки

Читать далее:




Системы охлаждения моторной установки

В моторной установке различают: систему водяного охлаждения двигателя; систему охлаждения масла двигателя; систему охлаждения наддувочного воздуха. Блок радиаторов и воздухозаборник блока радиатора монтируют на всех комбайнах.

Масляный радиатор устанавливают только на «Дон-1200» и его модификациях.

Системы охлаждения обеспечивают нормальный тепловой режим и заданные параметры работы двигателя. Эффективность их действия зависит от чистоты поверхностей сердцевин радиаторов. Поэтому необходимо постоянно контролировать и своевременно прочищать радиаторы.

Диффузоры водяного и масляного радиаторов должны быть расположены относительно крылача вентилятора с зазором. Положение диффузора регулируют смещением его относительно радиаторов в пределах овальных отверстий.

Блок радиаторов состоит из воздушного и водяного радиаторов. Водяной радиатор размещен на поворотной рамке. Его крепят двумя планками и болтами. С одной стороны к нему. Вода из нижнего бачка радиатора засасывается насосом и по водоподводящим каналам блок-картера подается в водяную рубашку блока цилиндров и головок цилиндров. По каналу она направляется к водомасляному теплообменнику, а по каналу отводится в водяную рубашку передней головки цилиндров. Далее по трубам, соединенным шлангом, жидкость поступает в верхний бачок радиатора. Пройдя по трубкам сердцевины последнего, она охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Рис. 1. Схема системы охлаждения дизеля СМД-31А: 1 — гильза; 2 — блок-картер; 3 — нижний бачок радиатора; 4 — водяной насос; 5 — отводящая труба; б -водяной радиатор; 7-верхний бачок радиатора; 8 — заливная горловина радиатора; 9 – термостат; 10 — бонка на водяной трубе для датчика температуры воды; 11 — водяная труба передней головки цилиндров; 12 — водяная труба задней головки цилиндров; 13 — канал подвода воды в головку цилиндров; 14 — канал подвода воды к водомасляному теплообменнику; 15 — водомасляный теплообменник; 16 — канал отвода воды от водомасляного теплообменника; 17 – водяная «рубашка» блок-картера

Водяной насос и вентилятор служат соответственно для принудительной циркуляции воды и создания потока воздуха через сердцевину радиатора. Они объединены в один агрегат, установленный на переднем торце блока цилиндров. В чугунном корпусе на двух шариковых подшипниках вращается валик насоса. На переднем конце валика насажена ступица, которая фиксируется от проворачивания на валу сегментной шпонкой.

К ступице крепят болтами шкив под клиновые ремни привода и шестилопастный вентилятор. Для смазывания подшипников водяного насоса из масляного канала блок-картера по трубке подается моторное масло. Резиновые манжеты уплотняют полость расположения подшипников.

На заднем конце валика находится крыльчатка. Водяная полость уплотнена по валику сальником. Для контроля за работой последнего в корпусе насоса выполняют дренажное отверстие. Утечка воды из него свидетельствует об износе сальника. Вентилятор и водяной насос приводятся в действие за счет двух ремней. Их натяжение регулируют роликом, подшипники которого с постоянной смазкой. Ролик свободно перемещается вдоль оси, что позволяет ему самоустанавливаться при натяжении ремней.

Водяной радиатор состоит из: верхнего бачка (рис. 2), в который по входным патрубкам поступает, нагретая вода из блока двигателя, трубчато-пластинчатой сердцевины для охлаждения, нижнего бачка. Из последнего жидкость через выходной патрубок засасывается водяным насосом и нагнетается в систему охлаждения.

Сердцевина радиатора представляет собой шесть рядов охлаждающих трубок и охлаждающих пластин, расположенных с шагом 7 мм. Радиатор через боковины соединяется неподвижно болтами с рамкой блока. Заливная горловина радиатора закрыта крышкой, в которой установлен паровоздушный клапан. Паровой клапан служит для отвода из радиатора образующихся паров воды, а воздушный — для сообщения системы с окружающей средой.

Рис. 2. Водяной радиатор: 1 — сердцевина водяного радиатора; 2, 9 и 10 — кронштейны; 3 и 6 — входные патрубки; 4 — крышка Радиатора; 5 — зацеп диффузора; 7-верхний бачок; 8 — болт; 11 — боковины; 12 — выходной патрубок; 13 — нижний бачок; 15 — охлаждающая трубка; 16 — охлаждающая пластина

Термостаты применяют для сокращения времени прогрева дизеля и поддержания оптимального температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха. Их размещают в общем корпусе, полость которого сообщается с водяной трубой, верхним бачком радиатора и водяным насосом. После пуска двигателя, пока вода не прогреется до температуры 80°С, основные клапаны термостатов закрыты. Жидкость, поступающая в корпус термостатов из водоотводящей трубы головки цилиндров, минует радиатор и по трубе направляется в насос. Затем она снова направляется в блок-картер.

При достижении температуры 80 °С клапаны термостатов открываются и вода начинает частично циркулировать через радиатор, а при 90 °С весь поток проходит через радиатор. Одновременно вместе с основным клапаном перемещается вниз и перепускной, закрывая канал для перепуска воды к водяному насосу.

Правила эксплуатации. Температура воды в системе охлаждения при полной нагрузке двигателя и температуре окружающего воздуха не более 40 °С должна быть в пределах 85…100 °С. Допускается кратковременное ее повышение до 105 °С, но не более 3 мин. На водяной трубе передней головки предусмотрена бонка с резьбовым отверстием под установку датчика.

Для системы охлаждения применяют чистую мягкую воду, дающую наименьшее количество накипи в водяной рубашке двигателя и радиаторе. Ее заливают в радиатор из чистой посуды через воронку с сеткой в следующей последовательности. Заправляют систему до появления жидкости в горловине радиатора. Пускают двигатель. После 3…5 мин работы снова проверяют уровень воды и в случае необходимости доливают.

В систему охлаждения с дизелем СМД-31А заливают 42 л воды, а с СМД-23 или СМД-24 — 38,7 л. Не допускается работа двигателя с незаполненной системой охлаждения, так как это ведет к заклиниванию поршней. Во избежание образования большой накипи не рекомендуется часто менять воду. Ее нужно сливать в чистую посуду для дальнейшего использования в двигателе.

Шланг расположены под передней площадкой обслуживания. Их направляют в посуду и открывают сливные краники на водяном радиаторе и блоке двигателя. При сливе в холодное время года необходимо обратить внимание на отсутствие воды в шлангах для того, чтобы исключить ее замерзание в них.

Система охлаждения масла двигателя. В дизеле СМД-31А масло охлаждается в водомасляном теплообменнике, установленном на двигателе, а в СМД-23 и СМД-24 — в масляном радиаторе, размещенном на задней площадке обслуживания и соединенном трубками со смазочной системой. Воздушный Поток, создаваемый вентилятором, охлаждает масло.

Масляный радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных двумя рядами охлаждающих трубок. Верхний бачок разделен перемычками на три части, а нижний — на две.

Рис. 3. Масляный радиатор: 1 — сердцевина масляного радиатора; 2-выходной штуцер; 3, 10, 12 и 13 — кронштейны; 4 и 7 — болты; 5 -каркас; 6 -верхний бачок радиатора; 8 — диффузор; 9 — нижний бачок радиатора; 11 — сливной штуцер; 14 — входной штуцер

Масло поступает из двигателя в радиатор по трубке через входной штуцер, последовательно проходит через все отсеки трубок, охлаждается и поступает через выходной штуцер и вторую трубку в масляную магистраль.

Радиатор крепят в специальном каркасе, на который со стороны вентилятора монтируют диффузор. Кронштейнами радиатор соединен с рамкой балки задней площадки. Это достигается за счет пру-жин-амортизаторов. Радиатор крепят кронштейнами к распорке через растяжки, в которых также установлены пружины-амортизаторы.

Вентилятор охлаждения масляного радиатора с шестью лопастями создает толкающий воздушный поток. Он закрыт защитной сеткой, связанной с диффузором масляного радиатора.

На комбайнах с гидроприводом ходовой части вентилятор соединяют со шкивом, который затянут на валу привода гидронасоса гайкой с Усилием 300…350 Н м (30…35 кгс м). На комбайнах же с механическим приводом вентилятор монтируют к шкиву. Последний затянут на валу контрпривода гайкой с усилием 200…250 Н м (20…25 кгс м).

Контрпривод представляет собой корпус, который устанавливают на раме площадки обслуживания. В корпусе на двух подшипниках вращается вал. На его конусном хвостовике находится шкив. К шкиву через фланец крепят вентилятор.

Рис. 4. Контрпривод вентилятора охлаждения масла: 1 — вентилятор; 2 — фланец; 3 — шкив; 4 — шпонка; 5, 10 и 11 — стопорные кольца; 6 — подшипник; 7 — корпус; 8 — распорная втулка; 9 — вал; 12 и 13 — защитные шайбы; 14 — тарельчатая пружина; 15 — шайба; 16 — шплинт; 17 — гайка; 18 и 20- пружинные шайбы; 19 и 21 — болты

Правила эксплуатации. Масло в двигатель заливают через маслоналивной патрубок. Его уровень должен доходить до верхней метки маслоизмерителя. В противном случае работа дизеля запрещается.

Уровень масла контролируют и доливают нужное количество не раньше чем через 5 мин после остановки двигателя. Перед пуском обязательно проверяют уровень масла в картере.

Масло из смазочной системы с дизелем СМД-31А сливают через отверстие в картере, а с СМД-23 или СМД-24 — из отверстий в картере и в масляном радиаторе. Конец шланга направляют в приготовленную емкость. Затем снимают заглушку и сливают масло, после чего ставят ее на место, а шланг вставляют в держатель.

Для слива масла из масляного радиатора под его сливное отверстие вешают ведро на специальный крючок. Откручивают сливной штуцер. Чтобы масло полностью вылилось, необходимо подождать некоторое время. После этого закручивают штуцер.

Система охлаждения наддувочного воздуха. Центробежный компрессор двигателя всасывает воздух и, сжимая его, под давлением направляет в воздушный радиатор для охлаждения. Далее воздух по трубопроводу поступает во впускной коллектор, а из него — в цилиндры.

Снижение температуры наддувочного воздуха приводит к увеличению количества воздуха, подаваемого в цилиндры. Это способствует более полному сгоранию топлива, а следовательно, достижению заданной мощности и топливной экономичности двигателя.

Воздушный радиатор установлен в блоке радиаторов и состоит из верхнего и нижнего коллекторов, соединенных сердцевиной и боковинами.

Коллекторы вместе с патрубками образуют ось поворота, вокруг которой возможно вращение воздушного радиатора для очистки его при эксплуатации. Они связаны с патрубками с помощью болтов, шайб, уплотнительных колец, пружины и гаек. Затяжка последних должна способствовать герметичному соединению и одновременно легкости поворота воздушного радиатора.

Сердцевина воздушного радиатора состоит из двух рядов трубок и расположенных с шагом 12 мм охлаждающих пластин.

Рис. 4. Воздушный радиатор: 1 — сердцевина воздушного радиатора; 2 — пружина; 3 и 21 — патрубки; 4 и 18 — коллекторы; 5 и 10 — боковины; 6 — специальный болт; 7 — специальная шайба; 8 — уплотнительная шайба; 9 — рамка кондиционера; 11 — конденсатор (радиатор) кондиционера; 12 — опорный кронштейн; 13 и 23 — гайки; 14 — опорный болт; 15 — уплотнитель; 16 — прокладка; 17 и 24 — болты; 19 и 20 — уплотнительные кольца; 22 — шайба

Радиатор крепят болтами к корпусу водяного радиатора через патрубки.

Болт опирается на специальную направляющую. Его регулируют вращением гаек так, чтобы воздушный радиатор в рабочем положении был расположен без перекосов.

Правила эксплуатации. Надежная и экономичная работа двигателя возможна только при полной герметичности систем питания и охлаждения воздуха. Особое внимание следует обращать на герметичность и затяжку гаек оси поворота воздушного радиатора. Один из признаков Разгерметизации — наличие в местах соединений утечки топлива, мусора и грязи.

В рабочем положении воздушный радиатор должен плотно (без щелей) прилегать с одной стороны к радиатору, а с другой — к воздухозаборнику системы охлаждения. Для этого используют эластичные Уплотнители, устанавливаемые на воздушном радиаторе. Радиаторы и воздухозаборник фиксируют специальным регулируемым зацепом.

Рис. 5. Капот двигателя: 1 — верхний щиток; 2 — левая боковина; 3 — крышка; 4, 15 к 16 — замки; 5 и 7 — ручки; 6 — передний щиток; 8 — задняя стенка; 9 — правая боковина; 10 — распорка; 11 — пружина; 12 — фиксатор; 13 — зацеп задней стенки; 14 — зацеп крыши; 17 — нижний щиток; 18 — средний щиток; 19, 23 и 24 — оси; 20 — ручка замка; 21 — зацеп замка; 22 — уплотнение

Рис. 6. Капот блока радиаторов: 1 — верхний щиток; 2, 9 и 19 — оси; 3 — средний щиток; 4 — болт; 5 — нижний щиток; 6, 8, 13, 14, 15, 18 и 20 — кронштейны; 7-гайка; 10 — крышка; 11 — эксцентрическая шайба; 12- ручка; 16 — замок; 17- задний щиток
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Комбайны Дон

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Системы охлаждения моторной установки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства