Строительные машины и оборудование, справочник







Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку

Категория:
   Монтаж и эксплуатация лифтов


Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку

Типовая электрическая схема пассажирских лифтов грузоподъемностью 400 кг со скоростью кабины 1 м/с или грузоподъемностью 320 кг со скоростью кабины 0,71 м/с приведена на рис. 98. Эти лифты устанавливают в жилых домах до 12 этажей. На рисунке показана схема на пять остановок.

Общая схема пользования таким лифтом следующая. Для вызова кабины на любой этаж нажимают кнопку вызова на соответствующем этаже. Если кабина находилась не на вызываемом этаже, то она идет на этот этаж и после остановки автоматически открываются двери кабины и шахты. Если кабина находилась на вызываемом этаже, то после нажатия кнопки вызова открываются двери.

Пассажиры входят в кабину и на кнопочной панели нажимают на кнопку приказа нужного этажа. Двери закрываются, и кабина идет на заданный этаж. После прихода кабины на этот этаж двери открываются и спустя примерно с после выхода последнего пассажира закрываются. Если после вызова кабины и открытия дверей в кабину никто не вошел, то двери спустя с закрываются. Вызовы занятого лифта не регистрируются.

Для привода лифта использован двухскоростиой асинхронный двигатель Ml с количеством пар полюсов, что дает отношение малой скорости к большой 1:3.

Механический тормоз растормаживается тормозным электромагнитом постоянного тока ЭмТ, получающим питание через диоды Д1 и Д2, которые играют роль однополупериодного выпрямителя.

Двери кабины и шахты раздвижные с автоматическим приводом. Механизм дверей выполнен так, что их створки во время закрывания не могут развивать усилие, превышающее 153 Н. Асинхронный короткозамкнутый двигатель привода дверей М2 получает питание от понижающего трансформатора Тр4.

Напряжение подается в машинное помещение вводным устройством ВУ, состоящим из рубильника и емкостного фильтра, снижающего уровень радиопомех, поступающих в сеть от электрических аппаратов лифта.

Приводным двигателем лебедки и двигателем привода дверей управляют с панели управления, установленной в машинном помещении. На ней смонтирована вся релейно-контакторная аппаратура и автоматические выключатели ВА1 и ВА2 с максимальной тепловой защитой.

Электрическая схема лифта позволяет осуществлять следующие виды управления:
– внутреннее кнопочное из кабины и вызов пустой кабины на любой этаж, т. е. управление, соответствующее нормальной работе лифта;
– с крыши кабины в режиме ревизии; из машинного помещения при наладке лифта.

Из кабины управляют кнопками приказа 1 КнП — 5КнП\ пустую кабину вызывают кнопками вызова 1Кн—5Кн; с крыши кабины лифтом управляют кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз»; из машинного помещения — кнопками М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп».

Из одного вида управления в другой лифт переводят переключателем ВР2 и штепсельными разъемами ШР2 и ШРЗ. В режиме нормальной работы лифта для его управления из кабины и по вызовам переключатель ВР2 ставят в положение «Нормальная работа», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 замкнуты, контакты ВР2-2 и ВР2-4 разомкнуты (как это изображено на схеме); штепсельный разъем ШР2 вставлен, а разъем ШРЗ вместе с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз» удален из гнезда разъема ШР1.

Рис. 98. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любой этаж

При использовании этажных переключателей в лифте с односкоростным двигателем (см. рис. 96) ролик переключателя переводится в среднее положение во время подхода кабины к уровню заданного этажа, а в рассматриваемой схеме (см. рис. 98) ролик переводится при подходе кабины к точке, где должен начаться переход с большей скорости на малую. Поэтому в последнем случае длина фигурной отводки этажных переключателей равна удвоенному пути кабины на малой скорости.

Кабина останавливается на уровне заданного этажа с помощью герконового датчика точной остановки ДчТО и реле точной остановки РТО. На схеме датчик ДчТО изображен в виде замыкающего контакта, управляемого магнитным шунтом. При наличии шунта контакт разомкнут, при отсутствии шунта — замкнут.

Двигателем дверей М2 управляют реле открытия дверей РОД и реле закрытия дверей РЗД. Когда они полностью открываются, двигатель дверей отключается концевым выключателем ВКО, а когда полностью закрываются — концевым выключателем ВКЗ.

Движение кабины как с пассажирами, так и пустой не может начаться, если все двери кабины и шахты не закрыты и не заперты. Это особенность лифта с автоматическим приводом дверей, так как в лифтах с ручным приводом кабина может идти на вызов с открытой дверью. Закрытие дверей шахты контролируют блокировочные контакты 1ДШ—5ДШ, закрытие дверей кабины — контакт ДК, а контроль запора дверей — контакты 1ДЗ-1, 1ДЗ-2, 2ДЗ-1, 2ДЗ-2, ЗДЗ-1, ЗДЗ-2, 4ДЗ-1, 4ДЗ-2, 5ДЗ-1 и 5ДЗ-2.

Все блокировочные дверные контакты включены непосредственно в цепь защиты лифта. В этой же цепи находятся кнопка М-Кн «Стоп», контакт концевого выключателя ВК защиты от подъема или спуска кабины за пределы установленного уровня, контакт защиты лифта от ослабления или обрыва канатов ограничителя скорости ВНУ, контакт выключателя цепи управления из приямка В2, контакт защиты от обрыва или ослабления натяжения подъемных канатов СПК, блок-контакт ловителя BJI и кнопка Кн «Стоп», расположенная на кнопочной панели в кабине.

Для подготовки лифта к работе включают рубильник вводного устройства ВУ и автоматические выключатели ВА1 и ВА2; загораются сигнальные лампы ЛСН1 и JICH2. Переключатель

ВР2 стоит в положении «Нормальная работа», в гнездах штепсельного разъема ШР1 находится вставка нормальной работы разъема ШР2.

В исходном состоянии, которое принято для рассмотрения последовательности работы элементов системы управления, пустая кабина находится на первом этаже, все двери шахты и кабины закрыты и заперты, включено реле контроля дверей РКД. Рычаг этажного переключателя 1ЭП находится в среднем положении, а рычаги этажных переключателей 2ЭП—5Э.П— в правом положении.

Чтобы открыть двери, пассажир нажимает кнопку вызова, в данном случае кнопку 1Кн. По цепи 249—97—119—117—11—15—51— 49—59—102 включается реле открытия дверей РОД, вследствие чего замыкается его блок-контакт (39—49), обеспечивающий питание реле РОД после отпускания кнопки 1Кн, включается реле времени РВ5, включается двигатель привода дверей М2 и реле времени РВ2. После полного открытия дверей в результате размыкания концевого выключателя ВКО отключаются реле РОД и двигатель М2.

Двери остаются открытыми в течение 7 с, так как после размыкания контакта РОД (101—29) обесточивается реле РВ5 с выдержкой времени на отключение 3,5 с. По его истечении обесточивается реле РВ2 с такой же выдержкой времени. Только после отключения реле РВ2 и замыкания его контакта (101—69), если в кабину не вошел пассажир и не нажал кнопку приказа, образуется цепь питания реле закрытия дверей РЗД и двери закрываются. Так как контакт ВР2 (117—21) разомкнут, исключается регистрация вызовов кабины с других этажей.

Пассажир входит в кабину и нажимает кнопку приказа нужного, например пятого, этажа 5КнП. Этот приказ регистрируется включением этажного реле 5РЭ, получающего питание по цепи: кнопка 5КнП — размыкающий контакт РКД (39—11), который замкнут при открытых дверях,— контакт переключателя ВР2-3 — контакты реле РТО и РД — вставка разъема ШР2.

Включение реле 5РЭ приводит к замыканию блок-контакта (31—125) в цепи катушки этого реле, обеспечивающего самоблокировку реле; к замыканию контакта (41—123) в цепи реверсирующего контактора KB, подготовляя его включение; к замыканию контакта (101—69), обеспечивающего включение реле закрывания дверей РЗД, затем реле РП1, реле РВ5 и двигателя М2 привода дверей. После отпускания кнопки 5КнП до начала движения кабины питание реле 5РЭ проходит по цепи: блок-контакт 5РЭ (31—125) — размыкающий контакт реле РОД — замыкающий контакт РП1.

Полное закрытие дверей ведет к разрыву контакта ВКЗ, отключению реле РЗД, отключению двигателя М2 привода дверей, обесточиванию реле РВ5, а также к замыканию контактов ДК, 1ДЗ-1, 1ДШ и 1ДЗ-2, включению реле РКД и контактора большой скорости КБ по цепи: контакты КМ— РОД—РКД — РОД — РП1 — ВР2 — РТО—РД—ШР2. Включение контактора КБ приводит к включению приводного двигателя Ml лебедки, включению реле РД, тормозного электромагнита ЭмТ и растормаживанию тормоза лебедки. Кабина начинает движение на большой скорости вверх. После начала движения кабины питание реле РП 1 идет по цепи: 101 — контакт 5РЭ—69—89; питание реле 5РЭ идет по цепи: 101—241—249 — контакт разъема ШР2—97 — блок-контакт КБ—167 — контакт KB—147— 123 — контакты 5РЭ, КБ, РКД—31— контакт 5РЭ—125; питание контактора КБ — через контакты цепи защиты (101—249)— разъем ШР2—97 — блок-контакт KB—167 — контакт KB—147— контакт этажного переключателя 5ЭП-2—123 — замыкающий контакт реле 5РЭ—41 — контакт КБ—31А — 137—139; питание контактора KB — через контакты цепи защиты (101— 249)— разъемы ШР2—97—167—147— 149.

Во время нахождения кабины между этажами реле точной остановки РТО включено, а в моменты нахождения кабины на уровне этажных площадок это реле отключено. По мере прохода кабиной уровней промежуточных этажей происходит последовательный переход этажных переключателей 1ЭП—4ЭП в левое положение.

При подходе кабины к пятому этажу рычаг этажного переключателя 5ЭП поворачивается под действием отводки на кабине в среднее положение. Контакт 5ЭП-2 размыкается, реле 5РЭ и контактор КБ отключаются.

Контактор КБ своими силовыми контактами отключает обмотку большой скорости приводного двигателя Ml лифта от сети, а размыкающий блок-контакт КБ (181—169) включает контактор малой скорости КМ. Этот контактор подключает к сети обмотку малой скорости лифтового двигателя Ml, скорость которого в результате торможения быстро снижается до малой величины.

После размыкания замыкающего контакта КБ (97—167) контактор KB получает питание через замыкающие контакты реле РТО (187—167) и в первый момент через замыкающий контакт реле РП1 (97—187). Последний размыкается с выдержкой времени 0,7 с после отключения его катушки замыкающим контактом реле 5РЭ (101—69). За это время успевает замкнуться замыкающий контакт контактора КМ (97—187), через который в дальнейшем получает питание контактор КВ.

Кабина на малой скорости подходит к уровню пятого этажа, в цепь датчика точной остановки ДчТО входит стальная полоса, установленная в шахте, контакт ДчТО разрывается и реле РТО отключается. Это приводит к отключению контактора KB вследствие размыкания контактов РТО (187—167) и к замыканию контакта РТО (37—37А).

Двигатель Ml лебедки и реле РД отключаются, после чего обесточивается тормозной электромагнит ЭмТ, лебедка затормаживается и кабина останавливается. Замыкание контакта РД (201—37) ведет к последовательному включению реле открытия дверей

РОД и двигателя М2. Двери открываются, и пассажиры выходят из кабины. По истечении 7 с отключается реле РВ2 и двери закрываются. Кабина остается с закрытыми дверями на этаже, соответствующем выполненному приказу, и может быть отправлена по вызову на любой этаж.

Для вызова кабины с одного этажа на другой, например с пятого на первый, нажимают кнопку вызова 1Кн. Так как кабина находится не на первом этаже и контакт 1ЭП-3 разомкнут, то реле РОД не включается и двери открываться не будут. Поэтому после включения реле 1РЭ включается контактор КБ по цепи: контакты КМ— РОД—31 А —РКД—31 —1 РЭ —15— 1Кн—21—РВ2—117—119—249, затем включается контактор КН и кабина идет вниз.

После того как она остановится на первом этаже, двери открываются автоматически так же, как в режиме выполнения приказа. Двери остаются открытыми за счет выдержки времени отключения реле РВ5 и РВ2 около 7 с. Если в течение этого периода пассажир не вошел в кабину или вошел в нее, но не нажал кнопку приказа, то двери закроются и кабина спустя 7 с может быть отправлена по вызовам на любой этаж, даже если в кабине находится пассажир. Это особенность рассматриваемой системы управления лифтом, в котором использована кабина с неподвижным полом.

Безопасность пассажиров при входе и выходе из кабины обеспечивается за счет особой конструкции привода дверей с блокировочным микропереключателем ВБР. Если в момент закрывания дверей входящий или выходящий пассажир попадает между дверными створками, то их движение задерживается, а контакты ВБР переключаются: контакт ВБР (39—49) замыкается, а контакт ВБР (57 А—79) размыкается. Реле РЗД отключается, реле РОД включается, двери открываются и, так как реле времени РВ5 и РВ2 после включения реле РОД получают питание, остаются открытыми еще в течение 7 с.

В схеме управления предусмотрены еще следующие блокировки.

Блокировка, исключающая вызов кабины на другой этаж в течение 14 с с момента полного открытия дверей или 7 с с момента закрытия дверей. Блокировка осуществляется с помощью контакта РВ2 (117—21) в цепи кнопок вызова.

Блокировка, снимающая питание с контакторов КБ, KB и КН, если при выполнении приказа после закрытия дверей эти контакторы не включаются. В этом случае реле РД не включается, а включенное реле РП1 отключается после окончания собственной выдержки времени, равной 0,7 с, и выдержки времени реле РВ5, т. е. через 4,2 с после отключения реле РЗД. Поэтому после размыкания контакта РП1 (39—127) питание с контактора КБ снимается.

Блокировка, исключающая возможность открывания дверей в момент начала движения кабины. Блокировка осуществляется контактом РП1 (49—49А), размыкающим цепь реле РОД в этот период.

Блокировка, обеспечивающая поддержание питания контакторов движения KB и КН при переходе кабины с большой на малую скорость за счет включения контакта РП1 (97—187) в цепь этих контакторов.

В режиме ревизии лифтом управляют с крыши кабины с помощью двухкнопочного поста управления с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз». Для перевода лифта на работу в режиме ревизии вставка штепсельного разъема 11JP2 вынимается и на ее место вставляется штепсельный разъем ШРЗ. Положение переключателя ВР2 может быть произвольным. В этом состоянии разрываются все цепи управления из кабины, с этажных площадок и из машинного помещения и по цепи через разъем ШРЗ (249—181) и контакт КБ (181—169) включается контактор КМ, подготавливая движение кабины на малой скорости.

Если цепь защиты, включая дверные контакты, замкнута, то при нажатии на кнопки, например К-Кн «Вверх», включается контактор KB и кабина идет вверх. Движение кабины прекращается после того, как кнопка отпущена.

Для управления лифтом из машинного помещения при его наладке и опробовании переключатель ВР2 должен стоять в положении «Управление из машинного помещения», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 разомкнуты, а контакты ВР2-2 и ВР2-4 замкнуты. В этом режиме управления в гнездах разъема ШР1 должна находиться вставка штепсельного разъема ШР2. При таком состоянии системы управления постоянно включены реле РВ5 и РВ2, а все двери закрыты и заперты. Из машинного помещения лифтом управляют с помощью кнопок М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп». Если нажать кнопку М-Кн «Вверх», то независимо от положения кабины включаются этажное реле последнего этажа 5РЭ, затем последовательно контактор большой скорости КБ (по цепи 139—31А—31 — контакт 5РЭ—125—81—92—119—249) и контактор КВ. Кабина пойдет вверх на большой скорости. Автоматически она останавливается на уровне последнего, в нашем примере пятого, этажа в той же последовательности, что и в режиме нормальной работы. Разница состоит в том, что после остановки кабины вследствие разрыва цепи контактом ВР2-3 реле РОД не включается и двери остаются закрытыми.

Для отправления кабины вниз нажимают кнопку М-Кн «Вниз». В промежуточном положении кабина останавливается кнопкой М-Кн «Стоп», разрывающей цепь защиты лифта.

В рассматриваемой схеме предусмотрена минимальная сигнализация о состоянии лифта, выполненная с помощью сигнальных ламп 1JI3—5ЛЗ (лифт занят), установленных на соответствующих этажах, и лампы ЛЗ, расположенной на панели управления в машинном помещении. Сигнальные лампы «Занято» включаются при открытых дверях кабины и шахты размыкающим контактом РКД, а в периоды отключения вызовов кабины на другие этажи — замыкающим контактом реле РВ2.

Лампа основного освещения кабины JJ1 включается, когда открыты двери (размыкающим контактом РКЦ) и в периоды отключения вызовов кабины (контактом РВ2). Лампы аварийного освещения кабины JIA1 и JIA2 включены постоянно. Панель управления в машинном помещении освещается лампой ЛП, которую включают включателем В9. Ремонтное освещение подключают розетками Ш1 и LLI2, установленными в кабине, и розетками ШЗ в машинном помещении.

Обслуживающий персонал вызывают кнопкой КнВП, установленной в кабине, и звонком ЗвВП — в помещении дежурного по лифту.

В лифтах высотой подъема более 25 м предусмотрена телефонная связь между машинным помещением, с одной стороны, и кабиной или площадкой первого этажа — с другой. С этой целью используют телефонную трубку с микрофоном Мк1 и телефоном Тф1, подключаемую к штепсельной розетке ШТф1 в машинном помещении, и телефонную трубку с микрофоном Мк2 и телефоном Тф2, подключаемую к штепсельной розетке ШТф2 в кабине или к штепсельной розетке ШТфЗ на площадке первого этажа. Для переключения телефонной связи служит переключатель ВР7. Подвод питания к телефонным трубкам идет через выключатель телефонной связи В8. Разговор по телефону вызывается звонком ЗвС в машинном помещении и кнопками К-КнТф (в кабине) и 1-КнТф (на площадке первого этажа).


Читать далее:

Категория: - Монтаж и эксплуатация лифтов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины