Строительные машины и оборудование, справочник






Схемы компоновки мини-тракторов


Категория:
   Мини-тракторы


Схемы компоновки мини-тракторов

Широкий диапазон выполняемых мини-тракторами технологических операций, а также использование их в различных климатических и рельефных зонах стран мира вызвало появление различных компоновочных схем мини-тракторов, и в первую очередь мотоблоков и мотоорудий, а также микротракторов.

Главной отличительной особенностью компоновочных схем мотоблоков и мотоорудий является расположение двигателя. Из всего многообразия их конструкций можно выделить четыре основные компоновочные схемы.

1. Мотоблоки с передним продольным расположением двигателя, для которых характерна классическая компоновка двигателя и трансмиссии. Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Двигатель и трансмиссия жестко соединены между собой и представляют единый агрегат; относительно ходовых колес двигатель часто вынесен вперед. Вал отбора мощности расположен в задней части коробки передач. Центр тяжести у мотоблоков этой компоновочной схемы находится сравнительно низко, что позволяет использовать их для работы на склонах. При необходимости фронтального навешивания агрегатируемых орудий штангу управления разворачивают на 180°, тогда мотоблок выполняет работу, двигаясь на реверсивной передаче (при заднем расположении двигателя). Примером этой компоновочной схемы являются отечественные мотоблоки «Беларусь» МТЗ-05, «Кутаиси Супер-600», а также мотоблоки итальянской фирмы «Гольдони», западногерманской фирмы «Гутброд» и других западноевропейских фирм.



2. Мотоблоки с поперечным расположением двигателя, когда двигатель представляет собой отдельный агрегат и установлен на раму под углом 90° относительно продольной оси мотоблока. Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены параллельно друг другу и оси ведущих колес. Кинематическая и силовая связи двигателя и ведущих органов осуществляются с помощью цепной, клиноременной или плоскоременной передачи. По этой компоновочной схеме был выполнен отечественный садово-огородный мотоблок СОТ, в котором вращающий момент от двигателя к ведущим колесам передавался с помощью открытых цепных передач, что было его существенным недостатком. На современных мотоблоках и мотоорудиях, имеющих такую компоновку (МБ-1, МК-1, «Кубота Т-720», «Исеки КЕ100», «Пума 300», «Мотостандарт 60-30» и др.), используют закрытые цепные передачи. На некоторых мотоблоках японских фирм («Кубота», «Янмар» и др.) успешно применяют двухступенчатую клиноременную передачу, а на мотоблоке «Исеки KS 650Е» — плоскоременную. Валы отбора мощности на таких мотоблоках обычно имеют боковое расположение и выполняются в виде шкивов. Клино-ременная передача ограничивает мощность двигателей, применяемых на мотоблоках, так как обеспечивает передачу мощности до 7,36 кВт. Такая конструкция передачи является естественным предохранительным устройством от поломок двигателя и рабочих органов агрегатируемых орудий, так как при перегрузках происходит проскальзывание ремней. Характерным для мотоблоков этой компоновочной схемы является высокое положение центра тяжести и большой дорожный просвет (клиренс), поэтому главной областью применения таких мотоблоков является обработка гряд в овощеводстве, использование их на рисовых чеках и равнинных участках.

3. Мотоблоки с задним расположением двигателя, у которых в отличие от первой компоновочной схемы двигатель вынесен относительно ходовых колес назад. Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Так выполнены отечественные мотоблоки М-3 и «Риони-2», мотоблоки зарубежных фирм «Грейвели» (США), «Рапид» (Швейцария), «Хако» (ФРГ) и др. Интересной является компоновочная схема мотоблоков фирмы «Хако вариетти» (Hako variette, ФРГ). Двигатель мотоблока расположен сзади и установлен на колесах через специальный брус. Смена орудий, агрегатируемых с мотоблоком, обеспечивается посадкой их на этот брус, а включение привода этих орудий осуществляется при установке автоматически. Быстроразъемное соединение для привода активных органов орудий упрощает монтаж орудий и их регулировку, а следовательно, повышает эффективность их использования.

4. Мотоблоки с верхним расположением двигателей (рис. 2.4, см. вклейку), коленчатый вал которых расположен вертикально и перпендикулярно к оси ведущих колес. Так, основным узлом мотоблока, входящего в модульную систему «Терра» , является легкосъемный энергетический модуль (двигатель), который соединяется с тремя технологическими модулями (трансмиссиями): тяговым, косилочным и насосным, а также приспособлениями (орудиями), При такой компоновке многократно и универсально используется двигатель, набор сельскохозяйственных орудий и приспособлений, обычно включает несколько конструкций узлов трансмиссий и ходовых частей. В этом случае сменным является уже не рабочее орудие, а сам двигатель, который переставляется с одного типа орудия на другой. В этих мотоблоках используются быстросъемные соединения двигателя с рабочими приспособлениями посредством центробежного сцепления, исключающие применение инструмента, что сокращает время переналадки и подготовки агрегатов к работе.

По числу ходовых колес различают двух- и одноколесные мотоблоки. Одноколесные мотоблоки обычно выполняются небольшими по размерам и массе и чаще всего используются как мотоорудия в агрегате с почвенными фрезами. При использовании мотоблоков с прицепными сменными орудиями (транспортными тележками, опрыскивателями, опыливателями и т. д.), имеющими собственные колеса, оператор часто размещается на специальном сидении, расположенном на прицепной машине. Близкие к мотоблокам компоновки имеют и мотоорудия.

Микротракторы (четырехколесные ездовые малогабаритные тракторы) выполняются по классическим компоновочным схемам, принятым в тракторостроении, и представляют собой самые миниатюрные сельскохозяйственные тракторы, причем рабочее место оператора всегда располагается на самом микротракторе. Микропогрузчики оборудуются подъемными и поворачивающимися рабочими органами. Малые габаритные размеры (по длине, ширине и высоте) дают возможность эффективно- использовать их внутри животноводческих и складских помещений.

В микротракторах и микропогрузчиках обычно используется четырехколесная (двухосная) ходовая часть с приводом на все четыре или только на два колеса. На микротракторах двигатель устанавливается, как правило, в передней, а в микропогрузчиках — в задней части. Как и в обычных тракторах, в микротракторах используются либо цельные, либо шарнирно сочлененные рамы, а рабочее место оператора микропогрузчика должно быть закрытым (находиться в специальной кабине).

Читать далее:

Категория: - Мини-тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины