Строительные машины и оборудование, справочник






Схемы включения внешних световых приборов


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Схемы включения внешних световых приборов

Большинством внешних световых приборов водитель управляет самостоятельно. Это относится к приборам освещения, габаритным огням, указателям поворота. Часть приборов включается независимо от воли водителя при совершении им какого-либо действия. Так, при торможении практически одновременно с нажатием на педаль зажигаются сигналы торможения. При включении задней передачи загораются фонари заднего хода.

Автоматическое включение световых приборов осуществляется с помощью специальных выключателей, которые устанавливаются в цепь питания приборов. Для включения сигналов торможения применяются выключатели гидравлического, пневматического или механического действия. Гидравлический или пневматический выключатель устанавливается в зависимости от типа тормозной системы. Такие выключатели устанавливаются в тормозную систему и срабатывают (их контакты замыкаются) при увеличении давления в системе, возникающем при нажатии водителя на педаль тормоза. Механические выключатели имеют непосредственную связь с педалью тормоза. Контакты выключателей могут непосредственно управлять сигналами торможения или посредством дополнительного реле. Включение фонарей заднего хода осуществляется механическими выключателями, устанавливаемыми в механизме переключения передач.



Рис. 1. Принцип действия световозвращателя: 1 — световозвращатель; 2 — фара; 3 — глаз водителя

Управление осветительными приборами и габаритными огнями связано единой схемой. Часто для этой цели используются так называемые переключатели света ползункового типа. Переключатель имеет три фиксированных положения рукоятки штока. Положение соответствует отключенному состоянию потребителей. В этом положении можно только включить нити дальнего света ламп головных фар, когда дальним светом пользуются в целях сигнализации. Для этой цели пользуются ручным однопозиционным выключателем с самовозвратом, который входит в состав переключателя света головных фар. В положении включаются лампы габаритных огней, лампы фонаря освещения номерного знака и лампы Б освещения контрольно-измерительных приборов. Кроме того, подается питание в цепь выключателя ламп 3противотуманных фар, которые включаются через реле. В положении II питание подается на двухпозиционный переключатель. В исходном положении переключатель замыкает цепь питания обмотки реле, контакты которого замыкают цепь питания нитей ближнего света. Поэтому в положении II центрального переключателя включается ближний свет фар. При переводе переключателя во второе положение ближний свет выключается, загорается дальний свет и контрольная лампа, так как замыкаются контакты реле. Реле в цепях питания фар применяются для уменьшения падения напряжения в цепях питания фар и исключения, таким образом, его вредного влияния на силу света фар.

Рис. 2. Схема включения светотехнических приборов при помощи центрального переключателя света

Цепь ламп 6 освещения контрольно-измерительных приборов включается через встроенный в центральный переключатель реостат, сопротивление которого регулируется поворотом рукоятки штока. Это позволяет водителю изменять освещенность приборов на щитке.

На автомобилях применяются также центральные переключатели, имеющие схему коммутации, отличающуюся от рассмотренной выше. Применяются схемы включения, в которых центральный переключатель отсутствует.

Широкое применение в последнее время получили комбинированные переключатели. Они представляют собой устройства, в которых переключатели и выключатели световых и других приборов объединены в один узел. Устанавливаются комбинированные переключатели на рулевой колонке, что создает определенные удобства для водителей.

Для осуществления проблескового режима работы сигналов поворота в цепь их ламп включаются специальные прерыватели. Традиционными здесь являются прерыватели теплового действия (типа РС57).

Прерыватель указателей поворота РС57 теплового действия имеет следующее устройство. На стальном сердечнике намотана обмотка. Один конец обмотки соединен с выводом Сл прерывателя, а другой — через резистор, нихромовую струну, якорек и сердечник (к нему крепится якорек) с выводом прерывателя. Контакты в исходном положении разомкнуты под действием струны, оттягивающей якорек. Винт служит для регулировки натяжения струны. Контактная пара также разомкнута под действием пружины, приклепанной к якорьку. Неподвижный контакт пары соединен с выводом Кл прерывателя.

Рис. 3. Схема включения указателей поворота при помощи прерывателя теплового действия РС57

Вывод Б прерывателя через замок-выключатель и амперметр соединен с положительным выводом аккумуляторной батареи. К выводу Кл присоединена контрольная лампа, расположенная на щитке приборов. К выводу Сл подключен один из выводов переключателяуказателей поворота.

С помощью переключателя к выводу Сл посредством пластины б подключаются лампы переднего и заднего указателей левого бокового повторителя или посредством пластины в — лампы переднего и заднего указателей правого поворота и лампа правого бокового повторителя поворота. Переключатель указателей поворота устанавливается на рулевой колонке под рулевым колесом, а переключение осуществляется специальной ручкой. Ручка может находиться в трех фиксированных положениях: среднем, соответствующем разомкнутой цепи, и двух крайних, в одном из которых включаются левые указатели поворота, а в другом — правые.

При замкнутых контактах замка-выключателя и положении переключателя соответствующем, например, включенным указателям левого поворота, к выводу Сл прерывателя подключаются лампы. При этом от положительного вывода аккумуляторной батареи пойдет ток по цепи: амперметр — замок-выключатель — вывод Б — сердечник 13 — якорек 9 — струна 7 — резистор 8 — обмотка 14 — вывод Сл — пластина б переключателя 1 — лампы — корпус автомобиля — отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Так как в цепь включен резистор, ток в ней невелик и накал нитей ламп указателей поворота неполный, а сила притяжения сердечника недостаточна для замыкания контактных пар.

Протекающий по струне ток вызывает ее нагрев, вследствие чего струна удлиняется и уменьшается ее натяжение. При этом сила притяжения якорька к сердечнику будет достаточна для замыкания контактов. При замыкании контактов ток в цепи обмотки и ламп резко возрастает, так как будет проходить, минуя резистор. В результате нити ламп будут светиться полным накалом, возрастает сила притяжения якорька к сердечнику и контакты замкнут цепь контрольной лампы, которая загорится.

При замыкании контактов ток в струне прекращается, она остывает и уменьшается в длине. Через некоторое время сила натяжения струны становится такой, что контакты размыкаются, и ток в цепи обмотки и ламп уменьшается. При этом нити ламп будут снова светиться неполным накалом, а контакты разомкнутся и включат цепь контрольной лампы. Затем весь процесс повторится.

В случае перегорания одной из ламп указателей поворота уменьшается сила тока в обмотке прерывателя и струне, что вызывает значительное увеличение промежутка времени между импульсами, уменьшение времени проблесков и отсутствие включения контрольной лампы.

При замыкании контактов выключателя, что происходит в процессе торможения автомобиля, и нейтральном положении выключателя загораются лампы задних фонарей. Таким образом, для указателей поворота и сигналов торможения используются одни и те же фонари с рассеивателями красного цвета.

Прерыватели поворотов теплового типа достаточно надежны в работе и дешевы. Однако они не удовлетворяют современным требованиям, согласно которым в аварийных ситуациях должны включаться одновременно огни обоих бортов. Так как они чувствительны к величине нагрузки, включение ламп обоих бортов вызывает изменение частоты и скважности проблесков против установленных норм. Поэтому в настоящее время автомобили оснащаются прерывателями поворотов новых конструкций.

Контактно-транзисторный прерыватель указателей поворота РС951А предназначен для работы в схемах электрооборудования с напряжением питания 24В. Для коммутации ламп в режиме указателей поворота используется переключатель П1. Контроль за работой указателей поворота осуществляется двумя контрольными лампами, установленными на щитке приборов. При перегорании одной из ламп указателей поворота автомобиля или лампы прицепа перестает мигать контрольная лампа автомобиля (лампа, присоединенная к выводу КТ прерывателя) или прицепа (лампа, присоединенная к выводу соответственно.

Применение контактно-транзисторного прерывателя позволяет включать одновременно лампы всех указателей поворота, что соответствует включению аварийной сигнализации. Такое включение осуществляется специальным включателем П2 (ВК422), когда его ручка находится в положении. При этом указатели поворота обоих бортов работают синхронно в мигающем режиме независимо от положения переключателя П1. При этом одновременно с указателями поворота в ручке включателя мигает контрольная лампа.

Рис. 4. Схема включения указателей поворота при помощи контактно-транзисторного прерывателя РС951А

В цепь контактов исполнительного реле через переключатель Я/ включены лампы указателей и обмотки реле Р2 и РЗ.

Генератор импульсов тока прерывателя собран по схеме автомобильного генератора с электромеханической положительной обратной связью. При включении замка-выключателя прерыватель находится под напряжением. Если переключатель указателей поворота П1 находится в нейтральном положении, генератор импульсов не генерирует и прерыватель не коммутирует цепь указателей. В этом состоянии транзистор VT1 (КТ315) закрыт напряжением, определяемым резисторами моста Rl, R2 и R4, R5. Закрытыми являются и транзисторы VT2, VT3 (МП25А). База транзистора VT3 имеет принудительное смещение в обратном направлении за счет включения в эмиттер диода VD3 (КДЮ5). Исполнительное реле Р1 обесточено, контакты Р1 разомкнуты.

При включении указателей поворота через холодные нити ламп диод VD1 (КДЮ5) резистора R6 подключается параллельно резистору R4. Мост, состоящий из резисторов Rl, R2, R3, R5, получает дополнительный разбаланс. На базе транзистора VT1 образуется положительный потенциал по отношению его эмиттера, и он открывается. Открываются транзисторы VT2 и VT3. Срабатывает реле Р1, контакты Р1 подключают лампы указателей к положительному выводу аккумуляторной батареи. Конденсатор С1 начинает заряжаться по цепи: положительный вывод батареи — резисторы R3 и R1 — переход база-эмиттер транзистора VT1 — резистор R4. При заряде конденсатора транзисторы удерживаются в открытом состоянии. Резистор R6 в это время оказывается не подключенным параллельно резистору R4, так как диод VD1 смещен в обратном направлении по отношению положительного потенциала на контактах исполнительного реле. По истечении некоторого времени заряда конденсатора С1 его ток оказывается недостаточным для удержания транзистора VT1 в открытом состоянии. Транзисторы закрываются, цепь ламп указателей обесточивается. Схема прерывателя возвращается в исходное состояние, за исключением конденсатора С/, который оказывается заряженным. Разряд конденсатора происходит по цепи: холодные нити ламп указателей — аккумуляторная батарея — резисторы R2, R3. При этом на базе транзистора VT1 образуется отрицательный потенциал по отношению к эмиттеру, который и удерживает его в закрытом состоянии некоторое время, соответствующее времени негорения ламп. После разряда конденсатора процесс генерирования импульсов тока (коммутирования цепи ламп указателей) повторяется. Величина емкости конденсатора и сопротивления перезарядных разисторов определяют время горения и негорения ламп указателей.

Цепочка RIO, VD2 (КД105) служит для гашения обратных токов обмотки реле Р1. Диод VD4 (КД105) служит для шунтирования обратных импульсов токов, появляющихся в схеме электрооборудования при переходных процессах. Частота прерываний этим прибором не зависит от величины нагрузки.

Схема электронной защиты включает тиристор VTb (КУКЛА), транзистор VT4 (КТ203), диод VD5 (КД105), конденсатор С2 и резисторы R12, R13, R14. Введение в схему прерывателя электронной защиты позволяет при наличии коротких замыканий в цепи сигнальных ламп предотвратить перегорание обмоток реле контрольных ламп) Р2 и РЗ.

Схема защиты работает следующим образом. При возникновении короткого замыкания падение напряжения на резисторе R12 резко увеличивается. Смещение на базе транзистора VT4 становится достаточным Для его открытия. В результате на управляющем электроде тиристора VT5 появляется напряжение и тиристор открывается. При этом уменьшается разбаланс моста R1, R2, R3, R5, на эмиттере транзистора VT1 образуется положительный потенциал по отношению к его базе, и он закрывается.

Конденсатор С2 служит для предотвращения срабатывания защиты от одиночных импульсов тока. Диод VD5 ограничивает максимальную величину смещения на базе транзистора VT4 на уровне 0,7—0,8 В.

Прерыватель указателей поворота РС950 применяется в схемах электрооборудования с напряжением 12 В. Он отличается от прерывателя РС951А отсутствием схемы защиты, величинами сопротивлений резисторов и обмоточными данными реле.

Особенностью прерывателя РС950Е является применение специализированной микросхемы, выполняющей функции генератора импульсов, вместо такой же схемы, собранной на традиционной элементной базе. Кроме того, у этого прерывателя применены герметизированные магнитоуправляемые контакты, которые коммутируют цепь контрольной лампы.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины