Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация

Публикация:
   Скрепер

Читать далее:




Скрепер

Скрепер является землеройно-транспортной машиной цикличного действия, предназначенной для послойного резания грунта, транспортирования его к месту укладки и разгрузки в сооружение или в отвал. Рациональная дальность продольного перемещения грунта для прицепных скреперов до 500 м и для самоходных — до 2—3 км и в отдельных случаях — до 5 км.

Скреперы используются при производстве земляных работ по возведению насыпей, устройству выемок, планировке больших площадей.

По сравнению с другими землеройными машинами скреперы, особенно самоходные, имеют ряд достоинств:
а) осуществляют тонкослойное резание грунта, что позволяет механизировать мелкие планировочные работы по заданным отметкам;
б) могут послойно отсыпать доставляемый грунт при возведении насыпей, дамб, плотин с уплотнением этих слоев колесами скрепера;
в) значительно снижают стоимость разработки, транспортирования и укладки грунта в насыпях по сравнению с выполнением этих работ
одноковшовыми экскаваторами и автосамосвалами при небольшой дальности транспортирования грунта.

Скрепер представляет собой ковш с передней режущей кромкой, укрепленной на раме с пневмоколесным ходом. Дышлом скрепер присоединяется к гусеничному трактору или пневмоколесному тягачу.

При опускании ковш передней режущей кромкой врезается в грунт. При движении скрепер непрерывно срезает слой грунта. Заполненный ковш закрывается передней заслонкой.

Цикл работы скрепера складывается из следующих операций: резания грунта с одновременным наполнением ковша, транспортирования грунта, разгрузки ковша и возвращения порожнего скрепера к месту разработки.

Скреперы разделяются на прицепные, полуприцепные и самоходные. Прицепные скреперы обычно работают с гусеничными тракторами, а полуприцепные—с одноосными (реже двухосными) пневмоколесными тягачами. Самоходные скреперы имеют собственную силовую установку.

Ковши скреперов бывают с принудительной, полупринудительной и свободной разгрузкой. Принудительная разгрузка ковша скрепера осуществляется выдвижением задней стенки ковша. Полупринудительная разгрузка выполняется поворотом днища и задней стенки ковша относительно шарнира. Грунт выгружается под действием собственного веса и давления задней стенки ковша, поворачивающейся относительно шарнира в передней части ковша.

Свободная (самосвальная) разгрузка применяется на машинах с ковшами малой емкости. При опрокидывании ковша грунт выпадает под действием собственного веса.

Управление ковшом скрепера может быть канатным или гидравлическим.

Прицепной скрепер с канатным управлением состоит из следующих основных узлов: дышла, передней рамы, нижней рамы, днища с задней стенкой, заслонки, колесного хода, 18 и системы канатного управления.

Передняя рама состоит из хобота, трубчатой поперечной балки и рычагов, связанных с ковшом упряжным шарниром. Хобот соединен щарнирно с передней осью шкворнем. На хоботе укреплены направляющие блоки.

Нижняя рама служит одновременно и стенками ковша; она состоит из двух боковых стенок, усиленных швеллерными накладками и связанных между собой в поперечном направлении передней балкой, ножовой плитой и задними балками — нижней и верхней, к которым приварены кронштейны для крепления задних колес. Хвостовая часть рамы представляет собой буфер для толкача и кронштейн для запасного колеса. Вверху стенки ковша соединены между собой трубчатой балкой, на которой установлены блоки полиспаста управления заслонкой и днищем.

Рис. 183. Общий вид прицепного скрепера с канатным управлением

Днище и задняя стенка ковща выполнены в виде единой сварной конструкции, соединенной снаружи стяжками. При воздействии канатов управления на кронштейн днище может быть повернуто в положение разгрузки относительно стенок ковша на шарнире. В транспортном положении днище опирается на поперечную балку нижней рамы. Поворотом заслонки на щарнире закрывается и открывается рабочая щель ковша.

Управление рабочими операциями скрепера осуществляется двух-барабанной лебедкой, укрепленной на тракторе. Барабаны лебедки получают вращение от вала отбора мощности. Правый по ходу трактора барабан приводит в действие канатную систему, управляющую подъемом и опусканием ковша скрепера. Растормаживание барабана позволяет рабочему органу под действием собственного веса опускаться вниз и заглубляться в грунт. Левый (по ходу трактора) барабан лебедки приводит в действие канатную систему, управляющую работой заслонки и задней стенки с днищем.

При вращении барабана лебедки полиспаст подъема (рис. 184) заслонки укорачивается и заслонка может быть поднята в крайнее верхнее положение относительно шарнира. При дальнейшем натяжении каната блоки сближаются, увлекая за собой канаты, что заставляет дцище и заднюю стенку повернуться относительно шарниров и занять положение разгрузки ковша.

Устройство скреперной лебедки показано на рис. 185.

Полуприцепной скрепер с гидравлическим управлением состоит из одноосного тягача и одноосного скрепера. Вращающийся момент двигателя тягача через промежуточный редуктор передается на гидротрансформатор, который обеспечивает плавную работу трансмиссии тягача. От гидротрансформатора вращающийся момент передается через муфту сцепления и коробку передач с тормозом на дифференциал и полуоси тягача. Планетарные передачи, находящиеся в колесах, снижают число оборотов и повышают величину вращающего момента.

Рис. 184. Схема запасовки канатов подъема заслонки и днища
скрепера

Рис. 185. Скреперная лебедка
1, 2—рычаги; 3—ролик; 4, 16, 17 и 18 — шестерни; 5—канат; 6 — барабан; 7 — тормозной шкив; 8 — тормозная лента; 9— шпонка; 10 — регулировочный винт; 11 — ведомый диск; 12—фрикционная колодка; 13 — упорный подшипник; 14 — вал; 15 — втулка ведомого диска; 19 — вилка включения муфты; 20 — ось хомута

Промежуточный редуктор приводит во вращение масляный насос рулевого механизма. Второй масляный насос приводится во вращение при помощи карданного вала и конической передачи.

В скрепере (рис. 186) передняя рама шарнирно связана с задней рамой и седельио-сцепным устройством одноосного тягача. Конструкция тягача обеспечивает свободу его разворота относительно скредеpa, осуществляемого с помощью двух гидроцилиндров, установленных на тягаче.

Рис. 186. Скрепер полуприцепной с гидравлическим управлением

Резание грунта и наполнение ковша скрепера выполняется с использованием толкача. Толкачом может служить гусеничный трактор С-100, Т-180 или колесный тягач, например МАЗ-528, оборудованный толкающими приспособлениями.

Рис. 187. Гидроуправление скрепера
1 — сливной клапан; 2 — гидроцилиндры заслонки; 3 — предохранительный клапан; 4 — золотник; 5 — гидроцилиндры подъема ковша; 6 — корпус распределителя; 7—пружина; 8—насос; 9 — фильтр; 10 — бак для масла; 11 — гидроцилиндры задней стенки

Для восприятия толкающего усилия задняя рама скрепера имеет буфер. Резание грунта осуществляется ножами при открытой передней заслонке. Для управления заслонкой служат гидроцилиндры, к которым жидкость подводится по гидропроводам. Ковш поднимается и опускается гидроцилиндрами. Разгрузка ковша принудительная. Двумя гидроцилиндрами передвигающаяся вдоль ковша задняя стенка разгружает ковш при поднятой передней заслонке.

Гидроуправление скрепера показано на рис. 187. Подъем и опускание ковша с ножами и передней части задней рамы скрепера выполняют два гидроцилиндра. Заслонка ковша открывается и закрывается второй парой гидроцилиндров. Третья пара гидроцилиндров приводит в действие механизм разгрузки ковша.

Гидравлическая система управления укомплектована двумя гидронасосами НПА-64 суммарной производительностью 192 л/мин, создающими в гидросистеме рабочее давление 75 кГ/см2.

Применение одноосных и двухосных колесных тягачей позволяет значительно расширить радиус, действия полуприцепных скреперов по сравнению с прицепными тракторными. Принято считать эффективной работу быстроходных скреперов с транспортированием грунта на расстояние до 4—5 км.

Заглубление ковша зависит от характера грунта. В песчаных, не слишком сухих грунтах, в начальный период нож скрепера заглубляют до 30 см при высокоподнятой заслонке, в тяжелых глинистых грунтах следует принимать наибольшую толщину стружки 10—12 см%

Рис. 188. Схемы движения при работе скрепера а — по эллипсу; б — по восьмерке

При плотных глинистых грунтах предварительно выполняют послойное рыхление грунтов рыхлителями. При разработке грунта самоходными и полуприцепными скреперами целесообразно применять гусеничные толкатели.

На рис. 188 показаны схемы возведения насыпи при помощи скрепера. Перемещение скрепера с грунтом целесообразно осуществлять по эллипсу или восьмерке. При движении по эллипсу следует периодически (два раза в смену) изменять направление движения на обратное во избежание одностороннего износа ходовых частей; при движении по восьмерке односторонний износ ходовых частей исключается и экономится один поворот.

Длину участка разгрузки ковша скрепера можно для расчетов принимать равной 5—15 м. Обычно набор грунта ведется на первой и второй скоростях трактора, рабочий ход — на третьей-четвертой скорости, разгрузка ковша—на второй, а холостой ход — на пятой скорости тягового трактора.

Известна конструкция скреперов с ковшами емкостью до 40 и более кубических метров, а также объединение двух или трех большегрузных скреперов в поезд, управляемый одним скреперистом (рис. 189). Один такой скреперный поезд за цикл может забирать и транспортировать до 120 м3 грунта.

Перед началом работы скрепера необходимо:
а) проверить состояние всех агрегатов, узлов и канатов;
б) проверить количество топлива в баках, уровень масла в картере двигателя, уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень рабочей жидкости в гидробаке управления и при необходимости долить;
в) запустить и прогреть двигатель и во время прогрева проверить, нет ли течи топлива, масла, охлаждающей жидкости, в местах присоединения топливо и масло-проводов, через сливные краники и т-д.;

Рис. 189. Схемы компоновки Скреперного поезда
а — одноковшовый скрепер; б — двухковшовый; в—трехковшовый скреперный поезд

г) запустить двигатель и на холостом ходу проверить работу всех узлбв управления и тормозной системы.

При осуществлении технического обслуживания (ТО) следует выполнять указания, изложенные в инструкции по эксплуатации каждого типа скрепера.

При работе необходимо следить за тем, чтобы уклоны въездов были не более 1 : 5, съездов не более 1 : 3,5 и поперечный уклон Не более 8—10°.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Скрепер"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства