Строительные машины и оборудование, справочник




Смазочная система

Категория:
   Справочник сельского автомеханика



Смазочная система

Техническое обслуживание смазочной системы двигателя предусматривает осмотр сборочных единиц и приборов системы, поддержание необходимого уровня масла в поддоне картера, периодическую очистку фильтров, смену фильтрующих элементов и замену масла.

При ЕО проверяют уровень масла в поддоне картера двигателя, предварительно установив автомобиль на ровную горизонтальную площадку. При необходимости доливают масло в поддон. Если двигатель до проверки работал, замеряют уровень масла через 5—7 мин после его остановки, предварительно вынув и протерев масломерную линейку.

Убеждаются в отсутствии течи в маслопроводах и их соединениях, для чего осматривают место стоянки автомобиля, поверхности под капотом, брызговики двигателя.




Рис. 1. Моментоскоп: 1 — стеклянная труб-ка; 2 — переходная трубка; 3 —трубка or топливопровода высокого давления; 4 — шайба; б — накидная гайка

У двигателей с центробежным фильтром очистки масла (центрифугой) на слух проверяют вращение ротора. После остановки двигателя в течение не менее 40—60 с должен быть слышен легкий шум (гудение) ротора, вращающегося по инерции. Отсутствие или малая продолжительность шума указывает на неисправность центрифуги. Затем пускают двигатель и по контрольным приборам проверяют работу его смазочной системы. Значения указателей давления масла должны находиться в пределах нормы.

При ТО-1 у всех моделей двигателей проводят те же операции, что и при ЕО.

ТО-2 у карбюраторных двигателей 3M3-53-11, ЗМЗ-66-06 и ЗИЛ-130 включают операции ЕО, а также замену масла в смазочной системе. При этом у двигателей 3M3-53-11, ЗМЗ-66-06 промывают корпус полнопоточного фильтра очистки масла и заменяют фильтрующий элемент, очищают и промывают фильтр маслоналивной горловины, детали системы вентиляции картера. При обслуживании сливают горячее масло сразу после остановки двигателя.

У двигателя ЗИЛ-130 при каждой смене масла очищают полнопоточный центробежный фильтр. Останавливают двигатель и в течение 20—30 мин дают стечь маслу из фильтра.

Отворачивают гайку и, сняв кожух, вывертывают пробку в корпусе. В отверстие из-под пробки вставляют стержень, удерживающий ротор от вращения. Отворачивают гайку, снимают колпак ротора, вставку и сетчатый фильтр. Очищают от грязи и отложений снятые детали и промывают их. Если сетку фильтра нельзя промыть или она имеет разрывы, ее заменяют. При засорении калиброванных отверстий сопел их осторожно прочищают, а затем сопла промывают в бензине. Сборку проводят в обратной последовательности, обратив внимание, чтобы прокладка создавала полную герметичность между кожухом и корпусом. Гайку затягивают усилием руки.

Рис. 2. Фильтр центробежной очистки масла (полнопоточиая центрифуга):

При ТО-2 прочищают и промывают от смолистых отложений дизельным топливом систему вентиляции двигателя: шланги, детали и сетки маслоотражателя, а у двигателя ЗИЛ-130 клапан, трубку, маслоуловитель и воздушный фильтр, объединенный с маслозаливной горловиной.

Операции ТО-2 смазочной системы дизелей КамАЗ-740 мало отличаются от аналогичного обслуживания этой системы двигателя ЗИЛ-130. Перед сменой масла в смазочной системе промывают центробежный фильтр, имеющий активно-реактивный привод ротора, и заменяют бумажные фильтрующие элементы фильтра очистки масла.

Чтобы промыть центробежный фильтр, отворачивают гайку, снимают колпак, поворачивают ротор вокруг оси до тех пор, пока пальцы стопора не войдут в отверстия ротора. Отвернув гайку, снимают колпак. Очищают ротор и колпак от осадка и промывают в дизельном топливе. Проверяют затяжку гайки на оси ротора. Момент затяжки гайки 8 равен 78—88 Н-м. Собирают фильтр, совместив метки на колпаке и роторе. Отжимают пальцы стопорного устройства, проверяют вращение ротора на оси. Он должен вращаться легко, без заеданий. Затем затягивают гайки с моментом 20— 30 Н-м.

Фильтрующие элементы масляного фильтра меняют в следующем порядке. Отвернув сливные пробки на колпаках, сливают остатки масла в подставленную емкость. Отворачивают болты крепления колпаков и снимают их вместе с фильтрующими элементами. Вынимают фильтрующие элементы из колпаков и промывают колпаки в дизельном топливе. Заменяют фильтрующие элементы и, собрав фильтр, проверяют, нет ли подтекания масла в соединениях фильтра на работающем дизеле.

Рис. 3. Фильтр центробежной очистки масла дизеля КамАЗ-740; 1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; 4 — колпак фильтра; 5 — гайка крепления колпака ротора; 6 — упорный шарикоподшипник; 7 —упорная шайба; 8 — гайка крепления ротора; 9 — гайка крепления колпака фильтра; 10, 13 — верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — экран; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина; 17 — трубка отвода масла; 18 — плунжер перепускного клапана; 19 — пружина; 20 — пробка перепускного клапана

Сигнальная лампа засоренности фильтрующих элементов расположена в кабине автомобиля. Она может мигать при пуске и прогреве дизеля. Если свечение сигнальной лампы постоянное, когда дизель прогрет, следует сменить фильтрующие элементы.

У дизеля ЯМЗ-КАЗ-642 заменяют фильтрующий элемент полнопоточного фильтра очистки масла при ТО-2 одновременно с заменой масла в смазочной системе, а у дизеля ЗИЛ-645— при проведении третьего ТО-1. Одновременно у дизеля ЗИЛ-645 очищают и промывают центробежный фильтр. Технология проведения этих работ аналогична для двигателя КамАЗ-740.

В смазочную систему входят: маслоналивная горловина, поддон картера, масляный насос с маслоприемником, фильтры, масляный радиатор, трубопроводы, каналы, маслоизмери-тельный стержень и система вентиляции картера.

В изучаемых двигателях применяют комбинированную смазочную систему, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — разбрызгиванием и самотеком.

Рис. 4. Смазочные системы двигателей 3M3-53-11 (а), ЗИЛ-130(6): 1 — масляный радиатор; 2— кран масляного радиатора; 3— предохранительный клапан; 4 — центробежный очи’ститель масла; 5 — масляный насос; 6 и 9 — редукционные клапаны; 7 — масляные магистрали; 8 — маслоприемник, 10 — маслораспределительная камера; 11 — ось коромысел; 12 — компрессор; 13 — поддон картера; 14 — запорный кран масляного радиатора; 15 — предохранительный клапан масляного радиатора; 16 — предохранительный клапан центробежного маелоочистителя; 17 — фильтр тонкой очистки; 18 — перепускной клапан фильтра тонкой очистки; 19 — шатунный подшипник коленчатого вала; 20 — подшипник распределительного вала; 21 — коренной подшипник коленчатого вала; 22—нагнетательная секция масляного насоса в главную магистраль; 23 — предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса; 24 — нагнетательная секция масляного насоса в центробежный маслоочиститель и радиатор; 25 — предохранительный клапан нагнетательной секции главной магистрали; 26 — дифференциальный клапан

Масло из масляного картера через маслоприемник засасывается масляным насосом и поступает из нагнетательной секции насоса в масляный фильтр и далее через главную масляную магистраль к подшипникам коленчатого и распределительного валов. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров подается к осям коромысел, коромыслам и в компрессор (в двигателях ЗИЛ-130 и -645).

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, ось и коромысла клапанов, валы привода распределителя зажигания и масляного насоса, компрессор.

Зеркало цилиндров и поршневые пальцы смазываются разбрызгиванием. Распределительные шестерни, стержни клапанов, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются самотеком.

Для поддержания давления масла в заданных пределах в системе смазки имеются предохранительные и перепускные клапаны.

Масляный насос шестеренного типа служит для подачи масла в систему под давлением 0,4…0,5 МПа. Располагается насос снаружи картера (у двигателей 3M3-53-11, ЭИЛ-130) или внутри (у двигателя ЗИЛ-645).

На рассматриваемых двигателях устанавливаются двухсекционные масляные насосы (рис. 5). У двигателя 3M3-53-11 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль, а нижняя — в центробежный маслоочиститель, откуда стекает в картер двигателя. У двигателя ЭИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в центробежный маслоочиститель и далее в главную масляную магистраль, а нижняя секция — в масляный радиатор. У двигателя ЗИЛ-645 верхняя секция насоса подает масло через фильтр тонкой очистки в главную масляную магистраль, а нижняя секция — в центробежный маслоочиститель и радиатор.

Корпус масляного насоса состоит из корпусов верхней и нижней секций. Ведущие шестерни обеих секций установлены на валу насоса на сегментных шпонках, а ведомые шестерни свободно вращаются на стальных осях (у насоса двигателя ЗИЛ-645 одна ось). Масло из поддона засасывается одновременно обеими секциями через один маслоприемник. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни распределительного (у двигателей 3M3-53-11 и ЭИЛ-130) или коленчатого вала (у двигателей ЗИЛ-645).

Рис. 5. Двухсекционный шестеренчатый масляный насос двигателя ЭИЛ-130: а — схема работы; б — детали насоса; в — насос в сборе; 1 — вал насоса; 2 и 3—ведущая и ведомая шестерни; 4 и 6 — соответственно перепускной и редукционный клапаны; 5 — ось ведомой шестерни; 7 и 10 — корпуса соответственно нижней и верхней секций насоса; 8 — прокладки; 9 — крышка насоса

Масляные фильтры служат для очистки масла от посторонних примесей. На двигателях 3M3-53-11 и ЭИЛ-130 устанавливается один центробежный маслоочиститель, а на двигателе ЗИЛ-645, кроме того, фильтр тонкой очистки с двумя сменными фильтрующими элементами.

В центробежном маслоочистителе двигателя 3M3-53-11 на полой оси установлен ротор с крышкой на упорном шариковом подшипнике. Снизу ротора установлены жиклера, направленные отверстиями в разные стороны. Ротор с крышкой находится под кожухом.

Масло под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом, подается через полую ось внутрь крышки ротора, а затем через фильтрующую сетку проходит по каналам ротора и поступает к жиклерам, из которых оно выбрызгивается сильными струями в двух противоположных направлениях, создавая реактивные силы, вращающие ротор с частотой 5000…6000 об/мин.

В центробежном маслоочистителе двигателя ЗИЛ-645 ротор приводится во вращение под действием струи масла, выбрасываемой у основания оси ротора. Вместе с ротором вращается масло, находящееся под крышкой ротора. При этом под действием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются на стенки крышки и осаждаются на них плотным слоем. Очищенное масло, пройдя жиклеры, стекает обратно в поддон-картера.

Рис. 6. Центробежный маслоочиститель двигателей 3M3-53-ll(a) и ЗИЛ-645(6): 1 — корпус маслоочистителя; 2—ротор; 3— ось ротора; 4— фильтрующая сеТка; 5 — кожух; 6—крышка ротора; 7 — жиклеры ротора; 8 — гайка кожуха; 9 — гайка крышки ротора; 10— упорный подшипник; 11 — предохранительный клапан; 12 — перепускной клапан

Рис. 7. Фильтр тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-645:

Рис. 8. Вентиляция картера двигателя 3M3-53-11: 1 — фильтр маслоналивной горловины; 2 — вытяжная трубка

Фильтр тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-645 закреплен болтами с правой стороны блока цилиндров. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, который открывается при перег1аде давления, равном 0,25…0,30 МПа, в магистралях до и после фильтра, что происходит при чрезмерном загрязнении элементов фильтра и при повышенной вязкости применяемого масла. В этом случае масло нагнетается в главную магистраль, минуя фильтр (см. рис. 3.5,в).

Масляный радиатор устанавливают перед радиатором системы охлаждения. На двигателях 3M3-53-11 и ЗИЛ-130 масляные ра-.диаторы — трубчатые, с латунными пластинами. На двигателе ЗИЛ-645 радиатор представляет собой две параллельно расположенные и изогнутые змейкой алюминиевые трубки с ребрами.

Система вентиляции картера двигателя необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров сернистых соединений, топлива и газов, прорывающихся из цилиндров и вызывающих загрязнение и разжижение масла. Вентиляция осуществляется принудительно отсасыванием газов из картера через маслоотделитель и клапан во впускной трубопровод (у двигателей ЗИЛ-130, -645) или в атмосферу (у двигателя 3M3-53-11) через вытяжную трубу, выведенную под двигатель, где создается разрежение в результате потока воздуха, возникающего при движении автомобиля.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Смазочная система"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы