Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Смазочные материалы автомобиля

Читать далее:




Смазочные материалы автомобиля

Главное назначение смазочных материалов — уменьшать износы трущихся деталей и сокращать затраты энергии на трение. Кроме того, смазочные материалы отводят тепло, выделяющееся при трении, уплотняют зазоры в смазываемых узлах, удаляют с трущихся поверхностей продукты износа и предохраняют эти поверхности от коррозии.

К смазочным материалам относятся масла и пластичные смазки.

Смазочное масло должно обладать определенными свойствами в зависимости от условий, в которых оно будет работать в том или ином узле трения.

Наиболее тяжелы эти условия в двигателях, где масло подвергается воздействию высокой температуры, разжижается топливом, частично обводняется, а также загрязняется пылью, частицами металла, образующимися при износе деталей, и продуктами распада масла.

Масла для двигателей. Эти масла должны иметь определенную вязкость, температуру застывания и температуру вспышки, обладать хорошими противоизносными и моющими свойствами, стабильностью и коррозионностью.

Вязкость — основное свойство масел. Внешне вязкость масла проявляется в его подвижности: чем меньше вязкость, тем масло более подвижно.

От вязкости масла зависит возможность создания хороших условий для смазывания, а следовательно, и предохранение деталей от износа, а также хорошего охлаждения трущихся деталей.

Вязкость масел для двигателей выбирается с учетом частоты вращения коленчатого вала двигателя. Для двигателей с большой частотой вращения коленчатого вала применяют масла с небольшой вязкостью.

Вязкость масел измеряют в сантистоксах (сСт).

Очень важно, чтобы вязкость масла незначительно изменялась с изменением температуры. А так как температура в картере двигателя зимой и летом неодинакова, то применяют сезонные сорта масел с разной вязкостью: менее вязкое — зимой (примерно 6 сСт при 100° С) и более вязкое — летом (примерно 10 сСт при 100° С).

Широко используют всесезонные масла, применяемые и летом и зимой, что исключает трудоемкие работы по замене масла при подготовке автомобилей к зимней или летней эксплуатации.

Температурой застывания называется температура, при которой масло теряет свою подвижность. Для зимних масел она значительно ниже, чем для летних.

Температурой вспышки называется температура, при которой пары масла образуют горючую смесь с воздухом, воспламеняющуюся при поднесении к ней открытого пламени. Чем большую температуру вспышки имеет масло, тем меньше его сгорает при работе двигателя и, следовательно, тем меньше отложений оседает на стенки камеры сгорания и днище поршней.

Под противоизносными, или, как их иногда называют, смазывающими, свойствами масел понимают их способность к образованию на поверхностях трения сопряженных деталей прочной пленки, препятствующей их износу.

Под моющими свойствами понимают способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях.

Под стабильностью понимается способность масел сохранять свои первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию. На стабильность масел для двигателей внутреннего сгорания, оказывают влияние химический состав масел, температурные условия и воздействие металлов и продуктов окисления.

Коррозионные свойства масел зависят от наличия в них органических кислот, перекисей и других продуктов окисления, сернистых соединений, щелочей и воды.

Коррозионные свойства масел оцениваются по кислотному числу. В процессе эксплуатации содержание кислот в масле возрастает в 3—5 раз, что зависит от химической стабильности масла, содержания антиокислителей и условий его работы.

Условные обозначения марок масел включают: первый буквенный индекс М, обозначающий моторное масло, цифровой индекс, указывающий класс вязкости (8, 10, 12 или 63/10); второй буквенный индекс А, Б, В или Г, обозначающий группу по эксплуатационным свойствам.

Для масел трех групп — Б, В или Г — введены подгруппы с индексами 1 и 2. Цифровой индекс 1 обозначает, что это масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2, что это масло для дизельных двигателей. Индекс к в обозначении дизельных масел марок М-8Гк и М-ЮГк указывает, что масло предназначено для двигателей типа КамАЗ.

Примеры расшифровки марок масел:

М-8Б1— масло моторное для малофорсированных карбюраторных двигателей вязкостью 8 сСт при температуре 100° С;

М-10В2—масло моторное для среднефорсированных дизельных двигателей вязкостью 10 сСт при температуре 100° С;

М-63/ЮГ1—масло моторное для высокофорсированных карбюраторных двигателей. При низких температурах это масло можно рассматривать как зимнее с вязкостью 6 сСт, а при высоких — как летнее с вязкостью 10 сСт; буква з обозначает, что масло содержит загущающие (вязкостные) присадки и всесезонное применение.

Для отечественных легковых автомобилей рекомендуются летом марки масел М-12Г,, М-12ГИ, зимой М-8Г1, М-8ГИ и круглый год — всесезонные М-6/10Г,, М-10ГИ.

Для грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, «Урал» и их модификаций с карбюраторными двигателями рекомендуются зимой и летом масла М-8Б1 или М-8В1.

Для дизелей КамАЗ рекомендуются летом М-10Г2к, зимой — М-8Г2к; для дизелей семейства МАЗ — летом М-ЮВг, зимой — М-8В2.

Трансмиссионные масла. Эти масла предназначены для смазки агрегатов трансмиссии автомобиля (коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов) и рулевого механизма.

В агрегатах трансмиссии масло испытывает большие давления, но не сгорает и не образует нагара. Трансмиссионные масла должны обладать высокой маслянистостью, хорошо прилипать к трущимся поверхностям механизмов трансмиссии, иметь повышенную вязкость и низкую температуру застывания.

Для агрегатов трансмиссии и рулевого управления автомобилей выпускают специальные трансмиссионные масла, которые предназначены для гидроусилителей рулевого управления, гидромеханических коробок передач, амортизаторов, гидроподъемников автомобилей-само-свалов и др.

Ассортимент автомобильных трансмиссионных масел достаточно широк. В маркировку трансмиссионных масел входят буквы, означающие: Т —трансмиссионное, А — автомобильное, С — из сернистых нефтей, П — с присадкой, д — долгорабо-тающее, и цифра после дефиса, показывающая кинематическую вязкость в сантистоксах при температуре 100° С.

Кроме того, применяют и дополнительные индексы, например И —

импортная присадка, ГИП — гипоидное.

Основные марки масел, применяемые для зубчатых передач:

ТСп-10— зимнее для средней климатической зоны и всесезонное для северных районов;

ТАп-15в — всесезонное для умеренной и жаркой климатических зон.

Пластичные (консистентные) смазки. В отличие от смазочных масел пластичные смазки представляют собой мазеподобные вещества, применяемые для смазывания тех узлов трения, в которых масла плохо удерживаются (вытекают) или подвергаются сильному воздействию грязи, пыли и воды. К таким узлам трения относятся трущиеся пн; динения ходовой части, органон управления, подвески, а также отдель ные детали двигателя и трансмиссии. Смазки применяются также для защиты деталей от коррозии.

По составу смазки представляют собой смеси минеральных масел с различного рода загустителями, которые в основном и определяют эксплуатационные свойства масел. В качестве загустителя чаще всего применяют мыло.

Смазки могут иметь следующие присадки: против окисления, повышающие ее стабильность, улучшающие вязкостно-температурные и другие свойства. Их вводят в масло, на котором готовят смазку. Кроме присадок, в смазку добавляют твердые наполнители, чешуйчатый графит или дисульфит молибдена, улучшающие ее антифрикционные свойства.

Номенклатура выпускаемых смазок довольно широка.

Кальциевые смазки называют со-лидолами. Солидолы выпускают двух разновидностей: обычные и пресс-соли долы.

К пластическим смазкам относится графитная смазка УСсА — грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготовлена на более вязком масле, чем солидол С, и в ее состав входит около 10 % наполнителя — графита П грубого помола.

Литиевые смазки получают все большее распространение благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. И прежде всего это Литол-24— мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Ее можно применять как единую смазку для всех основных узлов трения автомобиля вместо практически всех смазок, причем в результате такой замены узел трения будет меньше изнашиваться, а сроки между сменой смазки можно увеличить. Кроме того, Литол-24 обладает хорошими консервационными свойствами.

ЦИАТИМ-201 — низкотемпературная мягкая желтая или светло-коричневая мазь. Применяют ее в узлпх трения всех типов, где имеются небольшие удельные нагрузки, ;i также там, где требуется незначительное усилие сдвига, например в гибком валу спидометра.

Если отсутствуют стандартные сорта масел и смазок, применять заменители можно только по рекомендации заводов-изготовителей.

Пластичные (консистентные) смазки

В узлах трения, где жидкая смазка не может удержаться на трущихся поверхностях смазываемых деталей, применяют пластичные смазки.

Пластичные смазки представляют собой смесь минеральных масел с различного рода загустителями. Смазки, в которых в качестве загустителя использовано кальциевое мыло, называются солидолами, а смазки с загустителями в виде натриевого мыла — консталинами. Выпускаются также кальциево-натрневые смазки, а также смазки на литиевой основе — литолы.

Кальциевые смазки отличаются влагоустойчивостью (не смываются водой) и применяются для смазки деталей, подверженных воздействию воды. Натриевые смазки более тугоплавки, чем солидолы, но менее влагоустойчивы. Их применяют для деталей, работающих при повышенной температуре. Кальцпево-нат-риевые смазки занимают промежуточное положение.

Солидолы выпускают на жировой и синтетической основе.

Используют солидолы для смазки шарнирных соединений деталей ходовой части и механизмов управления (рессорных пальцев, втулок шкворней, шарнирных соединений рулевых тяг и др.).

Для подшипников ступиц колес автомобилей МАЗ и КрАЗ рекомендуется смазка Литол-24, ГОСТ 21150—75.

В настоящее время универсальная водостойкая смазка, предназначенная для смазывания подшипников и других узлов трения, механизмов, выпускается по ГОСТ 84366—64. В соответствии с этим ГОСТом установлены две марки смазки: пресс-солидол С и солидол С (смазка УСс — автомобильная). В состав этих смазок входят масла индустриальные и кальциевые мыла синтетических жирных кислот. Содержание мыла в пресс-солидоле С должно быть не менее 9%, а в солидоле С — не менее 12%.

Внешне эти солидолы должны представлять собой однородную мазь желтого или темно-коричневого цвета.

Пластичная смазка не должна оказывать коррозийного действия на смазываемые детали. Испытывают коррозийное действие смазки нанесением ее слоя на стальную или медную пластины, которые должны находиться 4 ч при температуре 70 °С. После испытания на пластинах не должно быть заметно пятен и коррозийных точек. При испытании на медных пластинах не должно быть также зелени, темно-коричневых и серо-стальныя пятен и налетов, допускается только незначительное Изменение цвета медных пластинок.

Кроме вышеуказанных пластичных смазок отечественная промышленность выпускает универсальную тугоплавкую смазку УТ (жировой консталин) двух марок: УТ-1 и УТ-2, универсальную тугоплавкую синтетическую смазку УТС (синтетический консталин) двух марок: УТс-1 и УТс-2, а также универсальную тугоплавкую морозостойкую смазку УТМ для механизмов, работающих при низких температурах.

Особая пластичная смазка предназначается для листов рессор. Она состоит из минерального масла, загущенного кальциевым мылом, с добавлением 10—11% коллоидного графита.

Детали, требующие предохранения от коррозии при длительном их хранении, а также подшипники, испытывающие малые нагрузки, смазывают техническим вазелином, который состоит из минерального масла с загустителем в виде парафина.

Важнейшим параметром, определяющим качество пластичных смазок, является температура каплепадения, которая показывает, при каких условиях может работать данная смазка. Температура эта соответствует такому состоянию смазки, при котором происходит падение первой капли смазки в результате ее нагрева в специальном сосуде,

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Смазочные материалы автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства