Строительные машины и оборудование, справочник





Специальные методы тренировки

Категория:
   Транспортная психология


Специальные методы тренировки

Из традиционных методов следует рассмотреть некоторые из них, опробированные практикой.

Были усмотрены существенные преимущества этого разработанного в Великобритании метода в том, что водитель побуждается к активному наблюдению, более концентрированному контролю за возникающими изменениями в дорожной обстановке, что он осознает все многообразие частных задач и в состоянии распознать некоторые ошибки, что улучшается связь между ним и помогающим (специалистом, инструктором и т. п.). В работе ссылаются на аппаратурные методы, например, использование вышеназванного прибора типа «V» и тренажеров.

Другой выделенный этими авторами метод заключается в проведении поездок по автодрому, где тренировка водителя осуществляется самостоятельно (без сопровождающего). Применимость этого метода в значительной мере зависит от соответствующей цели совершенствования водительских способностей и тем самым также от уже достигнутого уровня вождения. С одной стороны, этот метод мог бы предоставить большие преимущества при проверке манер поведения по специальной технике управления, которые (манеры) в нормальных условиях не могут применяться, так как будут угрожать безопасности (например, торможение до препятствия). С другой стороны, опасность может возникать вследствие эффектов обобщения, если, например, отношение к безопасности переносить с тренировочной обстановки на реальную.



Эффективность тренировки на автодроме в рамках совершенствования (а не переподготовки) в целом для 2057 16-летних американских школьников была исследована. Школьники в случайном порядке были распределены на 2 группы. Предварительно они окончили 45-часовые курсы вождения в гимназии, но их дальнейшее совершенствование имело следующие особенности.

Экзамен не выявил никаких различий в смысле дальнейших успехов по вождению между обеими группами. Однако в экспериментальной группе в течение всего последующего года было отмечено меньшее число конфликтных эпизодов, но зато контрольная группа добилась лучших успехов в завершающей проверке на знание дорожного движения, в результатах, достигнутых на автотренажере, и в отметках по курсу тренировки водителей. Эти результаты нельзя объяснить однозначно, их скорее надо понимать как проблему выбора объективных критериев сравнительной оценки методов совершенствования водительских способностей.

Для изучения способности оценивать опасность разработана программа тренировок, содержащая 36 записанных на диапозитивах опасных эпизодов. Каждый из них сначала представлен изображением с вопросом и опасность только обозначена и поэтому является предсказуемой, а несколько секунд спустя появляется изображение с ответом, на котором опасность стала уже отчетливо различимой. Оценка эффективности осуществлялась следующим образом: в рамках курса автошколы за 8 дней до начала и через 14 дней после завершения программы тренировок были проведены соответственно предварительный и затем завершающий тесты вместе с двумя параллельными тестами, аналогичными представленным изображениям с вопросами, проводившимися в ходе программы тренировок. Для контрольной группы не было организовано никаких тренировок (п — 101 или 105). У тренированных курсантов было достигнуто отчетливое увеличение правильных и своевременных ответов, тогда как контрольная группа не имела сколько-нибудь значительного улучшения результативности. Положительный эффект тренировок сказывался у более молодых людей (до 21 года) и у юношей гораздо отчетливее, чем у старших учеников или соответственно у девушек. Правда, еще остается открытым вопрос о реальной эффективности, которую нельзя оценивать только по этим непосредственным результатам.

Подобным способом одной экспериментальной ‘Руппе из 35 начинающих водителей за одночасовое занятие были показаны диапозитивы с различными эпи зодами и затем проводилось их обсуждение по опре делению наилучшего исхода в данной обстановке. Экспериментальная и контрольная группы во время последующей контрольной поездки должны были называть все реальные условия движения, имеющие важное значение для водителя (дорожные знаки, дорожную разметку). При этом экспериментальная группа достигла значительно лучших результатов.

Знание о правильном режиме обзора дорожной среды открывает также возможности систематической его тренировки. При этом рекомендуется отрабатывать приемы, повышающие эффективность обзора (экономичный режим обзора, восприятие важных подробностей, частая смена фиксаций взгляда с ближней перспективы на дальнюю). Такая организация всей программы тренировок будет иметь смысл, если будут учтены особенности деятельности водителей транспортных средств с большим опытом вождения.

На возможности использования тренировки умственных способностей в процессе совершенствования водительских навыков указано в работах. При этом имеются в виду не только область элементарных сенсомоторных функций в процессе вождения, но и более сложные задачи вождения.

В работе для этой цели предусмотрена трехступенчатая программа:
а) «проговаривание про себя» выученных процессов движения;
б) «тренировка памяти, предвидения», при которой представляются процессы движения, продемонстрированные инструктором в течение предшествующих часов практического вождения;
в) «тренировка моторной памяти», при которой ученик представляет, что управляет транспортным средством на основе воображений о происходящих при этом процессах движения и возникающих физических ощущениях.

Критическое отношение к непосредственным критериям в программах обучения навыкам управления было высказано в работе при изучении системы оценок, применяемой на курсах переподготовки в Швейцарии. В этой системе по шести группам показателей (например, упражнения по управлению транспортным средством, движение по траектории типа «змейка») инструкторы выставляют оценки (5-балльная шкала)-

Исследования показали, что отдельные оценки отягчают-ярко выраженной необъективностью и отличаются СЯ только в зависимости от возраста и пола курсантов, Не и между выставляющими оценки инструкторами и е самими такими курсами. В своем скептическом заключении авторы работы вынуждены оставить открытым вопрос о том, насколько эти отличия являются выражением индивидуальных различий участников этих курсов или различного трактования данной системы оценок.

Оценка эффективности программ

Как и в общих программах пропаганды безопасности движения, экспериментальные методы проверки эффективности сталкиваются с существующими трудностями также в программах перепроверки и совершенствования, различное преодоление которых, но прежде всего различный экспериментальный контроль за которыми не выявили однозначности многих полученных результатов.

Были выделены некоторые из возникших при этом проблем: – несовершенный контроль за индивидуальными фоновыми данными обследуемых, которые изменяются и оказываются решающими для участия в соответствующем эксперименте (например, больший или меньший интерес к возможностям повышения безопасности).

Такие переменные данные могут влиять на результат сильнее, чем сам эффект тренировки; периоды времени, в течение которых собираются данные по критериям надежности дорожного поведения (частота правонарушений, ДТП), являются короткими, что приводит к переоценке лишь появляющихся в начальный период влияний или недооценке случайного взаимодействия с другими факторами. В лучшем случае эти противоречия уравновешиваются;

возможности обобщения результатов ввиду специфичности и разнообразия конкретных программ невелики.

Скептическое отношение к существующим программам подготовки водителей транспортных средств базируется на известных весьма разнообразных результатах исследований эффективности. Эти авторы пришли к уоеждению о том, что существуют более перспективные и менее дорогостоящие возможности для усовершенствования системы «дорожное движение», чем простые граничения водительской деятельности.

Обучение вождению следовало бы расширить с учетом современных прогрессивных тенденций и модернизировать существующие методы.

Эти два условия определяют необходимость поэтапной системы обучения, которая требует ввести различные стадии.

Возможности водительского совершенствования (становления), осуществляемые пока еще на добровольной основе, предлагаются для этой цели в таких формах, как тренировка восприятия признаков грядущей опасности, сдержанности и навыков правильного выхода из опасной обстановки и недопущения дорожных конфликтов. При оценке результатов исследований эффективности программ подготовки и переподготовки следует учитывать, с одной стороны, крайнюю неоднородность данных и, с другой стороны, экономический фактор «затраты — польза».

Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины