Строительные машины и оборудование, справочник





Способы крепления канатов

Категория:
   Канаты и грузозахватные устройства


Способы крепления канатов

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют на осях (пальцах), блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

Рис. 128. Крепление концов стального каната:
а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо-клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4,5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки,- 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка



На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — пеТля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната, Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на i/з диаметра.

Петля с заплети.ой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец расплетен на пряди, каждая из которых пропущена затем несколько раз между прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм и не менее 5 для канатов от 15 до 28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната.

Петля с гильзо-клиновой (втулочно-шпо-ночной) заделкой (рис. 128, е) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку 8, протаскивая ее вместе с канатами примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулки на прессе (без нагрева) в обжимках.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают внутрь до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом аналогично рис. 128, а.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделкув конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 128, д). Конец каната заводят во втулку 12, расплетают пряди, обезжиривают проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючков. Затем в вертикальном положении втулку заливают расплавленным металлом.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняют либо с помощью клина 13 в конусном гнезде барабана (рис. 128, е), либо с помощью прижимных планок 14, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, ж), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам. Разница заключается в том, что морские узлы вяжут из пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имеют смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а — е.

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси тяговых ветвей, а оба конца одного каната выходить вмерте из петли второго. На концы канатов ставят зажимы, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Рис. 129. Узлы и петли из стальных канатов:
с — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел; 1 — свободный конец, 2 — зажим

Беседочный (морской) узел, простой штык (двойной узел), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два -каната разной толщины.

Читать далее:

Категория: - Канаты и грузозахватные устройства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины