Строительные машины и оборудование, справочник





Способы перемещения и укладки грунта

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры



Способы перемещения и укладки грунта

После резания грунта и набора его на отвал последний приподнимается настолько, чтобы бульдозер во время движения с набранным грунтом не задевал материка.

Бульдозеры с канатно-блочным приводом удерживают отвал на требуемой высоте в подвешенном состоянии, а машины с гидроприводом способны устанавливать отвал в так называемое «плавающее» положение. Последнее, однако, применяется при разработке достаточно плотных грунтов, когда нож отвала в указанном положении не может самопроизвольно врезаться в землю. Как и во время резания, при перемещении бульдозера с набранным на отвал грунтом надо избегать поворотов машины, так как во время поворотов теряется набранный отвалом грунт.

Транспортирование грунта бульдозером экономически рентабельно на расстояние до 50 м. Дальнейшее увеличение расстояний перевозки грунта нерационально, вследствие больших потерь последнего по пути следования.

Рис. 15. Траншейный способ перемещения грунта бульдозером

Самым простым и наиболее экономичным способом перемещения грунта является так называемый «челночный», при котором рабочие движения бульдозера (с грунтом) совершаются передним ходом, а холостые (порожняком) задним ходом. Нужно, однако, иметь в виду, что приведенный способ применим для расстояний до 50 м. Проходки при подобной работе должны разбиваться так, чтобы бульдозер перемещал грунт по одному и тому же следу. Последнее обстоятельство помогает сокращать потери грунта при его транспортировании вследствие образования по бокам пути движения бульдозера валов грунта, препятствующих его утечке.

Некоторым совершенствованием челночного способа перемещения является траншейный способ (рис. 15). При данном способе место набора грунта разбивается в продольном направлении на параллельные участки, соответствующие будущим траншеям. При разработке такого участка бульдозерист оставляет между каждой из траншей перемычки шириной 0,5—1,0 м и начинает работу в полосе, ближайшей к месту укладки грунта, с тем, чтобы грунт из дальнего конца траншеи можно было перемещать по разработанной в несколько проходок траншее в ближней части. По окончании разработки одной траншеи срезается одна перемычка и бульдозер переходит в следующую.Траншейный способ, по сравнению с обычным, позволяет сократить потери грунта более чем в 2 раза.

Возвращать бульдозер задним ходом следует по возможности на максимальной скорости и желательно не по траншеям, а параллельно и близко к ним.

Рис. 16. Схема разработки грунта по методу А. Г. Фёдорова

Дальнейшую рационализацию траншейного способа разработки и перемещения грунта представляет метод бульдозериста Фёдорова А. Г. По этому методу подлежащая разработке площадка, аналогично предыдущему, разбивается на несколько параллельных полос (рис. 16). Полосы в свою очередь делятся на участки длиной до 10 м. Каждый участок разрабатывается за четыре цикла, причём в первый цикл грунт набирается на первой половине (ближайшей к месту укладки) первого участка; во второй цикл срезается вторая половина первого участка и грунт перемещается по образовавшейся траншее; в третий цикл набор грунта производится в первой половине второго участка, но не укладывается, а оставляется в конце последнего; наконец, в четвёртый цикл грунт набирается во второй половине второго участка и бульдозер, перемещаясь по траншее, кроме этой дозы грунта, захватывает для укладки и ранее оставленное количество его от третьего цикла. Далее циклы повторяются. Бульдозерист Фёдоров А. Г. добился на машине Д-157 выработки до 1 170 ж3 грунта в смену.

Во многих случаях выгодно разрабатывать грунт с перемещением его в промежуточные валы, как показано схематически на рис. 17. При этом перемещение грунта осуществляется не сразу, а лишь на часть пути его.

Рис. 17. Схема перемещения грунта с образованием промежуточных валов

В конце этой части пути оставляется промежуточный вал грунта, из которого он перемещается либо к месту укладки, либо снова на некоторую часть пути вперёд. Промежуточный вал может образовываться от нескольких проходок бульдозера. Следует в каждом отдельном случае рассчитывать и решать вопрос о месте и объёме промежуточного вала. Выгодность описанного способа особенно очевидна в случаях необходимости изменения направления бульдозера, при этом промежуточные валы образуются в пунктах изменения направления. Образование промежуточных валов целесообразно также при разработке выемок с перемещением грунта в насыпь и, кроме того, при разработке косогоров. Наиболее выгодная длина участка образования промежуточного вала составляет 20—25 м.

Потери грунта при перемещении можно уменьшить также применением способа работы спаренных бульдозеров.

По этому способу два бульдозера двигаются рядом с одинаковой скоростью и интервалом между торцами отвалов 0,3—0,5 м. Ширина захвата обоих бульдозеров достигает 6,5 м. Применение этого способа даёт положительные результаты при обеспечении согласованности движения обеих машин. Одним едва ли не самым эффективным способом перемещения грунта является такой, при котором отвал оснащается боковыми открылками, не только увеличивающими объём отвала, но и значительно сокращающими потери грунта при его транспортировании.

Укладывать грунт бульдозером можно сосредоточенно или параллельными слоями. Первый способ достигается быстрым подъёмом отвала после остановки бульдозера. Отсыпанную дозу грунта можно рассредоточить опусканием на неё отвала и последующим задним ходом бульдозера. При необходимости послойной отсыпки грунт разгружается на ходу, причём отвал поднимается на высоту, соответствующую толщине слоя.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Способы перемещения и укладки грунта"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы