Строительные машины и оборудование, справочник







Средства механизации для зимнего содержания дорог и аэродромов

Категория:
   Содержание и ремонт дорог


Средства механизации для зимнего содержания дорог и аэродромов

Снегоочистители — машины, применяемые при зимнем содержании покрытий дорог и аэродромов и предназначенные для удаления свежевы-павшего и уплотненного снега. Специальное оборудование снегоочистителей, применяемых при содержании аэродромных покрытий, монтируют на базе автомобилей или колесных тракторов, а также на специальных шасси.

Снегоочистители в зависимости от типа рабочего органа бывают плужные с пассивным и роторные — с активным рабочим органом (рис. 12.5).

Плужные снегоочистители используют при расчистке покрытия от свежевыпавшего или малоуплотненного снега при толщине снежного покрова до 0,3 м и плотности до 0,35 г/см3. По типу рабочего органа различают одно- и двухотвальные плужные снегоочистители. Специальное оборудование плужного снегоочистителя состоит из одно- или двухотвального рабочего органа, рамы, опорного устройства и механизма подъема и опускания плуга.

Рис. 12.5. Схемы снегоочистителей:
а — с пассивным рабочим органом; б — с активным рабочим органом;
1 — одноотвальный; 2 — двухотвальный; 3 — одноотвальный с боковым крылом; 4 — фрезерно-ротор-ный; 5 — винтороторный; 6 — комбинированный

Рабочий орган плужного снегоочистителя представляет собой отвальную поверхность, выполненную из стального листа, с ножами-лемехами, укрепленными в нижней части. Рабочий орган навешивается на раму, укрепляемую на бампере базовой машины. Рама одноотвального снегоочистителя обеспечивает возможность поворота рабочего органа на угол 35-40 °к оси машины.

У некоторых моделей плужных снегоочистителей рабочий орган во время работы опирается на ролики 3 (или лыжи) опорного устройства (рис. 12.6), регулируемые по высоте и обеспечивающие необходимый зазор между ножом 2 плуга и покрытием. Через опорное устройство часть массы рабочего органа передается на покрытие. Для предотвращения поломки рабочего органа при наезде на препятствие служит предохранительное устройство, состоящее из двух амортизаторов, устанавливаемых в нижней части задней стороны отвальной поверхности. Подъем и опускание рабочего органа осуществляется гидравлической системой, устройство и принцип действия которой аналогичны описанным выше.

Рис. 12.6. Рабочий орган плужного двухотвального снегоочистителя:
1 — отвальная поверхность; 2 — нож; 3 — опорный ролик

Роторные снегоочистители предназначены для расчистки твердых покрытий от больших масс уплотненного снега, удаления снежных валов с погрузкой снега в транспортные средства. В отличие от плужных роторные снегоочистители имеют активный рабочий орган, с помощью которого вырезают снег из общего массива и отбрасывают его в сторону на большое расстояние. Высота слоя снега, убираемого роторным снегоочистителем, составляет 1,3—1,5 м в зависимости от конструкции машины при плотности снега до 0,5 г/см3. В зависимости от конструкции рабочего органа различают винтороторные и фрезернороторные снегоочистители (рис. 12.7). Наибольшее распространение получили винтороторные снегоочистители, предназначенные для очистки дорог и аэродромов от снега путем роторного разгона и перемещения по баллистической траектории за пределы очищаемой поверхности или через направляющий аппарат в кузов транспортного средства. Главный параметр роторных снегоочистителей — производительность, по которой их разделяют на легкие (производительность до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) и тяжелые (более 1000 т/ч); средняя ширина захвата роторных снегоочистителей 2,5—3,2 м; толщина разрабатываемого снежного покрова до 1,2—2 м; дальность отбрасывания снега дорожными снегоочистителями 18—20, аэродромными—50-60 м; рабочая скорость снегоочистителей 0,3-5 км/ч.

Рис. 12.7. Рабочие органы роторных снегоочистителей:
а — винтороторный; б — с ленточной фрезой; в — с барабанной фрезой; г — с рыхлящим валом; д — с пропеллером; е — с выступающим винтовым конвейером и газоструйной интенсификацией отбрасывания снега; VM, Vm, Vtm — соответственно направление движения машины, снега, струи газа

Для разработки снега средней плотности (рсн= 200—300 кг/м3) применяют винтороторные снегоочистители с двумя винтовыми питателями и более, расположенными в вертикальной плоскости, параллельной оси движения машины. Винтовые конвейеры транспортируют снег к середине рабочего органа и забрасывают его в расположенный с тыльной стороны ро-торно-лопастной метатель. Винтовые конвейеры питателя могут быть установлены как горизонтально, так и под углом к поверхности дороги. Снег большой плотности (рсн> 300 кг/м3) целесообразно разрабатывать фрезерно-роторными снегоочистителями или фрезерными совмещенного действия, у которых достаточно высокая окружная скорость фрезы обеспечивает одновременно выброс снега через направляющий патрубок в заданном направлении без использования отдельного лопастного ротора. Фрезерный питатель выполнен в виде трех- или четырехзаходной фрезы ленточного (пустотелой) или барабанного типа, когда винтовые лопасти фрезы жестко закреплены на барабане.

По типу трансмиссии снегоочистители изготовляют с однодвигательным приводом, когда двигатель базовой машины или специальный двигатель, установленный на грузовой платформе базового автомобиля, используют одновременно для движения машины и привода рабочего органа, а также с двухдвигательным приводом раздельно ходового устройства и рабочего органа.

В качестве дополнительного оборудования роторных снегоочистителей применяют направляющий аппарат выброса снега для погрузки его в городских условиях в транспортные средства, регуляторы окружных скоростей питателя и метательного аппарата, устройства для обрушения верхнего свода снежного забоя при большой толщине снежного покрова и ли-дерного разрушения снежного забоя при повышенной прочности снега. Энергоемкость рабочего процесса питателя и метательного аппарата можно снизить применением систем газовой смазки поверхностей трения снега о рабочие органы. Например, пугем газовой смазки поверхности неподвижного кожуха метателя можно на 20-40% уменьшить энергоемкость привода лопастного ротора.

Попутный поддув аппарата выброса позволяет примерно на 20% повысить дальность метания снега за счет уменьшения аэродинамического сопротивления на начальном участке баллистической траектории полета, где снег имеет наиболее высокую скорость и соответственно максимальны силы аэродинамического сопротивления. В качестве источника газа используют воздуходувку, которая может быть установлена соосно лопастному ротору, но имеет более высокую частоту вращения. Повышение эффективности прохода снега от фрезерного или винтового питателя в метательный аппарат обеспечивает забрасывающее устройство, например, в виде смонтированного на валу питателя дополнительного лопастного барабана.


Читать далее:

Категория: - Содержание и ремонт дорог





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины