Строительные машины и оборудование, справочник






Стальные канаты


Категория:
   Канаты и грузозахватные устройства


Стальные канаты

Стальные канаты свивают из проволок диаметром 0,5—2 мм. По форме поперечного сечения канаты бывают круглые и плоские. На башенных кранах применяют круглые канаты.

Круглые канаты бывают одинарной и двойной свивки. При одинарной свивке канат свит непосредственно из проволок. Вокруг одной центральной проволоки навиты шесть таких же проволок. При двойной свивке проволоки вначале свивают в пряди, а из прядей свивают канат. Между прядями размещен сердечник, который может быть органический (волокнистый) или металлический, свитый из проволок более мягкой стали. На кранах обычно применяют канаты с органическим сердечником, пропитанным смазкой. Канат с органическим сердечником более долговечен, так как имеет меньшее трение между проволоками и прядями. Этому способствует смазка, постепенно выдавливаемая из сердечника.

Направление свивки проволок в прядях и прядей в канате бывает правое и левое. Определяется оно аналогично направлению резьбы. Правая свивка не обозначается, левая обозначается буквой Л. Если проволоки в пряди имеют, например, правую свивку и сами пряди в канате также имеют правую свивку, такую конструкцию называют односторонней свивкой и обозначают буквой О. Канаты односторонней свивки меньше изнашиваются и более гибки, но раскручиваются под нагрузкой. Меньший износ этих канатов объясняется тем, что проволоки в пряди касаются других проволок по линиям, что называется линейным касанием и обозначается ЛК.



В канате крестовой свивки (не обозначается) направление свивки проволок в пряди противоположно направлению прядей в канате. Эти канаты меньше подвержены раскручиванию, но имеют большую жесткость. Касание проволок у этого каната происходит по отдельным точкам — точечное касание — ТК.

Хотя канат односторонней свивки имеет большие преимущества, однако его нельзя применять в тех случаях, когда поднимаемый груз подвешен на одной ветви каната. На башенных кранах, где грузозахватный орган подвешен на двух и более ветвях каната, удобнее использовать канаты односторонней свивки.

Существует конструкция каната, где применяется комбинированный способ свивки, когда часть проволок имеет линейное касание, а другая — точечное. Такие канаты обозначают ТЛК (точечно-линейное касание).

По способу свивки канаты бывают нераскручивающиеся — Я и раскручивающиеся — Р. Нераскручивающиеся канаты получаются за счет того, что при свивке проволок в пряди, а затем прядей в канат снимаются внутренние напряжения, возникающие в проволоке при свивке.

Рис. 1. Конструкция стальных канатов:
а — сечение каната одинарной свивки, б — то же, двойной свивки, в — канат односторонней свивки, г — крестовой свивки, д — измерение диаметра каната; 1 — проволоки, 2 — прядь, 3 — сердечник (органический); Л и Б — точки на одной пряди каната на расстоянии шага свивки

За счет этого канат становится устойчивым к раскручиванию, не нуждается в концевых перевязках при рубке, имеет меньшую жесткость. Такие канаты удобны в эксплуатации, так как они гораздо меньше крутятся под нагрузкой и имеют больший срок службы благодаря хорошей гибкости.

В стандартах на стальные канаты в заголовке указывается конструкция каната. Так, в ГОСТ 2688—69, по которому выбирается большинство канатов для башенных кранов, записано: «Канат двойной свивки типа Л К—Р конструкции 6 X 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о. с». Расшифровывается это так: канат с линейным касанием (ЛК) проволок между слоями и разными (Р) по диаметру проволоками в наружном слое каждой пряди; 6 прядей по 19 проволок в пряди, причем в центре каждой пряди размещена одна (1) проволока, вокруг которой во втором слое расположены еще 6 проволок, а в наружном слое 6 проволок одного диаметра и 6 другого (6/6). В центре каната один органический сердечник (1 о. с). На рис. 127, б показан разрез такого каната.

Обозначение ТК означает точечное касание проволок между слоями; Л К—О — с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди; Л К—3 — с линейным касанием проволоки между слоями и с проволоками заполнения; Л К—РО — с линейным касанием проволок между слоями и имеющие в пряди слои с проволоками одинакового диаметра и слои с проволоками разных диаметров.

Примечания!

1) Значения коэффициента запаса прочности канатов грузового и стрелового полиспастов установлены для определенной величины отношения диаметра барабана (или блока), огибаемого канатом, к диаметру каната.

Для легкого режима работы грузовой и стреловой лебедок башенного крана е= 16, для среднего — е = 18, для тяжелого — 20. Если не выдержать указанного соотношения, канат будет круче изгибаться и наступит его преждевременный износ.

2) Для всех механизмов башенного крана, работающего на монтаже сборных зданий,, принимается легкий режим работы. Если кран работает с мелкими штучными грузами, то для грузовой лебедки принимается средний режим работы, а для остальных механизмов -~ легкий. Режим работы крана в целом определяется по механизму подъема груза. По этому режиму рассчитывается металлоконструкция крана.

Стальные канаты в козловых и других подъемных кранах служат для подвески грузозахватных устройств и подъема груза. Они отличаются по числу прядей, диаметру проволок и количеству проволок в каждой пряди. По типу свивок различают канаты крестовой и односторонней свивки. Первые используются чаще, так как они не раскручиваются при свободном подвешивании груза.

Пряди в канатах применяют двух типов:
а) из проволок одинакового диаметра;
б) из проволок различного диаметра.

Канаты, изготовленные из прядей с проволоками различного диаметра (компаундные канаты), наиболее износоустойчивы.

Получение канатов и их навеска. Канаты получают со склада при наличии на них разрешающей визы лица, ответственного за эксплуатацию каната. Для замены каната, преждевременно вышедшего из строя, вместе с требованием представляют акт о необходимости такой замены (с указанием дефекта каната). Если на складе нет нужного каната и требуется навесить канат с другой характеристикой, для последнего должны быть проведены все соответствующие расчеты. Коэффициент запаса прочности предполагаемого к навеске каната должен быть не ниже, чем это указано в паспорте крана.

При получении каната необходимо при помощи штангенциркуля проверить его диаметр по двум противоположным прядям. Навешивать канат следует аккуратно и обязательно с барабана, установленного на козлах, чтобы не повредить его. Навеска может быть поручена только опытным рабочим. При этом обязательно присутствие лица, ответственного за эксплуатацию крана.

Уход и надзор за канатами. При приемке смены необходимо:
а) осмотреть канат и убедиться, нет ли петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа или порванных прядей и проволок;
б) проверить правильность укладки каната в канавках барабана и ручьях блоков;
в) проверить надежность крепления каната к барабану, состояние заплетки свободного конца каната к коушу и надежность крепления каната у коуша зажимами (хомутами);
г) простукивая канат молотком, убедиться в отсутствии обрыва проволок у зажимов (рис. 87), которые должны быть установлены так, чтобы скоба накладывалась на короткий конец петли каната;
д) проверить чистоту каната и его смазку.

При подъеме груза нужно следить за тем, чтобы ветви каната находились в вертикальном (отвесном) положении; запрещается поднимать груз при косом натяжении каната. Канат должен последовательно укладываться в канавках барабана в один ряд. При опускании груза или крюка ветви каната не должны ослабляться (во избежание схода каната с блоков, что вызывает его порчу). Нельзя резко изменять скорость подъема или опускания подвешенного груза.

Рис. 2. Стальной канат, свитый из проволоки одинакового диаметра.

Рис. 3. Стальной канат, свитый из проволоки разного диаметра (компаунд).

Рис. 4. Измерение диаметра стального каната.

Рис. 5. Зажимы каната и их установка.

В случае спадания каната с блока, его защемления или перекрутки (образования узла) груз необходимо опустить и прекратить работу до устранения неисправностей. При обнаружении быстрого износа каната (обрыв пряди и др.) следует немедленно прекратить работу.

Канаты кранов, работающие при нормальных температурных условиях, нужно смазывать не реже одного раза в 10 дней. Запрещается работать с несмазанными канатами. Каждый вновь навешенный канат необходимо подвергать динамическому испытанию повторным подъемом и опусканием груза массой, на 10% более предельно допустимой. Результаты испытаний заносят в журнал учета, осмотров и ремонта кранов.

Периодические осмотры канатов должны проводиться слесарем, крановщиком и другими ответственными лицами при осмотрах кранов, но не реже одного раза в 7—10 дней. При обрывах проволок или других признаках износа, недостаточных для браковки канатов, последние подлежат осмотру раз в 2—3 дня. Результаты периодических осмотров заносят в журнал учета, осмотров и ремонта грузоподъемных кранов.

При периодических осмотрах проверяют состояние каната, крепление его концов, выявляют дефекты, возникшие в строении прядей, определяют изменение диаметра каната и подсчитывают количество оборванных проволок, приходящихся на шаг свивки каната.

Канат подлежит обязательному осмотру независимо от конструкции и назначения крана, на котором он навешен, при аварии с подъемной лебедкой, траверсой и грузозахватными приспособлениями, а также при повреждении каната или обнаружении быстрого износа его. В таких случаях результаты осмотров, помимо занесения в журнал, необходимо оформить актом.

Браковку крановых канатов следует проводить в соответствии с «Нормами браковки изношенных стальных канатов».

Рис. 6. Определение шага свивки каната.

Нормы браковки изношенных стальных канатов. В процессе эксплуатации троса он изнашивается и отдельные проволоки начинают обрываться. При определенной степени износа тросы и тросовый инвентарь должны выбраковываться.

Износ троса определяют по его внешнему виду, наличию обрывов отдельных проволок и по величине коррозии.

Если количество обрывов проволок меньше, чем указано в таблице, то канат не выбраковывают, но оборванные (торчащие) концы проволок обламывают до основания, чтобы избежать на-кола рук.

Стальные канаты (тросы), находящиеся в работе, бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо пряди наносят метку (точка п), от которой вдоль центральной оси каната отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка т). Расстояние между точками пат принимают за шаг свивки каната. У многопрядных тросов, например у каната 18X19=342 с одним органическим сердечником (6 прядей во внутреннем слое и 12 в наружном), пряди отсчитывают, исходя из их числа в наружном слое.

Канаты, изготовленные из проволок различного диаметра, например конструкции 6X19=114 с одним органическим сердечником, бракуют согласно данным, приведенным в первой графе таблицы 10. При этом число обрывов, как норму браковки, принимают условно. Для подсчета обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а обрыв толстой проволоки за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6X1+5X1,7 = = 14,5, т. е. более 12, и, следовательно, канат нужно забраковать.

Число проволок в наружных слоях прядей берут из соответствующего ГОСТа, где в заголовке указано число проволок в каждом слое пряди, или подсчитывают непосредственно на канате.

Износ или коррозию проволок по диаметру определяют при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа и затем замеряют оставшуюся толщину проволоки. В случае допустимого поверхностного износа проволок (без их обрыва) канат можно считать годным для эксплуатации при условии тщательного наблюдения за его состоянием во время периодических осмотров с записью результатов в журнал осмотров.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного каната. При обнаружении в канате оборванной пряди, работа с этим канатом запрещается. С целью уменьшения износа и коррозии тросов их надо периодически смазывать. Тросы и тросовый инвентарь должны осматриваться через каждые 10 дней. Эксплуатация тросов, выбракованных или подлежащих выбраковке, категорически запрещается.

Приемка и порядок хранения канатов. Каждый канат, поступающий на склад, должен иметь акт-сертификат завода, изготовившего его. Если такого акта нет, образец каната должен быть подвергнут лабораторному испытанию, по результатам которого составляют бюллетень.

При приемке каната необходимо проверить состояние упаковки, в случае ее повреждения проверить канат. При повреждении каната должен быть составлен акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Вопрос об использовании такого каната разрешается в зависимости от характера повреждений.

Запрещается сбрасывать барабаны с канатами с железнодорожных платформ, автомашин и других транспортных средств, так как при этом может быть сломан барабан, а также не исключается возможность схода каната с сердечника барабана и запутывания его. Такой канат трудно привести в порядок, не повредив его.

При долгом хранении канатов на складе необходимо периодически не менее одного раза в полгода вскрывать упаковку, просматривать канаты и возобновлять смазку, предварительно смыв керосином старую.

Порядок расследования аварий и несчастных случаев.

При авариях с грузоподъемными машинами, подлежащими регистрации в органах надзора, и несчастных случаях, происшедших во время их эксплуатации (за исключением аварий и случаев травматизма, связанных с монтажом, демонтажем или ремонтом грузоподъемной машины), администрация предприятия обязана немедленно уведомить начальника управления округа Госгортехнадзора, инспектора и вышестоящую организацию:
а) при разрушении или изломе (изгибе) металлоконструкции грузоподъемной машины, вызвавших необходимость капитального ремонта металлоконструкций или замену отдельных секций, а также при падении грузоподъемной машины, вызвавшем указанные повреждения;
б) при единичном несчастном случае со смертельным или тяжелым исходом, а также групповом (с числом пострадавших три и более человек) независимо от степени тяжести.

Уведомление о несчастном случае посылают также в профсоюзные организации согласно действующему Положению о расследовании и учете несчастных случаев, связанных с производством. При получении уведомления об аварии или несчастном случае из числа перечисленных в настоящей инструкции, управлением округа Госгортехнадзора проводится расследование в установленном порядке.

Администрация обязана обеспечить до прибытия инспектора сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не нарушает порядка работы предприятия.

Читать далее:

Категория: - Канаты и грузозахватные устройства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины