Строительные машины и оборудование, справочник





Стальные проволочные канаты автомобильных кранов

Категория:
   Рабочее оборудование автомобильного крана


Стальные проволочные канаты автомобильных кранов

В качестве тягового гибкого органа на кранах применяют стальные проволочные канаты, которые служат для подъема груза и стрелы, для расчалок, а также для строповки поднимаемых грузов. Эти канаты изготовляют из тонкой стальной проволоки, которая подвергается специальной механической и термической обработке, в результате чего прочность ее повышается.

Различают канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки (рис. 15, а) изготовляют из отдельных проволок, навитых концентрическими слоями вокруг одной центральной. Жесткость их высокая, и они не способны перегибаться при прохождении по блокам. Канаты двойной свивки (рис. 15,6) состоят из отдельных прядей — канатов одинарной свивки. Канаты тройной свивки (рис. 15, б) состоят из канатов двойной свивки. Эти канаты очень дороги и особых преимуществ перед канатами двойной свивки не имеют.

Свивка проволок в канатах может быть крестовой, односторонней и комбинированной. Крестовая свивка характеризуется тем, что проволоки в прядях и пряди в канатах свиты в противоположных направлениях. При односторонней свивке проволоки в прядах и пряди в канате свиты в одном направлении. Канаты односторонней свивки отличаются большой гибкостью и меньше изнашиваются. Недостаток таких канатов заключается в том, что они раскручиваются и сминаются при огибании блоков. При комбинированной свивке проволоки в рядом лежащих прядях имеют противоположное направление.



Свивка канатов может быть правой и левой в зависимости от направления свивки прядей в канате.

В соответствии с ГОСТом канаты изготовляют с точечным касанием (ТК) отдельных проволок между слоями (рис. 15, е) и линейным касанием (ЛК) проволок в прядях (рис. 15,ж). Основные преимущества канатов типа ЛК перед канатами типа ТК заключаются в том, что первые сочетают эластичность с высокой износоустойчивостью и большой прочностью при одинаковых прочих условиях.

На автомобильных кранах применяются чаще всего стальные канаты двойной крестовой свивки, типа ТК и ЛК, состоящие из органического сердечника (рис. 15, б), вокруг которого навиты шесть прядей, состоящих из проволок, число которых может быть. Сердечник каната пропитан веществом, долгое время обеспечивающим смазку проволок каната при работе.

Рис. 15. Конструкции стальных проволочных канатов;
а — одинарной свивки; б — двойной свизки; в — тройной свивки; г — с точечным касанием; д — с линейным касанием; е — типа ЛК; ж — типа ЛК-Р; 1 — сердечник; 2 — проволока

Канаты типа ТК ГОСТов 3070—55 (6 X 19 = 114), 3071—55 (6 X 37 = 222) и 3072—55 (6 X 61 – 366) изготовляют из проволок одного диаметра (рис. 15, б). У канатов типа ЛК-0 ГОСТа 3077—55 сердечник пряди и проволоки наружного слоя (рис. 15,(5) имеет больший диаметр, чем проволоки второго слоя. В канатах типа ЛК-Р ГОСТа 2688—55 наружный слой состоит из последовательно уложенных толстых и тонких проволок; сердечник каждой пряди и внутренний слой состоят из тонких проволок (рис. 15, г).

Каждый канат, выходящий с завода-изготовителя, должен иметь паспорт, в котором указывается название завода, его адрес, заводской номер каната, диаметр каната в мм, диаметр проволоки в мм, конструкция (тип) каната, вид проволоки (светлая или оцинкованная), дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства, номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен канат. Канаты, не имеющие паспорта и данных лабораторного испытания, к постановке на краны не допускаются.

Все канаты, в том числе применяемые в качестве чалочных, при подборе перед установкой на кран должны быть проверены расчетом по коэффициенту запаса прочности К, регламентированному правилами Госгортехнадзора. Предельные значения коэффициента запаса прочности даны в табл. 2.

Таблица 2
Коэффициент запаса прочности канатов К (по данным Госгортехнадзора)

Стальные канаты являются ответственной и быстроизнашиваемой деталью кранов, поэтому требуют тщательного наблюдения и ухода. Во время работы канат подвергается поверхностному износу, в результате которого уменьшается сечение каната, появляется усталостный износ, коррозия, приводящие к обрыву отдельных проволок в прядях или пряди в целом.

Степень надежности проволочного каната и пригодность его для дальнейшей эксплуатации определяются по количеству обрывов проволок на шаге свивки каната. Нормами Госгортехнадзора установлено предельно допустимое число порванных проволок на шаге свивки каната, при котором канат должен быть заменен. Например, для канатов крестовой свивки типа ТК6 X 19 при числе обрывов проволок, равном 12 и более, а для канатов той же свивки типа ТК6 X 37—22 и более канат считается непригодным к работе и подлежит замене. Соответствующие таблицы норм браковки канатов приводятся в правилах Госгортехнадзора.

Для предохранения проволок каната от коррозии, а также во избежание преждевременного износа канат необходимо регулярно смазывать канатной мазью или заменяющим ее составом из солидола с добавлением 5—10% битума марки III.

Читать далее:

Категория: - Рабочее оборудование автомобильного крана

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины