Строительные машины и оборудование, справочник






Стартерные аккумуляторные батареи


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Стартерные аккумуляторные батареи

На автомобилях и автобусах применяются стартерные свипцово-кислотпые аккумуляторные батареи. Батареи служат для питания всех потребителей электрической энергии систем зажигания, пуска, освещения, сигнализации и т. д. при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором, когда потребляемая ими сила тока превышает максимальную для генератора величину.

Аккумуляторные батареи при малых габаритах, массе и стоимости должны обладать большой емкостью, малыми сопротивлением и саморазрядом, большими сроком службы и прочностью, быть надежными в эксплуатации. При пуске холодного двигателя стартером аккумуляторные батареи должны обеспечивать отдачу большой силы тока при малом падении напряжения.



Рис. 1. Аккумуляторная батарея

Свинцовая аккумуляторная батарея (рис. 1) состоит из бака, который изготовляют из эбонита, полиэтилена или асфальтопековой пластмассы. Внутрь бака из асфальтопе-ковой пластмассы запрессовывают кислотостойкие вставки.

На дне бака выполнены четыре ребра, на которые ножками опирается каждая положительная и отрицательная пластины. Во избежание замыкания ножки положительных и отрицательных пластин опираются на разные ребра.

В пространстве между ребрами скапливается осыпающаяся с течением времени активная масса пластин (шлам), что на некоторое время предупреждает замыкание разноименных пластин. В батареях типа 6СТ-60 и других в крышках баков, изготовляемых из эбонита или полиэтилена, имеются четыре отверстия: два крайних, для полюсных выводов полублоков пластин, одно заливное, закрываемое резьбовой пробкой и вентиляционное. В два крайних отверстия для надежного уплотнения полюсных выводов при изготовлении крышек заливают свинцовые втулки. Для надежного крепления наконечников стартерных проводов плюсовой и минусовой вывод — конусные. В зависимости от полярности выводы обозначаются знаками «+» и «—». Плюсовой вывод имеет больший диаметр. Сообщение внутренней полости бака с атмосферой осуществляется через отверстие. К выводам приваривают межаккумуляторные перемычки и верхнюю часть свинцовых втулок, установленных в крышках при изготовлении их. Выводы являются продолжением мостиков. Герметичность стыка крышек со стенками баков обеспечивается кислотоупорной мастикой, которая состоит примерно из 75% нефтяного битума № 5 и 25% машинного масла.

Внутрь каждого отсека бака устанавливается блок разноименных пластин с сепараторами.

Решетки пластин (рис. 2, а) отливают из антикоррозионного сплава, содержащего 92 — 93% свинца и 7 — 8% сурьмы. В сплав для решеток положительных пластин, кроме сурьмы, добавляют 0,1—0,2% мышьяка. Сурьму и мышьяк добавляют для увеличения механической прочности и уменьшения коррозии решетки, а также улучшения литейных свойств сплава.

Для увеличения емкости аккумулятора в ячейки решеток вмазывают активную массу, изготовленную из cвинцового порошка и раствора серной кислоты для отрицательных и положительных пластин. Активная масса пластин обладает большой пористостью, а поэтому площадь рабочей поверхности, соприкасающейся с электролитом, увеличивается, и в результате возрастает емкость аккумулятора.

Рис. 2. Детали аккумулятора: а — решетка пластины; б — полублок пластин; в — блок пластин с сепараторами; г — сепаратор

Для увеличения срока службы положительных пластин активную массу упрочняют добавкой в нее полипропиленового волокна. При такой технологии изготовления положительных пластин сепараторы из стекловолокна не устанавливают.

В активную массу отрицательных пластин при ее изготовлении добавляют до 2% расширителей (сернокислый барий и дубитель БНФ), предотвращающих усадку и быстрое затвердение активной массы. Вследствие этого ограничивается уменьшение проходного сечения пор в активной массе при эксплуатации аккумуляторной батареи и связанное с этим преждевременное уменьшение емкости и снижение срока службы пластин.

Активная масса пластин вмазывается в решетки с обеих сторон, после чего пластины прессуют для получения большей пористости подвергают специальной обработке, затем просушивают и осуществляют заряд. Этот процесс заряда называется формированием.

В конце формирования большая часть активной массы положительных пластин превращается в перекись свинца РЬ02 (темно-коричневого цвета), а отрицательных — в губчатый свинец РЬ (серого цвета), вследствие чего емкость аккумул°тора увеличивается до номинальной величины. Заводы выпускают аккумуляторные батареи с сухими заряженными пластинами.

Для увеличения срока службы аккумулятора решетки положительных пластин, прочность которых в результате окисления при заряде уменьшается, имеют большую толщину, чем отрицательные пластины.

Для уменьшения коробления крайней положительной пластины ввиду значительного изменения объема ее активной массы при разряде аккумулятора у большинства батарей положительных пластин в блоке устанавливают на одну меньше, чем отрицательных. Благодаря этому обе стороны крайней положительной пластины подвергаются одинаковому изменению объема активной массы и она меньше коробится.

Для увеличения емкости и уменьшения внутреннего сопротивления в каждом аккумуляторе устанавливают по несколько штук пластин. К мостикам с выводами (рис. 2, б) приваривают ушки одноименных пластин. Полублоки отрицательных и положительных пластин собирают в блок (рис. 2, в), при этом соприкосновение разноименных пластин предотвращается сепараторами.

Сепараторы (рис. 2, г) изготовляют из кислотостойких материалов — микропористой пластмассы (мипласта), микропористого эбонита (мипора), стекловолокна и др.

Одна сторона сепараторов, изготовленных из минора или мипласта, имеет ребра, которые обращены к положительным пластинам. При такой установке сепараторов обеспечивается лучший доступ электролита в поры активной массы положительных пластин, что способствует повышению емкости аккумулятора.

При установке двойных сепараторов к положительным пластинам ставят сепаратор из стекловолокна, что уменьшает оползание активной массы, вследствие чего увеличивается срок службы пластин.

Сепараторы из стекловолокна замедляют диффузию электролита в пластины, что является причиной снижения напряжения и емкости батарей, особенно при снижении температуры электролита.

Над сепараторами в каждом аккумуляторе устанавливают тонкий перфорированный предохранительный щиток из хлорвинила или другого кислотостойкого материала для защиты кромок сепараторов от механических повреждений при измерении плотности или при проверке уровня электролита.

Минимальный срок службы аккумуляторной батареи с одинарными сепараторами из мипласта или мипора — не менее 18 мес при пробеге автомобиля не более 60 тыс. км; для батарей с двойными сепараторами — не менее 24 мес при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км.

Аккумуляторные батареи имеют на перемычках обозначения, характеризующие: тип; число последовательно соединенных аккумуляторов (3 или 6), определяющее номинальное напряжение (6 или 12 В); назначение (СТ — стар-герная для автомобилей и автобусов или ТСТ — стартер-ная для автомобилей тяжелой службы, тракторов, сельскохозяйственных машин и т. п.); номинальную емкость при 20-часовом режиме разряда (А • ч); обозначение, характеризующее материал моноблока (Э — эбонит, Т — полиэтилен, П — асфальтопековая пластмасса), букв, указывающих материал сепараторов (Р — мипор, М — ми-пласт, С — стекловолокно), и соответствующий ГОСТ.

Пример условного обозначения батареи с шестью последовательно соединенными аккумуляторами, номинальной емкостью 75 А • ч, исполненной в моноблоке из эбонита и сепараторами из мипласта: 6СТ — 75ЭМ ГОСТ 959.15 — 71.

Пример условного обозначения батареи для тяжелой службы с тремя последовательно соединенными аккумуляторами, номинальной емкостью 150 А • ч, исполненной в моноблоке из эбонита и сепараторами из мипласта со стекловолокном: ЗТСТ—150ЭМС ГОСТ 959.8—71. Все батареи выпускаются в сухозаряженном исполнении.

Стартерньте батареи при небольших габаритных размерах обладают малым внутренним сопротивлением и большой емкостью.

В аккумуляторных батареях 6СТ — 75, 6СТ — 55 (новой конструкции) моноблок закрывается одной, общей для всех аккумуляторов, пластмассовой крышкой, приваренной по периферии к наружным стенкам блока. Крышка закрывает межаккумуляторные перемычки и имеет над каждым аккумулятором отверстие, закрываемое пробкой. Соединения крышки с торцами стенок моноблока при сборке уплотняются эпоксидной смолой, что предотвращает переливание электролита из одного аккумулятора в другой.

Такие батареи не ремонтируют; в них невозможно проверять каждый аккумулятор нагрузочной вилкой. Наружная поверхность крышки таких батарей меньше загрязняется, что снижает саморазряд батареи.

На автомобилях КамАЗ применяют батареи 6СТ-190ТР без электроподогрева и 6СТ-190ТР-Н с электроподогревом, обеспечивающим нормальную работоспособность батареи в зимнее время при температуре воздуха до —40 °С. В специальные карманы, выполненные в стенке каждого аккумулятора, устанавливается по одному нагревательному элементу, состоящему из графитизированного вискозного шнура, помещенного в перфорированный футляр из кислотостойкого материала.

Электролит в карманы поступает из внутренней полости каждого аккумулятора.

Нагревательные элементы соединены параллельно и подключены через термовыключатель к двум зажимам колодки, закрепленной на наружной стенке бака. При необходимости подогрева электролита подогреватель подключают к постороннему источнику электрической энергии напряжением 24 В и мощностью не менее 600 Вт. Термоэлемент автоматически включает нагревательные элементы при температуре электролита ниже 10 °С и отключает их из цепи при 15 °С.

Электроподогреватель используют только в зимнее время при хранении автомобиля на открытых площадках. Для уменьшения сопротивления аккумуляторных батарей 6СТ-190ТР-Н и 6СТ-190ТР в межаккумуляторных перемычках и выводах полублоков пластин при изготовлении их заливают медные пластины.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины