Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Водопотребление автотранспортных предприятий

Публикация:
   Сточные воды от мойки автомобилей

Читать далее:




Сточные воды от мойки автомобилей

Сточные воды указанной категории составляют 80—85% от объема производственных сточных вод АТП и существенную долю расхода воды на АРП. Основными загрязнениями данных сточных вод являются взвешенные вещества и нефтепродукты. Концентрация взвешенных веществ в них зависит от большого числа факторов: типа автомобиля, его размера, характера дорожного покрытия, сезонных условий, состава грунтов в районе эксплуатации, периодичности мойки подвижного состава и типа применяемой мойки. Основной особенностью содержащихся в стоке нефтепродуктов является их слабая эмульгированность и адсорбция на высококонцентрированную взвесь, что существенно осложняет использование осадка из отстойников без его дополнительной обработки и утилизацию всплывших нефтепродуктов. Согласно ОНТП-01-86/Минавтотранс РСФСР средняя концентрация загрязнений в стоке дана в зависимости от категории автомобилей.

Гранулометрический состав взвешенных веществ, содержащихся в стоке от мойки грузовых автомобилей и автобусов, принят следующий:

Для стока от мойки легковых автомобилей может быть принят следующий гранулометрический состав взвеси: 12% составляют частицы размером 300—25UU мкм; 75%— размером 300—100 мкм; 13%—размером менее 100 мкм.

В сточных водах от мойки автомобилей, работающих на этилированном бензине, возможно попадание в сток высокотоксичного вещества — тетраэтилсвин-ца (ТЭС). Содержание ТЭС, по данным исследований, в стоке составляет 0,002—0,01 мг/л, однако при мойке двигателей оно может достичь 2,46 мг/л. При этом осадок и нефтепродукты, задерживаемые на очистных сооружениях, обладают высокой токсичностью. После реагентной очистки моечных вод последние практически не содержат ТЭС и могут быть включены в систему оборотного водоснабжения.

Применение при туалетной мойке автомобилей CMC ведет к эмульгированию нефтепродуктов и требует иного способа их очистки, так как отстой, коагуляция и фильтрация не обеспечивают надлежащей эффективности.

Моечные воды автотранспортных и авторемонтных предприятий являются частью общей массы нефт;есодержащих сточных вод, состав которых отличается большой сложностью, разнообразием и зависит от вида, назначения и технологии производства и характеристики используемых компонентов. По дисперсионному составу нефтепродукты в сточных водах АТП и АРГ1 могут быть в свободном, эмульгированном и растворенном состоянии. Наличие эмульгированных нефтепродуктов характеризуется попаданием в сток эмульсий и CMC при мойке автомашин, деталей и узлов. Эмульгирование нефтепродуктов происходит также при механическом воздействии на сток, например, при многократной перекачке.

Масляные эмульсии, попадающие в сток, представляют собой коллоидные растворы, которые состоят из капелек минерального масла, окруженных ионами эмульгатора (органической кислотой) и ориентированных углеводородными радикалами в сторону масла, а карбоксильными группами в сторону дисперсионной среды. Очистка маслоэмульсион-ных стоков является серьезной задачей народного хозяйства.

Количество нефтесодержащих сточных вод, образующихся на АТП, колеблется от 50 до 1000 м3/сут. Объем сточных вод АРП относительно невелик, но отличается большой загрязненностью, трудностью обработки и высоким содержанием вредных веществ, получаемых при очистке ремонтного фонда. Необходимость повышения качества ремонта, культуры производства и уменьшения количества требуемой воды на мойке агрегатов и узлов (участок разборки автомобилей) обусловила применение CMC: «Темп-ЮО» «Лабомид-101», «Лабомид-203», МС-6, МС-8, МС-15, МЛ-51 и др. Использование CMC для очистки и мойки ремонтного фонда приводит к образованию иредных по составу сточных вод, содержащих эмульсии и суспензии с высокой степенью дисперсности и содержанием ПАВ. Отработанные растворы моющих средств содержат: нефтепродуктов до 5 г/л, синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ) до 0,1 г/л и неорганических щелочных электролитов до 20 г/л. Концентрация вредных примесей в отработанных растворах в 40—80 тыс. раз превышает допустимые нормы.

Для отвода сточных вод на территории АРП предусмотрено несколько систем канализации: производственная, бытовая и дождевая. Производственная канализация в большинстве случаев принимает несколько стоков различного назначения. Очистка производственного стока осуществляется на нескольких типах очистных сооружений. Например, в отдельную группу выделяются сточные воды от мцечного оборудования, загрязненные щелочами и СПАВ, в другую — стоки окрасочных отделений и гидрофильтров.

Экологическая опасность при сбросе неочищенных стоков АРП в водоем состоит в том, что эмульгированные нефтепродукты и СПАВ вызывают отмирание первичных пищевых цепей водоемов, гибель водорослей и замедление процессов самоочищения водоемов, приводят к массовой гибели живых организмов. Значительное количество загрязнений поступает в водоем с дождевым стоком, образованным на территории АТП и АРП, который содержит до 0,1 г/л нефтепродуктов и 1,5 г/л взвешенных веществ.

Наибольшее количество стоков с высокой концентрацией загрязнений на АРП поступает от участков наружной мойки автомобилей и разборочно-моеч-ного участка. Эти стоки характерны только для АРП и существенно отличаются от подобных стоков промышленных предприятий.

Высококачественная разборка и дефектоскопия узлов и деталей кабин невозможна без тщательной их очистки и последующей мойки в моечных машинах или ваннах.

Разборочно-моечный участок АРП обычно состоит из нескольких (5—10) моечных постов для мойки кабин, оперения и отдельных узлов и деталей. Почти все установки разборочно-моечного участка имеют оборотную систему подачи моющих растворов, в качестве которых используется вода (60—100 °С) с добавлением едкого натра или моющих средств «Лабомид-101», «Лабомид-203», МЛ-52, «Темп-100». После мойки в горячем растворе узлы и агрегаты промываются горячей водой (80—100 °С). Детали, прошедшие очистку растворами «Лабомид-101» и «Лабомид-203», не требуют ополаскивания. После многократного использования моющие растворы и промывочные воды содержат взвешенные вещества и нефтепродукты в эмульгированном состоянии.

Количество стоков составляет: непрерывных— 30—100 м3/сут, периодических—20—30 м3/смену. К непрерывным относятся стоки от промывки аккумуляторов и деталей после смены моющего состава, к периодическим — единовременный сброс от ванн, установок, а также воды от промывки этих ванн. Периодический сброс производят в основном в ночную смену. Такая технология требует увеличения очистных сооружений, поэтому периодический спуск стока осуществляют строго по графику, что и закладывается в проектах Гипроавтотранса РСФСР.

Анализ сточных вод показывает, что по степени загрязненности, определяемой величиной ХПК, и содержанию экстрагируемых веществ все моечные и промывочные воды разборочно-моечного участка условно можно разделить на две группы. В первую группу могут быть отнесены все промывочные воды, содержащие в основном растворенные вещества минерального происхождения, а также стоки от мойки кузовов и шасси. Содержание экстрагируемых веществ в этих стоках не превышает 0,2—1,1 г/л, а ХПК 1,0—2,4 г/л. Ко второй группе можно причислить все остальные моечные стоки и периодц. ческие, поступающие от технологических установок при смене составов.

Отработанные растворы типа «Лабомид», поступающие от моечных машин и другого технологического оборудования, содержат в среднем: 5 г/л нефтепродуктов, 20 г/л щелочных электролитов 0,1 г/л ПАВ.

Помимо разборочно-моечного участка и участка разборки двигателей и гидромеханических передач на некоторых заводах в отдельный участок выделяются почти все другие технологические процессы, для которых характерна следующая средняя концентрация загрязнений в стоках (г/л):

Стоки от мойки полов содержат 60 мг/л взве-шениых веществ и 20 мг/л нефтепродуктов.

В 1983 г. Гипроавтотрансом РСФСР выпущен альбом паспортов водоотведения и водопотребления АТП и АРП, в котором указывается расход воды, характеристика стоков и программа технологического процесса предприятия.

Источником нефтесодержащих стоков служат тепловые участки предприятий автомобильного транспорта.

Кроме того, топливные баки автомобилей до и после ремонта подвергаются проверке на герметичность в ваннах с водой под давлением 0,5— 0,6 кгс/см2. Расход воды при этом составляет 0,6—0,2 м3/сут, в стоках имеются следы нефтепродуктов (масла, бензина). Установка для очистки радиаторов от накипи имеет расход 0,33 м3/ч и периодичность спуска 2 раза в месяц. В стоке содержится до 100 г/л ортофосфорной кислоты, 200 мг/л взвешенных веществ.

На АРП имеются системы оборотного водоснабжения: охлаждения компрессоров, холодильных установок, испытательной станции, гальванических участков, участков точечной сварки, нагревательных печей, выпрямителей тока и т. п. На крупных заводах эти системы объединены в одну систему с общезаводскими градирнями. Наряду с оборотными системами охлаждения на АРП существуют системы по повторному использованию моющих растворов. Моечно-очистное оборудование имеет оборотные системы для мойки и ополаскивания агрегатов, узлов и деталей. Периодически в этом оборудовании производится смена отработанного раствора.

Согласно данным ГосНИТИ установлено, что сильное механическое возмущение моющего раствора (перекачка в оборотной системе) и длительный контакт загрязнений с раствором обусловливает стабилизацию эмульсий, что в свою очередь влияет на снижение воздействия моющего раствора и увеличивает затраты тепловой энергии на 20—45% (на подогрев обрабатываемой жидкости). Чем дальше не выводится из раствора загрязнение, тем больше накапливается нефтяных мыл и тем стабильнее становится эмульсия. Поэтому для продления срока службы раствора и повышения качества мойки поверхностей необходимо применять технологическую очистку моющего раствора в процессе его использования.

Саратовским институтом Гипропромсельстрой разработан ряд типовых проектов растворных узлов ЦРП: ТП 816-9-50.87 на 25 м5 раствора для АРП с программой до 10 тыс. капитальных ремонтов в год; ТП 816-9-49.87 на 50 м3 раствора для АРП с программой от 15 тыс. ремонтов двигателей. Очистка раствора в ЦРП производится отстоем с коагуляцией и фильтрацией (коагуляция может быть заменена электрокоагуляцией или гиперфильтрацией).

Наиболее рациональными и экономичными методами очистки растворов являются гиперфильтрация и ультрафильтрация через полупроницаемые мембраны. Казанским производственным объединением «Тасма» освоено производство трубчатых мембран, разработанных Владимирским НИИ синтетических смол. Разработанная на основе этих мембран ультрафильтрационная установка ОМ-21619 для очистки моющих растворов от нефтепродуктов и мельчайших примесей выпускается опытным заводом Кировоградского филиала ЦКТБ Гос-агропрома УССР. Рабочим элементом установки является трубка из стеклоткани с мембраной из фторолона с размерами пор около 500 А. Разделяемая эмульсия перекачивается вдоль трубки под давлением до 0,5 МПа, фильтрат вместе с моющими средствами, состоящими из неорганических солей и ПАВ, проходит через мембрану, а частицы масла и мельчайшие механические примеси задерживаются.

Стоит s воды содержащие тяжелые металлы. хром, кислоты и щепочи.

Наиболее токсичные сточные воды, сбрасываемые АРП, поступают от цехов и участков гальванических покрытий и других видов обработки поверхностей металлов (травления, пассивации, электрополировки, никелирования и др.). Эти сточные воды содержат кислоты, щелочи, соединения шестивалентного хрома, соли меди, никеля, цинка, кадмия и других металлов. Сброс этих сточных вод в открытые водоемы и городскую канализацию недопустим без соответствующей очистки.

Основное количество кислотощелочных стоков от гальванических участков поступает непрерывно в течение смены от промывки изделий после обезжиривания, травления, нанесения защитных и декоративных покрытий, кроме того, периодически сбрасываются отработанные растворы электролитов от основных ванн и их промывные воды.

Стоки гальванических участков АРП характеризуются следующей концентрацией загрязнений (мг/л):

Количество сточных вод от гальванических участков АРП зависит от назначения и программы предприятия и составляет около 5—7 м3/сут. Наиболее постоянным стоком является сток от промывки деталей. Количество сточных вод, как и коэффициент одновременного действия промывочных ванн, принимается по технологическому процессу и составляет в среднем для холодной промывки 0,6—0,8 м3/ч, для горячей —0,3—0,5 м3/ч.

Расход воды для каждой промывочной ванны на 1 м2 поверхности покрытия ориентировочно можно принять: для холодной воды (10—25 °С ) — 100 л; для теплой (50—60 °С) —50 л; для горячей (80—90 °С) — 20 л. Значения С0 и С„ принимаются по технологии АРП, концентрация загрязнений может быть условно принята в размере 10% от содержания в электролите.

Отработанные растворы из рабочих ванн сменяются один раз в несколько суток. Травильные растворы сменяются один раз в 3—12 сут. Электролиты, содержащие хром, сбрасываются в тех случаях, когда в ваннах скапливается значительное количество пыли и примесей, нарушающих технологический процесс. Растворы фильтруются и возвращаются в рабочие ванны, а сток от промывки спускается в канализацию.

Сточные воды от гальванических участков по характеру загрязнений разделяются на две группы: сточные воды, содержащие хромовую кислоту (после хромирования изделий); кислые и щелочные стоки (от обезжиривания и травления поверхностей). Обработка этих стоков производится раздельно.

Непрерывные промывные воды содержат незначительное количество кислот и щелочей (30—100 мг/ /л) и ионы тяжелых металлов Fe+2, Fe+3, Си. Периодический сток об обмыва ванн содержит большое количество кислот (до 400 г/л H2S04), щелочи (50 г/л NaOH) и ионы тяжелых металлов. Сток имеет кислую реакцию.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Водопотребление автотранспортных предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Сточные воды от мойки автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства