Строительные машины и оборудование, справочник






Стояночные тормозные системы автомобиля


Категория:
   Устройство автомобиля


Стояночные тормозные системы автомобиля

У автомобиля ГАЗ-66 стояночный тормоз колодочный, барабанный, с механическим приводом; установлен на раздаточной коробке.

Тормозной механизм включает барабан опорного диска, две колодки с фрикционными накладками, четыре пружины, отражатель, разжимное и регулировочное устройства.

Тормозной барабан крепится к фланцу заднего карданного вала. Опорный диск закреплен на крышке вала привода заднего моста раздаточной коробки. Разжимное устройство состоит из корпуса, закрепленного на опорном щите, разжимного стержня с двумя шариками, двух толкателей. В пазы толкателей опираются концы колодок. С внутренней стороны толкатели имеют наклонные выемки, по которым перемещаются поршни разжимного устройства.



Регулировочное устройство состоит из корпуса, двух опор колодок, конического сухаря, регулировочного винта. В торце винта закреплена штифтом пластинчатая пружина, которая входит в паз сухаря. Пружина имеет возможность поворачиваться относительно сухаря. В пазы опор входят нижние концы колодок. Колодки оттягиваются от барабана пружинами. Пружины правой колодки сильнее пружин левой колодки, поэтому они прижимают конический сухарь влево до упора в корпус регулировочного устройства; между правой стороной сухаря и корпусом в незаторможенном состоянии образуется зазор 3 мм.

Рис. 1. Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-66:
1 — тяги; 2 — стержень; 3 — защелка; 4 — рукоятка; 5 — опора колодки; в — корпус Регулировочного устройства; 7 — регулировочный винт; 8 — пружины; 9, 11 — колодки; 10 — опорный диск; 12 — толкатель; 13 — корпус разжимного устройства; 14 — шарики; 15 — разжимный стержень; 16, 18 — барабан; 17, 21 — рычаги; 20 — регулировочная вилка

Привод стояночного тормоза состоит из рукоятки со стержнем, кожуха, промежуточного рычага, двух тяг, рычага. Для удержания тормоза в заторможенном состоянии имеется защелка, которая упирается в зубцы стержня.

Для затормаживания водитель затягивает рукоятку вверх, тяга перемещается вперед, рычаг своим коротким плечом воздействует на разжимный стержень, который вдвигается внутрь разжимного устройства. Шарики раздвигают толкатели колодок, которые прижимаются к барабану и затормаживают автомобиль.

При затормаживании скатывающегося вперед автомобиля сначала соприкасается с барабаном левая колодка, имеющая более слабые пружины. Эта колодка захватывается барабаном, перемещается по направлению его вращения и своим нижним концом через конический сухарь дополнительно прижимает правую колодку к барабану. Тем самым усиливается эффективность торможения автомобиля.

При торможении автомобиля, скатывающегося назад, заклинивается .правая колодка. Через -свою опору она прижимает сухарь к корпусу регулировочного устройства и на левую колодку не воздействует. Эффективность торможения в этом случае меньше, чем при торможении скатывающегося вперед автомобиля.

Регулировка стояночного тормоза производится при помощи винта. Винт затягивается так, чтобы тормозной барабан не проворачивался от руки (при поднятом колесе), и затем отпускается до свободного вращения барабана. Привод тормоза регулируют изменением длины тяги при помощи вилки.

У автомобиля ГАЗ-53А тормозной механизм стояночной системы такой же, как у автомобиля ГАЗ-66. Привод механизма состоит из рычага, расположенного в кабине, промежуточной тяги и рычага, короткий конец которого действует на разжимный стержень механизма. Рычаг тормоза фиксируется при помощи защелки и зубчатого сектора. Тормозной механизм расположен на коробке передач.

Автомобиль ЗИЛ-131 имеет стояночную тормозную систему с колодочным барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.

Тормозной механизм расположен на раздаточной коробке и включает в себя тормозной барабан, две колодки из алюминиевого сплава с фрикционными накладками, ось колодок, разжимный кулак с регулировочным барабан рычагом, две стяжные пружины, щиток (он защищает тормоз от попадания грязи).

Рис. 2. Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-131:
1 — раздаточная коробка; 2 — тормозная колодка; 3 — щиток; 4 — ось колодок; 5,8 — пружины; 6 — опорный кронштейн; 7 — фланец; 9 — разжимный кулак; 10 — сухарь ко лодки; 11 — сальник; 12 — регулировочный рычаг; 13 — штанга; 14 — угловой рычаг; 15 — кронштейн; 16 — регулировочная тяга; 17 — вилка; 18 — рычаг тормоза; 19 — зубчатый сектор; 20 — защелка; 21 — тяга к тормозному крану; 22 — тяга защелки; 23 — рукоятка рычага; 24 — рукоятка тяги защелки; 25 — тормозной

Барабан тормоза с фланцем закреплен на конце вала привода задней тележки раздаточной коробки. Роль опорного диска выполняет кронштейн, являющийся одновременно крышкой подшипника раздаточной коробки. В кронштейне установлен сальник. Колодки устанавливаются па одной общей оси и фиксируются чекой. Разжимный кулак изготовлен заодно с валом, который устанавливается в опорном кронштейне. На наружном конце вала закреплен рычаг, выполненный в форме сектора с отверстиями.

Привод стояночного тормоза состоит из рычага с зубчатым сектором, защелкой и тягой, тяги, углового рычага и штанги. Рычаг стояночного тормоза через ушко и тягу связан с рычагом ручного привода тормозного крана.

Рис. 3. Стояночная тормозная система автомобиля «Урал-375Д»:
1 — рычаг; 2 сектор рычага; 3 — рычаг тормозного крана; 4 — регулировочный рычаг; 5 — разжимный кулак; 6 — тормозная колодка; 7 — диск опорный; 8 — ось колодок

Когда водитель поднимает рукоятку рычага вверх, нижний конец последнего перемещает тягу вперед, угловой рычаг опускает штангу вниз, поворачивает регулировочный рычаг и вместе с ним разжимный кулак, прижимая колодки к барабану.

Регулировка стояночного тормоза производится изменением длины тяги и рычагом. Сначала тормоз регулируют тягой. При этом тягу отсоединяют от рычага, ставят этот рычаг в крайнее нижнее положение до упора и, изменяя длину тяги резьбовой вилкой, добиваются такого положения, чтобы после присоединения тяги к рычагу полное затормаживание происходило при перемещении стопорной защелки 20 на 2—6 зубьев зубчатого сектора. Если укороченная до предела тяга не обеспечивает регулировку тормоза, то палец, к которому присоединяется конец штанги, переставляется на очередное отверстие сектора и повторяется регулировка тягой.

У автомобиля ЗИЛ-130 тормозной механизм расположен на коробке передач и по устройству такой же, как у автомобиля ЗИЛ-131. Привод тормоза механический, по устройству незначительно отличающийся от привода автомобиля ЗИЛ-131.

У автомобиля «Урал-375Д» стояночный тормозной механизм аналогичен по устройству и расположению тормозному механизму автомобиля ЗИЛ-131. Отличие состоит лишь в том, что на валу разжимного кулака установлен обычный рычаг с одним отверстием под палец. Привод тормоза состоит из рычага с зубчатым сектором и защелкой, двух промежуточных рычагов с валиком и кронштейном, двуплечего рычага, передней, средней и вертикальной тяг. В приводе имеется тяга ручного привода тормозного крана.

Регулировка тормоза производится изменением длины средней тяги. При большом износе колодок регулировка производится перестановкой рычага относительно вала разжимного кулака на один зуб по ходу часовой стрелки. Правильность регулировки проверяется по величине зазора между колодками и барабаном, который должен быть 0,3—0,6 мм. Зазор проверяется щупом через щели в отражателе тормоза. У правильно отрегулированного тормоза собачка защелки устанавливается на четвертом — десятом зубе сектора.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Стояночные тормозные системы автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы