Строительные машины и оборудование, справочник





Стояночный тормоз автомобиля БелАЗ

Категория:
   Автомобили БелАЗ

Стояночный тормоз автомобиля БелАЗ

Барабан (рис. 124) стояночного тормоза прикреплен к фланцу ведомого вала гидромеханической передачи. Стальная лента с прикрепленной к ней тормозной накладкой охватывает барабан по периметру. К концам ленты приклепаны наконечники, а к средней ее части — кронштейн. Лента с кронштейном насажена на силовую опору крышки корпуса тормоза-замедлителя и закреплена установочным болтом и пружиной. Установочным болтом регулируется также величина зазора между барабаном и тормозной накладкой.

Рис. 124. Стояночный тормоз:
1 — стяжка; 2, 16 и 19 — контргайки; 3 и 20 — гайки; 4 — сухарь; 5 — нижний наконечник ленты 6 и 7 — возвратные пружины; 8 — опора нажимных кулаков; 9 — верхний наконечник ленты; 10 — лента; 11 — тормозная накладка; 12 — барабан; 13 — кронштейн; 14 — щека привода; 15 — тяга; 17 — наконечник тяги; 18 — нажимный кулак; 21 — болт; 22 — крышка корпуса тормоза-замедлителя; 23 — установочный болт; 24 — пружина



Рис. 124. Стояночный тормоз:
1 — стяжка; 2, 16 и 19 — контргайки; 3 и 20 — гайки; 4 — сухарь; 5 — нижний наконечник ленты 6 и 7 — возвратные пружины; 8 — опора нажимных кулаков; 9 — верхний наконечник ленты; 10 — лента; 11 — тормозная накладка; 12 — барабан; 13 — кронштейн; 14 — щека привода; 15 — тяга; 17 — наконечник тяги; 18 — нажимный кулак; 21 — болт; 22 — крышка корпуса тормоза-замедлителя; 23 — установочный болт; 24 — пружина

На наконечниках ленты и опоре крышки установлен включающий механизм тормоза, состоящий из стяжки, возвратных пружин, нажимных кулаков, щек привода и болта. Под нажимными кулаками установлена опора, а под гайкой крепления стяжки — сухарь. Нажимные кулаки через наконечник соединены с тягой привода стояночного тормоза.

При включении стояночного тормоза усилие от тяги передается к нажимным кулакам, которые, поворачиваясь, через опору воздействуют на верхний наконечник ленты. Одновременно кулаки, приподнимаясь вверх вместе со щеками, соединенными с опорой крышки тормоза-замедлителя, увлекают за собой стяжку, которая через сухарь воздействует на нижний наконечник ленты. В результате этого происходит равномерный выбор зазора между барабаном и тормозной накладкой и автомобиль затормаживается.

При выключении стояночного тормоза нажимные кулаки под воздействием тяги привода поворачиваются в обратную сторону, наконечники ленты под воздействием возвратных пружин возвращаются в исходное положение. В результате этого устанавливается зазор между барабаном и накладкой и автомобиль растормаживается.

Равномерное распределение зазора между верхней и нижней ветвью тормозной ленты и барабаном обеспечивается завертыванием или отвертыванием гайки болта.

Различие между стояночными тормозами автомобилей-самосва-лов и автомобилей-тягачей заключается в том, что на автомобилях-тягачах лента и включающий механизм тормоза установлены на суппорте, который крепится к картеру дополнительной коробки, а тормозной барабан установлен на фланце ведомого вала этой же коробки.

Привод стояночного тормоза на всех автомобилях-самосвалах имеет одинаковое устройство и состоит из рычага управления (рис. 125), рычага привода и тяг.

Рычаг управления стояночным тормозом прикреплен к полику кабины справа от сиденья водителя. Вал (рис. 126) установлен в трубе кронштейна на двух втулках и может свободно в них поворачиваться. Втулки и вал смазываются через масленку. На концах вала шпонками и стяжными болтами с гайками закреплены рычаги. Рычаг через вилку и тягу соединен с рычагом привода. Отверстие в кронштейне и полике кабины под тягу закрыто прокладкой и крышкой. Для предотвращения самопроизвольного перемещения рычага имеется стопорное устройство, состоящее из сектора, прикрепленного к кронштейну через сухари, и стопорной планки, прикрепленной к рычагу.

Рис. 125. Привод стояночного тормоза автомобилей-самосвалов:
1 — рычаг управления; 2, 5 и 10 — тяги; 3 — рама автомобиля; 4 — рычаг привода; 6 — контргайка; 7 — регулировочная муфта; 8 — гидромеханическая передача; 9 — стояночный тормоз

Рис. 126. Рычаг управления стояночным тормозом:
1 — рукоятка тяги стопорной планки, 2 — рычаг управления; 3 — зубчатый сектор; 4 — кронштейн; 5 — вал; 6 — тяга; 7 — вилка тяги; 8 — стопорная планка; 9 — контргайка; 10 — пружина; 11 — тяга стопорной планки; 12 — сухарь; 13 — втулка; 14 — масленка; 15 — рычаг; 16 — крышка; 17 — прокладка

Управление стопорным устройствам осуществляется через рукоятку, соединенную со стопорной планкой тягой. Под воздействием пружины, установленной на тяге, эта тяга вместе со стопорной планкой перемещается вдоль рычага влево, в результате чего планка входит в соответствующую впадину между зубьями сектора. Натяжение пружины изменяется при ввертывании или вывертывании тяги со стопорной планки. При получении необходимого натяжения пружины тяга стопорится контргайкой.

Для включения стояночного тормоза поднимают рычаг за его рукоятку вверх до отказа. При этом стопорная планка благодаря своей скошенной кромке будет перескакивать из одной впадины зубчатого сектора 3 в другую, в результате чего будут слышны характерные щелчки. Для выключения тормоза нажимают на рукоятку так, чтобы стопорная планка вышла из впадины на секторе, и опускают рычаг вниз до отказа.

Рычаг привода стояночного тормоза установлен на левой продольной балке рамы. Кронштейн (рис. 127) рычага привода тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А закреплен на внутренней стороне продольной балки рамы, а фланец на наружной. В отверстия кронштейна и фланца установлен вал, который может в них свободно поворачиваться. Трущиеся поверхности вала смазываются через масленки. На наружном конце вала установлен на шпонке и закреплен стяжным болтом рычаг, который через вилку и тягу соединен с рычагом управления. Длина тяги регулируется ввертыванием или вывертыванием ее с вилки и вилки. От самопроизвольного вывертывания тяга предохранена контргайкой.

Рис. 127. Рычаг привода стояночного тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1, 14 и 22 — тяги; 2 — серьга; 3 — направляющая; 4 и 9 — масленки; 5 — рычаг привода; 6 — кронштейн; 7 — вал; 8 — фланец; 10 — шпонка; 11 — рычаг; 12 — вилка; 13 и 20 — контргайки; 15 — заклепка; 16 — втулка; 17 — направляющий палец; 18 — палец тяги; 19 — распорная втулка; 21 — регулировочная муфта

На другом конце вала на шпонке установлен рычаг, который через заклепки соединен с серьгами. Серьги на этих заклепках могут свободно поворачиваться. К каждой серьге гайкой прикреплен направляющий палец, на котором установлена втулка. Направляющие пальцы вместе со втулками входят в специальные пазы направляющих, прикрепленных к кронштейну. При перемещении рычага втулки перекатываются по пазам направляющих. Тяга соединена с серьгами через палец, на котором она может свободно поворачиваться. Между головкой тяги и серьгами установлены распорные втулки. Тяга через регулировочную муфту, тягу и наконечник соединена с нажимными кулаками стояночного тормоза. Общая длина тяг изменяется при вращении муфты. От самопроизвольного отвертывания регулировочная муфта стопорится контргайкой. Можно также изменить длину тяги, ввертывая или вывертывая ее с наконечника. Соединение тяги и наконечника стопорится контргайкой.

Различие между рычагами привода стояночного тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-548А заключается в том, что на автомобиле БелАЗ-548А направляющие пазы проделаны в стенках кронштейна рычага, а вал рычага помещен в трубу, приваренную к этому кронштейну.

Привод стояночного тормоза автомобилей-тягачей показан на рис. 128. Рычаг управления соединен через тягу с малым рычагом, закрепленным на валу. Вал вращается на двух втулках, установленных в кронштейне. Втулки и вал смазываются через масленку. Ко второму концу вала приварен двуплечий рычаг. Одно плечо рычага через вилку, тягу, пружины и скобу соединено с рычагом тормозного крана. Длина тяги меняется при ввертывании или вывертывании ее с вилки. Соединение тяги с вилкой застопорено гайкой. Второе плечо рычага через вилку, тягу, рычаг привода, тягу, регулировочную муфту и тягу соединено со стояночным тормозом.

Рис. 128. Привод стояночного тормоза автомобилей-тягачей:
1 — рычаг управления; 2, 9, 14, 21 и 23 — тяги; 3 — двуплечий рычаг; 4 — тормозной кран; 5 — рама автомобиля-тягача: 6 — скоба: 7 и 8 — пружины-компенсаторы разности ходов; 10 и 13 — контргайки; 11 и 12 — вилки тяг; 15 — кронштейн; 16 — вал; 17 — масленка; 18 — втулка; 19 — малый рычаг; 20 — рычаг привода; 22 —регулировочная муфта; 24 — стояночный тормоз

Таким образом, при включении стояночного тормоза автомобиля-тягача включаются также рабочие тормоза его прицепного агрегата.

Рычаг привода стояночного тормоза автомобилей-тягачей установлен на внутренней стенке левой продольной балки рамы. От рычага привода стояночного тормоза автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А он отличается тем, что в его конструкции отсутствует фланец крепления рычага, направляющие пазы проделаны в стенке кронштейна, а вал вращается на двух втулках, установленных в трубе, приваренной к этому кронштейну. Втулки и вал смазывают через одну масленку.

Рычаг управления стояночным тормозом, установленный на автомобилях-тягачах, такой же, как и на автомобилях-самосвалах.

Регулировка стояночного тормоза. Стояночный тормоз регулируют для уменьшения зазора между лентой и барабаном, увеличившимся вследствие износа тормозной накладки.

Регулировку стояночного тормоза автомобилей-самосвалов, производят в следующем порядке.

Опустить рычаг вниз до отказа.

Отсоединить вилку от рычага.

Расшплинтовать и отвернуть на несколько оборотов установочный болт 23 (см. рис. 124), поместить между барабаном и накладкой тормозной ленты против указанного болта щуп толщиной 0,5 мм и зажать щуп этим болтом так, чтобы его можно было передвигать усилием 2—3 кГ.

Отвернуть на несколько оборотов контргайки и, вращая последовательно гайку стяжки и гайку болта, установить по всей длине ленты минимально возможный зазор между_тормоз-ной накладкой и барабаном. Допускается при необходимости увеличить зазор между барабаном и тормозной лентой против установочного болта до 1 мм.

Удерживая гайки от проворачивания, застопорить их контргайками и зашплинтовать установочный болт.

Отвернуть на несколько оборотов контргайку и, вращая регулировочную муфту, установить такую общую длину тяг, чтобы опорные поверхности нажимных кулаков по всей своей длине касались опоры, а направляющие пальцы переместились в пазах направляющих назад до упора. Удерживая регулировочную муфту от проворачивания, надежно затянуть контргайк.

Подсоединить вилку к рычагу, предварительно изменив при необходимости длину тяги, ввертывая или вывертывая ее с вилок.
Надежно затянуть контргайку.

Регулировку стояночного тормоза автомобилей-тягачей производят в следующем порядке.

Опустить рычаг вниз до отказа.

Отсоединить вилку тяги от рычага и вилки от рычага.

Отрегулировать зазор между барабаном и лентой стояночного тормоза и общую длину тяг (как указано для автомобилей самосвалов).

Отвернуть на несколько оборотов контргайку и, ввертывая или вывертывая тягу с вилки и вилки, расположенной на другом конце этой тяги, отрегулировать длину тяги так, чтобы при подсоединении вилки к рычагу ось рычага расположилась ниже горизонтальной оси и угол между этими осями был около 10°.

Подсоединить вилку тяги к рычагу, предварительно изменив при необходимости длину этой тяги.

Вращая гайки крепления пружин, установить длину каждой из этих пружин в натянутом состоянии одинаковой и равной 95 мм. Отвернуть на несколько оборотов контргайку и, вращая вилку, установить расстояние между осями отверстий под пальцы в скобе бив этой вилке равным 400 мм, после чего затянуть контргайку.

Соединить вилку с рычагом, не стопоря шплинтом палец крепления вилки.

После регулировки стояночный тормоз должен включаться при перемещении рычага управления вверх до отказа на три — пять щелчков стопорного устройства. На автомобилях-тягачах при перемещении рычага управления вверх до отказа и при наличии сжатого воздуха в воздушном баллоне прицепного агрегата должен также включиться рабочий тормоз этого прицепного агрегата, а при перемещении рычага управления вниз до отказа — отключиться. Если же это не происходит, то вращением вилки изменить длину тяги, имея в виду, что при уменьшении длины этой тяги включение тормозного крана, а следовательно, и включение рабочего тормоза прицепного агрегата произойдет раньше. Установив требуемую длину тяги, надежно затянуть контргайку, соединить вилку с рычагом и застопорить шплинтом палец крепления вилки.

При регулировке стояночного тормоза следить за тем, чтобы концы тяг были завернуты в резьбовые отверстия вилок и регулировочной муфты не менее чем на 20 мм.

Правильно отрегулированный стояночный тормоз должен удерживать полностью груженный автомобиль-самосвал или автомобиль-тягач с полностью груженным прицепным агрегатом на уклоне 16%. Можно также проверить эффективность работы стояночного тормоза на автомобиле-самосвале или на автомобиле-тягаче без груза на горизонтальной площадке при включенной третьей передаче и максимальных оборотах двигателя. Обороты двигателя до максимальных доводят постепенно. В обоих случаях рабочий тормоз прицепного агрегата автомобиля-тягача должен быть отключен.

Техническое обслуживание стояночного тормоза

Ежедневно перед выездом на линию проверить эффективность действия тормоза, как указано выше.

Через 100 ч работы очистить детали тормоза от грязи, осмотреть их, при необходимости подтянуть крепления этих деталей и смазать трущиеся поверхности шарнирных соединений согласно указаниям карты смазки.

Если при включении стояночного тормоза перемещение рычага управления увеличилось до семи щелчков стопорного устройства, отрегулировать тормоз.

Когда в процессе эксплуатации обнаружится, что эффективность действия правильно отрегулированного стояночного тормоза недостаточна, снять тормозную ленту и проверить состояние накладки. Если накладка замаслена, промыть ее керосином и протереть жесткой щеткой. Если расстояние от поверхности накладки до головки заклепок составляет менее 0,5 мм, заменить накладку. После сборки отрегулировать тормоз.

Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины