Строительные машины и оборудование, справочник





Стреловой и грузовой полиспасты

Категория:
   Устройство башенных кранов


Стреловой и грузовой полиспасты

Стреловой полиспаст. Большинство стрел кранов подвешено к поворотной головке на канатном полиспасте, кратность которого зависит от грузоподъемности крана. Запасовка каната производится на блоки, закрепляемые в обоймах расчалов. Один из расчалов соединяется с головной частью стрелы, а другой — с поворотной головкой. Схемы запасовки стреловых полиспастов и механизмов изменения вылета стрелы приведены на рис. 68. Свободный конец каната проходит между отклоняющими блоками поворотной головки и навивается на барабан ручной или электрической лебедки, устанавливаемой на противовесной консоли.

В кране СБК-1 стреловой полиспаст отсутствует. Подвеска стрелы кранов СБК-1 до последнего времени выполнялась с помощью постоянных канатных петель на полублоках.

Для изменения вылета стрелы необходимо, поднимать ее с помощью собственной грузовой лебедки путем упора крюковой обоймы в оголовок стрелы и производить вручную укорочение или удлинение звеньев подвески. Эта операция должна производиться с соблюдением правил техники безопасности.



В большинстве кранов изменение угла наклона стрелы сопровождается перемещением груза по кривой вверх или вниз, что вызывает повышенный расход энергии и требует увеличения мощности двигателя стреловой лебедки.

Рис. 68. Кинематические схемы механизмов изменения -вылета стрелы:
а —с помощью ручной лебедки; б —с помощью электрической лебедки; в, г —с горизонтальным перемещением груза (краны БК-2, СБК- 1м)
1 — стреловой барабан; 2—грузовой барабан; 3 — открытая зубчатая передача- 4 — направляющий блок на головке башни; 5—6 — блоки расчала стрелы; 7 – электродвигатель; 8 — блоки на головке стрелы; 9 — ограничитель грузоподъемности

В кранах БК-2, СБК-1м и БТК-30 схема запасовки стрелового и грузового канатов (рис. 68 и 69) исключает движение груза по кривой при изменении угла наклона стрелы.

У крана БК-2 один конец стрелового каната закрепляется на грузовом барабане, другой — на расчале стрелы, проходя по стреловому барабану в виде бесконечной нитки. Навивка канатов на барабан стреловой лебедки производится в разные стороны, вследствие чего опускание срелы сопровождается подъемом груза и наоборот. Специальный выбор длины полиспаста и расчала, а также консольное размещение стреловых блоков на головке башни и применение конических барабанов стреловых лебедок обеспечивают при изменении вылета стрелы движение груза, близкое к горизонтальному. Аналогичная схема запасовки канатов применена на кранах БК-5-195, БК-215, МСК-3-5/20 и Т-226.

Особенностью схемы стрелового полиспаста в модернизированном кране СБК-1У является применение неуправляемого барабана. Изменение вылета стрелы по этой схеме производится следующим образом. Включают грузовую лебедку и поднимают крюковую обойму до упора в оголовок стрелы; при дальнейшем вращении грузового барабана одна из ветвей каната начинает сматываться со стрелового барабана, заставляя его вращаться и наматывать стреловой канат. В результате этого происходит подъем стрелы. Фиксирование стрелы в нужном положении осуществляется закреплением стрелового барабана на оси вручную. Для опускания стрелы барабан освобождают и одновременно включают грузовую лебедку на спуск.

Данная схема механизации изменения вылета стрелы достаточно проста, но требует обязательного подъема вспомогательного рабочего на противовесную консоль для закрепления и освобождения барабана и небезопасна в случае обесточивания системы при спуске стрелы.

В кране БТК-30 применена двухбарабанная фрикционная лебедка для подъема груза и стрелы. Грузовой канат с крюковой обоймы через направляющие блоки, установленные на стреле, направляется на грузовой барабан, где и закрепляется. Стреловой канат с барабана идет на блоки полиспаста, нижняя обойма которого неподвижная, а верхняя подвижная. К этой оси подвешены чугунные балластные плиты. Верхняя обойма укреплена в траверсе, которая с помощью отдельного каната соединяется с хвостовой частью стрелы. При одновременном включении обоих барабанов крюк перемещается по кривой линии, близкой к горизонтальной прямой, а стрела поднимается или опускается в зависимости от направления вращения. Увеличение вылета стрелы сопровождается подниманием подвижных балластных плит и, следовательно, Увеличением активного веса балласта; уменьшение вылета стрелы сопровождается опусканием плит.

Такая конструкция противовеса позволяет наиболее полно уравновесить опрокидывающий момент от стрелы. Для перемещения груза при изменении вылета стрелы в кране БК-2 требуется меньшая мощность, чем в кранах Т-72, в которых груз поднимается или опускается вместе со стрелой.

Рис. 69. Схемы запасовки грузового каната:
а – кранов БК-2, СБК-1; б-крана ПБК-750; в – крана УБК-5-50; г – крана М-3-5-5’ д — крана БТК-30; 1 — грузовой барабан; 2 —грузовой канат; 3 — направляющие блоки на головке башни; 4 — направляющие блоки на головке стрелы; 5—блок крюковой обоймы; «—блока грузовой тележки; 7—стреловой барабан; 8 — блоки полиспаста; 9 — подвижной противовес; 10 — канат соединяющий стрелу и противовес

Грузовой полиспаст. Грузовой полиспаст может иметь различную кратность в зависимости от грузоподъемности крана. Почти все башенные краны грузоподъемностью до 5 т имеют двукратный грузовой полиспаст.

В кране СБК-1 при подъеме любых грузов в пределах грузовой характеристики применяется двукратный грузовой полиспаст (с одним подвижным блоком); в кранах БК-2 и Т-72 при подъеме наибольших грузов, допускаемых по грузоподъемности крана, применяются четырехкратные грузовые полиспасты (с двумя подвижными блоками). Краны большей грузоподъемности имеют 4-, 6-, 8- и 10-кратные полиспасты (БК-102, БК-25-48, БК-40).

Грузовые полиспасты позволяют распределить нагрузку от поднимаемого груза на несколько ветвей каната и тем самым применить канат меньшего диаметра и подъемную лебедку с меньшим тяговым усилием. Канаты грузового полиспаста проходят между направляющими блоками, расположенными на головке стрелы, и блоками крюковой обоймы. Обычно одну ветвь двукратного грузового полиспаста закрепляют в зажиме (коуше), подвешиваемом на конце стрелы, а другую ветвь, обогнув направляющие блоки стрелы и головки, направляют на барабан грузовой лебедки. Полиспаст располагают в вертикальной плоскости стрелы.

Схемы запасовки грузового каната приведены на рис. 69.

В кране УБК-5-50 обе ветви полиспаста с блоков грузовой тележки проходят по стреле и головке и одновременно навиваются на барабан грузовой лебедки. При такой запасовке грузового каната для получения нужной скорости подъема крюка скорость каждой ветви каната должна быть в два раза меньшей, чем при запасовке с одной закрепленной ветвью, а общее тяговое усилие на барабане лебедки — в два раза больше. Таким образом установленная мощность двигателя лебедки в обоих случаях получается одинаковой.

В кранах БК-2, БК-5 грузовой полиспаст расположен в плоскости, перпендикулярной стреле, и обе его ветви являются подвижными. Одна ветвь закрепляется «а грузовом барабане, а другая — на стреловом.

Читать далее:

Категория: - Устройство башенных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины