Строительные машины и оборудование, справочник





Стреловые мачтовые краны


Категория:
   Монтаж строительных конструкций


Стреловые мачтовые краны

К числу мачтово-стреловых кранов относятся под косные и вантовые стреловые краны.

Особенностью их устройства является возможность осуществлять кроме подъема поворот и изменение вылета стрелы. Это увеличивает маневренность крана на монтажных работах по сравнению с мачтами и копрами.

Область применения кранов этой группы очень разнообразна— они применяются при монтаже элементов каркаса промышленных зданий и сооружений, мостов и гидротехнических сооружений.



Подносные и Байтовые стреловые «раны выпускаются грузоподъемностью от 1 до 40 г и потому могут быть применены при монтаже как легких, так « тяжелых конструкций.

Подносные стреловые краны (рис. 24) могут совершать подъемные и поворотные движения и изменять вылет стрелы. Эти краны относятся к группе неполноповоротных механизмов, так как подкосы препятствуют полному повороту и допускают поворот стрелы в пределах 240°.

Грузоподъемность применяемых на монтажных работах под-косных кранов колеблется в пределах от 1 до 35 т, а длина стрелы — в пределах от 7 до 25 м.

Рис. 24. Подносный стреловой кран
1 — мачта; 2 — шарнирная пята мачты; 3 — голова мачты; подкос; 5 — стрела; 6 — подъемный полиспаст; 7 — стреловой полиспаст

Краны, установленные на земле, могут производить подъем конструкций на высоту до 24,5 м от основания. Если же кран установлен на постаментах, эстакадах или на уже смонтированных конструкциях, то высота подъема .может быть увеличена, причем предельная высота подъема в этом случае определяется канатоемкостью лебедки грузового полиспаста.

В зависимости от грузоподъемности эти краны могут быть разделены на две группы.

К первой группе относятся легкие краны грузоподъемностью от 1 до 3 т; их устанавливают на перекрытиях или на прогонах монтируемых ферм и используют для монтажа мелких элементов каркаса здания: прогонов, связей, фонарных ферм, железобетонных элементов покрытия и т. п.

Вторая группа кранов грузоподъемностью от 5 до 35 т относится к категории тяжелых кранов. Этими кранами производится монтаж основных конструкций зданий, гидротехнических сооружений, конструкций мостов и т. п.

Устойчивость подкосных кранов обеспечивается либо загрузкой концов опорной рамы, либо закреплением их за анкерные болты, заделанные в фундамент. Легкие краны при монтаже прогонов и фонарей прикрепляют, например, за верхний пояс фермы.

Рис. 25. Подносный стреловой кран грузоподъемностью 5 7 Общий вид и обозначения для расчета устойчивости

Определив величину опорной реакции А, можно найти .величину противовеса или рассчитать анкерные болты фундаментов.

Байтовые стреловые краны (рис. 26). Мачты кранов этого типа удерживаются в вертикальном положении при помощи вант. В отличие от подкосных вантовые краны являются полноповоротными, однако, во избежание переплетения ходовых ниток, идущих через опору крана на лебедки, лучше не производить поворот «рана больше чем на 300°.

Грузоподъемность Байтовых стреловых кранов колеблется в пределах от 15 до 40 т, длина стрелы от 27 м.

Рис. 26. Байтовый стреловой кран

Основное преимущество кранов этого типа — сравнительно большой радиус действия стрелы при небольшой площади, занимаемой самим краном. Это обстоятельство позволяет пользоваться вантовыми кранами для монтажа промышленных и гидротехнических сооружений, мостов и т. п. При работе на складах установка крана может быть стационарной, а при монтаже протяженных сооружений опорную секцию крана можно установить на тележку, передвигаемую по железнодорожным путям.

Рис. 27. Расчетная схема Байтового стреловою крана

При сборке градирен и тому подобных высоких сооружений стрела ‘Байтового крана на определенной высоте начинает упираться в ранее смонтированные элементы сооружения. Для устранения этого недочета на стреле вантовых кранов (и других стреловых кранов) устанавливают клювы (рис. 29 и рис. 39), которые увеличивают радиус действия монтажного механизма, однако при работе с клювом значительно уменьшается грузоподъемность.

Для устройства фундамента при установке вантовых стреловых кранов необходимо определить давление Р от пяты крана на опору (рис. 27). Для этого, не прибегая к вычислению расчетных усилий во всех элементах крана, определим прежде всего усилие Т в ванте при самом невыгодном расположении стрелы, т е. в плоскости, проходящей через ось мачты и рассчитываемую

Мачтовые краны. Мачтовые краны являются разновидностью вантовых стреловых кранов (рис. 28).

В отличие от подносных и вантовых стреловых кранов стрела мачтового крана крепится не у опоры, а в верхней половине высоты мачты.

Мачтовые краны удобны для монтажа высоких сооружений, имеющих небольшие размеры в плане: градирен, воздухонагревателей и т. п.

Вылет стрелы мачтового крана можно менять при помощи стрелового полиспаста. Мачтовый кран, так же как и вантовый, поворачивают в пределах 300°.

Грузоподъемность мачтовых кранов колеблется в пределах от 4 до 20 т, а высота подъема достигает до 35—50 м.

Для некоторых видов работ рационально-совмещать вантозый и мачтовый краны в один механизм — совмещенный вантово-стреловой кран (рис. 29). Например, при монтаже двух,пролетного цеха с подстропильными фермами, при перемещении крана в одном пролете невозможно смонтировать фермы второго пролета, так как стрела встретит препятствие в виде установленной подстропильной фермы среднего ряда. Невозможно также стрелой вантового крана установить прогоны и связи между фермами.

Рис. 28. Мачтовый кран
а — схема запасовки стрелового полиспаста; б — схема запасовки грузового полиспаста

Рис. 29. Совмещенный вантовый крэн с дополнительной стрелой

В подобных случаях, по предложению лауреата Сталинской премии И. Б. Гитмана (рис. 29), к обыкновенному вантовому крану, имеющему стрелу, прикрепленную к опорной секции мачты, укрепляется дополнительная стрела, шарнирно присоединяемая выше середины мачты. Дополнительная стрела имеет решетчатую конструкцию и крепится к мачте в направлении, противоположном направлению основной стрелы. Таким образом, получается совмещенный вантово-стреловой кран, который может работать попеременно обеими стрелами.

Канаты грузового и стрелового полиспастов и дополнительной стрелы наматывают на барабаны электролебедок, устанавливаемых на той же балке, на которой стоит опорная пята крана.

Изготовление дополнительной стрелы и крепление ее к любому стыку мачты настолько просты, что эта работа может быть легко выполнена на строительной площадке.

Монтаж вантово-стреловых кранов заключается в установке мачты, которая может быть поднята одним из описанных ранее способов, и в последующем присоединении к ней стрелы. Перед подъемом мачты к ней укрепляют блок стрелового полиспаста, с тем чтобы после подъема можно было легко запасо-вать трос стрелового полиспаста и при помощи стреловой лебедки поднять стрелу в проектное положение.

Читать далее:

Категория: - Монтаж строительных конструкций

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины