Стреловые передвижные краны относятся к группе кранов общего назначения. По своей универсальности они могут работать с любыми грузами (соответствующими по весу грузоподъемности крана) и выполнять как погрузочно-разгрузочные, так и монтажные работы.
Эти краны предназначены для подъема грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальном направлении. Подъем груза осуществляется грузоподъемной лебедкой, а перемещение в горизонтальном направлении — поворотом крана, изменением вылета стрелы или передвижением крана при весе груза в пределах его грузоподъемности без выносных опор.
Полный цикл работы стрелового крана состоит из застроповки и захвата груза, подъема и перемещения его к месту назначения, опускания и расстроповки груза. Цикл повторяется после возвращения захватного приспособления в исходное положение для захвата и перемещения очередного груза.
Современные стреловые передвижные краны выпускаются самоходными полноповоротными и состоят в основном из ходовой части, поворотной части и рабочего оборудования.
Ходовая часть крана является его опорой, служащей как для передвижения крана своим ходом, так и для воспринятая всех нагрузок от собственного веса и веса поднимаемого груза.
Требования, предъявляемые к ходовой части, определяются технологическим процессом работы крана, родом и состоянием грунта и условиями передвижения. Но независимо от этого ходовое оборудование должно быть надежным в работе, относительно простым по конструкции, обеспечивать необходимые запасы тяговых усилий и хорошую проходимость при различных атмосферных и климатических условиях, а также устойчивость при работе, безопасность при движении под уклон и на подъем, проход по кривым малых радиусов.
Конструктивно стреловые краны почти не отличаются от одноковшовых экскаваторов. Главное их отличие — низкие скорости опускания груза («посадочные») и сравнительно небольшие скорости вращения поворотной части.
Таким образом, внесение некоторых дополнений в кинематическую схему экскаватора превращает эту машину в полноценный стреловой кран.
Стреловые краны могут быть выполнены на гусеничном, пневмо-колесном, автомобильном и железнодорожном ходу. Иначе говоря, одна и та же поворотная часть крана с рабочим оборудованием может быть смонтирована на любом ходу и превращаться тем самым в гусеничный, автомобильный или железнодорожный кран.
В Советском Союзе железнодорожные краны по ряду обстоятельств фактически выделились в самостоятельную группу; поворотные части этих кранов и кранов с другим ходовым оборудованием различны по конструкции.
В зависимости от типа силовой установки краны подразделяют на дизельные, электрические, дизель-электрические и гидравлические. Если привод всех механизмов крана осуществляется от одного двигателя, то этот привод называется одномоторным, а в случае когда у каждого механизма крана имеется самостоятельный двигатель, — многомоторным.
Стрелы у передвижных стреловых кранов могут быть решетчатыми или сплошностенчатыми, прямолинейными или Г-образными. Последние удобны при работе с грузами больших габаритов. Длину стрелы у одних кранов можно изменять благодаря тому, что она выполнена телескопической, у других — при помощи вставок (Г-образные стрелы вставок не имеют).
Для ведения монтажных работ к головке прямолинейной стрелы можно прикрепить небольшую качающуюся стрелу («гусек»), оснащенную дополнительным крюком.
Основными параметрами стреловых передвижных кранов являются грузоподъемность, вылет и длина стрелы, высота подъема крюка, скорость подъема и опускания груза, скорости поворота и передвижения, подъем пути, преодолеваемый при передвижении, время изменения вылета стрелы, мощность двигателей, габаритные размеры и вес.
В последнее время принята следующая размерность грузоподъемности стреловых кранов: 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и 160 т. Так как грузоподъемность крана зависит не только от вылета стрелы, но и от размера его базы, то у одного и того же крана ее величина может быть различной при продольном и поперечном положении стрелы, если размеры опорной базы в продольном и поперечном направлениях неодинаковы.
Для оценки крана как погрузочно-разгрузочного механизма иногда в параметры крана включают его производительность, т.е. количество грузов, перегружаемых в единицу времени. При этом зачастую приводится теоретическая или техническая производительность.
ГОСТ 9692-61 установлены параметры стреловых самоходных кранов общего назначения на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу. Эти же краны на период до 1970 г. включены в типаж, охватывающий краны грузоподъемностью от 4 до 100 т. Краны большей грузоподъемности являются уникальными и поэтому в типаж не вошли.
Типажем предусмотрены краны на шасси грузовых автомобилей, на специальных агрегатных шасси, на колесных шасси с самостоятельным двигателем ходовой части и на гусеничном ходу. В качестве основных параметров кранов, включенных в типаж, приняты: максимальная грузоподъемность при минимальном вылете стрелы и установке крана на выносных опорах (аутригерах) — главный параметр; грузоподъемность при том же вылете стрелы и без установки на выносные опоры; высота подъема крюка; скорость передвижения; вес крана; минимальная скорость опускания груза и др.
Грузоподъемность кранов на шасси грузовых автомобилей (как обычной, так и повышенной проходимости) находится в пределах от 4 до 16 т.
Одноковшовые экскаваторы, оснащенные сменным крановым оборудованием, могут использоваться на строительстве также в качестве кранов. Универсальные одноковшовые экскаваторы включены в общесоюзный типаж, согласно которому грузоподъемность кранового оборудования для экскаваторов с ковшом емкостью 0,4; 0,65; 1,0 и 1,6 ж3 составляет соответственно 6,3; 10; 16 и 25 т.
Параметры и типоразмеры стреловых кранов на железнодорожном ходу (табл. 5) регламентируются ГОСТ 877—65. Для этих кранов установлены следующие величины грузоподъемности: 16, 25, 40, 63, 100 и 160 т.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стреловые передвижные краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы